Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемforecast.ru
1 2008 Институты развития как инструмент диверсификации экономики России Олег Солнцев руководитель направления анализа денежно-кредитной политики, банковской системы и финансовых рынков
2 ЦМАКП Динамика коэффициента продуктовой диверсификации 1 промышленного производства в России Источник: расчеты ЦМАКП по данным ФСГС (Росстата) На протяжении последних двух лет уровень продуктовой диверсификации производства устойчиво растет 1 Здесь и далее: коэффициент продуктовой диверсификации – величина, обратная индексу Герфиндаля-Гиршмана, рассчитанного по показателю долей отдельных товарных групп Рассчитано на основе данных по 700 товарным группам
3 ЦМАКП Динамика диверсификации экспорта товаров из России 1 (1998=1) 1 Рассчитано на основе данных по 4 тыс. товарных групп Источник: расчеты ЦМАКП по данным ФТС и ФСГС Начался процесс диверсификации продуктовой структуры экспорта (в постоянных ценах). Россия вошла в число стран-лидеров по увеличению доли на различных товарных рынках
4 ЦМАКП Сравнительный уровень диверсификации экспорта 1 России и отдельных стран и регионов в 2005 г. 1 Рассчитано на основе данных по 4 тыс. товарных групп Источник: расчеты ЦМАКП по данным ООН Однако несмотря на позитивную динамику, абсолютный уровень диверсификации производства и экспорта все еще остается весьма низким. По показателям диверсификации экспорта наблюдается многократное отставание не только от стран с развитой рыночной экономикой, но и от большинства стран с переходной экономикой. Отставание имеет место даже по сравнению со странами c преимущественно сырьевой экспортной специализацией.
5 ЦМАКП Современная политика стимулирования диверсификации: Налоговая политика (перераспределение в бюджет «сырьевой ренты», низкое налогообложение прибыли, и др.);Налоговая политика (перераспределение в бюджет «сырьевой ренты», низкое налогообложение прибыли, и др.); Активная таможенная политика (обнуление ставок ввозных таможенных пошлин по широкой номенклатуре производственного оборудования, льготные ставки на материалы и компоненты, поставляемые в рамках проекта SSJ и др.);Активная таможенная политика (обнуление ставок ввозных таможенных пошлин по широкой номенклатуре производственного оборудования, льготные ставки на материалы и компоненты, поставляемые в рамках проекта SSJ и др.); Реструктуризация, консолидация и стимулирование развития стратегических секторов, с опорой на участие государства в капиталах компаний (атомное машиностроение, авиационная и космическая промышленность, судостроение, ОПК и др.)Реструктуризация, консолидация и стимулирование развития стратегических секторов, с опорой на участие государства в капиталах компаний (атомное машиностроение, авиационная и космическая промышленность, судостроение, ОПК и др.) Формирование комплекса отраслевых и секторальных стратегий развития;Формирование комплекса отраслевых и секторальных стратегий развития; Активизация региональной отраслевой политики, в рамках диалога между регионами и федеральным центром;Активизация региональной отраслевой политики, в рамках диалога между регионами и федеральным центром; Расширение государственных инвестиций в стратегические и социально приоритетные отрасли (рост суммарного объема государственных инвестиций в 2007 г. - 60%);Расширение государственных инвестиций в стратегические и социально приоритетные отрасли (рост суммарного объема государственных инвестиций в 2007 г. - 60%); Формирование разветвленной системы институтов развитияФормирование разветвленной системы институтов развития
