Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемfgosvpo.ru
1 ПОДХОДЫ К СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВЕННО- ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПРИЗНАНИЯ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ОЦЕНКИ КВАЛИФИКАЦИЙ В ОТРАСЛИ МЕТАЛЛУРГИИ ПОДХОДЫ К СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВЕННО- ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПРИЗНАНИЯ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ОЦЕНКИ КВАЛИФИКАЦИЙ В ОТРАСЛИ МЕТАЛЛУРГИИ (12.Р Ф-57) НИТУ «МИСиС» Крупин Ю.А., Кочетов А.И. Москва, 2012
2 СИСТЕМА ОЦЕНКИ КВАЛИФИКАЦИЙ В ОТРАСЛИ МЕТАЛЛУРГИИ О О бщественно-профессиональное признание сертификационных измерительных материалов обусловлено собственно целью системы. Ц Ц ель системы - обеспечить металлургическую отрасль конкурентоспособными компетентными специалистами, способными: решать задачи ее стратегического развития, в первую очередь в приоритетных направлениях; решать задачи развития металлургии в высокотехнологичных отраслях экономики. Утвержденная приказом Минпромторга России от 18 марта 2009 г. 150 «Стратегия развития металлургической промышленности России на период до 2020 года».
3 ПУТИ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛИ Р Р азработка и реализация надежных и достоверных средств и способов оценки соответствия специалистов разным квалификационным уровням, определенным в профессиональном стандарте ( ПС ), в первую очередь для приоритетных видов металлургического производства. П П роведение объективных, прозрачных и признаваемых на российском рынке труда процедур добровольной оценки и сертификации квалификаций граждан.
4 ИНДИКАТОРЫ ОБЩЕСТВЕННО- ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПРИЗНАНИЯ С С истемы должна быть привлекательной: для работодателей, в той мере, в которой они смогут обеспечить деятельность и развитие Системы, например, в формате частно- государственного партнерства; для соискателей, в той мере, в которой сертифицированные специалисты смогут демонстрировать: –соответствие занимаемой должности, –умение решать профессиональные и социальные задачи, –карьерный рост, и получать зарплату в разы больше, чем у специалистов того же квалификационного уровня.
5 ТРЕБОВАНИЯ К СИСТЕМЕ Р Р азработка оценочных средств и методик испытаний должна быть скоординирована с кадровой политикой предприятий и учитывать первоочередные потребности металлургических производств в кадрах. П П ри установлении соответствия компетенций специалистов данному квалификационному уровню должны соблюдаться общепринятые требования, правила, стандарты и процедуры оценки и сертификации квалификаций.
6 ТРЕБОВАНИЯ К СИСТЕМЕ Д Д ля адекватности требованиям работодателя должна быть не проверка частных компетенций соискателя, а оценка компетентности специалиста в целом, по показателям, согласованным с предприятиями. Д Д ля объективности оценки заключение о соответствии следует принимать сопоставлением результатов аттестации с пороговыми значениям показателей, установленных работодателями, а не по субъективному мнению оценщиков.
7 ТРЕБОВАНИЯ К СИСТЕМЕ Д Д олжны выполняться основные показатели, обеспечивающие результативность испытания: надежность оценки (устойчивость результатов, проявляющаяся при неоднократном испытании в процессе аттестации) достоверность оценки (ее состоятельность, при переменных условиях). Д Д ля этого требуются методические решения.
8 КОМУ РАЗРАБАТЫВАТЬ ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА? К разработке оценочных средств в Экспертно- методических центрах (ЭМЦ) должны привлекаться совместно: представители предприятий, в первую очередь ИТР, непосредственно связанные с технологиями и производственными процессами. преподаватели вузов и колледжей, имеющие опыт методической работы и практику в первую очередь профессиональной подготовки, а также представители УМО.
9 ГДЕ РАЗРАБАТЫВАТЬ ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА? Р Р азработка и апробация оценочных средств осуществляется в филиалах ЭМЦ, создаваемых на базе двух-трех производственно-образовательных кластеров, в составе металлургического предприятия и расположенных по соседству ориентированных на металлургическое производство профессиональных учебных заведений (вуз – колледж - лицей).
