Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемwww.unece.org
1 Анализ природы и масштабов теневой экономики в Кыргызской Республике Рафкат Хасанов Исполнительный директор ОО «Инвестиционный круглый стол»
2 Общие сведения о проекте ПРООН Эксперты ОО « Инвестиционный круглый стол » Рикардо Пинто, доктор наук Strataqem Consulting International; Эдвард Кристи, экономист, Vienna Institute for International Economic Studies Январь – май 2006 год Анализ данных за 2005 год
3 Методы оценки теневой экономики Статистические методы изучения теневой экономики в Кыргызской Республики Метод выборочного опроса предпринимателей Альтернативные методы оценки теневой экономики Сопоставление налоговой и статистической информации Оценка объема теневой экономики по методу электропотребления
4 Метод выборочного опроса предпринимателей «косвенный опрос предпринимателей» «прямой опрос предпринимателей» «опрос налоговых инспекторов» Выборка предприятий косвенного опроса составлена по методике НСК и носит репрезентативный характер Всего было направлено 1530 анкет, получено назад 742, коэффициент возврата составлял 48,5%
5 Средний размер теневой экономики в различных регионах Регион1989/ / / Развивающиеся страны Страны Африки39, ,342,343,2 Страны Азии3528,529,530,4 Центральная и Южная Америка38,941,142,243,4 Переходная экономика Восточная и центральная Европа20,7-32,438,139,140,1 Развитые страны, входящие в OECD 11,9-15,116,816,716,3 Среднее значение3233,634,535,2 Источник: Schneider, Ernste Dominik (2000), Schneider (2005)
6 Размер теневой экономики в странах с переходной экономикой Страны1990/ / / / Азербайджан41,049,160,661,161,3 Беларусь31,745,248,149,350,4 Грузия50,862,167,367,668,0 Казахстан29,838,243,244,145,2 Кыргызстан27,135,739,840,341,2 Россия36,939,246,147,548,7 Украина37,553,752,253,654,7 Узбекистан34,929,534,135,737,2 Среднее значение36,244,152,453,554,6 Источник: Schneider, Ernste Dominik (2000), Schneider (2005)
7 Сводные данные теневой экономики Валовая добавленная стоимость (млн. сом) % к официальному ВВП Зарегистрированные предприятия 43709,546,3% Незарегистрированные предприятия 6793,37,2% Итого 50502,853,5% Источник: Результаты косвенного опроса и собственные расчеты
8 Расчет размера теневой экономики для зарегистрированных предприятий ( млн. сом, если иное не указано) 1. Добавленная стоимость по опрашиваемому кругу отраслей (Данные НСК за вычетом величины ненаблюдаемой экономики) 43072,5 2. Скрываемая добавленная стоимость (таблица 3.4)26 879,3 3. 3=1+2Скорректированная добавленная стоимость69951,8 4. 4=2/1Доля скрываемой добавленной стоимости к отчетной добавленной стоимости 62% 5. Скрываемая добавленная стоимость во всей экономике ( с учетом доли сокрытия, определенной в предыдущей строке) (4 строка х Данные НСК за вычетом величины ненаблюдаемой экономики) 43709,5 6. 6=3+5Скорректированная добавленная стоимость113751,39 7. Скорректированный ВВП (7 строка плюс чистые налоги на продукты) ,9 8. 8=5/6Теневая экономика/Валовая добавленная стоимость51,5 % 9. 9=5/7Теневая экономика/ВВП46,3 % Источник: данные НСК, результаты косвенного опроса и собственные расчеты
9 Размер теневой экономики по видам деятельности
10 Изменение объемов сокрытия в зависимости от размеров предприятий Источник: результаты косвенного опроса и собственные расчеты 20,0 25,0 30,0 35,0 40,0 45,0 50,0 Индивидуальные предприниматели Малые предприятияСредние предприятияКрупные предприятия Доля не отчитывающихся о реальных доходахДоля объема продаж скрываемые предприятиями Доля прибыли скрываемая предприятиямиДоля скрываемого общего фонда з/п
11 Территориальный разрез теневой экономики Объем скрываемых продаж (в %) Объем скрываемой прибыли(в %) Объем скрываемого фонда зарплаты(в %) Бишкек41,342,839,9 Иссыкульская область 49,447,552,2 Джалалабатская область 28,831,622,3 Чуйская область38,735,732,5 Ошская область35,936,032,0 Источник: результаты косвенного опроса и собственные расчеты
12 Размеры теневой экономики по организационно-правовым формам предприятий Объем скрываемых продаж Объем скрываемой прибыли Объем скрываемого фонда зарплаты ОсОО40,642,237,6 АО26,826,730,9 ЧП43,642,141,6 Предприниматели, работающие по патенту 45,043,1 42,1 Незарегистрированные предприятия 52,752,438,3 Другие предприятия22,327,223,2 Источник: результаты косвенного опроса и собственные расчеты
13 Доля работников с занижением заработной платы и доля нелегальных работников Ремонт автомобилей Гостиницы и рестораны Торговля Горнодобывающая Обрабатывающая Строительство Здравоохранение и соц. услуги Связь, телекоммуникации Операции с недвижимым им... Коммунальных и персональн.. Образование Транспорт Финансы Электроэнергия, газ и вода % Процент работников с занижением заработной платыПроцент нелегальных работников
15 Источник: результаты косвенного опроса и собственные расчеты
19 Рекомендации предпринимателей, направленные на снижение теневой экономики МерыПроцент ответов Снизить уровень коррупции14,2 Снижение НДС12,5 Снижение налога на прибыль11,1 Снижение размеров соц. отчислений8,3 Уменьшить количество лицензий и разрешений7,4 Снижение подоходного налога7 Усилить борьбу с криминальными группами6,9 Улучшение эффективности и прозрачности законодательства6,9 Снижение других налогов6,9 Принять более строгие меры к предприятиям, уклоняющимся от налогов5,2 Увеличить зарплату ряда чиновников, в первую очередь проверяющих, в целях снижения уровня коррупции 5,1 Заставить таможню взыскивать в полной мере таможенные сборы и налоги с импортных товаров, которые составляют конкуренцию для местных товаров 5,0 Снижение необходимого количества госстандартов3,4 Источник: результаты косвенного опроса и собственные расчеты
