Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемforum.es1301.ru
1 Итоги первого этапа мониторинга психологических показателей эффективности экспериментальных форм работы ГЭП Алексей Сергеевич Обухов 12 мая 2009
2 Школы и классы, принявшие участие в мониторинге ГОУ СО 1452 – 6, 7, 9 классы ГОУ СОШ 1301 – 2, 4, 6, 8, 10, 11 классы ГОУ СОШ 399 – 3, 10, 11 классы Лицей 1511 – 9, 10, 11 классы Не участвовали: ГОУ СОШ 1373 и 1452
3 Полный комплекс методик Диагностика внутреннего развития учащегося в средней школе: Методика BASE (А.Л. Венгера и В.С. Ротенберга) – выявление доминанты поведенческой стратегии в ситуации неопределенности (поисковой, хаотической, стереотипной, пассивной) Анкета на включенность и субъективное отношение к исследовательской деятельности (опросник А.С. Обухова и М.В. Пискуновой) Методика изучения исследовательской позиции школьников (Н.Б. Шумаковой) Анкета «Познавательная активность» (Е.И. Щеблановой) Методика выявления мотивационной структуры деятельности (В. Хеннинга в модификации Лишина О. В.)
4 Диагностика развития исследовательской активности учащегося в младшей школе: Схема наблюдения (по П.Д. Червинскому) Экспертная оценка педагога (по А.К. Осницкому) Педагогические компетентности (способности), оцениваемые методикой МОРУ (Дж. Хазард в модификации Л.М. Митиной) Полный комплекс методик
5 Данные по начальной школе Результаты по методике П.Д. Червинского
6 Данные по начальной школе Результаты по методике А.К. Осницкого
7 Выводы по начальной школе возможность высоких различий показателей в параллельных классах, что показывает зависимость от социальных факторов (особенно самостоятельности, поисковой активности и креативности); общая тенденция к увеличению показателей, что показывает наличие возрастной динамики; при возрастной динамике может наблюдаться снижение исследовательских способностей, самостоятельност и креативности; показатели самостоятельности и креативности более зависим от социальных условий развития.
8 Результаты по ср. школе 1452 Мотивация – 6, 7, 8, 9, 10 классы самые высокие показатели по всем классам мотив прагматической выгоды – 54% учащихся; мотив ориентации на родителей - 35%; мотив социальной ответственности - 36%; мотив ориентации на родителей преобладает в 6, 7 и 8 классах; мотив прагматической выгоды и социальной ответственности преобладает в 9 и 10 классах; в 10-м классе появляется мотив самоутверждения; самый низкий показатель у мотива приемлемости принуждения; не очень выражены такие мотивы как мотив ориентации на педагога, мотив ориентации на сверстников; мотив принципиальной добросовестности исполнительности присутствует, но у небольшого количества детей, более выражен у 10-тиклассников.
9 Результаты по ср. школе 1452 BASE – 7, 8, 9, 10 классы У всех учащихся преобладает поисковая активность и стереотипное поведение, хаотичное поведение слабо выражено, а пассивность отсутствует.
10 Результаты по ср. школе 1301 ПА, ИП, BASE, МСД – 6а, 8б, 8г классы у большинства учащихся 6 и 8 классов присутствует нормальный уровень познавательной активности – 51%; в 6-м классе меньше учащихся, у которых сниженный уровень познавательной активности в отличии от 8-го, в общем 13% учащихся; достаточно много учащихся, у кого повышенный уровень поисковой активности, и в 6-м классе их немного больше, чем в 8-м, в общем 32%; в 6-м классе нет ни у кого высокого уровня познавательной активности, в 8-м только у 1-го учащегося; если в 6-м классе большинство попадают в нормальный уровень развития исследовательской позиции, то в 8-м классе у половины учащихся исследовательская позиция на сниженном уровне; нормальный уровень – 51% учащихся, сниженный уровень – 35%; повышенный уровень исследовательской позиции присущ небольшому количеству учащихся 6%, а высокий уровень не выражен ни у кого; помимо мотива прагматической выгоды и ориентации на родителей также выражен мотив самоутверждения и мотив социальной ответственности, чего нет в школе 1452.
11 Результаты по ср. школе 399 ПА, ИП – 10, 11 классы у большинства учащихся нормальный уровень познавательной активности – 51%, небольшой процент учащихся со сниженной познавательной активности – 6%; у чуть меньше половины учащихся повышенный уровень поисковой активности – 32%; и если в 10-м классе нет высокого уровня, то в 11-м классе у 21% высокий уровень познавательной активности; в 10-м классе у большинства сниженный уровень исследовательской позиции, чуть меньше половины учащихся опадают в нормальный уровень развития поисковой активности и только у 5% высокий уровень; в 11-м классе у большинства нормальный уровень исследовательской позиции, по 17% учащихся со сниженным и повышенным уровнем исследовательской позиции, и только у 1-го высокий уровень. В общем: нормальный уровень – 51% учащихся; сниженный уровень – 35% учащихся; повышенный уровень – 11%; высокий – 3% учащихся
12 Результаты по ср. школе 399 МСД, BASE – 10, 11 классы как в 10-м, так и в 11-м классе выражен мотив прагматической выгоды – 41% учащихся, мотив ориентации на родителей – 30% учащихся; в 11-м классе у небольшого количества учащихся (19%) выражен мотив социальной ответственности, а в 11- м (16%) мотив принципиальной добросовестности и исполнительности. Остальные мотивы либо находятся в норме, либо выражены слабо. поисковая активность в 10-м классе выражены средне, в 11-м слабо. Стереотипное поведение и там и там выражено средне, хаотичное поведение слабо выражено, пассивность вообще не выражена.
