Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемwiki.edu54.ru
1 СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ
2 АЛЛИТЕРАЦИЯ Повтор согласных звуков. По небу голубому проехал грохот грома. (С.Маршак) Шипенье пенистых бокалов И пунша пламень голубой (А.Пушкин) На берегу шелестели деревья. Шуршал камыш в зарастающем заливе. (С.Львов) Полночной порою в болотной глуши Чуть слышно,бесшумно шуршали камыши (К.Бальмонт)
3 АНАФОРА Повтор одних и тех же элементов в начале каждого параллельного ряда. Не напрасно дули ветры, Не напрасно шла гроза. (С.Есенин) Оставь свой край глухой и грешный. Оставь Россию навсегда. (А.Ахматова) Будет льдом покрываться река, Будут ночью поскрипывать двери, Будет грязь во дворе глубока. (Н.Рубин) Девушка пела в церковном хоре О всех уставших в чужом краю, О всех кораблях, ушедших в море, О всех, забывших радость свою. (А.Блок) Привычные в степям - глаза, Привычные к слезам - глаза. (М.Цветаева)
4 АНТИТЕЗА Резкое противопоставление понятий, мыслей, образов. Время летит иногда птицей, иногда ползет червяком. (И.Тургенев) Мне грустно... оттого что весело тебе. (М.Лермонтов) Так много думаю, исполнено так мало. (В.Брюсов) Вчера еще в глаза глядел, А нынче - все косится в сторону! Вчера еще до птиц сидел, - Все жаворонки нынче - вороны! (М.Цветаева)
5 АССОНАНС Повтор гласных звуков. Быстро лечу я по рельсам чугунным, Думаю думу свою. (Н.Некрасов) Забил заряд я в пушку туго И думал: угощу я друга! (М.Лермонтов)
6 ГИПЕРБОЛА Преувеличение силы, размера, значения какого-либо предмета, явления. В сто сорок солнц закат пылал. (В.Маяковский) Мело, мело по всей земле Во все пределы... (Б.Пастернак) Я видывал, как она косит: Что взмах - то готова копна! (Н.Некрасов) Ветер, ветер! На ногах не стоит человек. Ветер, ветер - На всем божьем свете. (А.Блок) Белая акация и сирень пахнут так сильно, что кажется: воздух и сами деревья стынут от своего запаха. (А.Чехов)
7 ГРАДАЦИЯ Постепенное усиление. Пришел, увидел, победил. (Юлий Цезарь) Для создания новой жизни нам нужно еще двести, триста, тысячу лет работать, трудиться, страдать. (К.Станиславский) Что-то неуловимо восточное было в его лице, но из седой дремучести светились, горели, сияли огромные голубые глаза. (В.Солоухин) Ты, брат, - это батальон. Полк. Дивизия. А хочешь - Фронт. Россия!.. (А.Твардовский)
8 ИНВЕРСИЯ ИНВЕРСИЯ Особое расположение слов, нарушающий обычный порядок. Тамара в театр пошла. Изумительный наш народ. Вышел месяц ночью темной, одиноко глядит на поля пустынные, на деревни дальние, на деревни ближние. ( инверсия согласованных определений) Сначала очень была огорчена. (инверсия обстоятельства меры и степени) Помогла им чистейшая случайность. За Родину сражались герои-партизаны. Рассказ он написал замечательный. С радостью было воспринято это сообщение. Гораздо интереснее оказались морские коньки. Досадно было, боя ждали. Сметливость его и тонкость чутья меня поразили. Ослепительно-яркое вырвалось из печи пламя. Да, мы дружны были очень. Тут сгорел мой приятель со стыда. Поехал рыбу ловить. Прекрасны разливы рек весной.
9 ЛИТОТА Художественное преуменьшение. Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить. (Н.Некрасов) Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка. (А.Грибоедов) Младший сын был ростом с пальчик - Как тебя унять, Спи, мой тихий, спи, мой мальчик, Я дурная мать. (А.Ахматова) Тот имеет отличного повара, но, к сожалению, такой маленький рот, что больше двух кусочков никак не может пропустить. (Н.Гоголь)
10 МЕТАФОРА Переносное значение слова. Рассвет рукой прохлады росной Сшибает яблоки зари. (С.Есенин) И воск слезами с ночника На платье капал. (Б.Пастернак) И очи синие, бездонные Цветут на дальнем берегу. (А.Блок) Ночь стелет тень и влажный берег судит, Ночь тянет вдаль свой невод золотой. (И.Бунин)
11 ПАРАЛЛЕЛИЗМ Одинаковое синтаксическое построение соседних предложений, одинаковое расположение в них сходных членов предложения. Шелкова ниточка к стене льнет, Дунечка Молодым везде у нас дорога, Старикам везде у нас почет. (Лебедев-Кумач) Твой ум глубок, что море, Твой дух высок, что горы. (Брюсов) Путь шел по целине; Люди падали с обрывов. (Эренбург) Мне нравятся веселые люди. Мне нравятся румяные девушки. (Зощенко) Уж небо осенью дышало, Уж реже солнышко блистало. (Пушкин) И тучи жарким горят пожаром, и солнце шаром встает из тьмы. (Бунин)
12 ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ Особое членение предложения, при котором содержание высказывания реализуется в нескольких речевых единицах, следующих одна за другой. С девушкой он вскоре поссорился. И вот из-за чего. (Успенский) У Анны беда тут стряслась. Большая. (Панферов) Флеров- все умеет. И дядя Гриша Дунаев. И доктор тоже. (Горький) Митрофанов усмехнулся, помешал кофе. Сощурился. (Ильина) Предки были, вероятно, какие-нибудь скороходы при дворе русских бояр. Или татарских мурз. (Трифонов)
