Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемschool129spb.ucoz.ru
1 Анисимова Галина Викторовна учитель начальных классов ГБОУ СОШ 129 Санкт-Петербурга Взаимотноошения с детьми в семье и школе
2 Права и обязанности родителей В статье 63 Семейного кодекса РФ указывается: 1. Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. 2. Родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования. Родители с учетом мнения детей имеют право выбора образовательного учреждения и формы обучения детей до получения ими основного общего образования. Статья 65 Семейного кодекса гласит: «Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей. При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей».
3 Какую помощь может оказать семья ребенку, начинающему обучение в школе? 1. Воспитывайте у ребенка отношение к учебе не как к тяжкой повинности, навязываемой взрослым, а как к познанию мира, проявляйте сами уважение к учителю, раскрывайте детям особенности и значение его труда, воспитывайте интерес к одноклассникам. Имейте в виду, что информация о школе, учителе, детях, которую вы получаете от своего ребенка, может быть субъективной, искаженной. Необходимо самим быть ближе к школе, чтобы иметь реальные представления о том, в какой помощи нуждается ребенок. 2. Терпимо относитесь к тому, что ребенок не сразу усваивает новые знания, овладевает учебными навыками, не впадайте от этого в панику и не делайте преждевременных выводов. Старайтесь избегать таких оценок: «не думал», «не стараешься», «не выучил». 3. Если ребенок все время боится, что его будут ругать за плохую успеваемость, накажут, это не только не способствует желанию учиться, интересу к знаниям, но и вызывает отрицательное отношение к школе и учителю, разрушает взаимопонимание детей и родителей. Страх плохой помощник, как в воспитании, так и в обучении.
4 4. При возникших у ребенка трудностях в обучении не обвиняйте в них его самого. Чрезмерная строгость, осуждение, угрозы не только не стимулируют желание преодолевать трудности учения, но и лишают ученика уверенности, что он с ними справится, формируют чувство вины, сознание собственной неполноценности. Постарайтесь вместе с учителем разобраться в причинах возникших трудностей и помогите устранить их. Задумайтесь над тем, что вы сами делаете не так. Почему ребенок испытывает трудности? Как помочь ему их преодолеть? 5. Ни в коем случае ребенок не должен ощутить, что неуспехи в школе могут лишить его любви родителей. Если члены семьи ставят свое отношение к школьнику в зависимость от полученных им оценок («я не могу и не хочу любить двоечника»), то они отдаляют его от себя, а значит, уменьшают возможность своего влияния на него.
5 5. Почаще хвалите ребенка, особенно в первый год школьной жизни. Он должен ощущать, что в него верят: «Я знаю, ты этому обязательно научишься, у тебя уже стало лучше получаться». Только уверенность ребенка в том, что он любим, принят родителями таким, какой есть, помогает ему добиться успеха. Замечательно сказал об этом В. Берестов: Любили тебя без особых причин: За то, что ты внук, За то, что ты сын, За то, что малыш, За то, что растешь, За то, что на папу и маму похож. И эта любовь до конца твоих дней Останется тайной опорой твоей. Особого внимания семьи требуют эмоционально чувствительные, ранимые, застенчивые дети, которые болезненно реагируют на замечания учителя, насмешки сверстников, глубоко переживают собственные неудачи и ошибки, что может стать причиной негативного отношения к школе и даже отказа ее посещать. Родителям таких детей нужно поговорить с учителем об индивидуальных особенностях ребенка, оказать ему помощь в налаживании отношений с одноклассниками. Важно с пониманием относиться к переживаниям детей, ненавязчиво побуждать рассказывать о своих взаимо отношениях со сверстниками и взрослыми вне семьи. Это поможет правильно оценивать как собственные поступки, так и критические замечания, сделанные ребенку: «Мне кажется, что учитель прав...», «Давай подумаем, почему дети не захотели с тобой играть», «Правильно ли ты оценил свою работу?» и т.п.
