Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемraexpert.ru
1 1 Тенденции и проблемы развития реального рынка страхования в России Октябрь, 2006
2 2 Макроэкономические параметры в целом благоприятны для развития страхового рынка. Инвестиции в экономику России в 2005 году, по предварительной оценке, по сравнению с прошлым годом выросли на 10,5%. Общий объем банковских кредитов, выданных предприятиям в 2005, по предварительным данным, увеличился на 34% и достиг 4,26 трлн рублей. При этом ставки по кредитам остаются на низком уровне – около 11%. Не первый год наблюдается возросшая покупательная способность населения и бум потребительского кредитования. Это свидетельство увеличившихся доходов россиян. Доля расходов населения в общем объеме ВВП, по предварительной оценке, достигла 63,9%. Таким образом, Россия вплотную приблизилась к развитым странам, где этот показатель составляет более 60%. Исследования «Росгосстраха» показывают, что реальный рост ВВП страны может составить 4-5% в год только за счет внутренних источников. Оценка позитивных изменений в экономике России
3 3 Доля страхования в ВВП по-прежнему остается весьма небольшой менее 3%. Причем по сравнению с прошлыми годами этот показатель несколько снизился ( ,8%, ,2%, 2002 – 3%). В 2005 году совокупные страховые сборы в 490,6 млрд руб. выросли на 4% по сравнению с 2004 годом (в том числе благодаря росту сборов по ОСАГО на 9% и ОМС – на 44,8%). Но говорить о стагнации рынка страхования некорректно. Сокращение объемных показателей произошло за счет сокращения «налогооптимизирующих схем» в страховании жизни. Согласно данным ФССН, сборы по страхованию жизни, резко снизились - на 75%. Ситуация на страховом рынке России
4 4 Согласно исследованию Росгосстраха, аварийность на российских дорогах в крупных городах в 2005 году превысила 20%, в 2004 – 16%. Россияне все чаще стали прибегать к помощи страховщиков при урегулировании страховых событий. В 2005 году доля тех, кто урегулировал ДТП с участием страховщиков, выросла до 83% против 70% годом ранее. Количество заявленных страховых случаев по ОСАГО выросло на 17%, а урегулированных - на 27%. За год в аварию попадает каждая пятая машина Средний размер выплаты в 2005 году по ОСАГО в России увеличился на 12%, а суммарные выплаты страховщиков на 43%. Уровень выплат составил 49% против 37% годом ранее. Есть все основания считать, что в 2006 году рынок ОСАГО вплотную приблизится к максимальному уровню убыточности, определенному законом в 77%. Страхование каско останется наиболее быстрорастущим сегментом страхового рынка в ближайшие годы – ожидаемый рост операций до 50% в год с последующим замедлением до 30-35% в год. Ускоренный рост объясняется продолжающимся обновлением автопарка населения. По итогам 2005 года - рост ввоза новых иномарок в Россию более чем на 60% по сравнению с 2004 годом. Доля Росгосстраха на рынке ОСАГО (по количеству заключенных договоров) Данные ФССН за 1 полугодие 2006 г.
5 5 Страхование квартир – один из самых больших и практически неохваченных сегментов страхового рынка. Исследование Росгосстраха показывает, что в крупных и средних городах России застраховано только около 4% квартир, как в рамках муниципальных программ, так и вне их. Среди всех страховых компаний, предлагающих классическое страхование квартир, подавляющее преимущество имеет Росгосстрах, контролирующий около половины этого рынка. Сейчас компания имеет более 10 миллионов договоров имущественного страхования с гражданами. Росгосстрах занимает около 70% рынка имущественного страхования физических лиц. Доля Росгосстраха на рынке классического страхования квартир В 2006 году Росгосстрах предложил россиянам новую программу страхования имущества – РОСГОССТРАХ КВАРТИРА. Развитие городского и коттеджного строительства стимулирует спрос на имущественное страхование
6 6 При этом сегодня Россия достигла уровня Польши, Венгрии и Чехии периода «бума» страхования жизни ( гг.) по большинству факторов, определяющих развитие страхования жизни. По данным ФССН, объем рынка классического страхования жизни в России в 2005 году составил 7,3 млрд. рублей. Рост, по сравнению с 2004 годом, - на 62%. По оценкам аналитиков, через пять лет этот рынок должен вырасти в 10 раз. По прогнозу ОФГ в годах российский рынок классического страхования жизни будет расти на 30-40% в год. В российской практике преобладают краткосрочные виды страхования жизни, что обусловлено специфической конъюнктурой рынка. В структуре премий по страхованию жизни преобладают корпоративные договоры. Так корпоративная клиентура по страхованию жизни формирует долю 70-80%. Доля корпоративного страхования будет постепенно снижаться за счет вовлечения физических лиц в страхование жизни – в первую очередь за счет ипотеки. Динамика российского рынка классического страхования жизни (млрд руб.) Источник: оценки Росгосстраха Рынок «жизни» в России недостаточно развит
7 7 Предстоящее в 2007 году разделение страхования жизни и «не жизни» создаст серьезные проблемы для этого сегмента рынка и требует введения «рисковой формы» страхования жизни заемщика при ипотечном страховании по комплексному полису. Отсутствует специализированная информационная система, обобщающая данные по ипотечным кредитам с целью определения страховых тарифов и позволяющая анализировать практические проблемы рынка. Но главное - отсутствуют стандарты, увязанные с рынком ипотечного кредитования. Внедрение таких стандартов вместе с развитием системы гарантийного ипотечного страхования обеспечит благоприятные условия различным категориям граждан, желающим получить ипотечные кредиты, повысит их доступность (предоставление займа при наличии 10-15% средств от стоимости жилья), увеличит их сроки и сократит ставки. Ипотечное страхование – эффективный инструмент защиты собственных средств заемщика и уменьшения рисков банка
