Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемedu.mari.ru
2 АСОЦИАЛЬНОГО АСОЦИАЛЬНОГО ПРОФИЛАКТИКА ПРОФИЛАКТИКА ПОВЕДЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ ПОДРОСТКОВ
3 Выдержка из Российского Закона об образовании: «…содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этническими, религиозными и социальными группами; способствовать реализации права граждан на свободный выбор взглядов и убеждений» Выполнить задачи, поставленные в этой статье закона, можно только формируя в ребёнке с раннего возраста социально приемлемые нормы поведения, развивая его нравственные представления
4 Подростковый возраст обычно характеризуется как переломный, переходный, критический, трудный, возраст полового созревания. Подростковый период развития охватывает возраст с 11 до 15 лет, совпадая с обучением в средних классах школы и характеризуется началом перестройки организма ребён к а: ускоренным физическим развитием и половым созреванием. В подростковом возрасте изменяются условия жизни и деятельности подростка, что приводит к перестройке психики, появлению новых форм взаимодействия между сверстниками. У подростка меняется общественный статус, положение в коллективе, ему начинают предъявляться более серьёзные требования со стороны взрослых. Подросток начинает чувствовать себя взрослым, он отвергает свою принадлежность к детям, но у него ещё нет ощущения полноценной взрослости, зато есть огромная потребность в признании его взрослости окружающими. Нарушение слаженности в деятельности организма и неотрегулированная новая система его функционирования являются основой общей неуравновешенности подростка, его раздражительности, взрывчатости, резких колебаний настроения. Происходит психологическое отдаление подростка от семьи и школы, их значение в становлении личности подростка снижается, влияние сверстников усиливается. Зачастую он стоит перед выбором между официальным коллективом и неформальной группой общения. Предпочтение подросток отдаёт той среде и группе, в которой он чувствует себя комфортно, где относятся к нему с уважением. Это может быть и спортивная секция, и кружок, но может быть и подвал дома, где собираются подростки, общаются, курят, выпивают. Характерные особенности подросткового возраста: эмоциональная незрелость, недостаточно развитое умение контролировать собственное поведение, соразмерять желания и возможности в удовлетворении своих потребностей, повышенная внушаемость, желание самоутвердиться и стать взрослым.
5 Подростков, чьё поведение отклоняется от принятых в обществе правил, норм поведения, называют трудными, трудновоспитуемыми, с девиантным, отклоняющимся, асоциальным поведением. Нормальное поведение подростка полагает взаимодействие его с микросоциумом, адекватное потребностям и возможностям его развития и социализации. Если окружение ребёнка способно своевременно и адекватно реагировать на те в или иные особенности подростка, то его поведение будет нормальным. Трудновоспитуемость подростка, несоблюдение им норм и правил, установленных в обществе, в науке рассматривается через явление, которое называется девиация.
6 физические психические педагогические социальные болезни нарушения зрения, слуха нарушения опорно-двигательного аппарата задержка психического развития умственная отсталость нарушения речи нарушения эмоционально-волевой сферы одарённость ОтклоненияОтклонения Связаны с умственным развитием, психическими недостатками. Могут быть врождёнными или являться результатом болезни, травмы или другой причины. Связаны с понятием «социальная норма» - правила, образец действия, мера допустимого поведения. Причины: трудности переходного возраста; неопределённость социального положения; нестабильность; экстремальные ситуации (сиротство). Связаны с нормами получения или неполучения общего или профессионального образования. Причины: нежелание учиться, неблагополучие в семье, экологические и социальные катаклизмы, отклонения в развитии. Связаны со здоровьем человека и определяются медицинскими показателями. Причины: наследственные факторы или внешние обстоятельства
7 Этапы асоциального поведения определены на основе признаков: 1) степень нарушения общественных требований, норм, законов со стороны личности, которая определяется путём анализа совершённых действий; 2) степень несоответствия общественным требованиям, нормам и законам; определяется через анализ отношения личности к этим требованиям и законам, а также оценку собственного поведения; 3) единичность и рецидивность асоциальных действий.
