Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемportal.vkgu.kz
1 ДЮСЕНБАЕВА А.Т. Введение в педагогическую специальность МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН ВОСТОЧНО-КАЗАХСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им С.АМАНЖОЛОВА Регистрационный номер: МП Рекомендовано: МСФ и МОУ Усть-Каменогорск, 2008 год
2 Аннотация Мультимедийная презентация «Введение в педагогическую специальность» включает в себя основной понятийный аппарат по дисциплине, предназначена для использования при подготовке к лекционным и семинарским занятиям. Мультимедийная презентация «Введение в педагогическую специальность» включает в себя основной понятийный аппарат по дисциплине, предназначена для использования при подготовке к лекционным и семинарским занятиям.
3 Дюсенбаева Ардак Толеуовна – магистр педагогики, преподаватель кафедры педагогики ВКГУ им. С.Аманжолова Дюсенбаева Ардак Толеуовна – магистр педагогики, преподаватель кафедры педагогики ВКГУ им. С.Аманжолова
4 СОДЕРЖАНИЕ СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ЛИЧНОСТЬ ПЕДАГОГА ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ЛИЧНОСТЬ ПЕДАГОГА ОБЩЕНИЕ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕНИЕ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
5 КОНФЛИКТ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНФЛИКТ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА УЧИТЕЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА УЧИТЕЛЯ ИМИДЖ УЧИТЕЛЯ ИМИДЖ УЧИТЕЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО КАК ОСНОВА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО КАК ОСНОВА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОДЕРЖАНИЕ
6 ВОЗНИКНОВЕНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ
7 ПЛАН Возникновение педагогической профессии в Египте, Греции и Риме. Возникновение педагогической профессии в Египте, Греции и Риме. Педагогическая деятельность в период средневековья. Педагогическая деятельность в период средневековья. Становление педагогической деятельности в XVII-XX веках. Становление педагогической деятельности в XVII-XX веках. Становление педагогической деятельности в Казахстане. Становление педагогической деятельности в Казахстане.
8 Возникновение педагогической профессии в Египте, Греции и Риме. Первые школы появились в Древнем Египте за 2500 лет до н.э. Это были школы для детей царских сановников. Обучением в них занимались жрецы. Первые школы появились в Древнем Египте за 2500 лет до н.э. Это были школы для детей царских сановников. Обучением в них занимались жрецы.
9 Возникновение педагогической профессии в Египте, Греции и Риме. В Древней Греции были школы грамматистов и школы кифаристов, в которых обучались мальчики примерно с 7 до 14 лет. Девочки же получали исключительно семейное воспитание. В Древней Греции были школы грамматистов и школы кифаристов, в которых обучались мальчики примерно с 7 до 14 лет. Девочки же получали исключительно семейное воспитание.
10 Возникновение педагогической профессии в Египте, Греции и Риме. Школы Греции Школа грамматистов (обучение чтению, письму счету) Школа кифаристов (обучение музыке, пению, декламации стихов)
11 Возникновение педагогической профессии в Египте, Греции и Риме. Учителя в таких школах назывались дидаскалами (от греческого «дидаско» - учу). Идущего в школу и из школы мальчика сопровождал раб, именовавшийся «педагогом» (буквальный перевод с греческого - детоводитель). Учителя в таких школах назывались дидаскалами (от греческого «дидаско» - учу). Идущего в школу и из школы мальчика сопровождал раб, именовавшийся «педагогом» (буквальный перевод с греческого - детоводитель).
12 Возникновение педагогической профессии в Египте, Греции и Риме. В возрасте 13 лет мальчики переходили в палестру (буквально – «школу борьбы»), Где в течении двух- трех лет занимались гимнастикой под руководством педотриба. В возрасте 13 лет мальчики переходили в палестру (буквально – «школу борьбы»), Где в течении двух- трех лет занимались гимнастикой под руководством педотриба.
13 Возникновение педагогической профессии в Египте, Греции и Риме. В первой половине 2 века до н.э., в Риме возникают грамматические школы. Преподаватели этих школ «грамматики» или «литераты», как правило, были широкообразованными людьми. В первой половине 2 века до н.э., в Риме возникают грамматические школы. Преподаватели этих школ «грамматики» или «литераты», как правило, были широкообразованными людьми.
14 Школы ставили задачу – дать подростку достаточно широкое по тем временам гуманитарное образование и на этой основе подготовить его к дальнейшей деятельности в качестве политического и судебного оратора. Школы ставили задачу – дать подростку достаточно широкое по тем временам гуманитарное образование и на этой основе подготовить его к дальнейшей деятельности в качестве политического и судебного оратора. Возникновение педагогической профессии в Египте, Греции и Риме.
15 Педагогическая деятельность в период средневековья. В период раннего средневековья в области просвещения безраздельно господствовала церковь. В этот период преимущественно имелись школы религиозного типа. В период раннего средневековья в области просвещения безраздельно господствовала церковь. В этот период преимущественно имелись школы религиозного типа.
16 Средневековые школы Приходская школа Монастырская школа Соборная школа Педагогическая деятельность в период средневековья.
17 Во всех типах школ учителями обычно назначались монахи, имевшие склонность к педагогической профессии. Будучи занятые только школьным обучением, они приобретали в процессе этой работы педагогический опыт. Во всех типах школ учителями обычно назначались монахи, имевшие склонность к педагогической профессии. Будучи занятые только школьным обучением, они приобретали в процессе этой работы педагогический опыт.
18 Педагогическая деятельность в период средневековья. В период средневековья широкое распространение имели также школы, занимающиеся рыцарским воспитанием. В период средневековья широкое распространение имели также школы, занимающиеся рыцарским воспитанием.
19 Педагогическая деятельность в период средневековья Рыцарское воспитание имело 4 ступени: Посвящение в рыцари – 21 год Оруженосец при дворе сюзерена – до 21 года Паж при супруге сюзерена – до 14 лет Воспитание в семье – до 7 лет
20 Педагогическая деятельность в период средневековья С развитием ремесленного производства и торговли, с ростом городов прежние церковные школы не могли удовлетворять растущие потребности городского населения в грамотности и элементарных знаниях. С развитием ремесленного производства и торговли, с ростом городов прежние церковные школы не могли удовлетворять растущие потребности городского населения в грамотности и элементарных знаниях.
21 В городах по инициативе объединений ремесленников возникают цеховые школы, а купечества – гильдейские школы, в которых занимались обучением сами ремесленники и купцы. В городах по инициативе объединений ремесленников возникают цеховые школы, а купечества – гильдейские школы, в которых занимались обучением сами ремесленники и купцы. Педагогическая деятельность в период средневековья
22 В XVI веке создается педагогическая система иезуитов, цель которой - укрепление влияния католической церкви, через создание эффективной воспитательной системы. В XVI веке создается педагогическая система иезуитов, цель которой - укрепление влияния католической церкви, через создание эффективной воспитательной системы.
23 Педагогическая деятельность в период средневековья Иезуиты уделяли вопросу о подготовке учителей большое внимание. Они впервые осуществили систематическую подготовку учителей. Учителями были исключительно члены ордена. Иезуиты уделяли вопросу о подготовке учителей большое внимание. Они впервые осуществили систематическую подготовку учителей. Учителями были исключительно члены ордена.
24 Педагогическая деятельность в период средневековья По окончании образования в иезуитских школах-коллегиумах лучшие студенты допускались к преподаванию в младших классах. Их уроки разбирались на собраниях всех учителей более опытными преподавателями, которые нередко присутствовали на уроках. По окончании образования в иезуитских школах-коллегиумах лучшие студенты допускались к преподаванию в младших классах. Их уроки разбирались на собраниях всех учителей более опытными преподавателями, которые нередко присутствовали на уроках.
25 Становление педагогической деятельности в XVII-XX веках. В эпоху капитализма в связи с развитием школьного дела профессия учителя становится массовой. Учителя занимают штатные должности в многочисленных школах и училищах разных типов. В эпоху капитализма в связи с развитием школьного дела профессия учителя становится массовой. Учителя занимают штатные должности в многочисленных школах и училищах разных типов.
26 Наряду с этим в XVIII-XIX веках в дворянских и буржуазных семьях получило распространение воспитание и обучение детей с помощью домашних наставников, домашних учителей-гувернеров. Наряду с этим в XVIII-XIX веках в дворянских и буржуазных семьях получило распространение воспитание и обучение детей с помощью домашних наставников, домашних учителей-гувернеров. Становление педагогической деятельности в XVII-XX веках.
27 Повышение потребности в педагогических кадрах, приводит к созданию специальных учебных заведений по подготовке учителей. Становление педагогической деятельности в XVII-XX веках.
28 В 1779г. при Московском университете была открыта учительская семинария – педагогическое учебное заведение, готовившее учителей для начальных школ. В 1779г. при Московском университете была открыта учительская семинария – педагогическое учебное заведение, готовившее учителей для начальных школ.
