Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемzavuch.info
1 Автор: Шамрина М.А., методист, образование – высшее с таж педагогической работы - 28 лет МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ЛЯНТОРСКИЙ ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА» Россия, ХМАО-Югра, Тюменская область, Сургутский район, город Лянтор Педагогический проект «МОДЕЛЬ РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ»
2 Содержание 1. Титульный лист. 2. Краткая аннотация проекта 3. Обоснование необходимости проекта. 4. Цели и задачи проекта 5. Основное содержание проекта 6. Ресурсы 7. Партнеры. 8. Целевая аудитория 9. План реализации проекта 10. Ожидаемые результаты и социальный эффект 11. Перспективы дальнейшего развития проекта 12. Литература.
3 Краткая аннотация проекта Настоящий проект – это представление опыта работы с одарёнными детьми в Лянторском центре детского творчества. В последние годы система дополнительного образования детей превратилась в ведущий фактор формирования «образовательной индивидуальности» личности, потому что оно предоставляет каждому ребёнку возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учётом их индивидуальных склонностей. Сформировать систему работы с одарёнными обучающимися в учреждении - главная задача данного проекта. Реализация проекта связана с систематической и целенаправленной работой с одарёнными обучающимися Лянторского центра детского творчества и предусматривает внедрение в образовательный процесс учреждения развивающих форм и методов обучения, направленных на выявление, развитие и поддержку интеллектуального и творческого потенциала обучающихся.
4 Обоснование необходимости проекта На уровне философии образования всё активнее утверждается представление о необходимости учитывать в образовательно-воспитательных системах неповторимость каждого индивида и постепенный отказ от унификации личности. Невозможность воспитания и обучения будущего творца на общем «образовательном конвейере» всё более осознаётся и заставляет нас искать новые образовательные модели, отвечающие данной задаче. В настоящее время в работе с одарёнными детьми в системе дополнительного образования сложилась противоречивая ситуация. С одной стороны - требуется создание системы образования, в которой интеллект рассматривается как основное конкурентное преимущество. С другой стороны - у педагогов практически нет чётко отработанной, стройной модели обучения одарённых детей. Актуальность и новизна проекта состоит в определении алгоритма по созданию условий для развития детской одарённости, системно - деятельностном подходе к организации и управлению этой работой. Реализация данного проекта позволит систематизировать работу с одарёнными обучающимися, а также поднять её на более качественный уровень.
5 Проблемы, решению которых будет способствовать проект Неполное использование возможностей учреждений дополнительного образования детей для выявления и дальнейшего развития детской одаренности Отсутствие чётко отработанной, стройной системы работы с одаренными детьми Недостаточный уровень психолого-педагогических знаний по проблеме одаренности у педагогических работников и родителей обучающихся Небольшое количество реализуемых в данном направлении дополнительных образовательных программ
6 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА Цель: Создать модель работы с одарёнными детьми в учреждениях дополнительного образования. Объект исследования: Психолого – педагогические условия работы с одарёнными детьми. Предмет исследования. Модель работы с одарёнными детьми. Гипотеза. Проблема одарённости - как комплексная проблема, состоящая из проблемы выявления, обучения и развития одаренных детей. Задачи: 1. Создание условий для выявления, развития и сопровождения одарённого ребёнка, реализации его потенциальных способностей на разных этапах обучения и развития. 2. Обучение педагогического состава учреждения новым инновационным технологиям по сопровождению одарённых детей через методическую работу. 3. Повышение грамотности родителей в вопросах воспитания одарённых детей.
7 Основное содержание проекта Содержательной формой представления инновационного опыта является педагогический проект, в котором пошагово описываются все этапы работы с одарёнными детьми в Лянторском центре детского творчества. Сущностью инновационного опыта является - создание условий для внедрения в образовательный процесс учреждения развивающих форм и методов обучения, направленных на выявление, развитие и поддержку интеллектуального и творческого потенциала одарённых обучающихся. Основные направления реализации проекта: 1. Создание благоприятных условий для работы с одарёнными детьми. 2. Кадровое и методическое обеспечение мероприятий по работе с одарёнными детьми. 3. Мероприятия по работе с одарёнными детьми.