8 Этапы формирования асоциального поведения На первом этапе доасоциального поведения характеристика нарушения включает несогласие, непослушание, отрицание, невыполнение некоторых социальных требований. Причины отклонения кроются прежде всего в неправильном воспитательном воздействии. Помощь здесь имеет два воспитательных аспекта: направлена на корректировку воспитательного воздействия либо на личность ребёнка, имея характер изменённой воспитательной деятельности Причины отклонения кроются прежде всего в неправильном воспитательном воздействии. Помощь здесь имеет два воспитательных аспекта: направлена на корректировку воспитательного воздействия либо на личность ребёнка, имея характер изменённой воспитательной деятельности При успешной работе прогноз может быть положительным. При отсутствии либо при неудачной помощи возможны два исхода: или личность сама справится с проблемами или нарушения в поведении углубятся. При успешной работе прогноз может быть положительным. При отсутствии либо при неудачной помощи возможны два исхода: или личность сама справится с проблемами или нарушения в поведении углубятся.
9 При начале асоциального поведения (второй этап) характеристика включает нарушение социальных требований, норм и проявления противозаконных действий (мелкие кражи, обман, хулиганство). Возможно включение в группы с выраженным асоциальным характером поведения. Помощь и санкции общества здесь могут иметь два аспекта. Если ближайшее окружение, имеют асоциальную систему норм и ценностей, то необходимо, чтобы помощь была направлена на это окружение. Можно добавить специальные советы, семейную терапию, работу социального работника, школьного педагога и психолога с семьёй и малой группой. Помощь и санкции общества здесь могут иметь два аспекта. Если ближайшее окружение, имеют асоциальную систему норм и ценностей, то необходимо, чтобы помощь была направлена на это окружение. Можно добавить специальные советы, семейную терапию, работу социального работника, школьного педагога и психолога с семьёй и малой группой. Помощь ребёнку имеет характер коррекционной деятельности. Её цель разрушение проявившихся элементов готовности к асоциальному поведению и формирование устойчивой системы норм и ценностей, соответствующих нормам и ценностям общества. Необходима индивидуальная и групповая работа в школе и центрах внешкольной деятельности, работа с детскими объединениями. В случае своевременного внимания и успешной помощи прогноз будет положительным. Иначе более вероятно углубление нарушений в поведении. Помощь ребёнку имеет характер коррекционной деятельности. Её цель разрушение проявившихся элементов готовности к асоциальному поведению и формирование устойчивой системы норм и ценностей, соответствующих нормам и ценностям общества. Необходима индивидуальная и групповая работа в школе и центрах внешкольной деятельности, работа с детскими объединениями. В случае своевременного внимания и успешной помощи прогноз будет положительным. Иначе более вероятно углубление нарушений в поведении.
10 На третьем этапе асоциального поведения характеристика включает: рецидивы противозаконных действий и накопление опыта в этом отношении (кражи, насилие, грубое хулиганство), включение в группы с асоциальным характером поведения. Отношение личности к общественным нормам: - личность принимает свое поведение как нормальное, соответствующее её собственным ценностям и установкам, - наступает кризис в представлении личности о себе и оценке общественного мнения о ней, что ведёт к конфликту. Отношение личности к общественным нормам: - личность принимает свое поведение как нормальное, соответствующее её собственным ценностям и установкам, - наступает кризис в представлении личности о себе и оценке общественного мнения о ней, что ведёт к конфликту. Помощь должна носить характер интенсивной коррекционно-воспитательной деятельности с целью разрушения социально-отрицательных и формирования социально-релевантных, диспозиций. Этого можно добиться посредством индивидуальной и групповой воспитательной работы, индивидуальной и групповой терапии, труда и приобретения профессиональной квалификации, посредством создания условий для развития интересов. Санкции на этом этапе могут носить характер принудительного пребывания в специализированных воспитательных учреждениях открытого типа по решению суда, по предложению родителей, учителей, социальных работников с целью отрыва от вредного влияния окружающей среды. На данном этапе минимальна вероятность, что личность сама справится с проблемами. Более вероятно формирование устойчивой готовности к асоциальному поведению и обогащению усвоенного асоциального опыта.