13 Результаты по лицею 1511 BASE – 10, 11 классы; МСД, ПА, ИП – 9, 10 классы поисковая активность доминирует у большинства учащихся (63%), но выражена средне, только у 2-х учащихся высокий результат, стереотипное и хаотичное поведение выражено слабо, пассивность вообще не выражена; у 58% учащихся исследовательская позиция в норме; у 17% учащихся исследовательская позиция находится на сниженном уровне; 25% учащихся исследовательская позиция повышенная, и у 1-го человека на высоком уровне; у 29% учащихся познавательная активность в пределах нормы, у 22% учащихся познавательная активность снижена, у 11% учащихся повышена и у 37% высокая
14 Рефлексии учащихся об ИД 1452 – 9г класс: Самое популярное высказывание – «Всегда интересно понять то, что раньше было непонятно» (78%). Понимают исследование как познание чего-то нового (55%). Учащимся исследования одинаково что в радость, что в тягость (по 28%), учителям – скорее в радость (44%). Самое важное в исследовании – обладание необходимыми личностными качествами (55%). Сложность этапов исследования не дифференцируют, самым интересным считают этап сбора информации (ранг -1,5), наименее интересным – анализ литературы по проблеме и собственно написание работы. Исследователь должен обладать любознательностью, терпением и настойчивостью (50%). Главный аргумент против ИД – это скучно (50%).
15 Рефлексии учащихся об ИД а: Самые популярные высказывания – «Мне нравится узнавать все новое» (83%), «Даже там, где мне все знакомо, иногда можно увидеть что-то необычное» (72%), «Всегда интересно понять то, что раньше было непонятно» (72%). Понимают исследование как познание чего-то нового (56%). Учащимся и учителям исследования схоже скорее в радость (50% и 33% соответственно). Самое важное в исследовании – обладание необходимыми личностными качествами (28%). Самыми интересным считают этапа сбора информации (2,0), наименее интересным – собственно написание работы и ее защита. Сложность этапов исследования дифференцируют слабо. Исследователь должен обладать познавательными качествами (55%). Исследованием надо заниматься ради познания (44%). Отрицают ненужность ИД (55%).
16 Рефлексии учащихся об ИД б: Самые популярные высказывания – «Всегда интересно понять то, что раньше было непонятно» (100% ), «Лучше общаться с людьми с таким же кругом интересов как у тебя» (84%) и «Мне нравится узнавать все новое» (84%); Понимают исследование как изучение объекта с разных сторон (74%). Считают, что исследования проводятся чтобы понять поведение детей, их интересы, цели, их психологию, окружающий мир (68%, не смогли отделить конкретное исследование от обобщенного). Считают, что учащимся исследование в радость или скорее в радость (37% и 42% соответственно), а учителям – безразличны (37%). Самое важное в исследовании – обладание необходимыми личностными качествами (42%). По сложности этапы исследования дифференцируют мало, самым интересным считают этап сбора информации (2,0) наименее интересным – собственно написание работы. Исследователь должен обладать любознательностью, терпением и настойчивостью (58%), а также познавательными качествами (52%). Исследованием надо заниматься ради познавательного процесса, интереса (73%). Отрицают ненужность ИД (46%), некоторые отмечают ее скучность (26%).
17 Рефлексии учащихся об ИД 1511 – 9а, 9б, 10а, 10б Самые популярные высказывания – «Всегда интересно понять то, что раньше было непонятно» (84% выборов) и «Мне нравится узнавать все новое» (89%). Понимают исследование как изучение объекта с разных сторон (37%). Учащимся и учителям исследования одинаково скорее в радость (42% и 52% соответственно). Самое важное в исследовании – это результат (26%) и обладание необходимыми личностными качествами (21%). Самым сложным этапом считают написание работы, самым простым – эксперимент. Самыми интересными считают этапы сбора информации (2,2) и этап эксперимента (2,0), наименее интересным – собственно написание работы. Исследователь должен обладать любознательностью, терпением и настойчивостью (76%). Исследованием надо заниматься ради создания фундамента для будущего (47%). Отрицают ненужность ИД (26% отрицания, 37% – оставили без ответа последний вопрос).
18 Корреляции данных по средней школе МСД-BASE (по результатам одной школы) Поисковая активность отрицательно коррелирует с пассивностью и стереотипным поведением. Поисковая активность положительно коррелирует с мотивом ориентации на сверстников Пассивность отрицательно коррелирует с мотивом ориентации на сверстников Данные по методикам ИП и ПА Положительно коррелируют между собой
19 Выводы по средней школе наиболее выраженные мотивы у школьников – ориентация на родителей и прагматической выгоды; ярко выраженный мотив социальной ответственности появляется только в одном 11-м классе. Мотивация скорее имеет возрастные особенности, связанные с социальной ситуацией развития; показатели по стратегии поведения в ситуации неопределенности преобладают – поисковая активность и стереотипное поведение, однако их выраженность выражено зависит от социальной среды; познавательная активность и исследовательская позиция имеют выражено взаимосвязаны; поисковая активность снижает хаотическое и стереотипное проявление в ситуации неопределенности; поисковая активность в подростковом возрасте во многом связана с ориентиром мотивации деятельности на сверстников;
20 Выводы по средней школе в ключевых субъективно значимых смыслах в исследовательской выделяется познавательная мотивация; больший интерес и положительные эмоции вызывают менее регламентированные (формализованные) этапы исследования, с выраженной неопределенностью (поиск и сбор информации, проведение эксперимента), но вне собственного целеполагания; выражены различия между школами и классами по эмоциональному отношению к ИД учащихся и их пониманию включенности учителей; при этом – чем выше отмечается положительная значимость ИД для учителей, тем выше показатели по другим критериям.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.