29 В 1803 г. в городе Петербурге открылась учительская гимназия. В 1804 г. она была преобразована в педагогический институт. В начале ХІХ века в России создаются первые учительские институты. В 1803 г. в городе Петербурге открылась учительская гимназия. В 1804 г. она была преобразована в педагогический институт. В начале ХІХ века в России создаются первые учительские институты. Становление педагогической деятельности в XVII-XX веках.
30 В дореволюционной России преобладала подготовка учителей для начальной школы. Основным типом подготовки учителей для начальной школы были учительские семинарии с 4-летним сроком обучения. В дореволюционной России преобладала подготовка учителей для начальной школы. Основным типом подготовки учителей для начальной школы были учительские семинарии с 4-летним сроком обучения.
31 Становление педагогической деятельности в XVII-XX веках. В семинариях преподавали закон божий, русский и церковнославянский языки, литературу, арифметику, естествознание, физику, историю, географию, рисование, пение, педагогику, методику обучения русскому языку и арифметике. В семинариях преподавали закон божий, русский и церковнославянский языки, литературу, арифметику, естествознание, физику, историю, географию, рисование, пение, педагогику, методику обучения русскому языку и арифметике.
32 Становление педагогической деятельности в XVII-XX веках. С возникновением и развитием педагогического образования определяются государственные требования к профессиональной подготовке учителя, законодательно оформляется их правовое положение в зависимости от образования. С возникновением и развитием педагогического образования определяются государственные требования к профессиональной подготовке учителя, законодательно оформляется их правовое положение в зависимости от образования.
33 Становление педагогической деятельности в XVII-XX веках. Учителями средних учебных заведений назначались, как правило, лица, окончившие уцниверситеты и некоторые высшие учебные заведения непедагогического профиля, а также духовные академии. Учителями средних учебных заведений назначались, как правило, лица, окончившие уцниверситеты и некоторые высшие учебные заведения непедагогического профиля, а также духовные академии.
34 Становление педагогической деятельности в XVII-XX веках. В х гг. ХІХ века были открыты Высшие женские курсы университетского типа, готовившие учителей главным образом для женских средних учебных заведений и младших классов мужских средних школ.
35 Становление педагогической деятельности в XVII-XX веках. После Октября 1917 г. начались поиски новой системы педагогического образования, создавались новые типы высших и средних профессиональных педагогических учебных заведений. После Октября 1917 г. начались поиски новой системы педагогического образования, создавались новые типы высших и средних профессиональных педагогических учебных заведений.
36 Учительские семинарии были преобразованы педагогические техникумы, а учительские институты преобразовались в педагогические институты для подготовки учителей по отдельным учебным предметам для старших классов средней школы. Учительские семинарии были преобразованы педагогические техникумы, а учительские институты преобразовались в педагогические институты для подготовки учителей по отдельным учебным предметам для старших классов средней школы. Становление педагогической деятельности в XVII-XX веках.
37 Сеть педагогических институтов в Советском Союзе в основном сложилась к 30-м годам. Также стало широко развиваться среднее и высшее вечернее и заочное педагогическое образование(заочные курсы, факультеты и отделения при пединститутах, университетах). Сеть педагогических институтов в Советском Союзе в основном сложилась к 30-м годам. Также стало широко развиваться среднее и высшее вечернее и заочное педагогическое образование(заочные курсы, факультеты и отделения при пединститутах, университетах).
38 С середины 80-х годов в педвузах страны стали широко вводиться различные дополнительные специализации. С середины 80-х годов в педвузах страны стали широко вводиться различные дополнительные специализации. Становление педагогической деятельности в XVII-XX веках.
39 Становление педагогической деятельности в Казахстане. Становление педагогической профессии в Казахстане начинается с периода раннего средневековья. Так как в условиях кочевого образа жизни племен, населявших территорию Казахстана, не было возможности для создания школ. Становление педагогической профессии в Казахстане начинается с периода раннего средневековья. Так как в условиях кочевого образа жизни племен, населявших территорию Казахстана, не было возможности для создания школ.
40 Становление педагогической деятельности в Казахстане. Первыми учебными заведениями, согласно письменным источникам, являются медресе – религиозные школы создаваемые при мечетях. Первыми учебными заведениями, согласно письменным источникам, являются медресе – религиозные школы создаваемые при мечетях.
41 В основном преподаванием в медресе занимались татарские муллы и имамы. Но образование в медресе не ограничивалось лишь заучиванием Корана, как свидетельствовали об этом старые источники. В основном преподаванием в медресе занимались татарские муллы и имамы. Но образование в медресе не ограничивалось лишь заучиванием Корана, как свидетельствовали об этом старые источники. Становление педагогической деятельности в Казахстане.
42 Сегодня известно, что в медресе изучали восточные языки, философию, геометрию и астрономию, историю и географию. Свидетельством этому являются Аль-Фараби, Бируни, Аль- Хорезми и другие мыслители раннего средневековья, оставившие огромное наследие. Сегодня известно, что в медресе изучали восточные языки, философию, геометрию и астрономию, историю и географию. Свидетельством этому являются Аль-Фараби, Бируни, Аль- Хорезми и другие мыслители раннего средневековья, оставившие огромное наследие.
43 Становление педагогической деятельности в Казахстане. В первой половине ХІХ века, после административных реформ 1820-х годов на территории Казахстана открываются первые русско-казахские школы, обучением в которых занимались русские переселенцы. В первой половине ХІХ века, после административных реформ 1820-х годов на территории Казахстана открываются первые русско-казахские школы, обучением в которых занимались русские переселенцы.
44 Становление педагогической деятельности в Казахстане. Становление профессиональной подготовки учителей на территории Казахстана начинается позже, чем в Российской империи. Учительские семинарии в Казахстане открываются только во второй половине ХІХ века. Становление профессиональной подготовки учителей на территории Казахстана начинается позже, чем в Российской империи. Учительские семинарии в Казахстане открываются только во второй половине ХІХ века.
45 Представителями казахской интеллигенции, окончившими данные семинарии являются А.Байтурсынов, М.Жумабаев, С.Торайгыров и др. Представителями казахской интеллигенции, окончившими данные семинарии являются А.Байтурсынов, М.Жумабаев, С.Торайгыров и др. Становление педагогической деятельности в Казахстане.
46 Высших учебных заведений по подготовке педагогических кадров в Казахстане до установления Советской власти не было. Высших учебных заведений по подготовке педагогических кадров в Казахстане до установления Советской власти не было.
47 В 1928 году в городе Алматы открылся первый педагогический институт. В 1934 году открылся Казахский государственный университет. В 1928 году в городе Алматы открылся первый педагогический институт. В 1934 году открылся Казахский государственный университет. Становление педагогической деятельности в Казахстане.
48 В Восточном Казахстане, в городе Усть-Каменогорске первый вуз был открыт в 1952 году, это был Усть- Каменогорский педагогический институт (УКПИ). В Восточном Казахстане, в городе Усть-Каменогорске первый вуз был открыт в 1952 году, это был Усть- Каменогорский педагогический институт (УКПИ).
49 Первоначально в УКПИ было всего два факультета: историко-филологический и физико-математический. В 1991 году УКПИ был преобразован в Восточно- Казахстанский Университет (ВКГУ). В 2003 году ВКГУ было присвоено имя С.Аманжолова. Первоначально в УКПИ было всего два факультета: историко-филологический и физико-математический. В 1991 году УКПИ был преобразован в Восточно- Казахстанский Университет (ВКГУ). В 2003 году ВКГУ было присвоено имя С.Аманжолова. Становление педагогической деятельности в Казахстане
50 На сегодняшний день наш вуз готовит педагогические кадры по следующим направлениям: Дошкольное обучение и воспитание, Педагогика и методика начального обучения, Начальная военная подготовка, Дефектология, Музыкальное образование, Физическая культура и спорт.
51 Становление педагогической деятельности в Казахстане На сегодняшний день наш вуз готовит педагогические кадры по следующим направлениям: На сегодняшний день наш вуз готовит педагогические кадры по следующим направлениям: Математика, Физика, Информатика, Химия, Биология, История, География, Казахский язык и литература, Русский язык и литература, Иностранный язык, Профессиональное обучение. Математика, Физика, Информатика, Химия, Биология, История, География, Казахский язык и литература, Русский язык и литература, Иностранный язык, Профессиональное обучение.
53 ПЛАН 1. Сущность педагогической деятельности. 2. Структура педагогической деятельности. 3. Основные виды педагогической деятельности. деятельности. 4. Учитель как субъект педагогической деятельности. 5. Профессионально обусловленные требования к личности педагога.
54 Сущность педагогической деятельности - вид социальной деятельности, направленный на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе Педагогическая деятельность - вид социальной деятельности, направленный на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе
55 Сущность педагогической деятельности Педагогическая деятельность Общепедагогическая деятельность Профессиональная педагогическая деятельность
56 Сущность педагогической деятельности - это деятельность родителей, общественных организаций, СМИ и других общественных институтов, направленная на передачу социального опыта младшему поколению, создание условий для их личностного развития. Общепедагогическая деятельность - это деятельность родителей, общественных организаций, СМИ и других общественных институтов, направленная на передачу социального опыта младшему поколению, создание условий для их личностного развития.