8 Этапы реализации проекта 1. Разработка программы «Одарённые дети», плана реализации проекта. 2. Создание системы выявления одарённости у обучающихся. 3. Пополнение научно-методической базы для выявления, обучения, развития одарённых детей. 4. Разработка и апробация новых педагогических технологий в работе с одарёнными детьми. 5. Профессионально-личностная подготовка педагогических кадров для работы с одарёнными детьми. 6. Индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребёнка через различные виды деятельности: учебную, творческую, исследовательскую. 7. Обобщение и распространение педагогического опыта работы с одарёнными детьми.
9 Основные принципы : 1. Гуманизм - учёт возможностей и природных задатков ребёнка, определение его способностей, создание условий для самопознания и самореализации каждой одарённой личности. 2. Демократизм – развитие разнообразных форм сотрудничества обучающихся и педагогов, возможность свободного волеизъявления, самодеятельности и самоутверждения личности одарённого обучающегося. 3. Научность и интегрированность – обеспечивают надежную базу для дальнейшего овладения обучающимися основ выбранного вида деятельности, их воспитания и развития. 4. Индивидуализация и дифференциация – предполагает вариативность содержания, форм, методов учебно-воспитательного процесса с учётом индивидуальных особенностей обучающихся, их склонностей и развития. 5. Природосоответствие - требует учёта многогранности и целостности природы ребёнка, возрастных, половых и индивидуальных, психологических и национальных особенностей детей. 6. Социализация - исследование проблемы как - педагогического явления.
10 Ресурсы проекта Нормативно-правовую основу работы с одарёнными детьми в МОУДОД «ЛЦДТ» составляют следующие документы: - Конвенция ООН «О правах ребёнка». - Закон РФ «Об образовании». - Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей. - Подпрограмма «Одарённые дети» федеральной целевой программы «Дети России». - Устав МОУДОД «ЛЦДТ». - Программа развития МОУДОД «ЛЦДТ» на гг. Медиаресурсы: - интернет – как источник необходимой информации; - Microsoft Office Word и Microsoft Office Power Point – как средство структурирования, оформления, систематизации информации. Материально-технические: компьютер, принтер, учебно-наглядные пособия и оборудование. Кадровые: педагоги дополнительного образования учреждения.
11 Целевая аудитория Проект адресован руководящим работникам МОУ ДОД «Лянторский ЦДТ» и педагогам, осуществляющим внедрение инноваций в организационно-управленческую и педагогическую деятельность, направленную на совершенствование системы работы с одарёнными детьми. Адресант проекта – одарённые воспитанники Центра. Партнеры Директор, заместители директора, методисты, педагоги.
12 План реализации проекта Первый этап – организационный ( январь-май 2009г ): - создание нормативно-правовой базы; - создание системы диагностики развития одарённости детей в процессе реализации проекта; - изучение контингента обучающихся с целью выявления типов одарённости детей; - организация методического обеспечения; - повышение психолого-педагогической компетентности педагогов. Второй этап – практический (сентябрь 2009-сентябрь 2011 гг): - систематическая и целенаправленная работа с одарёнными детьми; - регулярное проведение интеллектуально-творческих мероприятий, выставок детского творчества, соревнований; - пополнение и обновление банка данных образовательных программ, методических материалов, диагностических методик, инновационных педагогических технологий, адресованных одарённым детям; - обмен опытом и совершенствование профессионального мастерства Третий этап – аналитический ( сентябрь 2011 –январь 2012 гг): - осуществление контроля и анализа реализации проекта, достигнутых результатов; - определение проблем, возникших в ходе реализации проекта.
