Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемlebed-sg.ru
1 МОУ Ильинская СОШ. Учитель ИЗО,МХК Лебедь С.Г.
2 Эгейское искусство или крито-микенское искусство. Так называют художественную культуру Греции XXX-XII вв. до н. э., основными центрами которой были остров Крит, материковая Греция и острова Эгейского моря (архипелаг Киклады); временами к ней тяготело искусство Троады (западное побережье Малой Азии и близлежащие острова) и остров Кипр. Археологические открытия конца XIX-XX вв. дали богатейший материал и показали, что художественная культура каждого из эгейских центров обладает своей спецификой.
3 Эдикула в античной архитектуре ниша, обрамленная колоннами или пилястрами, опирающимися на подножие, и увенчанная фронтоном. В эдикулах ставились статуи богов в храмах, общественных зданиях, жилых домах. Эдикулой называются также небольшие эллинистические и древнеримские культовые здания.
4 Эйван элемент архитектуры Среднего и Ближнего Востока; то же, что айван. Мечеть в Кордове. Испания. 785, 848, 961 гг.
5 Эклектизм (от греческого eklektikos - способный выбирать, выбирающий) соединение разнородных художественных элементов; обычно имеет место в периоды упадка искусства. Элементы эклектизма заметны, например, в позднем древнеримском искусстве, комбинировавшем формы, заимствованные из искусства Греции, Египта, Передней Азии и др. В истории искусства наиболее заметное место занимает эклектизм архитектуры середины - 2-й половины XIX века, чрезвычайно широко и зачастую некритически использовавшей формы различных исторических стилей (готики, ренессанса, барокко, рококо и др.) Ж. Гарнье. Театр "Гранд-Опера" в Париже гг.
6 Экседра в античной архитектуре полукруглая глубокая ниша в здании или отдельное полукруглое полуоткрытое сооружение с расположенными вдоль стены сиденьями; служила для собрания и бесед. Экседрой называли также парадное помещение жилого дома L. Alma-Tadema. An Exedra
7 Экслибрис (от латинского ex libris - из книг) книжный знак, ярлык, указывающий на принадлежность книги какому- либо владельцу. Наклеивается на внутреннюю сторону книжного переплёта или обложки. Экслибрисы появились с началом книгопечатания, а гравированные экслибрисы - в XVI в. в Германии (в России - с начала XVIII в.)
8 Экспликация (от латинского explication - истолкование, объяснение) в музейном деле тексты, помещаемые обычно у входа в очередной музейный или выставочный зал и содержащие сжатую информацию о произведениях, принципах экспозиции и т. д.
9 Экспозиция от латинского expositio - выставление напоказ, изложение) размещение в выставочных и музейных помещениях или на открытом воздухе по определенной системе различных художественных произведений, памятников материальной культуры, исторических документов и т. п. Цель как постоянной, так и временной экспозиции - дать наиболее полное освещение всем экспонатам с точки зрения их художеств, и научной ценности, места в историко-художественном процессе, особенностей материала Галерея Уффици. Зал Ниобы. Флоренция
10 Экспонат (от латинского Exponatus - выставленный) в области изобразительного искусства: художественное произведение, выставленное для обозрения на выставке или в музее. В современных условиях демонстрация экспоната обеспечивается специальным оборудованием, отвечающим правилам безопасности, хранения экспонатов (поддержание оптимального температурно-влажностного режима и др.), направленным освещением, этикетажем, содержащим краткую характеристику экспоната, развёрнутыми пояснениями - экспликациями, аудиогидом и др.
11 Экспрессионизм (от латинского expressio - выражение) направление, развивавшееся в европейском искусстве и литературе в середине х гг. Возникший как отклик на острейший социальный кризис 1-й четверти XX в. (включая 1-ю мировую войну гг. и революционные потрясения), экспрессионизм стал выражением субъективного, проявляющегося, как правило, в кризисной художественной форме, протеста против уродств современной цивилизации, против засилья вещей и подавления личности социальными механизмами. Ф. Марк. Маленькие синие лошади г.