57 Сущность педагогической деятельности Профессиональная педагогическая - деятельность педагогов, деятельность - деятельность педагогов, направленная на формирование всесторонне гармонично развитой личности направленная на формирование всесторонне гармонично развитой личности.
58 Сущность педагогической деятельности Алгоритм реализации педагогической деятельности: цель мотив действия результат - является системообразующим элементом педагогической элементом педагогической деятельности. деятельности.
59 – заранее прогнозируемый результат педагогической деятельности, отражает тенденции социального развития, предъявляя совокупность требований к современному человеку с учетом его духовных и природных возможностей. Цель педагогической деятельности – заранее прогнозируемый результат педагогической деятельности, отражает тенденции социального развития, предъявляя совокупность требований к современному человеку с учетом его духовных и природных возможностей. Сущность педагогической деятельности
60 - это процесс организации деятельности воспитанников, направленный на освоение ими Содержание педагогической деятельности - это процесс организации деятельности воспитанников, направленный на освоение ими социокультурного опыта как основы и условия развития, и процесс организации собственной деятельности. Сущность педагогической деятельности
61 Средства деятельности учителя: - научные знания, при помощи которых формируется тезаурус учащихся; - в качестве носителей знаний выступают тексты учебников; - в качестве вспомогательных средств выступают технические, графические, компьютерные средства.
62 Сущность педагогической деятельности - личностное, интеллектуальное совершенствование воспитанника, Результат педагогической деятельности - личностное, интеллектуальное совершенствование воспитанника, становление его как личности.
63 Структура педагогической деятельности Педагогическая деятельность Коммуникативная деятельность Конструктивная деятельность Организаторская деятельность
64 Конструктивная деятельность: - конструктвно-содержательная (отбор и композиция учебного материала); - коструктивно-оперативная (планирование своих действий и действий учащихся); - коструктивно-материальная (проектирование учебно-материальной базы педагогического процесса ). Структура педагогической деятельности
65 направлена на установление педагогически целесообразных Коммуникативная деятельность направлена на установление педагогически целесообразных отношений педагога с воспитанниками, другими педагогами школы, представителями общественности и родителями.
66 Структура педагогической деятельности предполагает выполнение системы действий, направленных на включение учащихся в различные виды Организаторская деятельность предполагает выполнение системы действий, направленных на включение учащихся в различные виды деятельности, создание коллектива и организацию совместной деятельности.
67 Виды педагогической деятельности Педагогическая деятельность Методическая работа Воспитательная работа Организаторская работа Самообразование и самовоспитание Научно- исследовательская работа Преподавание
68 - это педагогическая деятельность, направленная на организацию Воспитательная работа - это педагогическая деятельность, направленная на организацию воспитательной среды и управление разнообразными видами деятельности воспитанников с целью решения задач гармоничного развития личности. Виды педагогической деятельности
69 - это вид воспитательной деятельности, который направлен на управление преимущественно познавательной Преподавание - это вид воспитательной деятельности, который направлен на управление преимущественно познавательной деятельностью школьников.
70 Одним из важнейших требований к педагогической профессии, является четкость профессиональной и социальной позиций ее представителей. Именно в ней учитель выражает себя как субъект педагогической деятельности. Учитель как субъект педагогической деятельности
71 Учитель как субъект педагогической деятельности - это система Позиция педагога - это система интеллектуальных, волевых и эмоционально-оценочных отношений к миру, педагогической действительности и педагогической деятельности, которые являются источником его активности. интеллектуальных, волевых и эмоционально-оценочных отношений к миру, педагогической действительности и педагогической деятельности, которые являются источником его активности.
72 В позиции педагога проявляется его личность, характер социальной ориентации, тип гражданского поведения и деятельности. Учитель как субъект педагогической деятельности
73 Учитель как субъект педагогической деятельности - система взглядов, убеждений и ценностных ориентаций, которые были сформированы еще в общеобразовательной школе. Социальная позиция педагога - система взглядов, убеждений и ценностных ориентаций, которые были сформированы еще в общеобразовательной школе.
74 - это мотивационно-ценностное отношение к педагогической деятельности, целям и средствам педагогической деятельности. Профессиональная позиция педагога - это мотивационно-ценностное отношение к педагогической деятельности, целям и средствам педагогической деятельности. Учитель как субъект педагогической деятельности
75 Учитель как субъект педагогической деятельности Ролевые позиции педагога (Л.Б.Ительсон): информато, если он ограничивается - информатор, если он ограничивается сообщением требований, норм, воззрений; - друг, если он стремится проникнуть в душу ребенка; - диктатор, если он насильственно внедряет нормы и ценностные ориентации в сознание воспитанников;
76 Учитель как субъект педагогической деятельности Ролевые позиции педагога (Л.Б.Ительсон): - советчик, если использует осторожное уговаривание; - проситель, если педагог упрашивает воспитанника быть таким, как надо, опускаясь порой до самоунижения, лести.
77 В педагогике требования к педагогу выражаются разными терминами: профессиональная пригодность и профессиональная готовность. Профессионально обусловленные требования к личности педагога.
78 - Профессиональная пригодность - совокупность психофизиологических и психических особенностей человека, необходимых для достижения успеха в выбранной профессии.
79 Профессионально обусловленные требования к личности педагога. - кроме Профессиональная готовность - кроме профпригодности включает в себя уровень умений и навыков (научно- теоретическая и практическая подготовка).
80 Профессионально обусловленные требования к личности педагога. Идеализированные профессиональные и личностные качества, составляющие понятие профессиональной готовности педагога, можно представить в виде профессиограммы Идеализированные профессиональные и личностные качества, составляющие понятие профессиональной готовности педагога, можно представить в виде профессиограммы.
81 - своего рода паспорт, включающий в себя совокупность личностных качеств, педагогических и специальных знаний Профессиограмма - своего рода паспорт, включающий в себя совокупность личностных качеств, педагогических и специальных знаний и умений, необходимых учителю. Профессионально обусловленные требования к личности педагога.
83 ПЛАН Сущность педагогического общения Сущность педагогического общения Стили педагогического взаимодействия Стили педагогического взаимодействия Техника педагогического общения Техника педагогического общения
84 Сущность и средства педагогического общения Общение - это взаимодействие двух или несколько людей в процессе которого происходит обмен информацией. Общение - это взаимодействие двух или несколько людей в процессе которого происходит обмен информацией.
85 Педагогическое общение - система Педагогическое общение - система социально-психологического социально-психологического взаимодействия педагога и воспитуемых, направленное на обмен информацией, оказание воспитательного воздействия, организация взаимоотношений с помощью коммуникативных средств. взаимодействия педагога и воспитуемых, направленное на обмен информацией, оказание воспитательного воздействия, организация взаимоотношений с помощью коммуникативных средств. Сущность и средства педагогического общения
86 Общение выступает как средство решения учебных задач, как социально-психологическое обеспечение воспитательного процесса и как способ организации взаимоотношений воспитателя и детей, обеспечивающий Общение выступает как средство решения учебных задач, как социально-психологическое обеспечение воспитательного процесса и как способ организации взаимоотношений воспитателя и детей, обеспечивающий успешность обучения и воспитания. успешность обучения и воспитания.
87 Сущность и средства педагогического общения Основные задачи педагогического общения: превратить учащихся в субъектов общения, помочь преодолеть разнообразные психологические барьеры, возникающие в процессе взаимодействия. Основные задачи педагогического общения: превратить учащихся в субъектов общения, помочь преодолеть разнообразные психологические барьеры, возникающие в процессе взаимодействия.
88 Сущность и средства педагогического общения СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ НЕВЕРБАЛЬНЫЕВЕРБАЛЬНЫЕ
89 Сущность и средства педагогического общения К вербальным средствам педагогического общения относится устная речь педагога. Слово учителя должно воздействовать на чувства и сознание, должно стимулировать мышление и воображение, создавать мышление и воображение, создавать потребность поисковой деятельности. потребность поисковой деятельности.
90 Сущность и средства педагогического общения Средства невербального общения сопутствуют устной речи педагога и способствуют ее усвоению, обогащают речь. К ним относятся: мимика, пантомимика, жесты.
91 Стили педагогического общения Стиль общения педагога – это индивидуально-типологические особенности социально-психологического особенности социально-психологического взаимодействия взаимодействия педагога и обучающихся. педагога и обучающихся.
92 Стили педагогического общения В стиле общения находят выражение: особенности коммуникативных возможностей учителя; сложившийся характер взаимоотношений педагога и воспитанников; творческая индивидуальность педагога; особенности ученического коллектива.
93 Стили педагогического общения В современной педагогике выделяют много стилей педагогического общения. Основные из них: авторитарный, демократический и попустительский. демократический и попустительский.
94 Наряду с ними рассматриваются: общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью, общение-дистанция, общение-устрашение, общение- заигрывание. Наряду с ними рассматриваются: общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью, общение-дистанция, общение-устрашение, общение- заигрывание. Стили педагогического общения
95 При авторитарном стиле характерная тенденция на жесткое управление и всеобъемлющий контроль выражается в том, что учитель значительно чаще прибегает к приказному тону, делает резкие замечания.
