Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемwww.socpol.ru
1 Поведение выпускников российских ВУЗов гг. на современном рынке труда
2 Цель проекта - исследовать связи между качеством, профилем и престижностью высшего образовании и трудовой карьерой, т.е. трудоустройством; повышением профессионального статуса и оплаты труда; направлениями трудовой мобильности.
3 Информационная база – 605 респондентов Первопроходцы (18,8%). Группа окончивших вуз в годах (стаж работы 9-12 лет). Выбор ВУЗа и профессии осуществляли в одну эпоху, а трудоустройство – в другую, когда новая реальность находилась лишь в начальной стадии становления. Чрезвычайно высокая степень неопределенности, когда приходилось «на ощупь» адаптироваться к новым условиям. Девяностники (29,9%). Группа окончивших вуз в годах (стаж работы 5-8 лет). Профориентация и трудоустройство происходили уже в новых условиях. Двухтысячники (51,3%). Группа окончивших вуз в гг. Стаж работы после окончания ВУЗа не превышает 3-х лет, поэтому в отношении этой группы речь может идти лишь о намерениях.
4 Доля работающих в числе выпускников ВУЗов по годам окончания Год окончания ВУЗа Число работающих респондентов, % , , , , , , , , , , , ,0
5 Время поиска первой работы Год окон- чания ВУЗа Период времени после окончания ВУЗа, в течение которого появилась первая работа (число респондентов, %, от имевших работу) Учась1 мес.2 мес.6 мес.1 годПозже Всего ,617,6 0,017,6100, ,017,613,8 0,013,8100, ,813,316,310,313,30,0100, ,8 26,14,30,0 100, ,527,214,53,84,5 100, ,019,716,10,013,212,0100, ,924,314,77,13,67,4100, ,118,910,85,42,78,1100, ,820,80,04,2 0,0100, ,917,814,20,0 7,1100, ,27,1 2,4100, ,32,24,40,0 100,0
6 Что может обеспечить «хорошую» работу (возможны несколько вариантов ответа)
7 Работающие по специальности и не по специальности по годам окончания ВУЗа Год окончани я ВУЗа Число респондентов, % По специальнос ти По близкой специальност и Не по специальност и З.О ,527,2 2, ,923,033,83, ,127,727,23,0 В целом 41,726,129,32,9
8 Воспроизводство сферы занятости Сфера занятости родителей Сфера занятости молодых специалистов, % Промыш- ленность, транспорт, связь Торго- вля, быт., обслуж Юрид., фина- нсовые услуги Наука, образ., здраво- охран., культ. Орга- ны власти Армия, прав. органы Промышленность, транспорт, связь 31,316,47,030,84,36,3 Торговля, быт. обсл20,040,010,015,05,0 Юридические, финансовые услуги 0,012,537,5 0,012,5 Наука, образ., здравоохран., культ. 14,39,523,842,90,07,1 Органы власти27,44,518,2 13,64,5 Армия, правоохр.органы 25,86,59,732,56,512,9 В целом15,237,010,923,56,52,2
9 Четыре типа поведения в сфере труда инерционный: работа по вузовской специальности без смены места работы инерционно-мобильный: работа по вузовской специальности со сменой места работы мобильно-инерционный: смена специальности сразу после окончания ВУЗа без дальнейшей смены работы мобильный: смена специальности и места работы
10 Распределение респондентов, закончивших ВУЗ в различные периоды, по типам трудовой мобильности Тип мобильности Число респондентов, % Первопроходц ы Девяностники Инерционный 35,926,9 Инерционно- мобильный 36,939,1 Мобильно- инерционный 4,310,1 Мобильный 22,923,9 Всего 100,0
11 Представления о востребованности полученной специальности Востребованность специальностиЧисло респондентов, % Специалисты этого профиля нужны, и их труд неплохо оплачивается 43,6 Работа для специалистов этого профиля есть, но она плохо оплачивается 41,5 Специалисты этого профиля не нужны – для них нет работы 7,1 Затруднились ответить 7,8 Всего 100,0
12 Перспективы на работе (возможны несколько вариантов ответа) Сфера деятельности предприятия Число респондентов, % Рост зарплат ы Карьерны й рост Решение социальны х проблем Возможность удачной смены работы Ничего Промышленность, строительство, транспорт, связь 40,344,414,547,66,5 Торговля, бытовое обслуживание 45,834,912,028,99,6 Информационные, юридические, финансовые услуги 54,749,113,245,33,8 Наука, образование, здравоохранение, культура 28,042,78,728,020,0 Органы власти 30,850,011,550,07,7 Армия, правоохранительные 20,066,713,326,710,0
13 Доля респондентов, работающих не по специальности Сфера деятельности предприятия Число респондентов, % Промышленность, строительство, транспорт, связь 26,6 Торговля, бытовое обслуживание 54,2 Информационные, юридические, финансовые услуги 28,3 Наука, образование, здравоохранение, культура 10,7 Органы власти 34,6
14 В чем преимущество для работодателя сотрудника с высшим образованием Сфера занятости респондентов Число респондентов, % Важны полученны е знания Это престижно Важна манера держатьс я Нет преимущест в З.О. Промышленность, строительство, транспорт, связь 40,333,912,99,73,2 Торговля, бытовое обслуживание 30,131,319,310,88,4 Информационные, юридические, финансовые услуги 54,732,17,53,81,9 Наука, образование, здравоохранение, культура 68,818,08,77,30,0 Органы власти 38,534,611,53,811,5 Армия, правоохранительны е 40,030,06,720,03,3
15 Образовательный уровень, необходимый для выполнения своих обязанностей Сфера деятельности предприятия Число респондентов, % Высше е Незак. высше е Средне е спец. Курсы Никакого не нужно З.О Промышленность, строительство, транспорт, связь 54,87,314,58,112,92,4 Торговля, бытовое обслуживание 44,614,515,70,016,98,4 Информационные, юридические, финансовые услуги 73,61,99,45,79,40,0 Наука, образование, здравоохранение, культура 73,35,38,73,34,05,3 Органы власти 65,43,811,53,8 11,5 Армия, правоохранительные 53,33,323,36,713,30,0
16 Выводы: 1. Рынок труда поглощает абсолютное большинство специалистов с высшим образованием, желающих трудоустроиться 2. Главным и основным инструментом трудо- устройства являются связи и знакомства. Обращение к социальным связям рассматривается как норма всеми субъектами рынка труда 3. Достаточно высокие материальные и статусные позиции часто достигаются посредством перепрофилирования специалистов, их миграции из секторов рынка труда с низкой оплатой в те, где оплата труда в разы выше. 4. Переток происходит из научно-производственных отраслей в финансово-экономическую, сервис- ную, торговую сферы, а также в сферу управления.
17 Выводы: 5. Работа в относительно низко оплачиваемых научно-производственных отраслях требует от специалистов прохождения всего курса высшего образования, серьезных специальных знаний. Сервисная же перераспределительная экономика в большинстве, напротив, не требует глубоких специальных знаний, а удовлетворяется символическим значением вузовского диплома и общими знаниями и навыками специалистов. 6. Элитное образование способствует трудо- устройству в высокооплачиваемых секторах рынка труда. Со временем (в среднем за 10 лет) не получившие элитного образования сравнивают свои статусные и материальные позиции.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.