Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемaspandau.kz
1 Высшее образование в РК: время прозрачности Каирленов М.А., к.э.н. Алматы, 2011 г.
2 Высшее образование РК: системный взгляд Объем доходов ВУЗов РК от основной деятельности вырос за гг. на 88%; Основным фактором стало повышение стоимости образования, с учетом сокращения количества студентов за этот же период на 20%, повышение цен оценивается на 138% или 2,4 раза; Наблюдается сильная положительная корреляция между сокращением количества студентов в ВУЗах и уровнем молодежной безработицы в РК – 96%! «… большинство работодателей не удовлетворены качеством подготовки специалистов, выпускаемых вузами. Образовательные программы не всегда отвечают ожиданиям работодателей и не соответствуют потребностям экономики». (Источник: Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011 – 2020 годы);
3 Высшее образование РК: системный взгляд Крупнейшим потребителем в отрасли, несмотря на усиление роли государства, остается Население. За рассматриваемый доля населения снизилась с 58% до 51%, доля государственного бюджета выросла с 38% до 44%, а Предприятий-работодателей с 4% до 5%; Ключевая проблема высшего образования в РК – низкое качество знаний студентов и не связанность с потребностями экономики; Это грозит ситуацией в арабских странах – большое количество «как бы образованного» безработного молодого населения; В основе всего этого лежат сложившиеся «правила игры» на рынке образования. В частности, у основных «decision makers» на данном рынке (Населения) отсутствует необходимая и достаточная информация для принятия адекватного решения по выбору ВУЗа; С другой стороны, акционеры и топ-менеджмент ВУЗов, как основные получатели прибыли от оплаты студентов, не особо заинтересованы в повышении качества образования, поскольку конкуренция на таком не прозрачном рынке сводится к рекламным компаниям в СМИ и профориентационной работе преподавателей ВУЗов в школах; Имеющийся на сегодня академический рейтинг ВУЗов на основе Берлинских принципов не информативен для населения и ориентирован на устоявшиеся в прозрачной рыночной среде системы вузовского образования;
4 Наименование критериев и показателей (в сокращенном виде)Вес,% 1 Высокая концентрация талантливых студентов, преподавателей и исследователей Число студентов – призеров (награжденных дипломами первой, второй и третьей степени) республиканских и международных олимпиад и научных соревнований, республиканских и международных конкурсов исполнителей и спортивных соревнований, отнесенных к общему числу студентов по данной специальности; и 1.3Остепененность кафедр;15 2 Достаточность ресурсов Объем расходов вуза за 2010 год, деленный на общее число обучающихся в вузе по состоянию на 31 декабря 2010 года; 20 3 Международное сотрудничество – 3.4Обмен студентами и преподавателями с зарубежными ВУЗами;20 4 Конкурентоспособность выпускников Доля выпускников вуза 2010 года по данной специальности, трудоустроенных по специальности; 20 5 Проведение передовых научных исследований20 5.1Научные статьи, опубликованные в 2008, 2009 и 2010 годах, в журналах с импакт-фактором не ниже 0.25, преподавателями и научными сотрудниками, работающими на штатной должности на кафедре, выпускающей бакалавров по данной специальности; 20 Методика академического ранжирования ВУЗов МОН РК (НАЦ г.) Источник:
5 Высшее образование: пути решения Пути решения: 1)Усовершенствовать методику рейтингов; 2)Ввести публикацию аудированной отчетности ВУЗов по МСФО; 1) Совершенствование методики рейтинговой оценки ВУЗов с точки зрения приоритетов. А) Для чего мы отправляем детей в ВУЗы? Что бы они были способны найти высокооплачиваемую работу и были способны успешно ее выполнять. Соответственно, необходимо повышение удельного веса показателя конкурентоспособности выпускников до уровня 50%. Рассчитывать данный показатель как удельный вес трудоустроившихся/продолживших образование в 1-й год после окончания ВУЗа на основе данных ГЦВП по пенсионным отчислениям и данных МОН РК по продолжившим образование; МОН РК публикует обобщенные данные по каждому ВУЗу и в разрезе обучаемых специальностей и форм обучения (очная/заочная, вечерняя, дистанционная). В свою очередь, родители и абитуриенты смогут получить уже более объективную оценку качества образования в различных ВУЗах и востребованных экономикой специальностей. Логично дополнить информацию по уровню трудоустройства еще и отношением средней зарплаты выпускника к средней по стране/региону/отрасли. В свою очередь, информация о трудоустроившихся/продолживших образование позволит руководству ВУЗов и МОН РК более оперативно и адекватно корректировать учебные планы, по содержаниям курсов, обучаемым специальностям и т.д.