21 Программа мер для сокращения теневой экономики Подходы к ее разработке Реалистичность Приоритеты Голос бизнеса Ограничения (политика кнута) Стимулы (политика пряника) Институциональные механизмы
22 Приоритезация направлений программы
23 Приоритетные направления Проведение национальных информационных кампаний Упрощение налоговых режимов и сокращение налогового бремени Сокращение издержек заработной платы Улучшение бизнес среды, системы регистрации и лицензирования
24 Приоритетные направления Улучшение таможенного администрирования Оптимизация трудовых отношений Усиление налоговой службы и налогового администрирования Усиление права на собственность Сокращение контрабанды Борьба с коррупцией с акцентом на государственные органы
25 Ограничения (политика «кнута») Увеличение санкций для работодателей и работников; Создание системы санкций, которая карает более строго повторные нарушения (система предупреждений, которая постепенно переходит к более жестким наказаниям и, в конце концов, к закрытию предприятий); Поэтапное усиление налогового контроля на предприятиях, не исполняющих законодательство; Усиление сотрудничества и обмена данными между государственными органами; Исключение возможности для бизнесменов, замеченных в теневой деятельности, участвовать в государственных тендерах; Ввести горячие линии, информирующие о теневой деятельности компаний.
26 Стимулы («политика пряника») – Реформа социального обеспечения с тем, чтобы, например, поощрять работников оформляться на работу легально или поощрять работодателей нанимать легальную рабочую силу; – Создание системы бизнес-консультаций в области налогообложения, государственного регулирования, бухгалтерского учета; с тем чтобы помочь неформальному бизнесу формализовать его; – Предоставление грантов начинающим предпринимателям, что позволит им сфокусироваться на легальном бизнес-планировании; – Широкое обучение работодателей и работников вопросам соблюдения формальностей требуемых законодательством – Национальные информационные кампании в целях изменения поведенческого отношения к теневой экономики; – Налоговые амнистии, которые, однако, необходимо очень тщательно готовить; – Конфиденциальные телефонные линии, предоставляющие советы людям, желающим покинуть теневой сектор.
27 Спасибо за внимание! Рафкат Хасанов Исполнительный директор ОО «Инвестиционный круглый стол»
28 Сокращение издержек ведения бизнеса Упрощение налоговых режимов и сокращение налогового бремени Пересмотр системы патентного налогообложения Сокращение издержек заработной платы и, особенно, ставок социальных отчислений Усиление налоговой службы и налогового администрирования Бизнес среда. Регистрация и лицензирование. Усиление таможенного администрирования Рынок труда Обеспечение транспарентности предприятий Сокращение коррупции Повышение использования потенциала денежных переводов
29 Размер теневой экономики в странах с переходной экономикой Страны1990/ / / / Азербайджан41,049,160,661,161,3 Беларусь31,745,248,149,350,4 Грузия50,862,167,367,668,0 Казахстан29,838,243,244,145,2 Кыргызстан27,135,739,840,341,2 Россия36,939,246,147,548,7 Украина37,553,752,253,654,7 Узбекистан34,929,534,135,737,2 Среднее значение36,244,152,453,554,6 Источник: Schneider, Ernste Dominik (2000), Schneider (2005)
30 Сводные данные теневой экономики Валовая добавленная стоимость (млн. сом) % к официальному ВВП Зарегистрированные предприятия 43709,546,3% Незарегистрированные предприятия 6793,37,2% Итого 50502,853,5% Источник: Результаты косвенного опроса и собственные расчеты
31 Доля работников с занижением заработной платы и доля нелегальных работников Ремонт автомобилей Гостиницы и рестораны Торговля Горнодобывающая Обрабатывающая Строительство Здравоохранение и соц. услуги Связь, телекоммуникации Операции с недвижимым им... Коммунальных и персональн.. Образование Транспорт Финансы Электроэнергия, газ и вода % Процент работников с занижением заработной платыПроцент нелегальных работников
32 Рекомендации предпринимателей, направленные на снижение теневой экономики МерыПроцент ответов Снизить уровень коррупции14,2 Снижение НДС12,5 Снижение налога на прибыль11,1 Снижение размеров соц. отчислений8,3 Уменьшить количество лицензий и разрешений7,4 Снижение подоходного налога7 Усилить борьбу с криминальными группами6,9 Улучшение эффективности и прозрачности законодательства6,9 Снижение других налогов6,9 Принять более строгие меры к предприятиям, уклоняющимся от налогов5,2 Увеличить зарплату ряда чиновников, в первую очередь проверяющих, в целях снижения уровня коррупции 5,1 Заставить таможню взыскивать в полной мере таможенные сборы и налоги с импортных товаров, которые составляют конкуренцию для местных товаров 5,0 Снижение необходимого количества госстандартов3,4 Источник: результаты косвенного опроса и собственные расчеты
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.