13 СТРУКТУРА ПРОЕКТА 1. Создание благоприятных условий для работы с одарёнными детьми: - внедрение передовых технологий, направленных на формирование образовательно-воспитательного поля и максимально комфортных условий для творческого самовыражения обучающихся; - увеличение количества дополнительных образовательных программ, адресованных одарённых детям; - формирование научно-методического и нормативного банка данных по проблеме «Одарённые дети»; - контроль, анализ деятельности педагогов, направленной на выявление и развитие детской одарённости. 2. Кадровое и методическое обеспечение мероприятий по работе с одарёнными детьми: - целенаправленное и систематическое повышение профессионального мастерства педагогов; - организация обмена опытом педагогов, работающих с одарёнными детьми.
14 СТРУКТУРА ПРОЕКТА (продолжение) 3. Мероприятия по работе с одарёнными детьми: - проведение специальных мероприятий для выявления одарённых детей, проведение диагностики одарённости; - участие способных и одарённых детей в мероприятиях различного уровня; - создание условий для повышения социального статуса одарённых воспитанников Центра через организацию индивидуальных выставок, авторских вечеров, сольных концертов, проведение обучающимися мастер классов и т.д.; - организация и проведение интеллектуально-творческих образовательных и досуговых мероприятий разного уровня для предоставления возможности продуктивной самореализации талантливых и способных детей.
15 Комплекс мероприятий, реализуемых в проекте Направление деятельностиМероприятиядатаответственные 1. Создание системы выявления одарённости у обучающихся 1.1. Выявление мнения родителей о склонностях, области наибольшей успешности, о круге интересов, об особенностях личностного развития их ребёнка 1.2. Наблюдение и анализ обученности и поведения ребёнка 1.3. Выявление и мониторинг одарённости обучающихся 2009 г педагоги Пополнение научно- методической базы для выявления, обучения, развития одар ё нных детей 2.1. Накопление литературы по проблеме одарённости 2.2. Подбор и накопление диагностических материалов для изучения способностей обучающихся 2.3. Разработка методического обеспечения в помощь педагогам, работающим с одарёнными детьми 2.4. Разработка практических рекомендаций по составлению программ индивидуального развития одарённых детей 2.5. Разработка и апробация новых педагогических технологий в работе с одарёнными детьми 2.6. Пополнение картотеки по проблемам одарённости гг 2009 г гг Шамрина М.А. Сулиашвили Г.П.
16 Направление деятельностиМероприятиядатаответственные 3.Профессионально- личностная подготовка педагогических кадров для работы с одар ё нными детьми 3.1. Работа постоянно действующего семинара для педагогов, работающих с одарёнными детьми 3.2. Консультации 3.3. Методические учёбы 3.4. Разработка программ индивидуального развития 3.5. Разработка календарно-тематических планов гг гг Шамрина М.А. Шамрина М.А педагоги 4.Индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей реб ё нка через различные виды деятельности: учебную, творческую, исследовательскую 4.1. Проведение проблемных занятий с одарёнными детьми 4.2. Прогнозирование участия одарённых детей в мероприятиях различного уровня 4.3. Участие одарённых детей в мероприятиях различного уровня ( выставки декоративно-прикладного и технического творчества, конкурсы чтецов, театральных групп, хоровых, вокальных, хореографических коллективов, ученических проектов) гг гг педагоги Обобщение и распространение педагогического опыта работы с одарёнными 5.1. Участие в работе семинаров педагогов, работающих с одарёнными детьми 5.2. Экспертиза и апробация образовательных программ для одарённых детей 5.3. Создание и пополнение портфолио одарённых обучающимися 5.4. Пополнение банка данных одарённых детей 5.5. Изучение педагогического опыта по работе с одарёнными детьми гг гг гг 2012г Педагоги Шамрина М.А. педагоги Шамрина М.А. Сулиашвили Г.П. Сулиашвили Г.П..