8 8 Самооценка уровня доходов жителей крупных российских городов с заметно выросла. В январе- сентябре 2005 года, средняя заработная плата увеличилась на 9,7%, а реально располагаемые денежные доходы - на 8,8% (по сравнению с аналогичным периодом 2004 года). Динамика доли имущественных групп в крупных российских городах за последние два года Источник: исследование Росгосстраха Доходы населения увеличивались быстрее, чем ВВП
9 9 Страхование как экономически обоснованная защита от неприятностей – основная мотивация для населения. Изменилось отношение населения к страхованию Основным мотивом приобретения страхования стала потребность в экономической защите (так считает более 36% населения). Страхование превращается в более выгодный инвестиционный инструмент, привлекательный для потребителей. Исследование «Росгосстраха» показало, что в 2005 году произошло изменение отношения потребителей к страхованию. Если в 2004 году основным мотивом для приобретения страхования служила потребность в психологической защищенности (своего рода психотерапия), то в 2005 году таким мотивом стала экономическая эффективность страхования. Последствия такого изменения потребительского отношения к страхованию будут крупными и долгосрочными. Исследование Росгосстраха Отношение населения к страхованию
10 10 В российском обществе имеется общий высокий фон заинтересованности в накопительном страховании: 81% опрошенных проявил бы интерес к страхованию, представляющему собой сочетание накопления и рисковой защиты на случай смерти и инвалидности, если такое страхование им было бы предложено. В настоящее время полисами накопительного страхования обладают только 5% населения крупнейших городов. Свыше трети всех полисов приходится на краткосрочное страхование (1 год). На долгосрочное со сроком действия более пяти лет – всего 18% полисов, а со сроком действия более 15 лет – меньше 6%. Страхование как финансовый инструмент накопления интересен населению Что для Вас интересно в накопительном страховании? Источник: исследование Росгосстраха Среди тех, кто не имеет полиса ДСЖ в крупнейших городах, 2% намерены приобрести его в ближайший год, а еще 15% опрошенных – в перспективе. Средний срок договора ДСЖ, на который клиенты готовы сегодня инвестировать средства, составляет 6 лет. А приемлемый инвестиционный доход в среднем тоже должен составлять не менее 6%.
11 11 Наиболее востребованные виды страховых услуг в малом и среднем бизнесе Страхование – это устойчивость и сохранность бизнеса. Статистика свидетельствует, что очень часто причиной разорения компаний мелкого и среднего бизнеса является именно то, что страховщики называют «страховым случаем». Страхование – это возможность уверенно отвечать перед своими кредиторами, клиентами и партнерами. Страхование – это уверенность в том, что при непредвиденных убытках фирма сможет компенсировать потери или на эти деньги вновь начать прибыльное дело. Источник: исследование Росгосстраха 1. ОСАГО и каско автомобилей 2. медицинское страхование персонала 3. страхование имущества 4. страхование персонала от несчастного случая Страхование – это лучший способ оградить себя от неприятностей
12 12 Перспективы развития страхования Прогноз развития рынка классического страхования иного, чем страхование жизни до 2030 г. 1778,3 204, ,2 0,9% Объем рынка, млрд. руб. 0,0% 0,5% 1,0% 1,5% 2,0% 2,5% Доля в ВВП, % Источник: Исследование Росгосстраха, октябрь 2006
13 13 Отрасль остается очень фрагментированной Ключевые компании по- прежнему занимают весьма ограниченную долю по сравнению с ведущими игроками на других рынках. Недостаточная поддержка государства в развитии и использовании страховых механизмов Быстрый рост страхового рынка происходит на фоне сохраняющихся диспропорций в его развитии На рынке работает свыше 1000 компаний Первая «пятерка» российских компаний собирает 20% премий по добровольному страхованию, иному чем страхование жизни, по сравнению с % в Восточной Европе. Несмотря на принятые за 10 лет законы, касающиеся страхования, по- прежнему отсутствуют механизмы, мотивации долгосрочного накопительного страхования. Более половины страхования имущества и ответственности – «серые» схемы в страховой упаковке. В страховании жизни – 95%. Проблемы, тормозящие рост рынка
14 14 Совершенствование законодательной базы страхования (поправки в законы порой противоречат друг другу)ю. При принятии закона об ОПО крайне важно учесть все уроки введения в стране закона об ОСАГО Формирование системы обязательного страхования в целях защиты экономики от непредвиденных рисков с минимальными затратами бюджетных средств для решения социально-значимых задач (с учетом макроэкономической потребности и уровня развития страховых отношений) Создание специальных налоговых режимов для страхователей с целью развития добровольных видов страхования Перевод недобросовестной конкурентной борьбы в русло цивилизованных отношений на рынке за счет предложения конкурентных услуг потребителю в рамках закона СРО – введение института постоянных и ротируемых членов исходя из реальных бизнес-показателей и интересов цивилизованного управления рынком Задачи по совершенствованию национальной системы страхования
15 15 Переход от государственной системы здравоохранения к страховой медицине Расширение поля действия рыночных сил и механизмов в пенсионном обеспечении Систематизация и приведение действующих нормативных правовых актов в соответствие с основополагающими законодательными основами Возможные этапы по реформированию системы социального страхования
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.