12 Элитарное искусство (от французского elite - лучшее, отборное) искусство, ориентированное, по мысли его создателей, на небольшую группу людей, обладающих особой художественной восприимчивостью, в силу которой они должны оцениваться как лучшая часть общества, его элита. Элитарные тенденции получили распространение в XX веке в русле авангардстски-модернистского искусства. Клайн Франц. Без названия
13 Эллинистическое искусство искусство Древней Греции, стран Восточного Средиземноморья, Передней Азии, северо-западных районов Центральной и южных областей Средней Азии 4-й четверти IV-I вв. до н. э. Развитие эллинистического искусства приходится на время образования эллинистических монархий и распространения греческой культуры на обширных территориях Ближнего и Среднего Востока после завоеваний Александра Македонского ( до н. э.). Различают эллинистическое искусство собственно Греции; искусство, сложившееся на землях, тесно связанных с древнегреческой культурой; искусство Египта Древнего, в котором сосуществовали греческие и египетские традиции. Лисипп. Апоксиомен. IV век до н. э., Рим. копия
14 Эмали (от франкского smeltan - плавить; древнерусское финифть) техника, применяемая в ювелирном искусстве (для украшения золотых, серебряных и медных изделий), а также само изделие, украшенное эмалями. Техника эмали может быть холодной (без обжига) или горячей, при которой окрашенная окислами металлов пастозная масса наносится на специально обработанную поверхность и подвергается обжигу, в результате чего появляется стекловидный цветной слой. Икона Св. Николай чудотворец. Эмали
15 Эмблема (от латинского "emblema" - мозаичная работа) - символическое изображение какого-либо понятия или идеи. Например, голубь является символом мира, якорь - символом надежды, семисвечник - символом иудаизма. В геральдике эмблема определенным образом характеризует ее владельца, в религиозном искусстве предметы- символы окружают изображения святых. Знак 31-го пехотного Алексеевского полка. Серебро, эмаль г. Россия.
16 Эмпоры (от немецкого Еmpore - возвышение) сооружения в виде трибун или галерей в интерьерах средневековых европейских церквей. Иногда эмпорами называют также аналогичные части светских построек. Эмпоры нередко отождествляют с хорами.
17 Эней (греч. лат. миф) герой Троянской войны, царь дарданов, сын Анхиса и Афродиты, родственник троянского царя Приама. По Вергилию, в последнюю ночь Трои Эней пытался сражаться, но получил от богов повеление покинуть город. Он увел с собой сына Юла, жену Креусу (она погибла в самом начале пути) и вынес на плечах престарелого отца Анхиса. В античном искусстве Энея часто изображали несущим на плечах своего отца Анхиса. С. Роза. Сновидение Энея.
18 Энкаустика (от греческого энкайо - выжигаю) техника живописи восковыми расплавленными красками, создававшими блестящую, жирную, осязаемую поверхность. Техника берет начало в античности, применялась в византийской иконописи до эпохи "иконоборчества". Портрет братьев из Фаюма. II век. Энкаустика
19 Энтазис (от греческого напряжение) утолщение ствола колонны в средней его части (обычно на 1/3 её высоты), создающее впечатление напряжённости и устраняющее оптическую иллюзию вогнутости ствола.
20 Энциклопедии художественные и словари, научно-справочные издания, содержащие систематизированные сведения по теории, истории и практике пластических искусств (архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство), о художниках и архитекторах. Предшественниками энциклопедий художественных были античные и средневековые описания художественных памятников, систематические трактаты архитекторов и художников, но собственно справочные издания по искусству появились с формированием искусствознания в XVI-XVIII вв.
21 Эпатаж вызывающее поведение, скандальная выходка. Georg Baselitz (German, born 1938). Male Nude, 1975
22 Эпигонство (от греческого epigonoi - родившийся после) творчески несамостоятельное следование отжившим идеям, принципам и методам какой-либо художественной школы, научного или идейного течения в изменившейся исторической обстановке. В искусстве эпигонство проявляется в механическом заимствовании и воспроизведении в произведениях актуальных в прошлом сюжетов, конфликтов, формальных технических приемов, выхолащивании революционной, прогрессивной сущности творчества предшественников, что ведет к обеднению и вырождению искусства в рамках данного направления. П. Абади. Церковь Сакре Кёр в Париже г.
23 Эрехтейон, Эрехфейон выдающийся памятник древнегреческой архитектуры; храм Афины и Посейдона- Эрехтея на Акрополе в Афинах. Построен между гг. до н.э. Имеет подчёркнуто асимметричную композицию, решённую в разных уровнях; включает ряд помещений, 2 портика в ионическом ордере, знаменитый портик кариатид. Благодаря свободно- живописной композиции ансамбля, лёгкости и изяществу форм, изысканности орнаментального декора, скромный по размерам Эрехтейон (площадь без портиков 11,6х23,5 м) играет важную роль в ансамбле Акрополя, контрастируя с более строгим и величественным Парфеноном. Одна из кариатид Эрехтейон ныне находится в Британском музее и заменена цементной отливкой.
24 Эргономика (от греческого ergon работа и nomos закон) научно-прикладная дисциплина, изучающая человека и его деятельность в условиях современного производства с целью оптимизации орудий, условий и процесса труда. Основной объект исследования эргономики - системы "человек-машина", метод исследования - системный подход. Леонардо да Винчи. Пропорции человека
25 Эркер фонарь, полукруглый, треугольный или многогранный остеклённый выступ в стене здания. Делается чаще всего в несколько этажей, иногда во всю высоту фасада (обычно кроме 1-го этажа); увеличивает площадь внутренних помещений, улучшает их освещённость и инсоляцию. Золотые быки. Шафхаузен. Германия г.