17 ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Реализация мероприятий, предусмотренных проектом, позволит: - создать условия для выявления и развития одарённости и таланта у детей в учреждении дополнительного образования детей; - совершенствовать формы и методы работы с одарёнными и способными детьми; - оказывать помощь и поддержку одарённым детям в реализации их интересов, потребностей и творческого потенциала; - разработать и приступить к реализации программ по работе с одарёнными детьми; - обеспечить рост результативности выступлений обучающихся на мероприятиях различного уровня; - обеспечить преемственность в работе с одарёнными детьми на разных возрастных этапах; - создать банк данных по проблеме «Одарённые дети»; - разработать систему научно-методической подготовки педагогов к работе с одарёнными детьми; - привлечь родителей к участию в деятельности Лянторского центра детского творчества.
18 Эффективность педагогического опыта Участие одарённых обучающихся в мероприятиях различного уровня в гг За последние три года одарённые обучающиеся МОУДОД «Лянторский ЦДТ» становились победителями и лауреатами: На международном уровне: 10 раз; Во всероссийских мероприятиях: 7 раз. В областных мероприятиях: 4 раза. В окружных мероприятиях: 5 раз. В районных мероприятиях: 29 раз. В городских мероприятиях: 27 раз. В учрежденческих – 43 раза. Мониторинг показал, что в мероприятиях различного уровня приняло участие 100% одарённых обучающихся. 40% одарённых обучающихся, закончивших наше образовательное учреждение, поступило в ВУЗы по профилям обучения в Центре детского творчества
19 Участие одарённых обучающихся в мероприятиях различного уровня в гг
20 Перспективы дальнейшего развития проекта Особенностью данного проекта является возможность его дополнения и обогащения в вопросах: совершенствования методов и приёмов развития интеллекта одарённых обучающихся, вовлечения педагогов и обучающихся в проектную и научную деятельность учреждения. Перспективой данного проекта является - развитие материально-технической базы этого направления деятельности за счёт спонсорских вливаний, получения одарёнными обучающимися и педагогами грантов в результате участия в мероприятиях различного уровня. Рациональность разработки данного проекта подтверждается инициативами президентской программы «Одарённые дети»: 1. Разветвлённая система поиска и поддержки талантливых детей, их сопровождение в течение всего периода становления личности. 2. Обновленное содержание образования, новое поколение образовательных стандартов. 3. К каждому ученику – индивидуальный подход, минимизирующий риски для здоровья в процессе обучения.
21 Перспективы дальнейшего развития проекта Данный педагогический опыт опубликован на представлен в материалах методических семинаров, проводимых в рамках учреждения в учебном году. В настоящее время мною подготовлен материал «Модель работы с одарёнными детьми в дополнительном образовании» для публикации в научно- методическом журнале «Дополнительное образование и воспитание». Планируется издание материалов эффективного опыта работы с одарёнными детьми, проведение научно- практической конференции на муниципальном уровне, организация сетевых проектов с использованием возможностей Интернет, издание сборников творческих работ обучающихся по итогам научно-практических конференций, конкурсов.
22 Литература 1. Грабовский А. И. К вопросу о классификации видов детской одаренности // Педагогика с Лейтес Н.С. О признаках детской одаренности// Вопросы психологии – Одаренность и возраст. Развитие творческого потенциала одаренных детей: Учебное пособие/ под редакцией А. М. Матюшкина - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», Одаренные дети. - М.: Прогресс, Степанов В. Г. Психология одаренности детей и подростков// Вопросы психологии Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», Грабовский А. И. К вопросу о классификации видов детской одаренности // Педагогика
23 Литература 8. Выготский Л.С. О признаках детской одаренности// Вопросы психологии Одаренность и возраст. Развитие творческого потенциала одаренных детей: Учебное пособие/ под редакцией А. М. Матюшкина - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», Бахтин М.М. Одаренные дети. - М.: Прогресс, Степанов В. Г. Психология одаренности детей и подростков// Вопросы психологии Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», Юркевич В.С. Одаренный ребенок. Иллюзии и реальность, Книга для учителей и родителей 14. Беляева Н., Савенков А. И. Одаренные дети в обычной школе // Народное образование Матюшкин А. М. Концепции творческой одаренности // Вопросы психологии Амонашвили Ш.А. Основы психодиагностики. - Москва, Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.