Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемsiteresources.worldbank.org
1 1 Всемирный Банк Региональный семинар «Распространения опыта работы в сфере высшего образования в Центрально-азиатском регионе» 6-7 июня, 2006 г., г. Алматы Доклад по Национальной Политике в области высшего образования в Узбекистане Составители: д.э.н., проф. А.В. Вахабов, д.ф-м.н.проф. Э.Имамов, д.ф-м.н. А.Солеев, д.э.н. М.Тулаходжаева, к.э.н. доц. Н.Хусанова Ташкент 2006
2 2 Законодательно-правовая основа развития системы высшего образования Законы Конституция Республики Узбекистан. –Т.: Узбекистан, 1992.Конституция Республики Узбекистан. –Т.: Узбекистан, Закон Республики Узбекистан об образовании. 29 августа 1997 г.Закон Республики Узбекистан об образовании. 29 августа 1997 г.Программы Национальная программа по подготовке кадров. Утверждена Олий Мажлисом 29 августа 1997 г.Национальная программа по подготовке кадров. Утверждена Олий Мажлисом 29 августа 1997 г. Указ Президента Республики Узбекистан Указ Президента Республики Узбекистан «О коренном реформировании системы образования и подготовке кадров, воспитании современного поколения» от 6 октября 1997.Указ Президента Республики Узбекистан «О коренном реформировании системы образования и подготовке кадров, воспитании современного поколения» от 6 октября 1997.
3 3 ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ I. НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОНТЕКСТ
4 4
5 5
6 6 Доля расходов на ВО в ВВП ВВП, в млрд.сум3194,54868,47469,39664,112189,515210,4 Расходы ГБ на ВО, в млрд.сум15,01422,02433,31540,77748,95060,840 В % от ВВП0,470,45 0,420,40
7 7 ПРОБЛЕМЫ: Недостаточно обоснованное бюджетное планирование реализации НППК. Недостаточно обоснованное бюджетное планирование реализации НППК. Низкий прирост численности студентов на 10 тыс. населения. Низкий прирост численности студентов на 10 тыс. населения.
8 8 II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ ВО Двухуровневая система ВО (бакалавриат, магистратура) Двухуровневая система ВО (бакалавриат, магистратура) Типы вузов – институт, академия, университет Типы вузов – институт, академия, университет 62 вуза в подчинении 9 ведомств 62 вуза в подчинении 9 ведомств Обучение на 7 языках Обучение на 7 языках Государственный образовательный стандарт (ГОС) ВО определяет требования к содержанию дисциплин и уровню образованности выпускника. Государственный образовательный стандарт (ГОС) ВО определяет требования к содержанию дисциплин и уровню образованности выпускника.
9 9 ПРОБЛЕМЫ: Несоответствие отдельных аспектов ГОС современным быстро меняющимся требованиям рынка. Несоответствие отдельных аспектов ГОС современным быстро меняющимся требованиям рынка. Необеспеченность образовательного процесса учебной литературой на латинской графике. Необеспеченность образовательного процесса учебной литературой на латинской графике.
10 10 Рекомендации: Регуляторный пересмотр и совершенствование образовательных программ. Регуляторный пересмотр и совершенствование образовательных программ. Форсирование издания учебной литературы на латинице. Форсирование издания учебной литературы на латинице.
11 11 III. Организация (управление), планирование и регулирование ВО
12 12 Системный уровень Министерство высшего и среднего специального образования (МВССО) Министерство высшего и среднего специального образования (МВССО)
13 13 Институциональный уровень Ректорат вуза Ректорат вуза Попечительский совет Попечительский совет
14 14 Проблемы: Чрезмерная централизация управления системой ВО Чрезмерная централизация управления системой ВО Отсутствие частного сектора ВО Отсутствие частного сектора ВО
15 15 Рекомендации Децентрализация управления ВО Децентрализация управления ВО Развитие частного сектора ВО Развитие частного сектора ВО
16 16 IV. Доступ, возможности и равенство Единая тестовая система отбора студентов при приоритете знаний Единая тестовая система отбора студентов при приоритете знаний Льготы для победителей республиканских олимпиад и конкурсов Льготы для победителей республиканских олимпиад и конкурсов Льготы военнослужащим Льготы военнослужащим Льготы инвалидам Льготы инвалидам
17 17 Зачисление осуществляется: На основе государственных грантов (стипендий) На основе государственных грантов (стипендий) На платно-контрактной основе На платно-контрактной основе
18 18 Проблемы: Относительно высокая реальная стоимость обучения Относительно высокая реальная стоимость обучения Отсутствие реальной конкуренции на рынке услуг ВО Отсутствие реальной конкуренции на рынке услуг ВО Отсутствие целевых и адресных программ поддержки учащихся Отсутствие целевых и адресных программ поддержки учащихся Ограниченность заочных форм образования Ограниченность заочных форм образования
19 19 IV. Качество и контроль над качеством Обеспечивается через НППК и ГОС ВО Обеспечивается через НППК и ГОС ВО Органы оценки и контроля качества – МВССО, специальное управление при ГТЦ при КМ РУз Органы оценки и контроля качества – МВССО, специальное управление при ГТЦ при КМ РУз