6 ЦМАКП Необходимость усиления политики стимулирования диверсификации связана со следующими факторами: Усиление ограничений на развитие новых производств со стороны инфраструктуры (транспортная, энергетическая и др.);Усиление ограничений на развитие новых производств со стороны инфраструктуры (транспортная, энергетическая и др.); Усиление сдерживающего воздействия со стороны рынка труда (низкая мобильность, дефицит квалифицированной рабочей силы);Усиление сдерживающего воздействия со стороны рынка труда (низкая мобильность, дефицит квалифицированной рабочей силы); Ужесточение конкуренции на внешних и внутренних рынках;Ужесточение конкуренции на внешних и внутренних рынках; «Запрос» со стороны бизнеса на формирование долгосрочных стратегий развития«Запрос» со стороны бизнеса на формирование долгосрочных стратегий развития
7 ЦМАКП Необходимость формирования разветвленной системы институтов развития Проблема: крайняя ограниченность предложения долгосрочного финансированияПроблема: крайняя ограниченность предложения долгосрочного финансирования - Низкая доля долгосрочных ссуд в кредитах российских банков (15%, без учета Сбербанка); - Резкий рост потребности нефинансовых компаний в привлечении долгосрочных средств для реализации инвестиционных планов (более, чем в 3 раза за ближайшие три года, в постоянных ценах); - Дефицит долгосрочных пассивов у российских банков, не позволяющий им увеличить долгосрочное кредитование без потери устойчивости (оценка масштаба дефицита – 2-3% ВВП в год) Возможные негативные последствияВозможные негативные последствия Сохранение сверхвысоких темпов роста внешнего корпоративного долга, создающее риск финансовой дестабилизации в среднесрочной перспективе;Сохранение сверхвысоких темпов роста внешнего корпоративного долга, создающее риск финансовой дестабилизации в среднесрочной перспективе; - Торможение процессов диверсификации экономики вследствие перераспределения долгосрочного кредита в пользу высоко-рентабельного сырьевого сектора в ущерб инвестиционным возможностям других секторов Возможный выход Возможный выход - Форсированное развитие внутреннего рынка корпоративных облигаций, стимулируемое в том числе институтами развития; последнее позволит национальному финансовому сектору увеличить предложение долгосрочных заемных средств, не снижая уровень собственной ликвидности; - Расширение предложения долгосрочного кредита со стороны институтов развития, с фондированием последних за счет средств накопительной пенсионной системы, бюджетных фондов и др.
8 ЦМАКП Необходимость формирования разветвленной системы институтов развития Проблема: неравенство условий конкуренции российских и зарубежных производителей на рынках третьих странПроблема: неравенство условий конкуренции российских и зарубежных производителей на рынках третьих стран - Ограниченность возможностей предоставления экспортного кредитования и страхования, слабость сетей зарубежных представительств компаний, глобальных систем пред- и послепродажного обслуживания и др.; - Отсутствие системы государственной поддержки вывода на внешние рынки малого и среднего бизнеса, в частности, занятого в производстве высокотехнологичных продукции и услуг Возможные негативные последствияВозможные негативные последствия Вытеснение российских производителей из традиционных и новых ниш на внешних рынках Вытеснение российских производителей из традиционных и новых ниш на внешних рынках Возможный выход Возможный выход - Формирование развитой инфраструктуры государственной поддержки несырьевого экспорта, обеспечивающей предоставление широкой линейки услуг, сопоставимой с услугами экспортных страховых агентств других стран; - Софинансирование институтами развития проектов по созданию и/или продвижению на внешние рынки высокотехнологичной продукции в стратегически значимых секторах (авиационная, ракетно-космическая, судостроительная, электронная промышленность, информационно-коммуникационный сектор и др.).