96 Стили педагогического общения Авторитарный учитель не только определяет общие цели работы, но и указывает способы выполнения задания, жестко определяет, кто с кем будет работать и т.д. Задания и способы его выполнения даются учителем поэтапно.
97 Характерно, что такой подход снижает деятельностную мотивацию, поскольку человек не знает, какова цель выполняемой им работ в целом, какова функция данного этапа и что ждет впереди. Характерно, что такой подход снижает деятельностную мотивацию, поскольку человек не знает, какова цель выполняемой им работ в целом, какова функция данного этапа и что ждет впереди. Стили педагогического общения
98 Главной особенностью попустительского стиля руководства по сути дела является самоустранение руководителя из учебно-производственного процесса, снятие с себя ответственности за происходящее.
99 Стили педагогического общения При попустительском стиле учитель стремиться как можно меньше вмешиваться в жизнедеятельность учащихся, практически устраняется от руководства ими, ограничиваясь формальным выполнением обязанностей и указаний администрации. формальным выполнением обязанностей и указаний администрации.
100 При демократическом стиле в первую очередь оцениваются факты, а не личность. Его главной особенностью является то, Его главной особенностью является то, что группа принимает активное участие в обсуждении всего хода предстоящей работы и ее организации. Стили педагогического общения
101 При демократическом стиле руководства учитель опирается на коллектив, учитель опирается на коллектив, стимулирует самостоятельность учащихся.
102 Стили педагогического общения Общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью. В основе этого стиля – единство высокого профессионализма педагога и его этических установок.
103 Стили педагогического общения Увлеченность общим делом – источник дружественности и одновременно дружественности и одновременно дружественность, помноженная на заинтересованность работой, рождает совместный увлеченный поиск.
104 Стили педагогического общения Общение-дистанция. Суть его заключается в том, что в системе взаимоотношений педагога и учащихся взаимоотношений педагога и учащихся в качестве ограничителя выступает дистанция. Но и здесь нужно соблюдать меру. соблюдать меру.
105 Она должна вытекать из общей логики отношений ученика и педагога, а не диктоваться учителем как основа взаимоотношений. Дистанция выступает как показатель ведущей роли педагога, строится на его авторитете. Она должна вытекать из общей логики отношений ученика и педагога, а не диктоваться учителем как основа взаимоотношений. Дистанция выступает как показатель ведущей роли педагога, строится на его авторитете. Стили педагогического общения
106 Общение-устрашение связано в основном с неумением организовать продуктивное общение на основе увлеченности совместной деятельностью.
107 В сущности оно не только не создает коммуникативной сферы, обеспечивающую творческую деятельность, но и оказывает негативное отношение к творчеству. В сущности оно не только не создает коммуникативной сферы, обеспечивающую творческую деятельность, но и оказывает негативное отношение к творчеству. Стили педагогического общения
108 Общение-заигрывание. Характерное, в основном, для молодых учителей и связанное с неумением учителей и связанное с неумением организовать продуктивное педагогическое общение. Он отвечает стремлению завоевать ложный, дешевый авторитет у детей, что противоречит требованиям у детей, что противоречит требованиям педагогической этики.
109 Это свидетельствует о отсутствии необходимой общепедагогической и коммуникативной культуры, навыков педагогического общения. Это свидетельствует о отсутствии необходимой общепедагогической и коммуникативной культуры, навыков педагогического общения. Стили педагогического общения
110 В чистом виде стили не существуют. Каждый педагог, в сложившейся конкретной ситуации отбирает необходимый стиль общения.
111 Техника педагогического общения Владение техникой общения помогает педагогу организовать правильное поведение в конкретной ситуации. Неверная форма общения, выбранная для взаимодействия, может привести для взаимодействия, может привести к конфликту между учителем и учеником.
112 Техника педагогического общения Учителю важно правильно использовать приспособления в общении, т.е. систему приемов (психологических, мимических, пантомимических, речевых, двигательных и т.д.), избираемую для двигательных и т.д.), избираемую для организации структуры общения.
113 Техника педагогического общения Для детей очень важен внешний вид педагога: жесты, мимика, пантомимика и т.д.
114 Техника педагогического общения Мускульная мобилизованность выражается в общей собранности внимания и, следовательно, в направлении внимания и, следовательно, в направлении взгляда, в глазах, в дыхании и в общей подтянутости мускулатуры тела, подтянутости мускулатуры тела, в частности – в подтянутости спины.
115 Техника педагогического общения Пантомимика – это движение тела, рук, ног. Она помогает выделить главное, рисует образ. Красивая, выразительная осанка воспитателя выражает внутреннее достоинство личности. Прямая походка, собранность говорят об уверенности педагога в своих силах, знаниях.
116 Техника педагогического общения Учителю необходимо выработать манеру правильно стоять перед учащимися на уроке. Все движения и позы должны привлекать учащихся своим изяществом и простотой.
117 Не должно быть плохих привычек: покачивания взад-вперед, переминания с ноги на ногу, привычки вертеть в руках посторонние предметы, потирать нос, дергать за ухо и т.д. Не должно быть плохих привычек: покачивания взад-вперед, переминания с ноги на ногу, привычки вертеть в руках посторонние предметы, потирать нос, дергать за ухо и т.д. Техника педагогического общения
118 Жест педагога должен быть ограниченным и сдержанным, без резких взмахов и острых углов. Предпочтительны круглые жесты и скупая жестикуляция.
119 жесты описательныепсихологические Техника педагогического общения Описательные жесты изображают, иллюстрируют ход мыслей. Психологические жесты выражают чувства.
120 Чтобы общение было активным, следует Чтобы общение было активным, следует иметь открытую позу: не скрещивать руки, повернуться лицом к классу, уменьшить дистанцию, что создает эффект доверия.
121 Техника педагогического общения Мимика – искусство выражать свои мысли, чувства, настроения движением мускулов чувства, настроения движением мускулов лица. Нередко выражение лица и лица. Нередко выражение лица и взгляд оказывает на учащихся более взгляд оказывает на учащихся более сильное воздействие, чем слова.
122 Техника педагогического общения Дети «читают» лицо учителя, угадывая его отношение, настроение, поэтому его отношение, настроение, поэтому лицо должно не только выражать, но и скрывать чувства. Не следует нести в класс маску домашних забот и неурядиц.
123 Техника педагогического общения Наиболее выразительны на лице человека глаза. Учителю следует внимательно изучить возможности своего лица, умение пользоваться выразительным взглядом, стремиться избегать чрезмерной динамичности лицевых мускулов и глаз (бегающих глаз)
124 Взгляд учителя должен быть обращен к детям, создавая визуальный контакт. Нужно стремиться держать в поле зрения всех учащихся. Взгляд учителя должен быть обращен к детям, создавая визуальный контакт. Нужно стремиться держать в поле зрения всех учащихся. Техника педагогического общения
125 Процесс правильного восприятия учащимися учебного материала зависит от совершенства речи учителя. Неправильное произношение каких-либо Неправильное произношение каких-либо звуков вызывает у них смех, монотонная речь вызывает скуку.
126 Чтобы речь учителя была более выразительной он должен умело владеть голосом, дикцией, ритмикой. Чтобы речь учителя была более выразительной он должен умело владеть голосом, дикцией, ритмикой. Техника педагогического общения
127 Голос – это прежде всего сила звука, которая зависит от активности работы органов речевого аппарата. Существенное значение имеет гибкость, подвижность голоса, умение легко его изменять.
128 Техника педагогического общения Для учителя четкость произношения – профессиональная необходимость, способствующая правильному восприятию учениками речи педагога.
129 Дикция – ясность и четкость в произношении слов, слогов, звуков. Совершенствование дикции связано с отработкой артикуляции – движения органов речи. Дикция – ясность и четкость в произношении слов, слогов, звуков. Совершенствование дикции связано с отработкой артикуляции – движения органов речи. Техника педагогического общения
130 Скорость в целом и длительность звучания отдельных слов, а также слов, а также пауз в сочетании с ритмической организованностью, размерностью речи составляют ее темпоритм.
131 Техника педагогического общения Трудную часть материала учитель излагает замедленным темпом, дальше можно говорить быстрее. Обязательно замедляется речь, когда нужно сформулировать тот или иной вывод - определение, правило, закон. Трудную часть материала учитель излагает замедленным темпом, дальше можно говорить быстрее. Обязательно замедляется речь, когда нужно сформулировать тот или иной вывод - определение, правило, закон.
132 Следует учитывать и степень возбуждения: чем более возбужден ученик, тем медленнее и тише следует говорить учителю. Следует учитывать и степень возбуждения: чем более возбужден ученик, тем медленнее и тише следует говорить учителю. Техника педагогического общения
134 ПЛАН 1. Сущность педагогического конфликта 2. Причины возникновения конфликта 3. Структура конфликта и стадии его протекания 4. Способы разрешения конфликта
135 Сущность педагогического конфликта В период современного нарастания ожесточения, зависти, нетерпимости друг к другу, важно воспитывать у детей внимательное отношение к окружающим, подготавливать их доброжелательному отношению к людям, учить сотрудничеству. В период современного нарастания ожесточения, зависти, нетерпимости друг к другу, важно воспитывать у детей внимательное отношение к окружающим, подготавливать их доброжелательному отношению к людям, учить сотрудничеству.