20 20 Механизмы обеспечения качества: Конкурсный прием ППС Конкурсный прием ППС Система повышения квалификации и переподготовки кадров для системы ВО Система повышения квалификации и переподготовки кадров для системы ВО Применение новых педагогических и информационных технологий Применение новых педагогических и информационных технологий Совершенствование образовательных программ Совершенствование образовательных программ
21 21 Проблемы: Низкая материальная заинтересованность ППС в результатах педагогической и НИД Низкая материальная заинтересованность ППС в результатах педагогической и НИД Слабая и устаревшая учебно- лабораторнаая база вузов Слабая и устаревшая учебно- лабораторнаая база вузов Старение и снижение образовательного уровня ППС Старение и снижение образовательного уровня ППС
22 22 Рекомендации: Развитие системы независимой экспертизы качества образования Развитие системы независимой экспертизы качества образования Разработка мер по повышению престижа ППС Разработка мер по повышению престижа ППС
23 23 VI. Соответствие и последствия для рынка труда Учет требований рынка труда со стороны вузов должен осуществляться маркетинговыми подразделениями Учет требований рынка труда со стороны вузов должен осуществляться маркетинговыми подразделениями Индикаторы ситуации на рынке труда: среднемесячные доходы по отраслям экономики и конкурс при поступлении в вузы. Индикаторы ситуации на рынке труда: среднемесячные доходы по отраслям экономики и конкурс при поступлении в вузы.
24 24 Доля граждан с ВО в числе зарегистрированных на биржах труда Доля лиц с высшим образованием, в т.ч. 5,3 5,6 6,4 7,4 6,3 Женщины5,45,76,16,8 Мужчины5,35,56,67,95,8
25 25 Со стороны государства: Планы приема в вузы ежегодно утверждаются правительством Планы приема в вузы ежегодно утверждаются правительством Введен порядок распределения на работу выпускников, обучавшихся за счет государственных грантов Введен порядок распределения на работу выпускников, обучавшихся за счет государственных грантов
26 26 Проблемы: Отсутствие научно обоснованных методологий анализа и прогноза потребностей рынка Отсутствие научно обоснованных методологий анализа и прогноза потребностей рынка Как следствие, отсутствие у вузов информации, необходимой для анализа рынка труда Как следствие, отсутствие у вузов информации, необходимой для анализа рынка труда
27 27 Рекомендации: Создание системы коллегиальных экспертно-аналитических советов Создание системы коллегиальных экспертно-аналитических советов Разработка методологий анализа и прогноза потребностей рынка труда Разработка методологий анализа и прогноза потребностей рынка труда
28 28 VII. Финансирование ВО
29 29 Соотношение бюджетного и внебюджетного финансирования вузов Показатели Всего финансирование, % В т.ч. бюджетное, % Внебюджетное, % ,1 39, ,5 43, ,0 45, ,6 48, ,1 * 46, ,5 48,5
30 30 Норматив бюджетных расходов включает: Гранты приема студентов; Гранты приема студентов; Общий контингент студентов; Общий контингент студентов; Объем МТБ вузов; Объем МТБ вузов; Соотношение «студент-ППС» Соотношение «студент-ППС»
31 31 Проблемы: Отсутствие автономии у вузов в распоряжении внебюджетными источниками доходов Отсутствие автономии у вузов в распоряжении внебюджетными источниками доходов Недостаточное государственное финансирование системы ВО Недостаточное государственное финансирование системы ВО
32 32 VII. Роль ВО в проведении НИР и инновационных разработках Источники финансирования НИР – государственные гранты ЦНиТ, внебюджетные источники (ХД НИР, исследовательские образовательные услуги и др.) Источники финансирования НИР – государственные гранты ЦНиТ, внебюджетные источники (ХД НИР, исследовательские образовательные услуги и др.)
33 33 Остепененность ППС Численность ППС, всего В том числе: Доктора наук и профессор а Кандидаты наук и доценты АспирантыДокторанты (7,8%)7386 (34,4%)
34 34 Проблемы: Недостаточное государственное финансирование НИР Недостаточное государственное финансирование НИР Слабая МТБ НИД Слабая МТБ НИД
35 35 Рекомендации: Диверсификация источников финансирования НИР Диверсификация источников финансирования НИР Интеграция потенциалов вузовской науки с НИИ НАН и отраслей. Интеграция потенциалов вузовской науки с НИИ НАН и отраслей.
36 36 IX. Глобализация и выход на международный уровень Диверсификация ВО и Болонский процесс Диверсификация ВО и Болонский процесс Экспорт услуг ВО Экспорт услуг ВО Учреждение филиалов иностранных вузов, а также совместных образовательных учреждений Учреждение филиалов иностранных вузов, а также совместных образовательных учреждений Обеспечение эквивалентности образовательных систем и взаимное признание дипломов Обеспечение эквивалентности образовательных систем и взаимное признание дипломов Совместные исследовательские программы Совместные исследовательские программы
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.