Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемsv-sidorov.ucoz.com
1 Лекция 4 Современная педагогическая публицистика, научная и художественная литература План 1. Публицистика, её сущность, формы, виды, жанры. 2. Сущность педагогической публицистики. 3. Функции педагогической публицистики.
2 Публицистика (от лат. publicus общественный), род произведений, посвященных актуальным вопросам и явлениям текущей жизни общества. Большая советская энциклопедия 1. Публицистика, её сущность, формы, виды, жанры. 2Сидоров С.В. -
3 Публицистика играет важную политическую и идеологическую роль как средство выражения общественного мнения, в том числе формирующегося вокруг острых проблем жизни. 3Сидоров С.В. -
4 4 Художественный образ Научное знание Публицистика Художественная литература Научная литература Общественная жизнь и общественное сознание Особенности публицистики по сравнению с художественной и научной литературой
5 Сидоров С.В. - Первые публицисты – античные ораторы и философы (Сократ, Демосфен, Цицерон и др.). Первые газеты были уже в Древнем Египте и Древнем Риме. В средневековой Европе появились информационные бюро: цехи писателей новостей (Рим, Венеция). Некоторые факты из истории публицистики
6 Формы публицистики: - словесная: письменная и устная; - графически изобразительная (плакат, карикатура); - фото- и кинематографическая (документальное кино, телевидение); - театрально-драматическая; - словесно-музыкальная. 6Сидоров С.В. -
7 7 Виды и жанры публицистики (В.Л. Цвик):(В.Л. Цвик) Основные виды: информационная, аналитическая, художественная. Каждый вид предполагает использование определённых жанров.
8 Сидоров С.В. - Жанры информационной публицистики: - заметка (текст может быть опубликован в печати или прочитан на радио, сопровождать изображение на ТВ); - интервью; - событийный репортаж. Жанры информационной публицистики: - заметка (текст может быть опубликован в печати или прочитан на радио, сопровождать изображение на ТВ); - интервью; - событийный репортаж. Информационная публицистика констатирует свершившиеся факты, отдельные события.
9 Сидоров С.В. - Жанры аналитической публицистики: - проблемная статья в печати; - проблемный репортаж; - беседа; - комментарий; - обозрение (в прессе, на радио и ТВ). Жанры аналитической публицистики: - проблемная статья в печати; - проблемный репортаж; - беседа; - комментарий; - обозрение (в прессе, на радио и ТВ). Аналитическая публицистика вскрывает причинно-следственные связи между явлениями, даёт им социально- политическую оценку. Аналитическая публицистика вскрывает причинно-следственные связи между явлениями, даёт им социально- политическую оценку.
10 Сидоров С.В. - Жанры художественной публицистики: - зарисовка; - очерк; - эссе; - фельетон и др. сатирические жанры. Жанры художественной публицистики: - зарисовка; - очерк; - эссе; - фельетон и др. сатирические жанры. Художественная публицистика раскрывает типическое, общее, через индивидуальное, отдельное.
11 Сидоров С.В Социопознавательная (информационно-познавательная): познавать общественные явления, используя «все накопленные человечеством познавательные средства – и научные, логико-понятийные, и художественные, эмоционально-образные». Основные функции публицистики (Е.П. Прохоров):
12 Сидоров С.В Социопсихологическая (социально-педагогическая): формировать общественное сознание, «постоянно откликаясь на реалии общественного мнения, стремиться «вести» его за собой, своим (желательно адекватным) представлением о должном состоянии массового сознания»).
13 2. Сущность педагогической публицистики. 13Сидоров С.В. - Педагогическая публицистика как массовое явление возникает с развитием журналов и газет в XIX в. Н.И. БондаренкоН.И. Бондаренко разграничивает современные понятия «педагогическая пресса», «педагогическая журналистика», «педагогическая публицистика»
14 Сидоров С.В. - Педагогическая пресса – вся совокупность газет, журналов, периодических и непериодических сборников, которые целиком или частично посвящены проблемам образования, вопросам педагогической теории и практики.
15 Сидоров С.В. - Педагогическая журналистика многогранное явление, включающее в себя: - профессиональную деятельность по сбору, переработке и распространению актуальной педагогической информации; - многообразную продукцию этой деятельности; - каналы распространения педагогической журналистской информации; - совокупность профессий в ее рамках; - соответствующий предмет изучения и преподавания в учебных заведениях.
16 Сидоров С.В. - Педагогическая публицистика – жанр педагогической журналистики, род произведений (публикаций), посвященных острым, насущным проблемам и явлениям системы образования и изложенных, как правило, в яркой полемичной форме.
17 Научно-педагогическая литература Педагогическая публицистика Адресована специалистамАдресована широкому кругу читателей Стилистически нейтральна, объективна Образна, субъективна Оперирует научными фактами и понятиями Допускает популяризацию научных фактов и понятий Освещает актуальные проблемы педагогической науки и практики Освещает актуальные проблемы взаимодействия общества и образования Сравнение научно-педагогической литературы и педагогической публицистики 17Сидоров С.В. -
18 По Т.А. Сутыриной: - информационная, - формирующая, - воспитательная, - интегрирующая, - стимулирующая, - актуализирующая, - инверсионная, - функция антиципации, - функция апперцепции и др. 3. Функции педагогической публицистики. 18Сидоров С.В. -
19 19 Информационная: педагогическая публицистика отражает актуальные, общественно значимые педагогические проблемы, сообщает о них общественности, делает научно- педагогические знания доступными широкому кругу людей.
20 Функция антиципации (от лат. аnticipation предвосхищение): предвосхищает, предвидит развитие событий, явлений, идей, результатов действий, новаций и т.д. 20Сидоров С.В. -
21 Формирующая: целенаправленно формирует общественное мнение по проблемам современного педагогического процесса, внедряет в общественное сознание новые педагогические идеи. 21Сидоров С.В. -
22 Воспитательная: активно воздействует на сознание и поведение читателей, формирует целевые установки педагогического сознания через представления, взгляды, убеждения; формирует активную жизненную позицию. 22Сидоров С.В. -
23 Интегрирующая: объединяет информацию из различных областей образования, культуры, науки и создает новое упорядоченное единство и целостность знаний. 23Сидоров С.В. -
24 Стимулирующая: позволяет использовать знания в качестве ориентира или даже руководства к действию; побуждает к самостоятельному решению теоретических и практических проблем. 24Сидоров С.В. -
25 Актуализирующая: постижение педагогической действительности, её проблем и целей, осмысление педагогического опыта, искусства воспитания, профессиональной компетентности педагогов, перевод потенциального знания в актуальное. 25Сидоров С.В. -
26 Инверсионная: педагогическая публицистика не только «черпает» идеи, проблемы, «сюжеты» из социума, но и сама оказывает влияние на последующий ход развития социальной жизни и образования как социального института. 26Сидоров С.В. -
27 Функция апперцепции (от лат. ad к, perceptio восприятие): помогает читателю эффективнее воспринимать педагогическую информацию, обращаясь к его жизненному опыту и расширяя его, опираясь на особенности восприятия личности. 27Сидоров С.В. -
28 Использованные источники Белкин А.С., Кутьев В.О. Актуальные понятия современной педагогики. – Режим доступа: e= &start_from=&ucat=& e= &start_from=&ucat=& Сутырина Т. А. Ментально-миссионная роль педагогической публицистики. – Режим доступа: %81%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B Сидоров С.В. -
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.