Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемtatyana-1962.ucoz.ru
2 « Творчество - это успешный полет мысли за пределы неизвестного. Оно дополняет знания, способствуя созданию вещей, которые не были известны ранее». Американский ученый П.Хилл.
3 Творческие способности – это индивидуальные особенности качеств человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.
5 Пути развития творческих способностей задания, направленные на развитие творческих способностей; положительная атмосфера в классе, дающая возможность для развития творческих способностей.
6 Условия для развития творческих способностей: раннее начало; предоставления свободы выбора; среда, окружающая ребёнка. различные методы (диалогические формы обучения и воспитания, организация дискуссий, проблемный диалог, проблемные ситуации, игра, постановка вопроса, исследование, проект, наблюдение и т.д.). творческий потенциал самого учителя, его тактичность.
7 Итак, игра… «…в игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра- это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» (В. Сухомлинский).
8 Тема: «Игра как средство развития творческих способностей школьников».
9 Актуальност ь. Использование игровых технологий позволяет учителю: Создать комфортные условия, необходимые для овладения общеучебными умениями и навыками. Создать условия для воспитания детского коллектива. Развивать коммуникативные качества учащихся. Формировать навыки коллективной работы, способствовать внедрению в практику педагогики сотрудничества. Исключать неудовлетворительные оценки по предмету.
10 Проблема: каково влиянии игры на развитие творческих способностей детей, их личностных качеств?
11 Цель: разработать и доказать эффективность игровых средств для развития творческих способностей детей школьного возраста.
12 Задачи: 1) изучение специальной литературы по данной проблеме; 2) характеристика современного состояния применения игровой деятельности в развитии школьника; 3) разработка комплекса обучающих, воспитывающих игровых средств для групп «Сентти» и «Пионер»; 4) проведение педагогического эксперимента по данной проблеме; 5) обобщение результатов.
13 Формат проекта. По месту – школьный. По масштабу – коллективный (1-8 класс). По времени – краткосрочный (рассчитан на 1 год). По содержанию – воспитательный По характеру представления деятельности – экспериментальный.
14 Участники проекта: Активные – учащиеся МБОУ «Новомуратская СОШ», старший вожатый, заместитель директора по ВР, классные руководители, учителя предметники Пассивные – родители учащихся
15 Объект: – процесс развития творческих способностей личности средствами игровой деятельности.
16 Предмет: – игровые средства развития творческих способностей школьников.
17 Гипотеза: развитие творческих способностей школьников средствами игры будет эффективно при условии: - систематического использования игровых методов и приемов в образовательном и воспитательном процессе; - учета возрастных и психологических особенностей детей; - создание комфортных психолого-педагогических условий для становления гармонично-развитой подрастающей личности.
18 Методы: теоретический анализ литературных источников по проблеме; эмпирические методы: наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование, анализ творческой деятельности; методы математической обработки данных.
19 Изученная литература по данной теме: 1. Аникеева Н. П. Воспитание игрой: кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 2. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка: Вопросы психологии. – М., – 541с. 3. Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В.В. Давыдова. – М., 4. Ступеньки творчества, или Развивающие игры. – 3-е изд., доп. – М.: Просвещение, – 160с.: ил. 5. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. – Киев: Радяньска школа, –381с.
20 Между стремлением личности к саморазвитию и едиными требованиями традиционной школы. Между увеличением объема информации, требующей усвоения и индивидуальными возможностями учащихся. Между ориентацией на развитие творческих способностей учащихся и традиционными формами и методами обучения и воспитания. Между уровнем подготовки учащихся и современными требованиями жизни, предъявляемых выпускнику.
21 Ведущая педагогическая идея. Игра – пространство внутренней социализации ребенка, средство усвоения социальных установок. Развитие творческих способностей ребенка происходит в процессе взаимодействия учебной, внеклассной игровой деятельности.