136 Для этого педагогу надо хорошо овладеть умениями и навыками предупреждения и разрешения конфликтных ситуаций, так как проблема взаимодействия участников педагогического процесса приобретает все большую остроту для современной школы. Для этого педагогу надо хорошо овладеть умениями и навыками предупреждения и разрешения конфликтных ситуаций, так как проблема взаимодействия участников педагогического процесса приобретает все большую остроту для современной школы. Сущность педагогического конфликта
137 Конфликт – это форма социального взаимодействия между двумя или более субъектами, возникающий по причине несовпадения желаний, интересов, ценностей или восприятия. Конфликт – это форма социального взаимодействия между двумя или более субъектами, возникающий по причине несовпадения желаний, интересов, ценностей или восприятия. Сущность педагогического конфликта
138 Педагогический конфликт – это конфликт, субъектами которого являются участники педагогического процесса. Педагогический конфликт – это конфликт, субъектами которого являются участники педагогического процесса. Сущность педагогического конфликта
139 Конфликтная ситуация – такое совмещение человеческих интересов, которое создает почву для реального противоборства между социальными субъектами. Главная черта – возникновение предмета конфликта, но пока отсутствие открытой активно борьбы. Конфликтная ситуация – такое совмещение человеческих интересов, которое создает почву для реального противоборства между социальными субъектами. Главная черта – возникновение предмета конфликта, но пока отсутствие открытой активно борьбы. Сущность педагогического конфликта
140 В процессе развития столкновения, конфликтная ситуация всегда предшествует конфликту, является его основой. В процессе развития столкновения, конфликтная ситуация всегда предшествует конфликту, является его основой. Сущность педагогического конфликта
141 Виды конфликтов ВнутриличностныйМежгрупповойМежличностный Личностно- групповой Сущность педагогического конфликта
142 Внутриличностный, отражающий борьбу примерно равных по силе мотивов, влечений, интересов личности. Внутриличностный, отражающий борьбу примерно равных по силе мотивов, влечений, интересов личности. Межличностный, характеризующийся тем, что действующие лица стремятся реализовать своей жизнедеятельности взаимоисключающие цели. Межличностный, характеризующийся тем, что действующие лица стремятся реализовать своей жизнедеятельности взаимоисключающие цели. Сущность педагогического конфликта
143 Межгрупповой, отличающийся тем, что конфликтующими сторонами выступают социальные группировки, преследующие несовместимые цели и препятствующие друг другу на пути их осуществления. Межгрупповой, отличающийся тем, что конфликтующими сторонами выступают социальные группировки, преследующие несовместимые цели и препятствующие друг другу на пути их осуществления. Личностно-групповой, возникает в случае несоответствия поведения личности групповым нормам и ожиданиям. Личностно-групповой, возникает в случае несоответствия поведения личности групповым нормам и ожиданиям. Сущность педагогического конфликта
144 Наиболее распространены среди учащихся конфликты лидерства, в которых отражается борьба двух- трех лидеров и их группировок за первенство в классе. Наиболее распространены среди учащихся конфликты лидерства, в которых отражается борьба двух- трех лидеров и их группировок за первенство в классе. Причины возникновения педагогического конфликта
145 В средних классах часто конфликтуют группа парней и девушек. Может обозначиться конфликт трех-четырех подростков с целым классом или вспыхнуть конфликтное противостояние одного школьника и всего класса. В средних классах часто конфликтуют группа парней и девушек. Может обозначиться конфликт трех-четырех подростков с целым классом или вспыхнуть конфликтное противостояние одного школьника и всего класса. Причины возникновения педагогического конфликта
146 Большое влияние на конфликтное поведение учащихся оказывает личность учителя. Во-первых, стиль взаимодействия учителя служит примером для воспроизводства во взаимоотношениях со сверстниками. Большое влияние на конфликтное поведение учащихся оказывает личность учителя. Во-первых, стиль взаимодействия учителя служит примером для воспроизводства во взаимоотношениях со сверстниками. Причины возникновения педагогического конфликта
147 Во-вторых, учитель обязан вмешиваться в конфликты учеников, регулировать их. Это конечно не означает их подавление. В зависимости от ситуации может быть необходимо административное вмешательство, а может быть просто добрый совет. Во-вторых, учитель обязан вмешиваться в конфликты учеников, регулировать их. Это конечно не означает их подавление. В зависимости от ситуации может быть необходимо административное вмешательство, а может быть просто добрый совет. Причины возникновения педагогического конфликта
148 М.М.Рыбакова выделяет следующие причины возникновения конфликта: Конфликты деятельности Конфликты поступков Конфликты отношений Причины возникновения педагогического конфликта
149 Конфликты деятельности возникают между учителем и учеником и проявляются в отказе ученика выполнить учебное задание или плохом его выполнении. Подобные конфликты часто происходят с учениками, испытывающими трудности в учебе. Конфликты деятельности возникают между учителем и учеником и проявляются в отказе ученика выполнить учебное задание или плохом его выполнении. Подобные конфликты часто происходят с учениками, испытывающими трудности в учебе. Причины возникновения педагогического конфликта
150 В последнее время наблюдается увеличение таких конфликтов из-за того, что учитель часто предъявляет завышенные требования к усвоению предмета, а отметки использует как средство наказания тех, кто нарушает дисциплину. В последнее время наблюдается увеличение таких конфликтов из-за того, что учитель часто предъявляет завышенные требования к усвоению предмета, а отметки использует как средство наказания тех, кто нарушает дисциплину. Причины возникновения педагогического конфликта
151 Конфликты поступков, всякая ошибка учителя при разрешении конфликта порождает новые проблемы и конфликты, в которые включаются другие ученики, конфликт в педагогической деятельности легче предупредить, чем успешно разрешить. Конфликты поступков, всякая ошибка учителя при разрешении конфликта порождает новые проблемы и конфликты, в которые включаются другие ученики, конфликт в педагогической деятельности легче предупредить, чем успешно разрешить. Причины возникновения педагогического конфликта
152 Конфликты отношений часто возникают в результате неумелого разрешения педагогом проблемных ситуаций. Эти конфликты приобретают личностный смысл, порождают длительную неприязнь ученика к учителю, надолго разрушают их взаимодействие. Конфликты отношений часто возникают в результате неумелого разрешения педагогом проблемных ситуаций. Эти конфликты приобретают личностный смысл, порождают длительную неприязнь ученика к учителю, надолго разрушают их взаимодействие. Причины возникновения педагогического конфликта
153 Каждый конфликт имеет более или менее четко выраженную структуру. Для его возникновения необходимо обязательное наличие конфликтной ситуации и инцидента. Каждый конфликт имеет более или менее четко выраженную структуру. Для его возникновения необходимо обязательное наличие конфликтной ситуации и инцидента. Структура конфликта и стадии его протекания
154 Вторым элементом выступают цели, субъективные мотивы его участников, обусловленные их взглядами и убеждениями. Вторым элементом выступают цели, субъективные мотивы его участников, обусловленные их взглядами и убеждениями. Структура конфликта и стадии его протекания
155 Далее конфликт предполагает наличие оппонентов, являющихся его участниками. Далее конфликт предполагает наличие оппонентов, являющихся его участниками. И конечно же в любом конфликте важно отличить непосредственный повод столкновения от подлинных его причин, зачастую скрываемых. И конечно же в любом конфликте важно отличить непосредственный повод столкновения от подлинных его причин, зачастую скрываемых. Структура конфликта и стадии его протекания
156 1-я стадия. Стадия потенциального формирования противоречивых интересов, ценностей. 2-я стадия. Стадия перехода в реальный или в стадию осознания участниками конфликта своих верно или ложно понятых интересов. Структура конфликта и стадии его протекания Основные стадии протекания конфликта:
157 3-я стадия. Стадия конфликтных действий. 4-я стадия. Стадия снятия или разрешения конфликта. Структура конфликта и стадии его протекания
158 Анализ данных о ситуации, выявление главных и сопутствующих противоречий, постановка воспитательной цели, выделение иерархии задач, определение действий; Анализ данных о ситуации, выявление главных и сопутствующих противоречий, постановка воспитательной цели, выделение иерархии задач, определение действий; Способы разрешения конфликта Алгоритм разрешения конфликтной ситуации
159 Определение средств и путей разрешения ситуации с учетом возможных последствий на основе анализа взаимодействий воспитатель- ученик, семья-ученик, ученик- коллектив класса; Определение средств и путей разрешения ситуации с учетом возможных последствий на основе анализа взаимодействий воспитатель- ученик, семья-ученик, ученик- коллектив класса; Способы разрешения конфликта Алгоритм разрешения конфликтной ситуации
160 Алгоритм разрешения конфликтной ситуации Планирование хода педагогического воздействия с учетом возможных ответных действий учеников, родителей, других участников ситуации; Планирование хода педагогического воздействия с учетом возможных ответных действий учеников, родителей, других участников ситуации; Анализ результатов; Анализ результатов; Способы разрешения конфликта
161 Корректировка результатов педагогического воздействия; Корректировка результатов педагогического воздействия; Самооценка классного руководителя, мобилизация им своих духовных и умственных сил. Самооценка классного руководителя, мобилизация им своих духовных и умственных сил. Способы разрешения конфликта Алгоритм разрешения конфликтной ситуации
