Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемfamilymh.ru
1 Социально-психологический образ сотрудника психиатрической службы Митина О.А. Ястребов В.С., Митина О.А. НЦПЗ РАМН Москва
2 Цель: исследование индивидуально-психологических, профессиональных и социально обусловленных характеристик сотрудников психиатрической службы. Задачи: 1. Исследование индивидуально-психологических, профессиональных и морально-этических особенностей личности специалиста. 2. Изучение системы межличностного взаимодействия специалистов в коллективе. 3. Исследование представлений пользователей психиатрической помощи о сотрудниках психиатрической службы и психиатрической службе. 4. Анализ организационных аспектов оказания психиатрической помощи в аспекте названных характеристик работников службы.
3 Методы исследования Методики: 1. созданные в НЦПЗ РАМН 7 типов оригинальных анкет; 2. методика диагностики межличностных отношений Т. Лири, модифицированная Л.А. Собчик (Собчик Л.А., 1990). 1. психологический; 2. контент-анализ; 3. анкетирование; 4. математический.
4 Объекты исследования: «Главный врач, заместитель главного врача» (ГлВр/ЗамГлВр) «Главная медицинская сестра, старшая медицинская сестра» (ГлСтМС) «Врач-психиатр» (ВП) «Медицинская сестра» (МС) «Психолог» (ПС) «Работник социального звена» (СР) «Пациент» (ПЦ) Характеристики личности специалиста психиатрической службы: индивидуально-психологические, профессиональные, морально-этические; особенности межличностных отношений в профессиональном коллективе и с пациентами; мнение пациентов о специалистах психиатрической службы. Предмет исследования:
5 Состав групп испытуемых. Группа «Специалисты». Группа Кол- во чел. Средн. возр. ПолОбразование мж Средн. Средн спец Высш. ГлВр/ЗамГлВр 857,38 ВП 5946, ГлСтМС 2148, МС 11240, ПС 2528, СР 1535, Всего 240
6 Состав групп испытуемых. Группа «Пациенты». Группа Кол-во чел Средн возр ПолОбразование мж Средн. Средн. спец. Высшее «Пациенты» 3034, Исследование проводилось в: НЦПЗ РАМН (г. Москва), ПНД (г. Тверь), Московская областная психиатрическая больница 8 (г. Орехово- Зуево), городская психиатрическая больница 9 (г. Ступино), ПНД 5 (г. Москва ).
7 Показатели династичности в медицине и в психиатрии (%) Группа специалистов Работа родственников в общей медицине Работа родственников в психиатрии Работа по аналогичной специальности ГлВр/ЗамГлВр 92,984,321,3 ВП 78,357,733,1 ПС 67,327,114,7 МС 27,1525,827,2 СР 47,5 4,140
8 Иерархическая структура личностно-профессиональных качеств работников психиатрической службы (средние значения по всем группам, %)
9 Специалист Проф-ная сфера РуководительВрач-психиатрСредний медперсоналРеабилитологи Морально-этичес-кая сфера – 28,3 % Доброта, честность, порядочность, чувство долга, справедливость, уважение, искренность, трудолюбие, альтруизм. Гуманизм к больным: сострадание, уважение, забота, человеколюбие. Коммуникатив-ная сфера 17,1% Коммуникабельность, доброжелательность, умение ладить с людьми, общительность, способность понимать, просто и доступно объяснить. Вежливость, взаимопонимание Волевое регулирование поведения 23,2% Исполнительность, обязательность, добросовестность, ответственность Аккуратность, внимательность, дисциплинированность, пунктуаль- ность, собранность, четкость, терпели- вость, выдержанность Эмоциональная сфера – 10,3% Способность к сопереживанию, эмпатия, чуткость, чувствительность, отзывчивость, добродушие. Уверенность в себе. Оптимистичность. Стабильность эмоциональной сферы (уравновешенность и др.). Поведенческая сфера – 9,1% Деловитость, настойчивость, требовательность, принципиальность «Реактивное поведение», пассивность, осторожность. Умение работать в команде. Нейродинамичес-кие свойства – 3,4% Большой объем памяти. Высокая концентрация внимания. Нервно-психическая устойчивость: высокая работоспособность, медленная утомляемость, способность работать в ненормативном режиме, способность нести ночное дежурство Комплексные хара- ктеристики – 10,9% «Профессионализм», «образованность», «разносторонность» «профессиональный ум», «компетентность». Направления формирования характеристик работников психитр. службы
10 Особенности формирования межличностных отношений специалистов психиатрической службы в коллективе: I I Наиболее конфликтными являются отношения между группами: Врач-психиатр – психолог Медсестры – врачи-психиатры Работник социального звена – администрация психиатрического учреждения. II. Значимыми являются: Позитивная оценка работы со стороны коллег - для психологов (42,1%), врачей-психиатров (25%) и работников социального звена (23,5%) Советы коллег - для медсестринского персонала - (33%) Только для 11% респондентов всех групп эффективными в работе являются замечания, направленные на улучшение их дальнейшей профессиональной деятельности.