13 РАЗВЕРНУТАЯ МЕТАФОРА РАЗВЕРНУТАЯ МЕТАФОРА Метафора, построенная на различных ассоциациях по сходству. Вот охватывает ветер стаи волн объятьем крепким и бросает их с размаха в дикой злобе на утесы, разбивая в пыль и брызги изумрудные громады. (Горький) Если писатель будет вести себя по- другому, то свежий росточек таланта желтеет, сохнет. (Вересаев) Земля - космическое тело, а мы - космонавты, совершающие очень длительный полет вокруг Солнца, вместе с Солнцем по бесконечной Вселенной. (Солоухин)
14 РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС В начале предложения, содержащее утверждение или отрицание в форме вопроса, на который не ожидается ответ. Знаете ли вы украинскую ночь? (Н.Гоголь) А если окружающая среда не позволяет? (Д.Лихачев) Какие же это слова? (К.Паустовский) Почему люди все время недовольны телевидением, этим величайшим даром цивилизации? (В.Кутуров) И что же, пакостник унялся? Притормозил? Засветился? (В.Астафьев) Кто же не проклинал стационарных смотрителей, кто с ними не бранивался? (А.Пушкин)
15 РИТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЩЕНИЕ Подчеркнутое обращение к кому - либо или чему-либо для усиления выразительности речи. Цветы, любовь, деревня, праздность, поля! (А.Пушкин) Мечты, мечты! Где ваша сладость? (А.Пушкин) Здравствуй, солнце да утро веселое! (И.Никитин) О поле, поле, кто тебя усеял мертвыми костями? (А.Пушкин)
16 МЕТОНИМИЯ Вместо полного названия предмета указывается его характерная деталь. Не то на серебре - на золоте едал (А.Грибоедов). Недаром помнит вся Россия Про день Бородина. (М.Лермонтов) Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал. (А.Пушкин) Театр уж полон: ложи блещут; Партер и кресла, все кипит. (А.Пушкин) Ну, скушай еще тарелочку, мой милый! (М.Лермонтов) Но степь поет. (И.Бунин)
17 ОКСЮМОРОН Соединение двух понятий, противоречащих друг другу, логически исключающих одно другое. Бесконечность немых голосов. (К.Бальмонт) И как могла я ей простить восторг твоей хвалы влюбленной? Смотри, ей весело грустить, Такой нарядно-обнаженной. (А.Ахматова) Величье низкое, божественная грязь! (Ш.Бодлер)
18 ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ Художественный прием, основанный на наделении неодушевленных предметов человеческими качествами и чувствами. Уж вечер... Облаков померкнули края, Последний луч на башнях умирает.(В.Жуковский) Котелок сердится и бормочет на огне. (К.Паустовский) Посадили деревья в саду. Тихо, тихо, чтобы их ободрить Шепчет осенний дождь. (Басе) Свет луны, таинственный и длинный. Спит земля в сиянии голубом. (М.Лермонтов)
19 ПЕРИФРАЗА Замена обычного однословного названия какого-нибудь предмета описательным выражением. И наше северное лето, Карикатура южных зим, Мелькнет и нет... (А.Пушкин) О, Русь, покойный уголок, Тебя люблю, тебе и верю. (С.Есенин) В избушке, распевая, дева Прядет и, зимних друг ночей, Трещит лучина перед ней. (А.Пушкин)
20 СИНЕКДОХА Перенос значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними. -Эй, борода! А как проехать отсюда к Плюшкину, так чтоб не мимо господского дома?.. (Н.Гоголь) Его зарыли в шар земной, А был он лишь солдат. (С.Есенин)
21 СРАВНЕНИЕ Образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов или состояний, имеющих общий признак. Сменит не раз младая дева Мечтами легкие мечты; Так дерево свои листы Меняет с каждою весною. (А.Пушкин) И вы подобно так падете, Как с древ увядший лист падет! И вы подобно так умрете, Как ваш последний раб умрет! (Г.Державин) Как ночи Украйны В сиянии звезд незакатных, Исполнены тайны Слова ее уст ароматных. (М.Лермонтов)
22 ЭПИТЕТ Художественное определение, позволяющее более ярко характеризовать свойства и качества предмета или появления и обогатить содержание высказывания. Эх, суконная, казенная Военная шинель, У костра в лесу прожженная, Отменная шинель. Знаменитая, пробитая В бою огнем врага Да своей рукой защитая, Кому е дорога! (А.Твардовский) Старик с мороза вносит в дом Охапку дров продрогших. (Д.Самойлов) Черный бархатный шмель, золотое оплечье. (И.Бунин)
23 ЭПИФОРА Повторение слов и выражений в конце соседних, смежных предложений. Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник? (Гоголь) «Не станет нас!» А миру хоть бы что. «Исчезнет след!» А миру хоть бы что. Нас не было, а он сиял и будет. Исчезнем мы, - а миру хоть бы что! (Омар Хайям) Привычные к степям – глаза, Привычные к слезам – глаза, Зеленые – соленые – Крестьянские глаза! (Цветаева) - анафора, эпифора.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.