22 Классификация игр по Т.А. Шакурову (1991 г.) по уровню познавательной активности - репродуктивные - конструкторские - творческие по времени протекания игры - кратковременные - длительные по форме проведения игр - деловые - коллективные - групповые - индивидуальные по виду игр - соревновательные - художественные - организационные
23 Классификация игр В современной педагогической литературе изложен достаточно широкий спектр подходов к классификации игр. Остановимся лишь на некоторых. А.В. Запорожец и А.П. Усова разработали следующую классификацию: 1) «Игры творческие и их разновидности: игры драматизации и строительные игры; 2) подвижные игры; 3) дидактические игры». Несколько другой подход к классификации игры у Н.Я. Михайленко и Н.А. Коротковой. Они предлагают следующий вариант: «... Игры с правилами можно разделить на три подгруппы: подвижные игры (салочки, прятки, классики и т.п.); Сюжетные игры могут быть разделены на несколько подгрупп: ролевые (когда ребенок превращается (в доктора, маму, бабушку);режиссерские игры (разыгрывает сражения, управляя игрушечными солдатиками, управляет жизнью кукольной семьи);игра драматизация (можно провести аналогию со спектаклем...)
24 Педагоги учреждений дополнительного образования как практики классифицируют игры по следующим видам (О.А. Данилина, муниципальное образовательное учреждение «Агнесс», г. Нижний Новгород): малоподвижные игры. Участников игры может быть любое количество, дети играют сидя или стоя на месте. Проводятся тогда, когда нужно выбрать будущих участников для игры в зале, на сцене, или эстафетной игры. Может быть использована, когда возникла пауза в ходе праздника, концерта или в кругу друзей; эстафетные игры это состязание двух или больше команд в беге, быстроте реакции, в смекалке, эрудиции, творческих возможностях. Задания могут быть связаны с переноской предметов, бегом с неустойчивыми предметами, аттракционами с завязанными глазами, творческими заданиями (пантомимы, ребусы, вопросы викторины, песенные конкурсы). В эстафетной игре могут быть задания для всей команды или отдельно для девочек и мальчиков, для болельщиков; аттракционы подразделяются на зрелищные и организуемые на площадке. Зрелищные аттракционы это игры- состязания между двумя или несколькими участниками в ловкости, силе, меткости, быстроте реакции, умении ориентироваться в темноте. Все остальные дети являются болельщиками, зрителями; аттракционы имеют небольшой запас зрелищности, потому что скоротечны. В их организации важно использовать яркие реквизиты: мячи, кегли, кубы, маски и т.д. Аттракционы для площадки это игры на предельное метание, ловкость, выдержку и терпение. Каждый участник играет для своего удовольствия и нуждается в зрителях. Когда проводятся большие массовые праздники, где участвует много детей, желательно площадку разделить на сектора для разнообразных аттракционов: силовые, народные игры, игры, демонстрирующие ловкость, прицельное метание и др. При большом количестве играющих можно вывести жетонную систему, где за определенное (5-7) количество жетонов ребенок может получить приз в специально отведенном месте;
25 Особый подход в классификации педагогической игры сделан Г.К. Селевко. Автор классифицирует педагогические игры по следующим параметрам игровых технологий: по области деятельности: физические, интеллектуальные, трудовые, социальные, психологические; по характеру педагогического процесса: обучающие, тренинговые, контролирующие, обобщающие, познавательные, воспитательные, развивающие, репродуктивные, продуктивные, творческие, коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические; по игровой методике: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, драматизации; по предметной области: математические, химические, биологические, физические, экологические, музыкальные, театральные. Литературные, трудовые, технические, производственные, физкультурные, спортивные, военно-прикладные, туристические, народные, обществоведческие, управленческие, экономические, коммерческие; по игровой среде: без предметов, с предметами, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные, телевизионные, технические средства обучения (ТСО), технические со средствами передвижения.
26 игры со сцены это, во-первых, игры для всего зрительного зала: когда организатор задает вопрос, а ответ звучит хором; когда дети исполняют хоровую песню или проводится песенный аукцион; когда проводится малоподвижная игра, где участники,сидя на месте, совершают действия (хлопают, топают и т.д.). Во-вторых, игра со сцены может быть с отдельным участником из зала, приглашенным на сцену, с которым проводится зрелищный аттракцион. В-третьих, игра для двух или более команд, с которыми проводится эстафетная игра. Важно учесть при организации хорошую видимость из зала того, что происходит на сцене, и все задания должны нести запас зрелищности. Популярны среди детей также конкурсные программы: КВН, «Умники-умницы», «Что? Где? Когда?», «Наум-грамотник» и др. массовые подвижные игры, связанные с передвижением, перестроением всех игроков под музыку, где дети танцуют и поют. В них принимает участие большое количество детей. Проводить игры можно в актовом зале, спортзале, в коридорах или на улице. Чаще всего эти игры организуются на новогоднем празднике, масленице, празднике Осени и др., ими можно начинать или заканчивать большие уличные мероприятия. Таким образом, рассматривая разные подходы в классификации игр, необходимо уяснить, что игра это не только детская деятельность или «деловая» игра. Она носит возвратно-перманентный характер и явно выражена в поведении большинства взрослых людей. Жизнь это игра, а где игра там другая жизнь.
