Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемcs5909.userapi.com
1 Урок – семинар на тему «Вводные слова. Вводные предложения. Вставные конструкции». Задачи семинара: 1 Обобщение и систематизация знаний, полученных при изучении темы. 2 Осознание места данной темы в разделе «Синтаксис и пунктуация». 3 Закрепление умения сопоставлять языковые явления. 4 Совершенствование устной и письменной монологической речи учащихся. 5 Совершенствование навыков работы с лингвистической и справочной литературой.
2 Вопросы семинара 1 Употребление вводных слов и вставных конструкций в разных стилях речи. 2 Употребление вводных слов как средства связи предложений и частей текста. Синонимические вводные слова. 3. Сложные случаи расстановки знаков препинания в предложениях с вводными словами и вставными конструкциями. 4. Отличие вводных слов от членов предложения. 5. Слова – паразиты. 6. Как характеризуют ситуацию и героев вводные слова, используемые автором..
3 1. Значение -различные чувства говорящего -большая или меньшая степень уверенности - источник сведений -порядок изложения, связь мыслей - приёмы, способы оформления мысли -привлечение внимания -ссылки на обычность излагаемого -оценка меры того, о чём говорится - откровенность, серьёзность, интимность разговора 2. Интонация - паузы - ускоренный темп - понижение тона Мы, к сожалению, не успели к поезду (в начале предложения голос может и повышаться) 3. Синтаксичес- кая функция - не являются членами предложения - не связаны с другими словами ни сочинительной, ни подчинительной связью Основные признаки вводности
4 Употребление вводных слов и вставных конструкций в разных стилях речи
5 Задание 1 Сравните два ответа учащихся на вопрос : « В каких прилагательных пишется нн » «В каком из них средства языка использованы более грамотно и целесообразно? Докажите. Какую роль в организации связного высказывания научного характера играют вводные слова? 1) «Два н пишутся в прилагательных с основной на н и с суффиксом –н- например: длинный. Также два н пишутся с суффиксами –енн- - -онн-, например: соломенный. Также два н пишем ещё в прилагательных-исключениях с суффиксом –янн- например: стеклянный, оловянный. 2) «Два н в прилагательных пишутся в следующих случаях. Во-первых, с двумя н пишутся прилагательные с корнем на н и суффиксом –н-, такие, как лунный, лимонный. Во-вторых, два н пишутся в прилагательных с суффиксами – енн-, -онн-. Например :соломенный, станционный. В-третьих, с удвоенным н пишутся прилагательные-исключения с суффиксом –янн-: стеклянный, оловянный, деревянный.
6 Употребление вводных слов как средства связи предложений и частейтекста
7 Задание 2 Продолжите данные ниже предложения, используя в качестве средств связи предложений вводные слова, выражающие соответствующие значения, логические взаимоотношения. 1) Вводное слово грамматически не связано с другими словами. 2)Работая над историческим произведением, писатели изучают прошлое, стараются живо представить исторические картины. 3)Неудача не смутила спортсмена. 4)Товарищ не обиделся на шутку. 5)Ночью шёл дождь. 6)Задачу я так и не решил.
8 Задание 3 Преобразуйте данный ниже текст в предложение с вводными словами. Что нужно для того, чтобы прийти к пунктуационной грамотности? Во-первых, знать правила. Всякая деятельность человека обязательно протекает по правилам. Во-вторых, нужно научиться действовать по правилу. Для этого на основании правила следует построить ход рассуждений и записать его в виде схемы, таблицы или словесной инструкции для себя – самоинструкции. В-третьих, необходимо научиться применять правила на практике. Это умение приходит только благодаря тренировке, благодаря простым упражнениям.