9 ЦМАКП Необходимость формирования разветвленной системы институтов развития Проблема: неразвитость инфраструктуры, обеспечивающей взаимосвязь между фундаментальными исследованиями, прикладными НИОКР и коммерциализацией технологийПроблема: неразвитость инфраструктуры, обеспечивающей взаимосвязь между фундаментальными исследованиями, прикладными НИОКР и коммерциализацией технологий Неразвитость кооперационных сетей «наука – образование – инновационный малый и средний бизнес – крупный бизнес»;Неразвитость кооперационных сетей «наука – образование – инновационный малый и средний бизнес – крупный бизнес»; Слабость инструментов поддержки инноваций на ранних стадиях (поисковых исследований, опытных и предкоммерческих разработок);Слабость инструментов поддержки инноваций на ранних стадиях (поисковых исследований, опытных и предкоммерческих разработок); Дефицит квалифицированных кадров в сфере инновационного предпринимательства, неразвитость инфраструктуры их подготовкиДефицит квалифицированных кадров в сфере инновационного предпринимательства, неразвитость инфраструктуры их подготовки Возможные негативные последствияВозможные негативные последствия Деградация научного и инновационного потенциала;Деградация научного и инновационного потенциала; Усиление зависимости стратегически значимых производств от импорта технологийУсиление зависимости стратегически значимых производств от импорта технологий Возможный выход Возможный выход Восполнение пробелов в системе поддержки прикладных инноваций (ранние стадии, кооперационные сети и др.);Восполнение пробелов в системе поддержки прикладных инноваций (ранние стадии, кооперационные сети и др.); Создание системы специализированных институтов, нацеленных на развитие классов технологий, определяющих национальную безопасность и стратегические конкурентные позиции страныСоздание системы специализированных институтов, нацеленных на развитие классов технологий, определяющих национальную безопасность и стратегические конкурентные позиции страны
10 ЦМАКП год – год активного формирования системы институтов развития Принятие Закона «О Банке Развития», капитализация банка (в настоящее время собственный капитал – более 10 млрд. долл.);Принятие Закона «О Банке Развития», капитализация банка (в настоящее время собственный капитал – более 10 млрд. долл.); Капитализация фонда фондов - Российской венчурной компании (1.2 млрд. долл.);Капитализация фонда фондов - Российской венчурной компании (1.2 млрд. долл.); Создание и капитализация Российской корпорации нанотехнологий (более 5 млрд. долл.);Создание и капитализация Российской корпорации нанотехнологий (более 5 млрд. долл.); Создание и капитализация Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (около 10 млрд. долл.);Создание и капитализация Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (около 10 млрд. долл.);
11 ЦМАКП Система институтов развития, созданная к концу 2007 года, ориентирована на закрытие значительной части «провалов рынка»
12 ЦМАКП Перспективные направления совершенствования системы институтов развития Завершение разработки стратегий c целью четкого определения сфер ответственности и их разграничения;Завершение разработки стратегий c целью четкого определения сфер ответственности и их разграничения; Выработка механизмов координации деятельности различных институтов;Выработка механизмов координации деятельности различных институтов; Формирование механизмов независимого мониторинга и контроля за их деятельностью;Формирование механизмов независимого мониторинга и контроля за их деятельностью; Формирование механизмов обратной связи между институтами развития и бизнес-сообществом (совещательные и координационные советы при институтах развития, независимые директора и др.);Формирование механизмов обратной связи между институтами развития и бизнес-сообществом (совещательные и координационные советы при институтах развития, независимые директора и др.); Освоение институтами развития новых сфер деятельности (в том числе - стимулирования институционального развития национального финансового сектора)Освоение институтами развития новых сфер деятельности (в том числе - стимулирования институционального развития национального финансового сектора)
13 ЦМАКП Необходимость активного заимствования опыта международных институтов развития Методология оценки эффективности деятельности банков развития (ИБР, АБР и др.);Методология оценки эффективности деятельности банков развития (ИБР, АБР и др.); Механизмы обеспечения информационной прозрачности принятия решений, включая обратную связь с общественностью и заинтересованными группами (пример – принципы информирования общественности ЕБРР);Механизмы обеспечения информационной прозрачности принятия решений, включая обратную связь с общественностью и заинтересованными группами (пример – принципы информирования общественности ЕБРР); Использование опыта снятия информационных барьеров, препятствующих развитию новых сфер деятельности, путем реализации проектов, создающих мощный демонстрационный эффект;Использование опыта снятия информационных барьеров, препятствующих развитию новых сфер деятельности, путем реализации проектов, создающих мощный демонстрационный эффект; Опыт формирование сетей банков-контрагентов, обеспечивающих разделение рисков, аутсорсинг контрольных и распределительных функцийОпыт формирование сетей банков-контрагентов, обеспечивающих разделение рисков, аутсорсинг контрольных и распределительных функций
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.