Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемistserp.narod2.ru
1 Презентация по истории на тему: « Живопись России XIII-XVI веков» Алифанов Сергей 10 «А» класс МОУ СОШ г.
2 Из-за ордынского ига культура средневековой России сильно задержалась в развитии, и в то время, как в Европе титаны Возрождения создавали свои лучшие шедевры, изобразительное искусство в России являлось исключительно церковным.
3 Три наиболее известных иконописца того времени – это Андрей Рублёв, Феофан Грек и Дионисий
4 Андрей Рублев (ок. 1340/ октября 1428) Биографические сведения о Рублёве крайне скудны: скорее всего, родился он в Московском княжестве (по другим сведениям в Новгороде) около 1340/1350 гг., воспитывался в семье потомственных иконописцев, принял монашеский постриг в Троице-Сергиевом монастыре при Никоне Радонежском (по другой гипотезе, в Спасо- Андрониковом монастыре). Андрей монашеское имя; мирское имя неизвестно (скорее всего, по тогдашней традиции, оно тоже начиналось на «А»).
5 На формирование мировоззрения Рублёва большое влияние оказала атмосфера национального подъёма 2-й половины XIV начала XV веков, для которого характерен глубокий интерес к нравственным и духовным проблемам. В своих произведениях в рамках средневековой иконографии Рублёв воплотил новое, возвышенное понимание духовной красоты и нравственной силы человека. Эти качества присущи иконам Звенигородского чина («Спас», «Апостол Павел», «Архангел Михаил»), где лаконичные плавные контуры, широкая манера письма близки приёмам монументальной живописи.
6 Андрей Рублев – имя, ставшее символом непостижимого древнерусского искусства. Образы Рублева напоминают нам об утерянной райской жизни, счастье и гармонии со вселенной. Непостижимая для современного человека чистота и одухотворенность сквозят во всех его немногочисленных работах, дошедших до нас.
7 «Живоначальная Троица» Эта икона – вершина творчества Рублёва. Эта икона несёт идею мира и человеколюбия, высокой нравственной чистоты, поэтому она стала образцом для русских иконописцев.
8 Как ни парадоксально, ту настоящую «Троицу» нам уже никогда не увидеть. Дело в том, что каждую икону после окончания работы покрывали олифой. Но со временем олифа темнела, становилась желтой, потом коричневой, сильно искажая колорит иконы. Вот почему иконы, и «Троица» Андрея Рублева не была исключением, время от времени поновляли. Попросту говоря, ее переписывали заново, прямо поверх темной пленки, руководясь просвечивающимися сквозь нее контурами.
9 «Спас Вседержитель» Рублёва Цветовую гамму составляют золотистые, разных оттенков охры лика, темноватая легкая лазурь гиматия (на одежде). Выражение лица в сочетании с цветовой гаммой создает впечатление мудрого спокойствия. К сожалению, этот фрагмент – всё, что осталось от иконы. Но все уцелевшее так великолепно, что это произведение, бесспорно, является одним из шедевров древнерусского искусства. Благородная простота образа «Спаса» и его монументальный характер - типические особенности стиля Рублева.
10 Феофан Грек (ок гг) Феофан родился в Византии (отсюда прозвище Грек). Он поселился в Новгороде в 1370 году. Относительно икон, написанных Феофаном, не сохранилось чёткой информации. Традиционно его авторству приписывают «Успение Божьей Матери», «Донскую икону Божьей Матери», «Преображение Господне» и деисусный чин Благовещенского собора Кремля. Грек создал мир, полный драматизма, напряжения духа. Его святые суровые, отстраненные от всего вокруг, углубившиеся в созерцание безмолвия - единственного пути к спасению. Манера Феофана ярко индивидуальна, отличается экспрессивностью темпераментом, свободой и разнообразием в выборе приемов.
11 Богоматерь Донская Икона Богородицы с младенцем Христом на руках, выполненная в иконографическом изводе Елеуса. По преданию (согласно предисловию ко вкладной книге Донского монастыря от 1692 года), поднесена донскими казаками московскому князю Дмитрию Донскому перед Куликовской битвой (1380 год). В Русской церкви икона почитается чудотворной, празднование в её честь совершается 19 августа (по юлианскому календарю). Ежегодно в день празднования иконы её доставляют в Донской монастырь для совершения перед ней праздничного богослужения.
12 Успение Пресвятой Богородицы Эта икона написана на обротной стороне Донской Богоматери. Здесь есть деталь, которая как будто концентрирует в себе драматизм происходящей сцены. Эта свеча, горящая у ложа богоматери. Свеча - это символ души богоматери, светящей миру. Но у Феофана это больше, чем отвлеченый символ. Трепещущее пламя словно бы дает услышать гулкую тишину оплакивания, ощутть холодность, недвижность мертвого тела Марии.
13 Дионисий (ок ) Композиции его работ торжественны, краски нежны и светлы, словно летний день, фигуры грациозно удлинены, лики святых красивы. Произведения Дионисия легки и радостны, они как бы показывают то, что великая держава готова идти в будущее с надеждами, а не со скорбью в сердце. Дионисий предвосхитил развитие светского начала в искусстве XVI века, вводя черты конкретности в изображение действия, поз, одежд и т. д. Изящный уверенный рисунок, легкий прозрачный колорит и уравновешенная гармоничная композиция все это придает произведениям Дионисия спокойной величавость и лиризм.
14 Одигитрия Смоленская Святая икона Божией Матери Одигитрии - одна из главных святынь Русской Церкви. Верующие получали и получают от нее обильную благодатную помощь. Перед Бородинским сражением эту икону носили по лагерю, чтобы укрепеить и ободрить воинов.
15 Сошествие во ад Икона построена так, что ощущается космическое значение Сошествия во ад. Этому способствует невесомость фигур, как бы парящих в пространстве иконы. Бирюзовый цвет ореола, окружающего фигуру Христа, противостоит черному провалу преисподней, как чистое небо мраку подземелья. И над всем господствует крест символ искупительной жертвы Сына Божия и начала нового времени.
16 Парсуны В XVI веке впервые появились светские портреты – парсуны. Парсуна – это величественный портрет, практически ничем не отличающийся от иконы. Однако если в иконах лики святых имели символические черты, словно «маски», парсуны имели достаточно достоверное сходство с портретируемым.
17 Наиболее известная, пожалуй, - парсуна М.В. Скопина –Шуйского (ок. 1630) Редко кого из исторических персонажей XVI – XVII веков запечатлевала кисть живописца, и еще реже те парсуны- портреты доходили до нынешнего времени. Но вот портрет князя Михаила сохранился, – с него на нас смотрит серьезный человек, выглядящий намного старше своих лет, одетый по моде того времени в кафтан с высоким воротником.
18 Иван Грозный Фёдор Иванович (ок. 1630г) (ок.1647г)
19 Русская культура XIV-XVIв.в. сформировавшаяся в тяжелейших условиях национально-освободительной борьбы, принадлежит к наиболее ярким этапам в истории отечественной культуры. Пусть до нас дошло не так уж много произведений той эпохи, но русская живопись XIV-XV вв. не знает себе равных в мировом искусстве. Все произведения того времени демонстрируют богатую духовную культуру и высокое профессиональное мастерство.
20 Спасибо за внимание!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.