9 Сложные случаи расстановки знаков препинания в предложениях с вводными словами
10 Исправьте все допущенные ошибки Наши леса - бесприцедентные хранители чистого, целебного воздуха и это, почему-то, помниться всем, именно, в первую очередь. Но заслуги леса перед человечеством на том далеко не кончаются. Лесные масивы естественный заслон для полей с посевами и они, ведь, дают стране древесину для народного хозяйства. Однако, и это наверное еще не самое главное. Леса, а вместе с ними, разумеется, и озера, и моря, и реки – пожалуй лучшее украшение земли, ее, как бы, великолепный, праздничный наряд. Лес, безусловно, прикрасен всегда: в зимнее дни и весной, и в жаркое лето, и, вряд ли, кого-нибудь хоть когда-нибудь сможет оставить равнодушным, но думается он хорош, в особенности, осенью. Вот, летит на землю золотая листва и чистое небо сверкает в вышине, а из-под мхов к радости неутомимых грибников лезут грибы в коричневых и красных своих армячках. Итак, лес подитожим все сказанное наше, богатство, наше спасения от засух и суховеев, наш целитель и наконец лучший наряд земли нашей. Поэтому, его не бесдумно истреблять, а, как раз, охранять надо, видеть в нем, решительно, величайшую ценность, и не уничтожать без крайней нужды ни одного деревца, и, даже, ни одного кустика. К сожалению, не то мы видим вокруг, и лесное хозяйство, об этом постоянно пишут специалисты, уже очень сильно подорвано. Задание 4
11 Проверь Наши леса – беспрецедентные хранители чистого, целебного воздуха, и это почему-то помнится всем именно в первую очередь. Но заслуги леса перед человечеством на том далеко не кончаются. Лесные массивы – естественный заслон для полей с посевами, и они ведь дают стране древесину для народного хозяйства. Однако и это, наверное, еще не самое главное. Леса, а вместе с ними, разумеется, и озера, и моря, и реки, пожалуй, лучшее украшение земли, ее как бы великолепный праздничный наряд. Лес, безусловно, прекрасен всегда: в зимние дни, и весной, и в жаркое лето – и вряд ли кого-нибудь хоть когда-нибудь сможет оставить равнодушным, но, думается, он хорош в особенности осенью. Вот летит на землю золотая листва, и чистое небо сверкает в вышине, а из-под мхов, к радости неутомимых грибников, лезут грибы в коричневых и красных своих армячках. Итак, лес, подытожим все сказанное, наше богатство, наше спасение от засух и суховеев, наш целитель и, наконец, лучший наряд земли нашей. Поэтому его не бездумно истреблять, а как раз охранять надо, видеть в нем решительно величайшую ценность и не уничтожать без крайней нужды ни одного деревца и даже ни одного кустика. К сожалению, не то мы видим вокруг, и лесное хозяйство, об этом постоянно пишут специалисты, уже очень сильно подорвано.
12 Задание 5 Запишите предложение, поставив вводное слово в начало деепричастного оборота. Изменится ли от такой перестановки пунктуация? Лошади, не найдя, видимо, более подходящего места, сами пришли к лабазам. Запишите предложения, вставив между подлежащим и сказуемым вводное слово, указывающее на степень уверенности говорящего или на источник высказывания. Сосед наш – опытный пчеловод. Дальние озёра – удобное место гнездования уток.
13 Отличие вводных слов от членов предложения
14 Укажите, чем являются в данных предложениях выделенные фрагменты (знаки препинания в предложениях не расставлены). 1. К счастью небо стало проясняться. 2. Он говорят большой оригинал. 3. Ваше утверждение бесспорно. 4. Из-за тумана ничего не было видно. 5. Сначала новое дело кажется трудным. 6. Не откладывай трудных дел на конец дня. 7. К счастью по кривой дороге не пройдешь. 8. Все говорят что выставка интересная. 9. Ваши возражения бесспорно справедливы. 10. По-твоему я ошибаюсь? 11. Видно его предположение оказалось пророческим. 12. Кажется мы мало-помалу приближаемся к разгадке этой тайны. Задание 6
15 Слова - паразиты
16 Как характеризуют ситуацию и героев вводные слова, используемые автором
17 Задание 7 Отредактируйте ответ, сделайте его более логичным, последовательным, законченным, точным и выразительным. Используйте для этого вводные слова, различные способы соединения однородных членов. Мягкий знак после шипящих пишется у существительных женского рода, 3-го склонения. Например :дочь, печь, рожь. Ещё ь пишется после шипящих в глаголах повелительного наклонения и во 2-ом лице единственного числа. Например: нарежь, стоишь. Также ь пишется в неопределённой форме глагола с основой на шипящую: беречь, стеречь. Ь пишется после шипящих на конце наречий: вскачь, настежь. Кроме слов: уж, замуж, невтерпеж.