162 Способы поведения педагога в конфликтных ситуациях: Способы поведения педагога в конфликтных ситуациях: Уход от решения возникшего противоречия, когда педагог переводит разговор на другую тему, игнорирует конфликтную ситуацию, это зачастую приводит к обострению ситуации. Уход от решения возникшего противоречия, когда педагог переводит разговор на другую тему, игнорирует конфликтную ситуацию, это зачастую приводит к обострению ситуации. Способы разрешения конфликта
163 Способы поведения педагога в конфликтных ситуациях: Способы поведения педагога в конфликтных ситуациях: Сглаживание, когда педагог либо оправдывает себя, либо соглашается с претензией, но только на данный момент времени. Оно используется, если ситуация не особенно значима, если важнее сохранить хорошие отношения с учеником. Сглаживание, когда педагог либо оправдывает себя, либо соглашается с претензией, но только на данный момент времени. Оно используется, если ситуация не особенно значима, если важнее сохранить хорошие отношения с учеником. Способы разрешения конфликта
164 Способы поведения педагога в конфликтных ситуациях: Способы поведения педагога в конфликтных ситуациях: Компромисс, когда конфликтующие стороны вырабатывают общее решение, уступая в чем-то друг другу. Компромисс, когда конфликтующие стороны вырабатывают общее решение, уступая в чем-то друг другу. Способы разрешения конфликта
165 Способы поведения педагога в конфликтных ситуациях: Способы поведения педагога в конфликтных ситуациях: Сотрудничество, предполагается открытый обмен мнениями, заинтересованность всех участников конфликта в выработке общего решения. Сотрудничество, предполагается открытый обмен мнениями, заинтересованность всех участников конфликта в выработке общего решения. Способы разрешения конфликта
166 При урегулировании конфликтов следует придерживаться следующих правил: При урегулировании конфликтов следует придерживаться следующих правил: -Воспринимайте ситуацию такой, какая она на самом деле; -не делайте поспешных выводов; Способы разрешения конфликта
167 При урегулировании конфликтов следует придерживаться следующих правил: При урегулировании конфликтов следует придерживаться следующих правил: -при обсуждении анализируйте мнения противоположных сторон, избегайте взаимных обвинений; -научитесь ставить себя на место другой стороны; Способы разрешения конфликта
168 При урегулировании конфликтов следует придерживаться следующих правил: При урегулировании конфликтов следует придерживаться следующих правил: -не дайте конфликту разрастись; -проблемы должны решаться теми, кто их создал; Способы разрешения конфликта
169 При урегулировании конфликтов следует придерживаться следующих правил: -уважительно относитесь к учащимся; -помните, что преодолеть конфликт может общая деятельность и постоянная коммуникация между общающимися. Способы разрешения конфликта
171 ПЛАН Сущность педагогической культуры Сущность педагогической культуры Компоненты педагогической культуры Компоненты педагогической культуры Пути формирования профессионально- педагогической культуры. Пути формирования профессионально- педагогической культуры.
172 Сущность педагогической культуры Исследования ученых показывают, что существует прямая зависимость успешности деятельности учителя от уровня его общей культуры. Исследования ученых показывают, что существует прямая зависимость успешности деятельности учителя от уровня его общей культуры.
173 Сущность педагогической культуры Культурологические знания выступают как ценностно-ориентационная основа деятельности учителя в условиях использования новых идей, технологий, системы обучения и воспитания. Культурологические знания выступают как ценностно-ориентационная основа деятельности учителя в условиях использования новых идей, технологий, системы обучения и воспитания.
174 Сущность педагогической культуры Современный учитель – это человек, обладающий системным мышлением, способный не только достигать намеченных действий, но и учитывать во взаимосвязи интересы общества, отдельных групп и свои личные. Все это возможно лишь в том случае, если он обладает высокой общей культурой. Современный учитель – это человек, обладающий системным мышлением, способный не только достигать намеченных действий, но и учитывать во взаимосвязи интересы общества, отдельных групп и свои личные. Все это возможно лишь в том случае, если он обладает высокой общей культурой.
175 Сущность педагогической культуры Термин «культура» латинского происхождения, первоначально обозначавший разделывание почвы. В современной науке не сложилось единого понимания сущности культуры. Термин «культура» латинского происхождения, первоначально обозначавший разделывание почвы. В современной науке не сложилось единого понимания сущности культуры.
176 Сущность педагогической культуры В.Моро, А.Г.Здравомыслов, А.В.Ядов рассматривают культуру как универсальный механизм, реализующий и направляющий поведение и деятельность личности. В.Моро, А.Г.Здравомыслов, А.В.Ядов рассматривают культуру как универсальный механизм, реализующий и направляющий поведение и деятельность личности.
177 Сущность педагогической культуры В.П.Тугаринов, Ю.И.Ефимов подразумевают под понятием культура, совокупность материальных и духовных ценностей. В.П.Тугаринов, Ю.И.Ефимов подразумевают под понятием культура, совокупность материальных и духовных ценностей.
178 Н.С.Злобин, А.Н.Леонтьев определяют культуру как метод творческой самореализации личности в различных сферах социальной и духовной жизни общества. Н.С.Злобин, А.Н.Леонтьев определяют культуру как метод творческой самореализации личности в различных сферах социальной и духовной жизни общества. Сущность педагогической культуры
179 Культура в общем смысле понимается как исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностей. Культура в общем смысле понимается как исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностей.
180 Сущность педагогической культуры В более узком смысле культура выступает как сфера духовной жизни людей, способ осуществления ими профессиональной и другой деятельности. Человек является продуктом общечеловеческой культуры, его представителем и носителем. В более узком смысле культура выступает как сфера духовной жизни людей, способ осуществления ими профессиональной и другой деятельности. Человек является продуктом общечеловеческой культуры, его представителем и носителем.
181 Сущность педагогической культуры Педагогическая культура, являясь составной частью общей, так же существует в материальной и духовной формах. К материальным ценностям педагогической культуры относят средства обучения и воспитания. Педагогическая культура, являясь составной частью общей, так же существует в материальной и духовной формах. К материальным ценностям педагогической культуры относят средства обучения и воспитания.
182 Сущность педагогической культуры Педагогические знания, теория, концепция, накопленный человечеством педагогический опыт и выработанные профессионально- этические нормы составляют духовные ценности педагогической культуры. Педагогические знания, теория, концепция, накопленный человечеством педагогический опыт и выработанные профессионально- этические нормы составляют духовные ценности педагогической культуры.
183 Сущность педагогической культуры Процесс общекультурного развития учителя сопрягается с проявлением личной активности, стремлением к расширению своего кругозора и эрудиции, к коррекции через самовоспитание индивидуальной системы норм поведения. Процесс общекультурного развития учителя сопрягается с проявлением личной активности, стремлением к расширению своего кругозора и эрудиции, к коррекции через самовоспитание индивидуальной системы норм поведения.
184 Сущность педагогической культуры Таким образом, педагогическая культура представляет собой часть общечеловеческой культуры, которая характеризует систему духовных и материальных ценностей образования и воспитания, а также способы творческой педагогической деятельности. Таким образом, педагогическая культура представляет собой часть общечеловеческой культуры, которая характеризует систему духовных и материальных ценностей образования и воспитания, а также способы творческой педагогической деятельности.
185 Компоненты педагогической культуры Профессиональная культура учителя представляет собой системное образование. Профессиональная культура учителя представляет собой системное образование.
186 Компоненты педагогической культуры Педагогическая культура Культура поведения, способы саморазвития, умение саморегуляции собственной деятельности, общественности Гуманистическая позиция учителя по отношению к детям Профессиональная компетентность и развитое педагогическое мышление Образованность в предметной сфере и владение педагогическими технологиями Опыт творческой деятельности
187 Компоненты педагогической культуры Педагогическая культура включает в себя четыре компонента: аксиологический, технологический, эвристический и личностный. Педагогическая культура включает в себя четыре компонента: аксиологический, технологический, эвристический и личностный.
188 Компоненты педагогической культуры Аксиологический компонент содержит в себе усвоение и принятие учителем ценностей педагогического труда: профессионально-педагогические знания и мировоззрение; педагогическое мышление и рефлексию; педагогический такт и этику. Аксиологический компонент содержит в себе усвоение и принятие учителем ценностей педагогического труда: профессионально-педагогические знания и мировоззрение; педагогическое мышление и рефлексию; педагогический такт и этику.
189 Компоненты педагогической культуры Важное место в аксиологическом компоненте занимает мировоззрение, представляющее собой процесс и результат формирования педагогических убеждений, процесс определения учителем своих интересов, предпочтений, ценностных ориентаций в педагогической сфере. Важное место в аксиологическом компоненте занимает мировоззрение, представляющее собой процесс и результат формирования педагогических убеждений, процесс определения учителем своих интересов, предпочтений, ценностных ориентаций в педагогической сфере.