11 III. Существует значительное расхождение представлений специалистов о себе с представлениями о них среди коллег
12 Особенности межличностных отношений специалистов психиатрической службы с пациентами Пациенты предпочли бы контактировать, в первую очередь, с ПС и ВП. Наименее «привлекательными» для сотрудничества являются СР, трудотерапевт и руководитель психиатрического учреждения. По мнению пациентов, необходимо улучшать партнерские отношение к ним со стороны МС, и патерналистские отношения с ВП (30%), а также с руководством учреждения. Самовосприятие специалистов (ВП,МС) принципиально отличается от восприятия их пациентами. Потенциальная возможность менять свое поведение в соответствии с запросом пациентов характерна для групп МС и ПС.
13 Неприемлемые для пациентов характеристики в работе сотрудников психиатрической службы: Профессиональная некомпетентность (в первую очередь, среди Руководителей, ВП, Психол, СоцР). Несоблюдение этических и моральных норм (всеми специалистами). Грубость (главным образом, со стороны среднего медицинского персонала). Безответственность, халатность (в первую очередь, со стороны среднего медицинского персонала). Формальное отношение (в основном, со стороны Руководителей и ВП).
14 Принципы организации обучающих и поддерживающих программ для специалистов психиатрической службы: Блок 1: Ориентация на морально-этические аспекты работы. Блок 2: Разработка поведенческих стратегий в коллективе. Блок 3: Эмоциональная сфера: а) Проработка негативных эмоций специалиста, накопленных в процессе работы. б) Тренинги, направленные на развитие эмоциональной сферы (дифференциация, оценка влияния на профессиональную деятельность). Блок 4: Формирование ЛПК в следующих сферах: а) Формирование особых личностных характеристик специалистов. б) Выработка коммуникативных навыков. в) Выработка навыков в сфере регуляции профессиональной деятельности. г) Развитие специфических особенностей специалистов отдельных профессиональных групп.
15 Условия для создания благоприятной атмосферы в профессиональном психиатрическом коллективе: Формирование общего ценностно-мотивационного компонента в коллективе. Создание условий для личностного развития специалиста. Организации взаимозависимых задач специалистов разных профессиональных групп. Осуществление профессионализации внутри коллектива. Формирование понятной статусно-ролевой структуры в коллективе. Организация «обратной связи» со стороны коллег. Коррекция представлений сотрудников о себе в соответствии с представлениями о них среди коллег. Тренинговое развитие у специалистов следующих характеристик: оптимистичность, высокая активность, уверенность в себе, хорошие организаторские навыки, независимость, самостоятельность, настойчивость в достижении целей, реалистичность суждений, экстравертированность.
16 Интеграция психиатрической и психотерапевтической службы. Организация цикла курсов, предназначенных для повышения уровня знаний в области психотерапии и выработка соответствующих навыков у психиатрического персонала. Создание «психотерапевтической цепочки» в лечебном и реабилитационных процессах. Включение в работу метода использования терапевтической среды. Организация работы групп по повышению чувствительности персонала.
17 Особенности организации взаимодействия «специалист - потребитель психиатрической помощи». А. Предоставление пациентам информации о: процессе лечения (его этапах, длительности, ожидаемых результатах, возможных побочных эффектах и проч.); специалистах различного профиля (в т.ч. психологах и работниках соц. звена); различных программах, используемых в ходе лечения; предоставляемых государством правах и льготах для пациентов и др. Б. Формирование «терапевтического сотрудничества». В. В сфере межличностных отношений: улучшение отношения со стороны медсестринского персонала, руководства психиатрического учреждения, а также врачей-психиатров. Г. Повышение рефлексии среди медсестринского персонала. Д. Организация лечебного процесса с учетом следующих особенностей: возможности «выговориться» на всех этапах лечения и реабилитации; формирования эмоциональной поддержки пациентов со стороны всех категорий специалистов; организации стабильного, четко регламентированного, лечебного и реабилитационного процессов.
18 Выводы: Формирование особых личностных характеристик специалиста в различных сферах (морально-этической, профессиональной, эмоциональной, волевой и др.) Осуществление профессионализации специалиста Создание условий для формирования эффективных взаимоотношений в коллективе Организация эффективного взаимодействия с потребителями психиатрической службы с учетом потребностей последних Создание привлекательного имиджа работы в психиатрическом учреждении. Направлениями формирования образа специалиста психиатрической службы должны стать:
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.