Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемwww.bagroup.spb.ru
1 Система управления дебиторской задолженностью как составляющая стратегии компании Дебиторская задолженность. От рисков – к преимуществам. Людмила Михайлова управляющий партнер
2 Би Эй Груп постановка всех блоков финансового управления компанией бюджетирование, финансовый и бизнес-анализ управленческий, бухгалтерский, налоговый учет постановка систем документооборота и бизнес-процессов внедрение автоматизированных учетных систем Опыт практиков х современные технологии = рост вашего бизнеса
3 Риск – вероятность возникновения в будущем условий, которые могут привести к возникновению финансового ущерба, упущенной выгоды и/или недостижению поставленных перед организацией целей. Система Риск-менеджмента – центральная часть стратегического управления, создается для: –обеспечения стратегической и оперативной устойчивости бизнеса за счет поддержания уровня рисков в установленных границах –снижения вероятности потери компанией части своих активов или недополучения доходов –предупреждения появления непредвиденных или незапланированных расходов в результате финансовой деятельности.
4 Риски Компании Внешние Политический – Изменение законодательства ; Отраслевой (рыночный) - Кризис покупательской способности, недобросовестные действия конкурентов ; Риск возникновения чрезвычайной ситуации – Стихийные бедствия, война и военные действия ; Финансовый – Рост инфляции, скачки курсов валют, повышение стоимости инвестиций; Криминальные Внутренние Технический – Выход из строя оборудования, программного обеспечения, вычислительной техники, систем жизнеобеспечения; Информационный - Утрата коммерческой информации, повреждение или утрата баз данных, в т.ч. составление прогнозов на основании недостаточной или неверной информации; Риск ошибочных действий - Ошибка в выборе инструмента; Выбор ненадёжного контрагента; Неверный прогноз, Неверная стратегия; Неадекватная система мотивации (система мотивации может толкать исполнителя на рисковые действия ради личной выгоды); Операционный – Несовершенство технологий и Бизнес процессов, механизмов управления, недостатки в юридической документации, несоблюдение внутренних правил и норм Компании, плохо отлаженный внутренний учёт и контроль на всех уровнях организационной структуры Компании; Риск снижения (потери) ликвидности ; Материальный – сложности с закупкой требуемого оборудования, ассортимента товара; Риск персонала - непрофессиональные действия или злой умысел ключевых специалистов компании.
5 Методы управления рисками Методы управления риском Инструменты управления риском Отказ от риска Административные инструменты: - мониторинг и внутренний контроль рисков; - аутсорсинг; - отказ от видов деятельности, проектов, операций, иных действий. Контроль и предупреждение риска Административные инструменты: - мониторинг и внутренний контроль; - определение ответственности менеджеров; структурных подразделений за принятие рисков, превышающих допустимые границы и/или лимиты; - установление лимитов и допустимых значений показателей риска; - документирование порядка взаимодействия структурных подразделений при управлении рисками; - разработка планов минимизации последствий реализации рисков. Финансовые инструменты: - создание материальных и финансовых резервов; - диверсификация.
6 Методы управления рисками Методы управления риском Инструменты управления риском Сохранение риска Административные инструменты: - мониторинг и внутренний контроль; - локализация риска путем выделения структурных подразделений для ведения высокорискованных проектов; - создание материальных и финансовых резервов. Передача риска Административные инструменты: - мониторинг и внутренний контроль; - документирование порядка взаимодействия структурных подразделений при управлении рисками; - определение ответственности менеджеров структурных подразделений. Финансовые инструменты: - страхование; - хеджирование; - оговорки в контракте.
7 Дебиторская задолженность – риск? Высокая доля «дебиторки» в общей структуре активов снижает ликвидность снижает финансовую устойчивость предприятия повышает риск финансовых потерь компании Сбалансированное использование дебиторской задолженности рост продаж увеличение доли рынка рост прибыли компании …или возможность?