6 Постепенно у младшего школьника формируется потребность делиться с близкими своими переживаниями, искать у них совета и помощи. Будьте при этом доброжелательными советчиками, а не строгими судьями. Какие бы отрицательные чувства ни вызывали у вас его рассказы, постарайтесь сдерживаться, спокойно, справедливо и доброжелательно разберитесь в ситуации. Если вы начнете упрекать и обвинять ребенка, не рассчитывайте впредь на его откровенность. В то же время нельзя постоянно фиксировать внимание на детских переживаниях, связанных со школой и одноклассниками, показывать свою тревогу,чрезмерно опекать ребенка, решая за него все проблемы, лишая его самостоятельности. При установлении взаимодействия школы и семьи в воспитании младшего школьника важно учитывать также то, что авторитарность родителей, акцентирование недостатков детей порождают у них тревожность, безынициативность. Сверстникам не интересно с такими детьми. Трудно устанавливать взаимоотношения и тем детям, которые до школы общались преимущественно со взрослыми, а также чрезмерно опекаемым в семье. Они в классе робки, незаметны, необщительны, при этом многие из них хорошо воспитаны и добры. Поскольку у них не развито умение взаимодействовать с другими детьми, сверстники выбирают в друзья энергичных, инициативных, самостоятельных. Родители могут помочь ребенку наладить дружбу с одноклассниками, приглашая их в гости, участвуя в подготовке школьных праздников, организуя посещения музеев, театров и т.п. Позаботьтесь о том, чтобы во время этих мероприятий ребенок тоже был активен: научите его подвижным играм, в которые можно поиграть с одноклассниками, несложным фокусам и др. Застенчивые дети чувствуют себя более уверенно, когда занимаются тем, что умеют, с чем легко справляются.
7 Трудные дети Его обычно относят к тем детям, которые, прежде всего, требуют от воспитателей много сил и времени, чтобы поддерживать их поведение в определенных рамках: они отказываются выполнять указания взрослых, агрессивны. Такое поведение может быть вызвано переживаемыми ребенком 6-7 лет трудностями перехода на иной тип отношений со взрослыми и детьми, появлением новой для него деятельности учения. У некоторых детей это сопровождается проявлением упрямства, негативизма. Все, что непонятно и непривычно ребенку в новой школьной обстановке, может вызывать страх и порождать агрессию как защитную реакцию. Дети опытным путем определяют границы своих возможностей и личной свободы драки на переменах в школе, отстаивание своих прав в семье. Они хотят вызвать ответную агрессию, разозлить маму, учителя, сверстника, не успокаиваются, пока не достигнут этого. Подобное поведение является также способом обратить на себя внимание взрослых, которого ребенку часто не хватает. Злой, упрямый, драчун есть повод задуматься: возможно, он несчастен оттого, что его не понимают, не помогают прийти к согласию с самим собой и окружающими. Он хочет быть хорошим, ему это очень важно для нормального самочувствия, принятия самого себя. Когда ребенку внушают, что он плохой, мешает всем, он теряет веру в себя, может впасть в депрессию, а это уже шаг к нарушению психического здоровья. Восстановить его трудная задача. Младший школьник может замкнуться в себе, избегать общения или, наоборот, присоединиться к «сочувствующему», готовому понять и поддержать старшему товарищу, группе детей с криминальными интересами. Родители, прежде всего, должны проявить выдержку, не раздражаться, четко определить свои требования к ребенку, избегать конфликтных ситуаций. Своевременно сказанное ласковое слово может снять напряжение. Угрозы, запреты, повышение голоса самые неэффективные способы преодоления агрессивности.
8 Что должен знать ребенок о нравственном поведении помни, что твои поступки могут радовать или огорчать окружающих людей, родителей, других членов семьи; будь внимателен к родителям; старайся им помогать; оберегай их отдых; уходя из дома, скажи, куда идешь, когда придешь, знай, что о тебе беспокоятся; не обижай и не давай в обиду маленьких, слабых; будь внимателен к своим товарищам; вежливость необходима в отношениях с людьми, вежливый человек всегда встречает доброе отношение к себе, желание с ним общаться; говори «спасибо» за оказанные тебе внимание и помощь, «пожалуйста» обращаясь с просьбой, «извините» за нечаянную неловкость; приветствуй старших при встрече, здоровайся с товарищами, говори «доброе утро», «спокойной ночи» домашним. Спросите у ребенка, как он здоровается с учителями, другими взрослыми. Поинтересуйтесь, как он ведет себя в общественных местах. Не упустите этот возраст, так как потом воспитать культуру поведения будет гораздо труднее.
9 Трудности воспитания детей обусловлены тем, что многие источники влияния находятся вне поля зрения родителей, даже если они стараются следить за ребенком, его отношениями с другими людьми, сверстниками, знают его интересы, привязанности. Общение со сверстниками, улица могут оказывать на него отрицательное влияние: он усваивает язык улицы сленг, нецензурные выражения, грубые манеры. Дома это, возможно, не проявляется до поры до времени. Семья как бы вступает в спор с улицей, и порой очень трудный спор. Если у ребенка нет доверительных отношений с родителями, побеждает улица. Приучая детей к нравственным нормам поведения, часто приходится противопоставлять добро и зло. При этом нужно помнить, что младшие школьники далеко не все и не всегда способны с нравственной позиции оценить тот или иной поступок. Не пренебрегайте любой возможностью обсудить со своим ребенком, что хорошо, что плохо. При этом не нужно «читать мораль», лучше задать ему вопрос, что он думает по тому или иному поводу, попросить обосновать свои суждения, высказать свое мнение. В более старшем возрасте, став подростками, дети «стесняются», как они сами говорят, проявлять вежливость, использовать вежливые слова. Поэтому все следует делать своевременно.