26 Эрмитаж Государственный в Санкт-Петербурге, художественный и культурно-исторический музей, один из крупнейших музеев мира. Занимает 5 связанных друг с другом зданий на Дворцовой набережной: Зимний дворец ( , арх. В. В. Растрелли), Малый Эрмитаж ( , архитектор Ж.Б.М. Валлен-Деламот), Старый Эрмитаж ( , архитектор Ю. М. Фельтен), Новый Эрмитаж ( , архитектор Л. фон Кленце), Эрмитажный театр ( , архитектор Дж. Кваренги). В начале 1980-х гг. после реставрации Эрмитажу был передан бывший дворец Меншикова на Васильевском острове (XVIII в.).
27 Эрос (греч. миф) божество любви. С VI века до н. э. возникают мифы, определяющие место Эроса в олимпийской семье богов. Многие авторы считают Эроса не только постоянным спутником, но и сыном Афродиты. В эллинистический период Эроса стали уже изображать не юношей, а хорошеньким шаловливым мальчиком, часто с крылышками, с луком и стрелами, которые он пускает в богов и людей. Многочисленные изображения подобного рода встречаются на фризах, стенных росписях и на саркофагах. Эросу соответствуют римские Амур и Купидон. Антонио Канова. Эрос и Психея г., мрамор
28 Эскиз предварительный набросок, фиксирующий замысел художественного произведения или отдельной его части. В эскизе намечаются композиционное построение, пространственные планы, основные цветовые соотношения будущего произведения. Эскизы бывают графическими, живописными, скульптурными; обычно отличаются свободной, беглой манерой исполнения, но могут быть детально проработаны. Многие эскизы имеют большую историко-художественную ценность и самостоятельное художественное значение. Леонардо да Винчи. Проект памятника маршалу Тривульцию. Около гг., перо
29 Эстамп (от итальянского stampa - печать, оттиск) литографский или гравюрный отпечаток (обычно подписной авторский оттиск с печатной формы), являющийся станковым произведением художественной графики. А. Остроумова-Лебедева. Петербург. Вид на колонны Биржи и Петропавловскую крепость г. Ксилография
30 Эстампаж оттиск с рельефа, полученный путём наложения бумаги или ткани на поверхность скульптуры, покрытой каким-либо красящим веществом (например, сажей). Используются в научных целях для изготовления прорисовок с рельефов или как декоративной композиции типа эстампа. Битва на мосту. Фрагмент оттиска рельефа в гробнице семьи У, провинция Шаньдун гг. до н. э. Китай.
31 Эстетика (от греческого aisthesis - ощущение, чувство) учение о прекрасном, об искусстве и художественном творчестве. Эстетика исследует отношение искусства к действительности, сущность и проявления прекрасного в жизни и в искусстве, изучает искусство как одну из форм идеологии, законы развития искусства, его идейное содержание и художественные формы, его общественную роль. Тутмес. Портрет царицы Нефертити. XIV век до н. э., песчаник. Древний Египет
32 Эстипите характерные для архитектуры латиноамериканского (особенно мексиканского) позднего барокко (так называемого ультрабарокко) выступы-пилястры, отмеченные особенной сложностью профилей и пышным многообразием декоративной отделки. Состоящие из мелких, как бы нанизанных друг на друга форм эстипите возникли в резных деревянных алтарях-ретабло и нашли широкое применение в каменном зодчестве XVIII века.
33 Этюд (от французского etude, буквально - изучение) произведение, выполненное с натуры с целью ее изучения. Этюд (живописный, скульптурный, графический) часто служит подготовительным материалом при работе над картиной, скульптурой, графическим произведением и т. п. Этюды крупных мастеров часто представляют художественную ценность и могут иметь самостоятельное значение. И. И. Шишкин. Заросший сад. Сныть-трава. Этюд г.
34 Этюдник неглубокий ящик деревянный с крышкой для принадлежностей живописца (масляная или акварельная живопись). Этюдники могут быть без треноги или с треногой, выпускаются этюдники-палитры. На внутренней стороне крышки имеются пазы для одного или двух вкладышей - планшетов или вкладышей-рамок для закрепления бумаги, картона, холста и т. д. Внутри ящика имеются отделения для красок, кистей и т. д., а также палитра. О. Тассар. Мастерская художника г.
35 Эхин (от греческого echinos, буквально - ёж) часть капители дорической колонны в виде круглой в плане подушки с выпуклым криволинейным профилем. Эхин является переходом от ствола колонны к квадратной верхней ленте капители - абаку.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.