11 Четвёртый этап устойчивое асоциальное поведение: рецидив и утяжеление противозаконных действий, проявление опасных преступлений, включение в группы с выраженным асоциальным характером. Помощь со стороны общества должна состоять в создании учебно- воспитательных заведений открытого типа и специализированной подготовки учителей и воспитателей для них. Весьма незначительна возможность успешного решения проблем. Пятый этап устойчивое, особо опасное асоциальное поведение; характеризуется устойчивыми противозаконными действиями и тяжёлыми преступлениями. Санкции: принудительное пребы- вание в заведении закрытого типа. На данном этапе существует незначительная вероятность благо- приятного исхода, т. к. отчуждение личности от общества стабильное. Пятый этап устойчивое, особо опасное асоциальное поведение; характеризуется устойчивыми противозаконными действиями и тяжёлыми преступлениями. Санкции: принудительное пребы- вание в заведении закрытого типа. На данном этапе существует незначительная вероятность благо- приятного исхода, т. к. отчуждение личности от общества стабильное.
12 ДЕВИАЦИИ Девиантное поведение Делинквентное поведение Криминальное поведение Девиантное поведение один из видов отклоня- ющегося поведения, свя- занный с нарушением со- ответствующих возрасту социальных норм и пра- вил поведения, характер- ных для микросоциальных отношений (семейных, школьных). Проявления: демонстрация, агрессия, вызов, отклонение от учёбы; уходы из дома бродяжничество, пьянство и алкоголизм; ранняя наркотизация; антиобщественные действия сексуального характера; попытки суицида. Делинквентное поведение - повторяющиеся асоциальные проступки, которые складыва- ются в определённый устой- чивый стереотип действий, нарушающих правовые нормы, но не влекущих уголовной ответственности из-за огра- ниченной общественной опас- ности или недостижения ре- бёнком возраста, с которого начинается уголовная ответст- венность. Проявления оскорбления, побои, поджоги, садистские действия, мелкие кражи, вымогательство, распространение и продажа наркотиков. Криминальное поведение - противоправный поступок, который по достижении возраста уголовной ответ- ственности служит основа- нием для возбуждения уголовного дела и ква- лифицируется по опреде- лённым статьям уголовного кодекса. Негативные формы девиаций являются социальной патологией: они дезорганизуют систему, подрывают её основы и наносят значительный ущерб, в первую очередь, личности самого подростка.
13 Какими факторами можно объяснить асоциальное поведение в обществе? преобладанием биологических инстинктов генетическими особенностями региональными факторами психофизиологическими особенностями социальной средой психофизиологическими особенностями генетическими особенностями Влияние биологических факторов спорно, не потому что нет такого влияния, а потому что существующие исследования не дают достаточно доказательств для чётко очерченной зависимости между асоциальным поведением и конституционно- биологической обусловленностью человека. Вместе с тем есть основания искать связь между асоциальными проявлениями в поведении личности и некоторыми характеристиками её темперамента.