8 Дебиторская задолженность = коммерческий кредит покупателю Подходы к определению стоимости: Минимальная ставка = доход от альтернативного варианта безрискового размещения денежных средств Ставка = средневзвешенная стоимость заемных средств Ставка = средневзвешенная стоимость капитала (weighted average cost of capital, WACC) Подходы к определению срока кредитования: Предложения конкурентов. Оборачиваемость дебиторской задолженности > оборачиваемости кредиторской задолженности. Факторы, влияющие на стоимость коммерческого кредита: затраты, связанные с его предоставлением стратегические цели компании рыночные условия. Кредитная политика Принципы кредитования ВозвратностьСрочность Платность
9 Определение лимита дебиторской задолженности Размер максимального кредитного лимита в целом по компании зависит от: стратегии компании (увеличение доли рынка или удержание доли рынка) рыночных условий целевых показателей ликвидности целевых значений кредитного риска Объем денежных средств, инвестируемых в дебиторскую задолженность (ИДЗ): ИДЗ = ОРК х КСЦ х (ППК + ПР), где ОРК планируемый объем реализации продукции в кредит; КСЦ коэффициент соотношения себестоимости и цены продукции; ППК средний период предоставления кредита покупателям (в днях); ПР средний период просрочки платежей по предоставленному кредиту (в днях). Пример: Себестоимость товара = 35 у.е./ед., Затраты на логистику = 5 у.е./ед., Цена товара = 46 у.е./ед., Объем реализации = 100 ед./день, Период оборачиваемости ДЗ = 40 дней. ИДЗ = 46 у.е. х 100 ед. х 40 у.е. /46 у.е. х 40 дней = у.е.
10 Оценка эффективность кредитной политики Подход, используемый для оценки эффективности капиталовложений: - чистый дисконтированный доход (NPV) - внутренняя норма доходности (IRR) и - индекс рентабельности (PI). Применению такого подхода препятствует проблема точной оценки дополнительных денежных потоков, которые будут сгенерированы в результате предоставления покупателям отсрочки платежа. Расчет показателя среднедневной маржинальной прибыли (Pn): Pn = P : dn, P маржинальная прибыль, полученная за период оборачиваемости дебиторской задолженности dn период оборачиваемости дебиторской задолженности (в рабочих днях). Наиболее эффективна кредитная политика, при которой значение показателя Pn максимально. Показатель используется при пересмотре кредитной политики компании в целом, и при оценке эффективности работы с разными контрагентами. Пример: Период оборота ДЗ = 25 раб. дней, Маржинальная прибыль = 800 тыс. руб. Pn = 800 тыс. руб. / 25 = 32 тыс. руб. Период оборота ДЗ увеличен до 32 раб. дней, Планируемая марж. прибыль = 1000 тыс. руб. Pn = 1000 тыс. руб. / 32 = 31,25 тыс.руб.
11 Система управления ДЗ Формирование Положения/Регламента о предоставлении товарного кредита, определяющего: Минимальный и максимальный лимиты товарных кредитов. Порядок предоставления товарного кредита. Документы и информация для предоставления товарного кредита. Правила и порядок оформления сделки на условиях отсрочки платежа. Лимит дебиторской задолженности. Сроки оплаты и лимиты товарного кредита контрагентов. Порядок предоставления и изменения дней отсрочки платежа. Порядок предоставления и изменения лимита кредита контрагентам. Специальные условия предоставления товарного кредита. Программный контроль предоставления кредита. Порядок работы с просроченной задолженностью. Ответственность Основа – создание системы правил работы с ДЗ, понятной менеджменту и клиентам. Этапы Разработка системы оценки кредитоспособности контрагентов на основании отчетности клиента, оценка показателей ликвидности, платежеспособности, оборачиваемости, рентабельности; метод экспертной балльной оценки; на основе отраслевых баз данных, отчетов специализированных агентств. Формирование правовой базы Шаблоны стандартных договоров с системой скидок и штрафов; Требования к первичным документам/ «юридическому делу» клиента; Правила претензионной работы.
12 Выдержка из «Положения о предоставлении товарного кредита» 1.Правила и порядок оформления сделки на условиях отсрочки платежа Производить отгрузку товара контрагенту с отсрочкой платежа допускается только с полным комплектом следующих документов выписанных от ООО «_________»: Накладная. Счет-фактура Если товар доставляется силами Компании (с экспедитором, являющимся сотрудником Компании), то при передаче товара экспедитор должен получить от покупателя: доверенность на получение партии товара; заверенную счет – фактуру; заверенную печатью предприятия (печать для юридических лиц) и подписью лица, имеющего доверенность на получение товара, товарную накладную; копию паспорта лица, получающего товар по доверенности (если нет копии сделанной ранее) Если товар доставляется через посредника, транспортной компанией (третье лицо), то при передаче товара водителю или экспедитору необходимо получить: доверенность на получение партии товара; подпись лица, имеющего доверенность на получение товара, в товарной накладной (в случае отправки автомобильным транспортом); копию паспорта лица, получающего товар по доверенности (если нет копии сделанной ранее) Запрещается производить отгрузку товара без оформленных, надлежащим образом документов Отдел продаж обязан вести реестр незакрытых накладных и счет – фактур (отсутствие оригиналов с печатями и подписями партнеров о получении товара). Устанавливается двухнедельный срок для сбора недостающих документов. До получения всех отсутствующих документов запрещается производить новые поставки Партнеру.