6 Высшее образование: пути решения Б) Вторым по значимости показателем представляется необходимость повышения уровня современных знаний преподавателей ВУЗов. В условиях недостатка качественной учебно-методической литературы, закрытости корпоративного сектора, низкого уровня оплаты труда, что определяет их перегруженность и не оставляет времени на повышение квалификации, преподаватели находятся, по сути, в информационном вакууме и как следствие, преподают студентам нередко весьма общие «вещи». Выведение показателя «Проведение передовых научных исследований» на второй по значимости в рейтинге (25%), будет стимулировать: ВУЗы направлять дополнительные ресурсы на работу в данном направлении, и преподавателей изучать современные проблемы своих отраслей. В) Третьим по значимости показателем представляется уровень «Обеспеченности ресурсами» (расходы на 1 студента на основе аудированной отчетности) - 15%; Г) удельный вес показателей – Высокая концентрация талантливых студентов, преподавателей и исследователей и Международное сотрудничество по 5%.
7 Высшее образование: пути решения Наименование критериев и показателейВес,% 1 Конкурентоспособность выпускников удельный вес трудоустроившихся/продолживших образование в 1-й год после окончания ВУЗа на основе данных ГЦВП по пенсионным отчислениям и данных МОН РК по продолжившим образование 50 2 Проведение передовых научных исследований Научные статьи, опубликованные за последние три года, в журналах с импакт- фактором не ниже 0.25, преподавателями и научными сотрудниками, работающими на штатной должности на кафедре, выпускающей по данной специальности 25 3 Достаточность ресурсов Объем расходов вуза за 2010 год, деленный на общее число обучающихся в вузе по состоянию на 31 декабря 2010 года 15 4 Высокая концентрация талантливых студентов, преподавателей и исследователей 5 5 Международное сотрудничество5
8 Высшее образование: пути решения 2) Ввести публикацию аудированной отчетности ВУЗов по МСФО; Если рассмотреть ВУЗы с точки зрения корпоративного управления, то они во многом схожи с банками. С одной стороны, есть ответственность топ- менеджмента перед акционерами, с другой, еще большая ответственность перед клиентами. В банках это депозиторы, в ВУЗах это студенты и их родители. В обоих случаях масштабы угрозы нанесения ущерба обществу и государству очень велики. Отличие лишь в том, что в банках ущерб проявляется четче и раньше, в ВУЗах он менее очевиден и растянут во времени; В этой связи, очевидны особые требования к прозрачности данных видов бизнеса. Системной мерой повышения прозрачности выступает публикация ВУЗами аудированной финансовой отчетности по МСФО. При этом в обязательном порядке должна раскрываться информация о зарплатах и бонусах топ- менеджмента ВУЗа, расходы на ремонты зданий и др.; Данная мера должна продемонстрировать реальный уровень рентабельности данного бизнеса, для привлечения инвестиций в сектор. Кроме того, продемонстрировать уровень инвестиций текущих акционеров в университет (в т.ч. в преподавателей) как показатель их стремления повысить качество образования.; Для того, чтобы расходы на аудит не превышали разумных размеров, логично согласовать с НБ РК и/или Палатой аудиторов РК список аудиторских компаний (порядка 30), аудит от которых будет признаваться МОН РК.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.