10 КАК РАЗРАБАТЫВАТЬ ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА? О О ценочные средства должны строиться на базе профессионального стандарта «Специалист по производству металлургической продукции» для черной и цветной металлургии - нормативно- правовой основы деятельности Системы. С С труктура оценочных средств (распределение доли тестов, ситуационных задач, имитаторов) выявляется из анализа должности/квалификационных уровней ПС. Пилотный проект профессионального стандарта для черной металлургии был разработан в 2008 г. Экспертным клубом промышленности и энергетики по заказу Минпромторга России Пилотный проект профессионального стандарта «Специалист по производству металлургической продукции» для черной металлургии был разработан в 2008 г. Экспертным клубом промышленности и энергетики по заказу Минпромторга России
11 СТРУКТУРА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
12 СОПОСТАВЛЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ И ОТВЕТСТВЕННОСТИ
13 СОПОСТАВЛЕНИЕ ПЕРЕЧНЯ ДОЛЖНОСТНЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ
15 ЧАСТОТА ПРОЯВЛЕНИЯ ЗНАНИЙ
17 ПРИМЕРЫ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ (начальный КвУр)
18 ПРИМЕРЫ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ (четвертый КвУр)
19 ПРИМЕРЫ ПРОФЗНАНИЙ (начальный КвУр)
20 ПРИМЕРЫ ПРОФЗНАНИЙ (четвертый КвУр) Конструкции, устройства, принцип действия и основные характеристики современного оборудования металлургических цехов Энергоресурсо- сбережение в металлургическом производстве
21 ЧАСТОТА ПРОЯВЛЕНИЯ ОСНОВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
22 КОМПЕТЕНЦИИ И КОМПЕТЕНТНОСТЬ К К омпетенция, как способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области является характеристикой действия. К К омпетентность характеризует выраженную способность применять знания, умения и навыки, проявлять социально-личностные свойства и является характеристикой личности. П П оэтому фактической оценкой работодателем качества специалиста по его пригодности к результативной (эффективной) работе является компетентность.
23 Что хотим оценить и что оцениваем при тестировании? Х Х отим оценить компетентность, как способность решать рабочие задачи, а оцениваем компетенции, как стандарты поведения, обеспечивающие эту способность. П П оэтому обобщенным результатом сертификационных испытаний должна стать целостная компетентность специалиста, которая складывается из частных компетентностей, сформированных: в профессиональном образовательном учреждении в процессе практической производственной, организаторской, общественной деятельности, самовоспитания, взаимодействия с коллективом и отдельными персоналиями.
24 Целостная социально-профессиональная компетентность Личностные свойства (качества) Интеллектуальные (мыслительные) действия (способности) частные социальные компетентности частные профессиональные компетентности Основания для формирования компетентностей МОДЕЛЬ СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИО- НАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ (по И.А. Зимней)
25 ПАСПОРТ СЕРТИФИЦИРОВАННОГО СПЕЦИАЛИСТА ИД СК ИК ОПК СПК ЛС -ПОРОГОВЫЕ ЗНАЧЕНИЯ (определяются работодателями) - МАКСИМАЛЬНЫЕ ЗНАЧЕНИЯ Личностные свойства (качества) Социальные компетентности Общепрофес- сиональные компетентности Специальные профессиональные компетентности Инструментальные компетентности Интеллектуальные действия
26 и личностные качества
27 Социальные и общепрофессиональные компетентности компетентности
28 Инструментальные и специальные профессиональныекомпетентности профессиональные компетентности
29 ФОРМИРОВАНИЕ ПАСПОРТА Р Р ейтинг специалиста формируется из результатов испытаний для определения соответствия специалиста установленным требованиям в составе: оценок за тестирование; оценок за решение ситуационных задач/выполнение системных заданий, в т.ч. с использованием ИКТ; оценок, полученных при прохождении стендовых испытаний; оценок, полученных на имитаторах. И И нтегральная оценка квалификации специалиста для всех компетенций определяется по рейтингу.