190 Компоненты педагогической культуры Культура педагогического мышления включает в себя развитие способности к педагогическому анализу и синтезу, развитие таких качеств мышления как критичность, самостоятельность, широта, гибкость, активность, быстрота, наблюдательность, педагогическая память, творческое воображение. Культура педагогического мышления включает в себя развитие способности к педагогическому анализу и синтезу, развитие таких качеств мышления как критичность, самостоятельность, широта, гибкость, активность, быстрота, наблюдательность, педагогическая память, творческое воображение.
191 Компоненты педагогической культуры Педагогическая этика включает в себя нравственное сознание. Одним из компонентов этики выступает педагогический такт – это поведение учителя, организованное нравственно целесообразная мера взаимодействия учителя с детьми и воздействия на них. Педагогическая этика включает в себя нравственное сознание. Одним из компонентов этики выступает педагогический такт – это поведение учителя, организованное нравственно целесообразная мера взаимодействия учителя с детьми и воздействия на них.
192 Компоненты педагогической культуры Технологический аспект педагогической культуры раскрывают способы и приемы взаимодействия участников образовательного процесса. Технологический аспект педагогической культуры раскрывают способы и приемы взаимодействия участников образовательного процесса.
193 Компоненты педагогической культуры Технологический компонент характеризуется степенью осознанности им необходимости развития всего спектра собственных педагогических способностей, Технологический компонент характеризуется степенью осознанности им необходимости развития всего спектра собственных педагогических способностей, как залог успешности его профессиональной деятельности.
194 Компоненты педагогической культуры Эвристический компонент раскрывается через самоорганизацию, творческую самореализацию, профессиональное саморазвитие, в ходе которых он овладевает эвристическими методами и рефлексией. Эвристический компонент раскрывается через самоорганизацию, творческую самореализацию, профессиональное саморазвитие, в ходе которых он овладевает эвристическими методами и рефлексией.
195 Компоненты педагогической культуры Эвристическая образовательная деятельность характеризуется следующими признаками: характеризуется следующими признаками: 1.Осуществляется учителем на основе его личностного образовательного потенциала, индивидуальных способностей, мотивов и целей
196 Компоненты педагогической культуры Эвристическая образовательная деятельность характеризуется следующими признаками: характеризуется следующими признаками: 2. Приводит к созданию нового для учителя образовательного продукта, соответствующего типу осуществляемой деятельности
197 Компоненты педагогической культуры Эвристическая образовательная деятельность характеризуется следующими признаками: характеризуется следующими признаками: 3. Вызывает субъективные трудности в деятельности учителя, обусловленные недостаточным владением методами, средствами и другими условиями, необходимыми для ее осуществления.
198 Компоненты педагогической культуры Личностный компонент проявляется в реализации педагогом его потребностей, способностей, интересов, дарований в педагогической деятельности. Личностный компонент проявляется в реализации педагогом его потребностей, способностей, интересов, дарований в педагогической деятельности.
199 Компоненты педагогической культуры Важным элементом является следование правилам служебного этикета, принципам деловых разговоров. Педагогу необходимо знание приемов, помогающих сохранять спокойствие в любой ситуации. Важным элементом является следование правилам служебного этикета, принципам деловых разговоров. Педагогу необходимо знание приемов, помогающих сохранять спокойствие в любой ситуации.
200 Пути формирования профессионально-педагогической культуры. Формирование профессионально- педагогической культуры будущего учителя это сложный и длительный процесс. Формирование профессионально- педагогической культуры будущего учителя это сложный и длительный процесс.
201 Пути формирования профессионально-педагогической культуры. Условия становления педагогической культуры: Условия становления педагогической культуры: * развитие научно-педагогической направленности учителя; * развитие научно-педагогической направленности учителя; * постоянное пополнение и обновление психолого-педагогических знаний, формирование инновационной готовности; * постоянное пополнение и обновление психолого-педагогических знаний, формирование инновационной готовности;
202 Пути формирования профессионально-педагогической культуры. Условия становления педагогической культуры: Условия становления педагогической культуры: * становление педагогического стиля мышления, развитие педагогической рефлексии; * становление педагогического стиля мышления, развитие педагогической рефлексии; * формирование индивидуального стиля педагогической деятельности; * формирование индивидуального стиля педагогической деятельности;
203 Пути формирования профессионально-педагогической культуры. Условия становления педагогической культуры: Условия становления педагогической культуры: * приобщение учителя к изучению, обобщению и распространению лучшего опыта своих коллег, формирование готовности к обобщению личного педагогического опыта. * приобщение учителя к изучению, обобщению и распространению лучшего опыта своих коллег, формирование готовности к обобщению личного педагогического опыта.
205 Сущность имиджа Сущность имиджа Основные составляющие имиджа Основные составляющие имиджа Принципы технологии построения имиджа Принципы технологии построения имиджа ПЛАН
206 Для плодотворной деятельности педагогу необходима мобилизация интеллекта, воли, моральных усилий, организаторских способностей и умелое оперирование средствами морального, интеллектуального и духовного начал у учеников. Все это вместе составляет имидж учителя. Для плодотворной деятельности педагогу необходима мобилизация интеллекта, воли, моральных усилий, организаторских способностей и умелое оперирование средствами морального, интеллектуального и духовного начал у учеников. Все это вместе составляет имидж учителя. Сущность имиджа
207 Имидж – (от англ. image) образ, система внешних характеристик человека, которая создает или подчеркивает неповторимое своеобразие личности. И всегда отражает индивидуальность, являясь ее внешней, обращенной на других людей стороной. Имидж – (от англ. image) образ, система внешних характеристик человека, которая создает или подчеркивает неповторимое своеобразие личности. И всегда отражает индивидуальность, являясь ее внешней, обращенной на других людей стороной. Сущность имиджа
208 Имидж учителя – эмоционально окрашенный стереотип восприятия образа учителя в сознании воспитанников, коллег, социального окружения, в массовом сознании. Имидж учителя – эмоционально окрашенный стереотип восприятия образа учителя в сознании воспитанников, коллег, социального окружения, в массовом сознании.
209 Сущность имиджа Элементы имиджа приобретают значение символов педагога, их значимость не ограничивается лишь отражением внешности, а становится неотъемлемой частью его характера и индивидуальности, формирует отношение к нему других людей. Элементы имиджа приобретают значение символов педагога, их значимость не ограничивается лишь отражением внешности, а становится неотъемлемой частью его характера и индивидуальности, формирует отношение к нему других людей.
210 Основные составляющие имиджа Кто же создает имидж? Во-первых, сам человек, который продумывает, какой гранью повернуться к окружающим, какие сведения о себе представить. Во-вторых, имиджмейкеры – профессионалы, занимающиеся созданием имиджа. Кто же создает имидж? Во-первых, сам человек, который продумывает, какой гранью повернуться к окружающим, какие сведения о себе представить. Во-вторых, имиджмейкеры – профессионалы, занимающиеся созданием имиджа.