14 Социальные факторы асоциального поведения многочисленны, имеют разную степень воздействия и специфически группируются в каждом конкретном случае. Исследования показывают, что причины отклонения кроются чаще всего в семье, школе, группах непосредственного окружения. 1. Низкая устойчивость к психическим перегрузкам и стрессам. 2. Частая неуверенность в себе, низкая самооценка, завышенные требования к себе. 3. Трудности в общении со сверстниками на улице. Факторы, влияющие на возникновение асоциального поведения 4. Тревога и напряжение в общении по месту учебы. 5. Стремление к получению новых ощущений, причём, как можно быстрее. 6. Чрезмерная зависимость от друзей, стремление к подражанию приятелям. 7. Непереносимость конфликтов, стремление к уходу в мир иллюзий. 8. Навязчивые формы поведения; переедание, азартная и компьютерная игромания. 9. Отклонения в поведении в связи с травмами, заболеваниями, мозговая патология. 10. Посттравматический синдром; перенесённое насилие. 11. Уходы из дома, принадлежность к неформальным объединениям. 12.Отягощённая наследственность (алкоголизм, наркомания), явное неблагополучие в семье.
15 Характеристики семей, вызывающих асоциальное поведение детей: 1) семьи, члены которых имеют психические или другие тяжёлые заболевания; пристрастие к наркомании, алкоголю или асоциальное поведение; 2) семьи, в которых во взаимоотношениях между родителями непонимание, дефицит любви, враждебность, доминирующее влияние одного из родителей, проявление насилия; 3) семьи, в которых отец является авторитетом и в то же время не интересуется личностным развитием ребёнка, а мать отвечает за воспитание ребёнка; 4) семьи с дефицитом заботы и любви у одного или двух родителей к ребёнку; штрафным воздействием; ограничивающим характером; авторитарным воспитательным воздействием направлено на формирование строгого послушания и дисциплины у ребёнка; либеральным воспитательным воздействием, затрудняющим формирование системы ценностей и норм; чрезмерной опекой над ребёнком; воспитание ребёнка в духе неуважения к общественным нормам и формам социального контроля. Малая или дружеская группа может также является фактором асоциального поведения, если присутствуют асоциальные элементы в системе норм, которыми руководствуются члены группы в своём поведении; во взаимоотношениях в группе господствует авторитарный стиль, проявляется насилие; если в группе распространена антишкольная субкультура.
16 Важный по значимости фактор, который может способствовать появлению и развитию асоциального поведения детей, - школа. Имеет значение стиль работы. Важное значение имеет подготовка учителей для работы с трудными детьми. Практика показывает, что учителя часто не имеют социально-педагогической подготовки. Необходимо сотрудничество с подготовленными кадрами психологами, социальными педагогами. 1. Авторитарный характер Работа направлена на достижение послушания, дисциплины, порядка. Из педагогических средств преобладают санкции, наказания, ограничения. Отсутствует индивидуальная и дифференцированная работа. Организация, формы и методы обучения не создают возможностей для успеха каждого подростка. 1. Авторитарный характер Работа направлена на достижение послушания, дисциплины, порядка. Из педагогических средств преобладают санкции, наказания, ограничения. Отсутствует индивидуальная и дифференцированная работа. Организация, формы и методы обучения не создают возможностей для успеха каждого подростка. 2. Либеральный характер Относится чаще не столько к школе, сколько к некоторым группам учителей. При этом нередко отсутствует систематическая и последовательная работа, необходимая для достижения воспитательных целей. 2. Либеральный характер Относится чаще не столько к школе, сколько к некоторым группам учителей. При этом нередко отсутствует систематическая и последовательная работа, необходимая для достижения воспитательных целей. 3. Вся работа направлена на усвоение знаний; не уделяется необходимого внимания воспитательной работе.