30 Связь результатов испытаний с частными компетенциями С вязь результатов испытаний с частными компетенциями устанавливается в таблицах связей экспертами из ЭМЦ в рамках компетентностной модели (КМ) специалиста. Р езультаты испытаний оцениваются в долях (процентах) и «перераспределяются» в таблицах связей по частным компетенциям с последующей перенормировкой на максимальный результат 100%. П ри построении КМ специалиста требуется ее согласование с КМ вуза.Это согласование осуществляется в филиалах ЭМЦ, расположенных в производственно-образовательных кластерах, совместно экспертами от работодателя и от входящих в состав кластера профессиональных учебных заведений. П ри построении КМ специалиста требуется ее согласование с КМ вуза. Это согласование осуществляется в филиалах ЭМЦ, расположенных в производственно-образовательных кластерах, совместно экспертами от работодателя и от входящих в состав кластера профессиональных учебных заведений.
31 ОЦЕНКИ ПОРОГОВЫХ ЗНАЧЕНИЙ ЧАСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ РАБОТОДАТЕЛЯМИ (по данным анкетирования)
32 ИЗ ПУШКИ - ПО ВОРОБЬЯМ ИЛИ …? С С истема должна быть «массовой» на входе, но не за счет «свежих» выпускников профобразования, и адекватной требованиям работодателя на выходе, в противном случае она не будет рентабельной. М « М ассовость» может быть обеспечена привлекательностью сертификата «компетентного специалиста» и активной работой адаптационной системы на металлургических предприятиях (в первую очередь в отношении бакалавров).
33 ВЫПУСКНИКИ – ЭТО СПЕЦИАЛИСТЫ? П П роверять компетентность «целевых» выпускников, как специалистов можно с учетом их адаптации к рабочему месту в период обучения (для бакалавров практика на предприятии может достигать шести месяцев из четырех лет обучения). П П рограмма адаптации должна быть согласована с ПС, образовательными программами учебных профессиональных заведений и программами аттестации ЦОСК – иначе «лебедь, рак и щука».
34 ВЫПУСКНИКИ – ЭТО СПЕЦИАЛИСТЫ? П П роверять компетентность «нецелевых» выпускников, как специалистов смысла нет, так как они не имеют практики работы. К К роме того, такая проверка дезавуирует дипломы учебных заведений, имеющих Государственную аккредитацию от Рособрнадзора. П П оэтому в Центрах оценки и сертификации квалификации (ЦОСК) целесообразно проверять выживаемость полученных выпускниками базовых, общеинженерных и профессиональных знаний.
35 ОЖИДАЕМЫЕ РИСКИ В В металлургических центрах предприятия не найдут возможности привлечь в качестве экспертов рабочих, технологов и ИТР, а образовательные учреждения - преподавателей для разработки единых подходов к системе оценочных средств. П П редприятия не смогут развить на своей базе адаптационную систему (в первую очередь для бакалавров), согласованную в части программ адаптации с образовательными программами учебных профессиональных заведений и программами аттестации ЦОСК.
36 ОЖИДАЕМЫЕ РИСКИ Н Н е будет доработан и утвержден ПС «Специалист по производству металлургической продукции» для черной и цветной металлургии. Л Л ишенная нормативно-правовой основы Система не станет привлекательной, как для соискателей желающих получить сертификат соответствия, так и для работодателей. О О держит верх корпоративный интерес и независимые органы сертификации будут лишены подтверждения права трудовой деятельности личности независимо от места, времени и способа получения квалификации
37 ОЖИДАЕМЫЕ РИСКИ С С пешно сформированная Система будет ошибочно сертифицировать работников предприятий, как компетентных специалистов (риск первого рода) либо не выдавать сертификата компетентному специалисту (риск второго рода). В В условиях дефицита квалифицированных специалистов на ответственных участках металлургического производства риск второго рода опасен не менее первого.
38 Из статьи ПредседателяПравительства России В.В.Путина в газете «Комсомольская правда» (13 февраля 2012г.) Из статьи Председателя Правительства России В.В.Путина в газете «Комсомольская правда» (13 февраля 2012г.) За 5 лет утверждено всего 69 стандартов. Значит, надо решать это как общенациональную задачу, подключить все ресурсы государства. Предлагаю, чтобы Правительство до конца 2012 года совместно с предпринимательскими и профессиональными ассоциациями, с ведущими университетами страны приняло Национальный план развития профессиональных стандартов и создания открытой базы данных членов профессиональных ассоциаций.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.