10 Правила этикета Не спеши первым сесть за стол. Не разговаривай во время еды. Не забывай закрывать рот, когда жуешь. Не чавкай. Не рвись первым выскакивать в двери. Не перебивай говорящего. Не кричи и не повышай голоса. Не размахивай руками. Не показывай пальцем на кого бы то ни было. Не передразнивай говорящего человека, даже если он заика. Не садись раньше старшего по возрасту человека без его разрешения.
11 Не протягивай руку первым, дождись, пока старший по возрасту поздоровается с тобой. Не забудь снять головной убор, входя в дом. Не повторяй слишком часто «я». Не делай вид в троллейбусе и трамвае, что ты не замечаешь стоящего старика. Не вмешивайся в чужой разговор, не произнеся «простите». Не забудь извиниться, если ты нечаянно кого-нибудь толкнул или обидел. Не причесывайся, где попало, для этого есть коридор, фойе, туалетная комната. Не делай того, что другим людям может принести беспокойство. Не произноси слов, точное значение которых тебе неизвестно.
12 Если у ребенка «трудный» характер: 1. Задайте себе вопрос, не подражает ли ребенок вам. Иногда мы бурно реагируем на поступки ребенка, напоминающие наши собственные, потому что слишком хорошо знаем свои недостатки. В других случаях мы бурно реагируем на поступки ребенка, ничем не напоминающие наши, только потому, что не можем его понять. Осознав, почему мы реагируем на поступки ребенка тем или иным образом, мы поможем самим себе. 2. Понимая свою негативную реакцию на поведение ребенка, мы сможем избежать разногласий. Старайтесь думать не о сопротивлении, а об изменениях. 3. Даже если вам удастся изменить поведение ребенка, это произойдет не за одну ночь. 4. Не стыдите ребенка и не отталкивайте его. Никогда не говорите: «Как не стыдно!» или «Я не люблю тебя!». Не читайте ребенку долгих нотаций по каждому поводу. Добивайтесь своего с помощью коротких – чем короче, тем лучше – и простых наставлений. 5. Подумайте, не связано ли поведение ребенка со слишком длительным пребыванием перед телевизором. 6. Подумайте, не стимулирует ли ребенка избыток активности. 7. Большинство детей «перерастают» свои капризы, как только научаются ясно выражать свои желания и эмоции. 8. Вместо того чтобы реагировать только на недозволенное поведение ребенка, попытайтесь выявить случаи хорошего поведения и вознаградить ребенка объятиями, поцелуями, похвалой.
13 Если ребенок плохо запоминает Учите ребенка ставить цель запоминать надолго. 2. При подготовке уроков следует чередовать способы работы: конспектирование, запоминание со слуха, использование рисунков. 3. Для того чтобы лучше запомнить текст, нужно прочитать его вслух. 4. Ребенок запомнит тогда, когда перескажет прочитанное. 5. Во время заучивания ребенок должен понять то, что нужно запомнить. 6. Для осмысления запоминаемого текста можно использовать следующую схему: - о чем или о ком говорится в тексте; - что об этом говорится. 7. При запоминании пользуйтесь смысловыми опорами, смысловым соотнесением и смысловой группировкой - кто хорошо осмысливает, хорошо запоминает и долго помнит. 8. Готовить уроки следует сразу же в день объяснения нового материала, так как забывание активнее всего происходит в первые 24 часа. Память любит разнообразие: после русского учите чтение и т. д.. 9. Лучше учить по одному часу семь дней, чем 7 часов подряд в один день. 10. Учить материал нужно в определенное время, чтобы выработать режим. Вечером, перед сном нужно повторить выученное. 11. Не учите стихи по столбикам. Короткие заучивайте целиком, длинные разбивайте на порции.
14 Если ребенок агрессивен Любите и принимайте ребенка таким, каков он есть. 2. Ликвидируйте все агрессивные формы поведения среди близких, помня, что ребенок всегда подражает тому, за кем привык наблюдать. 3. Предъявляя ребенку свои требования, учитывайте не свои желания, а его возможности. 4. Гасите конфликт еще в зародыше, направляя интерес ребенка в другое русло. 5. Учите ребенка правильному общению со сверстниками и взрослыми. 6. Расширяйте кругозор ребенка. Включайте ребенка в совместную деятельность, подчеркивая его значимость в выполняемом. 7. Игнорируйте легкие проявления агрессивности ребенка, не фиксируйте на ней внимание окружающих. 8. Установите строгий запрет на агрессивные действия ребенка. Пытайтесь понять причины протеста и сопротивления ребенка и исключите их.
15 Спасибо за внимание! Желаю успехов в воспитании детей!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.