17 Социальный портрет подростка В свободное от уроков время подростки любят: проводить время с друзьями на улице – 52 %, участвовать в вечерах и дискотеках 13 %, заниматься в спортивных секциях и кружках 34 %. Мы можем ещё раз наглядно убедиться, что основным для подростка является общение со сверстниками, желание и стремление быть в группе, в компании себе подобных. Следует отметить, что только у третьей части подростков досуг организован. В свободное от уроков время подростки любят: проводить время с друзьями на улице – 52 %, участвовать в вечерах и дискотеках 13 %, заниматься в спортивных секциях и кружках 34 %. Мы можем ещё раз наглядно убедиться, что основным для подростка является общение со сверстниками, желание и стремление быть в группе, в компании себе подобных. Следует отметить, что только у третьей части подростков досуг организован. 54% подростков этого возраста испытали насилие со стороны других людей (мальчики 65%, девочки 40%). По видам насилия: избиение 10%; издевательства, оскорбление 28%; вымогательство денег и вещей 5; другим видам насилия 3%. 50% подростков считают, что, в основном, насилие исходит от чужих ребят. Для 28% источник насилия одноклассники; для 20% взрослые, для 3% подростков основной источник насилия родители, а для 5% учителя. 45% подростков о своей беде рассказывают друзьям; 40% - родителям. Готовы рассказать о своей беде учителям 1% подростков, представителям правоохранительных органов 3%. 11% подростков о своей беде предпочли бы не говорить никому. О готовности совершить насилие подростки сказали так: готовы отомстить за нанесённую обиду 46%, склонны сами совершить насилие 3%, способны уйти из дома 5,5%, могли бы совершить преступление 2 %. 43% подростков ушли от ответа на этот вопрос. Причинами могут быть неспособность к насилию либо трудность прогнозирования поведения в той или иной ситуации. 54% подростков этого возраста испытали насилие со стороны других людей (мальчики 65%, девочки 40%). По видам насилия: избиение 10%; издевательства, оскорбление 28%; вымогательство денег и вещей 5; другим видам насилия 3%. 50% подростков считают, что, в основном, насилие исходит от чужих ребят. Для 28% источник насилия одноклассники; для 20% взрослые, для 3% подростков основной источник насилия родители, а для 5% учителя. 45% подростков о своей беде рассказывают друзьям; 40% - родителям. Готовы рассказать о своей беде учителям 1% подростков, представителям правоохранительных органов 3%. 11% подростков о своей беде предпочли бы не говорить никому. О готовности совершить насилие подростки сказали так: готовы отомстить за нанесённую обиду 46%, склонны сами совершить насилие 3%, способны уйти из дома 5,5%, могли бы совершить преступление 2 %. 43% подростков ушли от ответа на этот вопрос. Причинами могут быть неспособность к насилию либо трудность прогнозирования поведения в той или иной ситуации.
18 Разновидности асоциального поведения: детский алкоголизм наркомания токсикомания беспризорность безнадзорность проституция Употребление психоактивных веществ, включая наркотические вещества, является одной из наиболее остро стоящих перед обществом проблем. Большинство наркоманов начинают употреблять наркотики в подростковом возрасте, и более половины - подростки. водвод осоосо Особенности детского алкоголизма: - быстрое привыкание к спиртным напиткам; - злокачественное течение болезни; - принятие больших доз; - низкая эффективность лечения. Причины: - неблагополучие семьи; - позитивная реклама в СМИ; - незанятость свободного времени; - отсутствие знаний о последствиях; - самоутверждение; - уход от окружающих проблем.
20 вредноне вредно, если в меру вреда нет Курение 78%16%3% Наркотики 79%4%1% Алкоголь 75%16%6% 12% не знают о влиянии наркотиков на организм Мы видим, что наиболее лояльное отношение у подростков к употреблению алкоголя и курению. Необходимо значительно усилить работу по антиалкогольной и антиникотиновой пропаганде. Сочетать работу по пропаганде здорового образа жизни с организацией досуга. Мы видим, что наиболее лояльное отношение у подростков к употреблению алкоголя и курению. Необходимо значительно усилить работу по антиалкогольной и антиникотиновой пропаганде. Сочетать работу по пропаганде здорового образа жизни с организацией досуга. Подростки отмечали, что взрослые проводят с ними беседы по проблемам, затронутым в анкетах. Но чаще всего эти беседы носят характер нравоучений и запретов. Подросткам хотелось бы больше говорить о том, как надо строить свои отношения с лицами противоположного пола, понять, почему люди тянутся к алкоголю, курению и наркотикам, как противостоять соблазнам и давлению сверстников, чем можно заменить асоциальный образ жизни, чтобы не остаться одному. Таким образом, правильно организованная профилактическая работа позволит предупредить проявления асоциального поведения среди подростков.