211 В-третьих, большую роль в создании имиджа играют средства массовой информации – печать, радио, телевидение. В-четвертых, его создают и окружающие люди – друзья, родные, сотрудники. В-третьих, большую роль в создании имиджа играют средства массовой информации – печать, радио, телевидение. В-четвертых, его создают и окружающие люди – друзья, родные, сотрудники. Основные составляющие имиджа
212 Наиболее значимые основные составляющие имиджа: внешний облик, использование вербальных и невербальных средств общения, внутреннее соответствие образа профессии – внутреннее «Я». Наиболее значимые основные составляющие имиджа: внешний облик, использование вербальных и невербальных средств общения, внутреннее соответствие образа профессии – внутреннее «Я». Основные составляющие имиджа
213 Внешний облик помогает человеку привлечь к себе внимание, создать положительный настрой на себя, показаться не только симпатичным человеком, но и прекрасным учителем. Внешний облик помогает человеку привлечь к себе внимание, создать положительный настрой на себя, показаться не только симпатичным человеком, но и прекрасным учителем. Основные составляющие имиджа
214 Учитель всем своим внешним обликом должен располагать к себе учащихся и взрослых. В нем постоянно должны отражаться его богатый внутренний мир, любовь к детям и забота о них. Учитель всем своим внешним обликом должен располагать к себе учащихся и взрослых. В нем постоянно должны отражаться его богатый внутренний мир, любовь к детям и забота о них. Основные составляющие имиджа
215 Требования, предъявляемые к внешнему виду человека, помогают педагогу улучшить свой профессиональный имидж. Правильный выбор одежды помогает добиться профессионального успеха. Основные составляющие имиджа
216 Что и как мы это говорим, умеем ли словом настроить человека на себя, какие жесты и позы при этом мы демонстрируем, что происходит с нашей мимикой, как мы сидим, стоим и ходим – все это влияет на восприятие нас другими людьми. Что и как мы это говорим, умеем ли словом настроить человека на себя, какие жесты и позы при этом мы демонстрируем, что происходит с нашей мимикой, как мы сидим, стоим и ходим – все это влияет на восприятие нас другими людьми. Основные составляющие имиджа
217 Внутреннее соответствие образа профессии – внутреннее «Я», ведущее из составляющих педагогического имиджа, поскольку умение нравиться и располагать к себе других людей выступает необходимым качеством в профессиональных и личностных контактах. Внутреннее соответствие образа профессии – внутреннее «Я», ведущее из составляющих педагогического имиджа, поскольку умение нравиться и располагать к себе других людей выступает необходимым качеством в профессиональных и личностных контактах. Основные составляющие имиджа
218 Не менее важно, чтобы имидж не расходился с внутренними установками учителя, соответствовал его характеру и взглядам. Создавая свой образ, учитель тем самым совершенствуется. Не менее важно, чтобы имидж не расходился с внутренними установками учителя, соответствовал его характеру и взглядам. Создавая свой образ, учитель тем самым совершенствуется. Основные составляющие имиджа
219 Чаще всего это – оригинальность, непохожесть, внешнее самооформление, умение транслировать свою неповторимую личность, делать ее оригинальной. Чаще всего это – оригинальность, непохожесть, внешнее самооформление, умение транслировать свою неповторимую личность, делать ее оригинальной. Основные составляющие имиджа
220 Внутренний образ – это прежде всего культура учителя, непосредственность и свобода, обаяние, эмоциональность, игра воображения, изящество, ассоциативное видение, неожиданные яркие ходы в сценарии урока, внутренний настрой на творчество, самообладание в условиях публичности и др. Внутренний образ – это прежде всего культура учителя, непосредственность и свобода, обаяние, эмоциональность, игра воображения, изящество, ассоциативное видение, неожиданные яркие ходы в сценарии урока, внутренний настрой на творчество, самообладание в условиях публичности и др. Основные составляющие имиджа
221 Внешний образ – особые формы выражения своего отношения к материалу, передача своего эмоционального отношения к действительности, владение умением самопрезентации, выведение учеников на игровой уровень, умелая режиссура всего хода урока. Внешний образ – особые формы выражения своего отношения к материалу, передача своего эмоционального отношения к действительности, владение умением самопрезентации, выведение учеников на игровой уровень, умелая режиссура всего хода урока. Основные составляющие имиджа
222 Первый принцип : Воздействуя на людей с целью создания у них нужного мнения, необходимо влиять не только их сознание, но и на их подсознание, чтобы у них возникало чувство приятного при упоминании вашего имени. Первый принцип : Воздействуя на людей с целью создания у них нужного мнения, необходимо влиять не только их сознание, но и на их подсознание, чтобы у них возникало чувство приятного при упоминании вашего имени. Принципы технологии построения имиджа
223 Второй принцип: формируя свой имидж, следует учитывать индивидуальный стиль общения, стиль поведения, характер, темперамент. Второй принцип: формируя свой имидж, следует учитывать индивидуальный стиль общения, стиль поведения, характер, темперамент. Принципы технологии построения имиджа
225 ПЛАН Суть педагогического мастерства Суть педагогического мастерства Компоненты педагогического мастерства Компоненты педагогического мастерства Педагогическая техника как важный признак педагогического мастерства Педагогическая техника как важный признак педагогического мастерства
226 Суть педагогического мастерства Определений педагогического мастерства очень много. В каждом подчеркивается какая-то новая изюминка, проявляется неведомая грань многообразного умения, именуемого мастерством. Определений педагогического мастерства очень много. В каждом подчеркивается какая-то новая изюминка, проявляется неведомая грань многообразного умения, именуемого мастерством.
227 В педагогической энциклопедии мастерство – это «высокое и постоянно совершенствуемое искусство воспитания и обучения, доступное каждому педагогу, работающему по призванию и любящему детей». В педагогической энциклопедии мастерство – это «высокое и постоянно совершенствуемое искусство воспитания и обучения, доступное каждому педагогу, работающему по призванию и любящему детей». Суть педагогического мастерства
228 Педагог мастер – это специалист высокой культуры, глубоко знающий свой предмет, хорошо знакомый с соответствующими отраслями науки или искусства, практически разбирающийся в вопросах общей и особенно детской психологии, в совершенстве владеющий методикой обучения и воспитания. Педагог мастер – это специалист высокой культуры, глубоко знающий свой предмет, хорошо знакомый с соответствующими отраслями науки или искусства, практически разбирающийся в вопросах общей и особенно детской психологии, в совершенстве владеющий методикой обучения и воспитания. Суть педагогического мастерства
229 Подходы к пониманию учительского мастерства: Подходы к пониманию учительского мастерства: 1) связан с пониманием методов педагогического труда; 2) базируется на утверждении, что личности педагога, а не методу принадлежит ведущая роль в воспитании. Суть педагогического мастерства
230 Мастерство учителя: Глубокие психолого-педагогические и предметные знания. Глубокие психолого-педагогические и предметные знания. Совершенное владение методикой преподавания. Совершенное владение методикой преподавания. Владение организаторскими, коммуникативными, конструктивными умениями. Владение организаторскими, коммуникативными, конструктивными умениями. Компоненты педагогического мастерства
231 Мастерство учителя: Владение новейшими технологиями. Владение новейшими технологиями. Профессионально значимые качества и ценности учителя. Профессионально значимые качества и ценности учителя. Компоненты педагогического мастерства
232 Мастерство учителя выражается также в умении так организовать учебный процесс, чтобы при всех неблагоприятных условиях добиваться нужного уровня воспитанности, развития и образования учащихся. Мастерство учителя выражается также в умении так организовать учебный процесс, чтобы при всех неблагоприятных условиях добиваться нужного уровня воспитанности, развития и образования учащихся. Компоненты педагогического мастерства
233 Еще одним важным показателем мастерства является умение активизировать обучаемых, развивать их способности, самостоятельность, пытливость. Еще одним важным показателем мастерства является умение активизировать обучаемых, развивать их способности, самостоятельность, пытливость. Компоненты педагогического мастерства
234 Следующая составная часть педагогического мастерства – это умение эффективно проводить воспитательную работу в процессе обучения, формировать у школьника высокую нравственность, чувства патриотизма, трудолюбие, самостоятельность. Следующая составная часть педагогического мастерства – это умение эффективно проводить воспитательную работу в процессе обучения, формировать у школьника высокую нравственность, чувства патриотизма, трудолюбие, самостоятельность. Компоненты педагогического мастерства
235 Педагогическая техника – это комплекс знаний, умений, навыков, необходимых педагогу для эффективного применения на практике избираемых им методов педагогического воздействия. Педагогическая техника – это комплекс знаний, умений, навыков, необходимых педагогу для эффективного применения на практике избираемых им методов педагогического воздействия. Педагогическая техника как важный признак педагогического мастерства
236 Прежде всего педагог должен владеть искусством общения с детьми, умением выбирать нужный тон и стиль общения с ними, т.е. должен иметь индивидуальный подход к обучаемым. В отношениях с детьми нужны простота и естественность. Прежде всего педагог должен владеть искусством общения с детьми, умением выбирать нужный тон и стиль общения с ними, т.е. должен иметь индивидуальный подход к обучаемым. В отношениях с детьми нужны простота и естественность. Педагогическая техника как важный признак педагогического мастерства
237 Суть педагогического мастерства – это своеобразный сплав личной культуры, знаний и кругозора учителя, его всесторонней теоретической подготовки с совершенным овладением приемами обучения и воспитания, педагогической техникой и передовым опытом. Суть педагогического мастерства – это своеобразный сплав личной культуры, знаний и кругозора учителя, его всесторонней теоретической подготовки с совершенным овладением приемами обучения и воспитания, педагогической техникой и передовым опытом. Педагогическая техника как важный признак педагогического мастерства
238 Путь к формированию мастерства состоит из нескольких этапов: Путь к формированию мастерства состоит из нескольких этапов: наблюдение за работой мастеров; наблюдение за работой мастеров; постоянное самообразование; постоянное самообразование; изучение специальной литературы; изучение специальной литературы; внедрение в собственную практику новых методов преподавания; внедрение в собственную практику новых методов преподавания; самоанализ. самоанализ. Педагогическая техника как важный признак педагогического мастерства
239 ПРИЛОЖЕНИЕ
240 КАК ПОНЯТЬ СОБЕСЕДНИКА ПО ДВИЖЕНИЮ ЕГО ГЛАЗ ФОРМИРОВАНИЕ ВИЗУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВ ВИЗУАЛИЗАЦИЯ ПРИПОМИНАНИ ЕВИЗУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВ ФОРМИРОВАНИЕ ЗВУКОВЫХ ОБРАЗОВ
241 КАК ПОНЯТЬ СОБЕСЕДНИКА ПО ДВИЖЕНИЮ ЕГО ГЛАЗ ПРИПОМИНАНИЕ ЗВУКОВЫХ ОБРАЗОВ ЭМОЦИИ И ТЕЛЕСНЫЕ ОЩУЩЕНИЯ ВНУТРЕННИЙ ДИАЛОГ
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.