Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемozrp.narod.ru
1 Гендерные различия структуры и содержания активного словаря эмоций учащихся Иванова Екатерина Сергеевна, к.пс.н., доцент ФГАОУ ВПО Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина 2012г.
2 Проблема отображения ребенком в языке и речи эмоционального опыта На уровне осознания, обобщения и оценки собственных непосредственных переживаний На уровне погружения в культуру – знакомство с чувствами других людей, в том числе, через непосредственное общение, произведения искусства, СМИ
3 Эмоции могут отображаться в языке двояко Коннотативно – передаваться контекстом высказывания, интонацией говорящего, путем изменения составляющих частей слова Денотативно, когда эмоции и чувства представлены в форме эмотивов-номинативов
4 Л.Г. Бабенко: Эмотивы-номинативы представляют собой наиболее обобщенный способ передачи информации об эмоциональном компоненте события/ситуации
5 Соотношение уровня владения эмотивной лексикой и зон развития Активный словарь эмоций Зона актуального развития представлений ребенка о эмоциях Пассивный словарь эмоций Зона потенциального развития представлений ребенка о эмоциях
6 Роль вербализации эмоций в расширении вариативности эмоционального реагирования личности Непосредственное эмоциональное переживание Признание субъектом факта эмоционального реагирования на событие/ситуацию Вербализация-осознание Разотождествление с эмоцией Возможность регуляции состояния, его переоценки и переосмысления
7 Гендерные различия в сфере эмоций Традиционный подход: Девочки, девушки и женщины более эмоциональны Они с удовольствием говорят о своих эмоциях, тоньше реагируют на эмоциональные состояния окружающих Девушки и женщины более осведомлены о нюансах эмоционального реагирования Эмоциональные реакции у лиц женского пола превалируют над рациональными, логическими
8 Эмоциональная революция состоялась (Российская империя чувств: Подходы к культурной истории эмоций. Сб.статей. / Под ред. Я. Плампера, Ш. Шахад, М. Эли. – М.: Новое литературное обозрение, с )
9 Актуальность исследования: Связана с необходимостью проверки ряда тезисов: - о преобладании среди женской выборки осведомленности в сфере эмоций и чувств - об устойчивости гендерных различий эмоциональности на различных этапах онтогенеза - о принципиальных различиях в сфере эмоций у лиц мужского и женского пола - о «врожденной предрасположенности» девочек и женщин к большему проявлению эмоциональности
10 Характеристика выборки испытуемых В исследовании приняли участие 420 учащихся школ и гимназий г.Екатеринбурга: испытуемые 7-8 лет – 120 человек, испытуемые лет – 100 человек, испытуемые лет – 100 человек, испытуемые лет – 100 человек. Обследование учащихся начальной школы осуществлялось в индивидуальной форме, учащихся среднего и старшего звена – в групповой.
11 Метод сбора экспериментальных данных Направленный ассоциативный эксперимент
12 Анализ гендерных различий В качестве структурных показателей были выделены: объем индивидуальных и общегрупповых словарей эмоций в рамках каждого возрастного среза; количество наиболее частотных эмотивов- номинативов в каждой гендерной подгруппе; наличие повторяющихся, устойчивых ассоциативных комплексов (по принципу синонимии или антонимии). В качестве содержательного показателя рассматривалось наличие устойчивых (ядерных) понятий, высокочастотных во всех поло-возрастных группах
13 Объем индивидуальных и общегрупповых словарей эмоций Гендерные различия нарастают от первого класса к выпускному. У первоклассников обоих полов различия объема активного словаря эмоций недостоверны В возрасте лет различия подходят к границе достоверности, но не достигают уровня статистической значимости. Только в подростковом возрасте объем индивидуальных словарей эмоций у девушек превосходит таковой у юношей.
14 Объем общегрупповых словарей У девочек и девушек во всех возрастных группах больше, чем у мальчиков и юношей. В первом классе это выражается соотношением 51 (объем общегруппового словаря эмоций у девочек)/46 (объем общегруппового словаря эмоций у мальчиков), в лет, соответственно – 62/54, в лет – 118/92, в лет – 121/94.
15 Количество наиболее частотных эмотивов у девочек и девушек больше высокочастотных (упоминаемых чаще, чем в 10% случаев) эмотивов-номинативов. В первом классе соотношение количества наиболее частотных эмотивов у девочек/мальчиков составило 14/8, в лет, соответственно, 18/11, в лет – 42/25, в лет – 47/32. Эта тенденция характеризует закономерность, связанную с тем, что независимо от объема индивидуальных словарей эмоций в каждом возрасте, девочки имеют существенный слой лексики, общий для их поло-возрастной подгруппы
16 Содержательный анализ Анализ позиций базовых эмоций (по К. Изарду) У первоклассников высокочастотны упоминания базовых эмоций радость, страх, удивление. Рядом с ними стоят эмотивы злость и грусть, которые можно рассматривать в качестве синонимов базовых эмоций гнева и печали, соответственно. Упоминание других базовых эмоций – интерес, вина, стыд – низкочастотно, т.е. встречается менее чем у 10% испытуемых Полностью отсутствуют в активных словарях первоклассников такие понятия как отвращение и презрение. При переходе к подростковому возрасту ситуация существенно меняется: и в 13-14, и в лет высокочастотными становятся эмотивы радость, гнев (злость), печаль (грусть), удивление. Эмотивы интерес, отвращение, стыд – высокочастотны в выборках девушек и единично представлены в выборках юношей. Эмотивы вина и презрение – низкочастотны, либо вообще отсутствуют.
17 Выявление ядерных понятий эмотивной лексики Эмотивы: радость, грусть, злость, страх высокочастотны во всех обследованных поло-возрастных группах. При рассмотрении словарей испытуемых лет, лет, лет четко прослеживается формирование вокруг этих ядерных понятий близких по смыслу и также высокочастотных лексических единиц.
18 Возрастная дифференциация понятий вокруг ядерных лексических единиц СТРАХ ИСПУГ БЕСПОКОЙСТВО, ВОЛНЕНИЕ ЗЛОСТЬ ГНЕВ НЕНАВИСТЬ, ЯРОСТЬ
19 Выводы: Показано влияние языковых механизмов, таких как частотность употребления слова в разговорной и письменной речи, а также явление синонимии – когда путем введения дополнительной лексической единицы носителю языка сообщаются субъекивно значимые смысловые оттенки, призванные отобразить максимально точно процессы, происходящее во внутреннем плане личности В подростковом возрасте высокочастотны эмотивы любовь, обида, удовлетворение, горе, гордость, наблюдаемые среди низкочастотных эмотивов первоклассников вопрос: следует ли включить и эти понятия в группу ядерных. Наблюдаемые различия в вербализации эмоций имеют, скорее, гендерный, нежели половой характер.
20 Спасибо за внимание ! Контактная информация: (сот.) Иванова Екатерина Сергеевна Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно- исследовательского проекта РГНФ «Формирование словаря эмоций и развитие точности опознания эмоций по лицевой экспрессии», проект а2.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.