13 Выдержка из Правил оформления юридического дела клиента «Для отгрузки на условиях товарного кредита необходимо наличие юридического дела в составе: Договор купли-продажи составляется на основании базового договора. Договор должен подписываться уполномоченными представителями компании и клиента на каждой странице – под текстом, на последней странице – в месте, специально предназначенном для подписи сторон. Допускается вместо подписания каждой страницы сшивать договор при условии подписания сторонами сшивки на обороте последней страницы договора. Юридическое дело клиента должно содержать: свидетельство о государственной регистрации в качестве предпринимателя, осуществляющего деятельность без образования юридического лица – для ПБОЮЛ; юридического лица – для организаций. свидетельство о присвоении основного государственного регистрационного номера (ОГРН), выданное органами министерства по налогам и сборам – для юридических лиц; устав клиента – юридического лица, а также все внесенные в него изменения; учредительный договор клиента – юридического лица, а также все внесенные в него изменения при наличии; свидетельство о присвоении ИНН, выданное органами министерства по налогам и сборам; протокол общего собрания об избрании директора, либо иного исполнительного органа – руководителя клиента (выписка из протокола), заверенный печатью клиента и подписанный председателем и секретарем общего собрания; свидетельства о регистрации права собственности на объекты недвижимости, содержащие кадастровый номер объекта; копии договоров аренды (субаренды) торговых площадей: - если договор аренды (субаренды) заключается на срок более года, такой договор должен быть зарегистрирован в органах государственной регистрации прав на недвижимое имущество; - если договор аренды (субаренды) заключается на срок менее года, такой договор не подлежит государственной регистрации в органах государственной регистрации прав на недвижимое имущество; доверенность на право подписания договора и иных документов от имени клиента: - заверенная печатью и подписью руководителя клиента – юридического лица - если договор (иные документы) подписывает не руководитель; - заверенная нотариально – если договор (иные документы) подписываются от имени ПБОЮЛ не лично ПБОЮЛ; справка заверенная печатью и подписью руководителя клиента с указанием: - фактических адресов (в том числе офиса и всех торговых точек), - реквизитов всех банковских счетов, открытых клиентом, - лиц, обладающих полномочиями на осуществление каких-либо операций в рамках заключаемого договора с образцами подписей; гарантийное письмо о том, что принадлежащее клиенту недвижимое имущество на момент заключения договора купли-продажи не обременено правами третьих лиц, и в случае отчуждения, либо обременения этого имущества в течение срока действия договора клиент обязуется предварительно уведомить о данных обстоятельствах. Все документы должны быть представлены в копии, заверенной уполномоченным должностным лицом.
14 Кейс Запрос от клиента о необходимости срочного привлечения кредита на сумму 15 млн.у.е. для финансирования нового направления бизнеса. Выполненные в рамках проекта работы: анализ текущей ситуации, инвентаризация дебиторской задолженности организация претензионной работы по просроченной ДЗ и сбора денежных средств принятие решения о необходимости финансирования разработка Кредитной политики при предоставлении клиентам отсрочек платежей разработка Регламента распределения ответственности подразделений при предоставлении отсрочек платежей разработка Порядка установления лимитов на сроки и объемы дебиторской задолженности постановка претензионной работы с дебиторами привлечение факторингового финансирования внедрение блока «Кредитный контроль» и блока автоматизированного учета факторинговых операций в корпоративной информационной системе
15 Полученный результат: финансирование нового направления осуществлено за счет высвободившихся собственных оборотных средств внедрен полный контур кредитного контроля и управления ДЗ разработана и внедрена система мотивации менеджеров коммерческого блока, направленная на предотвращение просрочек платежей компанией принято решение об увеличении доли рынка – открытии региональных представительств, что осуществлено за счет факторингового финансирования на старте проекта просрочка ДЗ составляла в среднем до 60 дней., по окончании проекта снизилась до 5 дней.
16 Спасибо за внимание! ООО «БиЭйГруп» г.Санкт-Петербург, 17-я линия В.О., д. 29Б, БЦ «Сенатор», тел.: (812) , (812) bagroup.spb.ru
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.