Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемkrasnofarforniy.chudovskiy.okpmo.nov.ru
1 Урок русского языка в 7 классе Кожанова Нина Николаевна, учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ» п. Краснофарфорный Чудовского района Новгородской области
2 Тема: «Служебные части речи. Непроизводные и производные предлоги» Цель урока: познакомить с непроизводными и производными предлогами, со способом образования производных предлогов.
3 Задачи: обучающие формировать умения отличать производные предлоги от непроизводных, правильно употреблять производные предлоги; формировать умения отличать производные предлоги от омонимичных частей речи; развивающие формировать мыслительные умения и навыки: рассуждение, сравнение, выделение главного; воспитывающие воспитание внимания; формирование умения работать самостоятельно, вместе с товарищем; повышение интереса к предмету.
4 Оборудование Таблица «Отношения, выражаемые предлогами». Таблица «Служебные части речи». Таблица «Употребление предлогов».
5 Технология Н.Н. Палтышев «Система поэтапного обучения».
6 Проверка домашнего задания Тема предыдущего урока: «Предлог» Что такое «предлог»? Какие отношения выражают предлоги? Приведите примеры наиболее часто встречающихся предлогов.
7 Рассмотрите таблицу, озаглавьте её и восполните пробелы: Пространственные Временные из-за, ввиду Целевые Образа действия
8 Словосочетания для заполнения таблицы движется в море; заморозки по утрам; купить для мамы; ехать около реки; работать на заводе; пишу от случая к случаю; посмотреть с радостью; начать с осени; приспособили под стол; не пришла из-за болезни.
9 Работа с текстом, задание I Откуда черпать знания? Из книг. Читать нужно как можно больше, собирая книги по тем вопросам, которые вас особенно интересуют. Увлекательную книгу старайтесь передать тем, кто её ещё не читал. И расскажите о ней так, чтобы у ваших собеседников дух захватило от интереса. (С.А. Гуревич) Задание: Над каждым выделенным словом надпишите, к какой части речи оно относится. Сделайте вывод, к которому приводит вас выполнение упражнения.
10 Карточка для самопроверки Служебные части речи: союз И, предлоги: ИЗ, ПО, О, У, ОТ частица НЕ Самостоятельные части речи: имя существительное – ДУХ местоимение –ТЕМ, ВАС, ЕЁ наречие – ЕЩЁ Вывод: не всякое «коротенькое» слово относится к служебным частям речи (союзам, частицам, предлогам), оно может быть самостоятельной частью речи.
11 Работа с текстом, задание II Прочитайте отрывок из произведения А.Гайдара «Тимур и его команда». Запишите только те словосочетания, в которых предлоги выражают пространственные отношения. Образец: Очутившись (где?) в саду (место). Очутившись в саду перед дачей Колокольчиковых, Тимур стал под деревом и свистнул. Не дождавшись ответа, он полез на дерево и заглянул в комнату. С дерева ему была видна только половина придвинутой к подоконнику кровати да завёрнутые в одеяло ноги. Тимур кинул на кровать кусочек коры.
12 Игра «Кто больше?» Задание: из текста выпишите предлоги. Сколько слов в русском языке? Если бы кто-нибудь из читателей задал бы такой вопрос, он не получил бы точного ответа ни в учебниках, ни в энциклопедии. Это было бы то же самое, что спросить у астрономов, какое расстояние с точностью до сотен или даже тысяч километров от Земли до ближайшей планеты или звезды. Астроном смог бы дать в этом смысле только приблизительный ответ. Он сослался бы прежде всего на несовершенство существующих приборов и методов, а также на то, что Земля, другие планеты и звезды находятся в непрерывном движении и расстояние между ними не являются постоянным. (ПО В.И. Максимову)
13 Изучение нового материала Тема: «Служебные части речи. Непроизводные и производные предлоги» План для изучения: Производные предлоги Непроизводные предлоги Употребление непроизводных и производных предлогов
14 Работа по I пункту плана: «Производные предлоги» Задание: Найдите в предложениях похожие слова (амонимичные), подчеркните их как члены предложения; укажите какими частями речи они являются. Сделайте вывод. Ступай себе мимо. (Н.А.Некрасов) На встречу с писателем пришёл весь класс. «Да, хорошо!»- так же тихо отвечала Ася, не смотря на меня. (И.С. Тургенев) Судно весело бежит мимо острова Буяна. (А.С. Пушкин) Дым багровый клубами всходит к небесам, навстречу утренним лучам. (А.С. Пушкин) Несмотря на конец октября, солнце жгло невыносимо.
15 Вывод: Предлоги в предложениях правого столбика образовались от самостоятельных частей речи: наречий, существительных, деепричастий) Первый пункт плана можно дополнить: «Особенности образования производных предлогов».
16 Закрепление: Прочитайте первый пункт правила п.50, с.136. Составьте таблицу, в которой покажите особенности образования производных предлогов. Используйте упр.296, с.137 Работайте в парах.
17 Самопроверка Производные предлоги от наречийот существительныхот деепричастий позади, поверх около, вдоль наперекор напротив поперёк вблизи, посреди ввиду в течение навстречу благодаря несмотря на
18 Работа по II пункту плана Пользуясь материалом учебника, ответьте на вопрос: «Какие предлоги относятся к непроизводным?» Для закрепления: из упр.296 (с.137) выпишите словосочетания с непроизводными предлогами.
19 Самопроверка переходить через улицу, подписывает на конверте, отступает от темы, разделить на пять, вдумается в смысл, прибавит к двум, выпишет из книги, шагает в колонне, сбегает с горы, устанет с непривычки, делится с друзьями, ждет с час.
20 Работа по III пункту плана Вопрос: «В чём ещё проявляется отличие производных предлогов от непроизводных?» ЗАКРЕПЛЕНИЕ 1. Придумать предло- жение со словами «вокруг, напротив» так, чтобы в одном случае они были наречиями, а вдругом – предлогами. 2. Придумать предло- жения с существи- тельными, с предлогами «на счет, в следствии» и предлогами «насчет, вследствие». Записать предложения, опре- делив предлоги и омонимичные им части речи. Я знаю этот лес вдоль и поперёк. Тропинка шла вдоль обрыва, извиваясь в тени деревьев. Попе- рёк речонки лежало небольшое бревно. Вблизи виднелся лес. Вблизи села протекала речка. Правило-помощник: Производный предлог чаще всего может быть заменён непроизводным или другим производным предлогом. Выполните упр.301 (с.138). вставьте предлог ОТ или ДЛЯ
21 Подведение итогов урока Что нового узнали о предлоге? Как отличить производный предлог от омонимичной ему части речи? Как вы считаете, какой материал, изученный сегодня, нужно закрепить на следующем уроке? Домашнее задание: п.50,с.136 упр.297 (с.137) п.50,с.136 упр.298 (с.137)
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.