27 Технология проекта. Создание среды, ориентированной на взаимодействие учащихся с использованием игровых технологий (подготовка карточек-посредников, карт, дидактических материалов, таблиц). Введение игр обучающего и воспитательного характера ( «Четвертый лишний», «Путешествие по карте», «Где оно находится», «Узнай силуэт», «Кто больше», «Разреши проблему», «Кто такой? Что такое?» и др. Введение дидактических развивающих игр : «КВН», «Математическое лото», «Игры-путешествия», «Блиц- игры», «Пресс-конференция», «Счастливый случай». Введение игр проблемно-поискового, творческого характера : «Дневник путешествия», «Написание репортажа или интервью», «Мы - учёные».
28 Технология проекта. Конечный успех любой игры зависит от правильной ее организации и подготовки к ней, требует четкой и слаженной организации; класс готовится заранее в несколько этапов. I. Подготовка игры. 1. Формируется тема игры. 2. Формируются учебные цели игры, создается игровая ситуация, адаптация игры к местным условиям и возможностям класса. 3. Объявляются условия (правила) игры, исходные данные игрового комплекса, материалы, круг рассматриваемых проблем. 4. Определяется состав участников игры, распределяются роли (если это необходимо). 5. Рассматривается полный сценарий игры, порядок действий, характер размещения участников в классе, временные границы проведения игры, консультации учителя.
29 Технология проекта. II. Проведение игры (этап взаимодействия). Вступительное слово учителя (ведущего). Ход игры (разрешение проблемной ситуации). Использование музыкального сопровождения (если нужно), технических средств обучения, плакатов, схем, карт. Ведущий(учитель, кл.рук., вожатый) выступает в роли судьи-рефери, председательствующего.
30 Технология опыта. III. Этап оценивания достижений учащихся. Разбор хода игры. Оценка участников игры. Акцентирование внимания на удачных и неудачных решениях. Оценка общей манеры поведения (при необходимости) – интерес, взаимопомощь, эгоизм, нестандартность мышления, дисциплина, быстрота реакции, правильность расчетов. Оценка игры самими участниками, предложения по её совершенствованию.
31 Технология проекта. Положительные стороны игровых технологий. 1. Теоретические знания становятся более прочными и осмысленными, вырабатываются умения анализировать. Отмечается рост самостоятельности в выполнении заданий, сотрудничества, взаимопомощи. 2. Игры дают возможность обучаться на собственном опыте, а не просто выслушивать учителя, позволяют самим решать трудные проблемы, а не просто быть наблюдателями. 3. Игры создают возможность переноса знаний из учебной ситуации в реальную, ориентируют в жизненной ситуации. 4. Развивают коммуникативные способности, позволяют овладевать групповыми формами работы.
32 1 этап Подготовительный (сентябрь-октябрь 2011г) 2 этап Основной (ноябрь-апрель 2012г.) 3 этап Контрольный ( май 2012г) определить исходный уровень развития творческих способностей развитие творческих способностей участников проектной работы через организацию игровой деятельности диагностическое исследование, с целью подведения итогов работы.
33 Ожидаемые результаты. Умение участвовать в обсуждении и принятии коллективного решения. Умение излагать и аргументировать свою точку зрения. Развитие интеллектуальных умений и способностей. Умение анализировать различные варианты и точки зрения. Умение применять всесторонний подход к обсуждению явления. Умение сравнивать и обобщать факты. Стойкое поддержание интереса к проводимым играм.
34 Доступность проекта Созданный образовательный проект доступен каждому учителю, классному руководителю, организатору массовых дел и дает возможность применения его идей на любом уровне и в иных условиях, то есть проект может быть освоен учителями, имеющими высокий уровень профессионализма и открытыми к инновационным процессам, происходящим в системе российского образования.
35 Игра – универсальное средство воспитания, развития, обучения учащегося, поэтому недооценивать её значение нерационально и непродуктивно.
36 Копилка игр(сборник) (в приложении)
37 Мы играем и поем – вот так весело живем!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.