21 Профилактика - это система мер, направленных на предупреждение возникновения явления. Профилактическая работа Профилактика асоциального поведения – это научно-обоснованная, своевременная деятельность, направленная на предотвращение возможных отклонений подростков; максимальное обеспечение социальной справедливости, создание условий для включения несовершеннолетних в социально-экономическую и культурную жизнь общества, способствующую процессу развития личности, получению образования, предупреждению правонарушений. Задачи профилактической работы обеспечение и защита конституционных прав несовершеннолетних выявление и пресечение случаев жестокого обращения с подростками оказание помощи подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации оказание помощи по предупреждению правонарушений профилактическая работа с семьями
22 Типы профилактических мероприятий: - предупреждающие возникновение обстоятельств, способствующих социальным отклонениям; - устраняющие подобные обстоятельства; - контролирующие проводимую работу и её эффективность. Типы профилактических мероприятий: - предупреждающие возникновение обстоятельств, способствующих социальным отклонениям; - устраняющие подобные обстоятельства; - контролирующие проводимую работу и её эффективность. Подходы: - информационный (информирование подростков о правах и обязанностях, о требованиях к выполнению установленных социальных норм через СМИ, кино, литературу, произведения культуры, систему правового обучения); - социально-профилактический (выявление и устранение причин и условий возникновения негативных явлений); - медико-биологический (целенаправленные меры лечебно-профилактического характера); - социально-педагогический (восстановление и коррекция качеств личности подростка с девиантным поведением). Подходы: - информационный (информирование подростков о правах и обязанностях, о требованиях к выполнению установленных социальных норм через СМИ, кино, литературу, произведения культуры, систему правового обучения); - социально-профилактический (выявление и устранение причин и условий возникновения негативных явлений); - медико-биологический (целенаправленные меры лечебно-профилактического характера); - социально-педагогический (восстановление и коррекция качеств личности подростка с девиантным поведением).
23 РАБОТУ С ДЕТЬМИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ АСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ОСУЩЕСТВЛЯЮТ: комиссия по делам несовершеннолетних подразделения органов внутренних дел органы опеки и попечительства органы управления образованием образовательные учреждения специальные и специализированные учебно-воспитательные учреждения органы социальной защиты учреждения труда и занятости населения учреждения по делам молодёжи учреждения культуры и физической культуры учреждения здравоохранения общественные объединения и ассоциации
24 Задачи школы по профилактике асоциального поведения: создание гуманистической воспитательной системы, обеспечивающей детям интеллектуальную, социальную нравственную подготовку, необходимую для жизненной адаптации; целостность образовательного процесса, повышение воспитывающего характера обучения и обучающего эффекта воспитания; своевременное выявление неблагополучных семей; формирование у педагогов навыков конструктивного взаимодействия с подростками «группы риска»; создание форм просвещения родителей по актуальным проблемам коррекции отклоняющегося поведения у детей и подростков; совершенствование психолого-педагогической помощи детям со школьной дезадаптацией; работа по формированию и поддержанию стремления детей и подростков к позитивным изменениям в образе жизни через обеспечение их достоверными медико- гигиеническими и санитарными знаниями; развитие сети дополнительного образования, предоставляющей возможности для воспитания, развития творческого потенциала, самоопределения и самореализации подростков; организация оздоровительных мероприятий для подростков; развитие системы учебных курсов по вопросам правоведения; организация досуговой деятельности подростков, нравственного воспитание; профориентация и трудовое устройство; пропаганда и распространение среди детей здорового образа жизни; оказание социальной помощи семьям.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.