18 Тест В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые? Однако (1) нездоровье природы заставляет сегодня говорить о катастрофическом состоянии флоры, земли, воды. И (2) видимо (3) лишь глобальный характер проблем, нерешённость которых угрожает самому существованию человечества, заставил осознать опасность возможной в будущем экологической катастрофы. 1)1 2)2, 3 3)3 4)1, 2, 3
19 Тест В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые? По моему (1) растерянному взгляду было несложно догадаться о случившемся. Зима (2) по-моему (3) лучшее время года. 1)2 2) 2,3 3) 1,2,3 4) 1, 3
20 Тест В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые? Книга была (1) по его словам (2) единственным украшением одиноких вечеров… О приближающемся приезде гостей все поняли (3) по словам (4) и действиям. 1) 1, 2 2) 1, 2, 3, 4 3) 3, 4 4) 1, 3
21 Тест В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые? Норд – ост (1) по словам моряков (2) быстро слабеет и теряет разрушительную силу. Я думаю, что судить о приближающемся шторме только (3) по словам местных жителей (4) нельзя. 1) 1, 2 2)1,2, 3, 4, 3)3,4 4) 1, 3
22 Тест В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые? Лёшка (1) ты помнишь (2) в этот вечер к нам не зашёл. Я думаю, что (3) ты помнишь (4) и предчувствие весны, и ожидание праздника, и незабываемый восторг своего детства. 1) 1,2 2) 1, 2, 3, 4 3) 3,4 4)1, 3
23 Тест В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые? У Плюшкина (1) по словам Собакевича (2) люди мрут как мухи. О хозяйственности и богатстве помещика судить только (3) по словам Собакевича (4) не стоило. 1) 1, 2 2)1, 2, 3, 4 3)3, 4 4) 1, 3
24 Тест В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые? Всё стало (1) очевидно (2) с первого взгляда. Гости (3) очевидно (4) и не представляли себе того, что их ожидает вечером. 1) 1, 2 2) 3, 4 3) 1, 2, 3, 4 4) 1, 3
25 Тест В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые? Мой спутник чувствовал себя превосходно, я же (1) напротив (2) очень устал. В купе я сидел (3) пожилого пассажира. 1) 1, 2 2) 1, 2, 3, 4 3) 3, 4 4) 1,3
26 Тест В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые? Народ и культура народа (1) по существу (2) своему миролюбивы. Необдуманные действия руководителей этой организации (3) по существу (4) свели к нулю усилия строителей. 1)1, 2 2)1, 2, 3, 4 3) 3, 4 4) 1,3
27 Тест В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые? Здесь (1) по рассказам очевидцев (2) когда – то стояло богатое село. Следователь сумел восстановить именно (3) по рассказам очевидцев (4) последовательность событий. 1) 1, 2 2) 1, 2, 3, 4 3)3, 4 4)1,3
28 Ответ
29 Цель использования вводных слов 1)С помощью вводных конструкций автор высказывания имеет возможность подчеркнуть что – либо в сообщении для привлечения внимания собеседника к компоненту содержания, выделенному с помощью вводных слов (напоминаю, повторяю, подчеркиваю, согласитесь, например, к примеру, что ещё важнее и т. П.). 2) Вводные слова позволяют передать субъективное отношение к сообщаемому, эмоциональную реакцию, оценку говорящего (пишущего), различные чувства и переживания (к счастью, к удовольствию, что хорошо, к стыду, к несчастью, к изумлению, думается, без сомнения, бесспорно, как представляется, предположим и т. п. ). 3)Используя вводные слова, пишущий (говорящий) имеет возможность выразить отношение к манере речи, к характеру и способу изложения сообщения (лучше сказать, иначе говоря, другими словами, одним словом проще сказать ). 4)Вводные слова позволяют выразить разнообразные связи, отношения, указать на порядок следования мыслей и место сообщения в композиции и структуре текста (кроме того, следовательно, в заключение, итак, таким образом, напротив и т. п. ), указать на источник или автора сообщения (как известно, по словам…, по убеждению…, по – моему…,по – твоему).
30 Что мне дало изучение темы «Вводные слова и вставные конструкции»?
31 Автор проекта – учитель высшей категории МОУ СОШ 5 с углублённым изучением отдельных предметов Карпова Л.В. май 2007г.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.