Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемphilosophy.spbu.ru
1 РИТОРИКА Риторические основания истины.
2 М. Хайдеггер ( ) Истина – непотаённость потаённого, которая приоткрывается для ищущей мысли.
3 Утверждение о человеке, что он видит, имеющее в виду мыслящего человека, означает - он высказывается. Речь уподобляется зримому ею и в ней открывающемуся смыслу. «Только там, где уже правит непотаенность, можно что-то сказать, увидеть, показать, воспринять» 1. Мысль дает бытию слово. Сказывание бытия и есть переход от сокрытости к непотаенности. Язык становится «домом истины бытия» (Хайдеггер), в котором правит мысль, дающая «слово невыговоренному смыслу бытия» Хайдеггер М. Гегель и греки // Хайдеггер М. Время и бытие. Статьи и выступления. М С Хайдеггер М. Письмо о гуманизме // Там же. С Риторические основания истины.
4 Аристотель: «говорить о сущем, что его нет, или о не- сущем, что оно есть - значит говорить ложное, а говорить что сущее есть и не-сущее не есть, - значит говорить истинное». Метафизика, 1011b, Риторические основания истины. Корреспондетская концепция истинности
5 «To Do is to Be – Сократ To Be is to Do – Жан Поль Сартр Do-be-do-be-do – Фрэнк Синатра» Курт Воннегут Парень не промах. Риторические основания истины.
6 «Особенно хорошо это может понять автор, читающий разного рода обзоры своих трудов, если он работает в области экономики, социальной и политической теории и литературной критики. Не так часто автор может согласиться с изложением своих идей критиками, даже если они провозглашают свое согласие с ним». Richards I. A. The Philosophy of Rhetoric. L.; Oxford; New York, P. 5. Риторические основания истины.
7 Готлоб Фреге (Frege, Gottlob) ( ) «Если мысль, которую я выражаю, например, в теореме Пифагора, может быть признана истинной как мной, так и другими людьми, то она не относится к содержанию моего сознания, а я не являюсь ее носителем, хотя и могу вынести суждение относительно ее истинности. Предположим, однако, что то, что я и какой-то другой человек считаем содержанием теоремы Пифагора, не есть одна и та же мысль. Тогда следовало бы различать «мою теорему Пифагора», «его теорему Пифагора» и т.п. Моя мысль будет содержанием моего сознания, его мысль - содержанием его сознания. Может ли в этом случае смысл «моей теоремы Пифагора» быть истинным, а «его теоремы Пифагора» - ложным? Фреге Г. Мысль: логическое исследование // Философия, логика, язык. М., С. 33. Риторические основания истины.
8 «Итак, то, что в звукосочетаниях, - это знаки представлений в душе, а письмена - знаки того, что в звукосочетаниях. Подобно тому, как письмена не одни и те же у всех [людей], так и звукосочетания не одни и те же. Однако представления в душе, непосредственные знаки которых суть то, что в звукосочетаниях, у всех [людей] одни и те же, точно так же одни и те же и предметы, подобия которых суть представления». Аристотель. Об истолковании // Аристотель. Соч. в 4 т. Том 2. М., С. 93. Риторические основания истины.
9 Сократ об «ужасной особенности письменности», «поистине сходной с живописью: ее порождения стоят как живые, а спроси их – они очень величественно молчат. То же самое и с сочинениями. Думаешь, будто они говорят, как мыслящие, а если кто, желая усвоить, спросит о чем-нибудь из того, что они говорят, они всегда твердят одно и то же». Платон. Федр. 275 d-e. Риторические основания истины.
10 Когерентная теория истинности (от лат. cohaerens «находящийся в связи») Истинным я могу признать лишь то, что вписывается в имеющуюся уже систему положений, принятых мною за истинные, в которых фиксируется мое знание соответствующей предметной области. Риторические основания истины.
11 Вильгельм фон Гу́мбольдт ( ) выдающийся немецкий философ и лингвист. По поводу его роли в языкознании проф. В. А. Звегинцев писал: «Выдвинув оригинальную концепцию природы языка и подняв ряд фундаментальных проблем, которые и в настоящее время находятся в центре оживленных дискуссий, он, подобно непокоренной горной вершине, возвышается над теми высотами, которых удалось достичь другим исследователям» Риторические основания истины.
12 В. фон Гумбольдт: язык есть деятельность, а не оконченное дело; в своей полноте язык живет лишь в речи говорящего и в понимании слушающего; свою определенность слова получают только в живой речи конкретного лица и существенно зависят от формы речи. Риторические основания истины.
13 Согласно субституционалистской (от англ. substitution подстановка, замещение) концепции, слова обладают как прямым, так и фигуративным смыслом, а смысл, выраженный метафорически, без какой-либо потери когнитивного содержания может быть передан и буквально. В свете интеракционалистской концепции языка буквальное переложение метафоры ведет к неизбежной потере когнитивного содержания и утрате глубины проникновения в суть вещей Риторические основания истины. Теория метафоры М., 1990
14 Риторические основания истины.
15 Слово Мысль Родовая определенность вещи (умопостигаемый предмет) Понятие
16 Риторические основания истины. понятие Реальность (умопостигаемый предмет) В основе интуиции лежит понятийная структура нашего языка как контекстуальная возможность соответствующего понятия, реализация которой провоцируется нашим стремлением рассказать о мире, то есть, понять его.
18 Риторические основания истины. "Слова наносят тайному смыслу урон, все высказанное незамедлительно становится слегка иным, слегка искаженным, слегка глуповатым - что ж, и это неплохо, и с этим я от души согласен: так и надо, чтобы то, что для одного - бесценная мудрость, для другого звучало как вздор» Гессе Г. Паломничество в Страну Востока // Гессе Г. Избранное. М., С. 75.
19 Риторические основания истины. Язык не переодевает мысли, и уж, тем более, не искажает их. Гумбольдт: «Язык есть орган, образующий мысль» Кто идёт, куда глаза глядят, всегда попадает туда, куда шёл. И только тот, кто знает, куда идёт, всегда попадает не туда. Лихтенберг: «Книга – это зеркало. И если в него смотрит обезьяна, то из него не может выглянуть лик апостола»
20 Риторические основания истины. Одну и ту же мысль невозможно высказать дважды. Во-первых, … Во-вторых, …
21 Риторические основания истины. Loquor, ergo sum – Я говорю, следовательно, я существую. Cogito, ergo sum – Я мыслю, следовательно, я существую. &
22 Понять, т.е., обнаружить вещь разумом, означает рассказать ее. Причем, ключ к пониманию и поиску этой реальности дает порядок речи. Указать на вещь другому разуму я так же могу только через слово, в котором для моего разумного собеседника откроется смысл, позволяющий разуму «увидеть» эту вещь. Риторические основания истины.
23 «Сделать известным» и «сделать сказанным» – два аспекта одного и того же. Сказывание является и средством познания и средством сообщения. Референциальная и коммуникативная функции языка не существуют друг без друга, это два аспекта одной способности. Вместе они реализуют эпистемическую функцию языка – главная забота риторики. Риторические основания истины.
24 Основная функция риторики в том и состоит, чтобы сделать сказанным, сделать известным значения и смыслы сущего. Риторические основания истины.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.