Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемedinstvo.edu.ru
1 СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Карпунина Вера Анатольевна, заведующая методическим отделом МОУ ДОД ДЮЦ «Единство»
2 Общеучебные компетентности: обучение процедурам выдвижения и обоснования гипотез, самостоятельного поиска знания; обучение основным мыслительным действиям и операциям - анализу, синтезу, обобщению; формирование культуры рефлексивного мышления; формирование навыков выбора направления деятельности и принятия решений; обучение процедурам обсуждения, формирование дискуссионной культуры; эмоциональное и личностное развитие в процессе учебной деятельности; эмоциональная и интеллектуальная рефлексия хода обучения, включающего имитационное и ролевое моделирование.
3 Качественная оценка исследовательских работ Отсутствие новизны и актуальности. Незнание специфики научной работы, ее отличий от другой деятельности. Неверная постановка цели, незнание научной литературы по проблеме исследования. Попытка решения сомнительных проблем с точки зрения нормальной науки. Устаревшая методика, нарушение методики или отсутствие таковой. Слишком малый объем проведенных исследований. Отсутствие статистической обработки результатов исследования. Несоблюдение требований к оформлению и др.
4 ВИДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВИДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: Исследовательский проект Исследовательский проект Экспериментальный проект Экспериментальный проект Учебно-исследовательская работа Учебно-исследовательская работа Научно-исследовательская работа Научно-исследовательская работа
5 «Исследование в обыденном употреблении понимается преимущественно как процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека» Савенков А.И. Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании // Исследовательская работа школьников С. 24.
6 Алгоритм определения видов исследования Цель работы – создание объекта или модели? ДА ПРОЕКТ Результат исследования ученика известен педагогу заранее? Результат исследования ученика известен педагогу заранее? Учебное исследование НЕТ ДА НЕТ Научное исследование
7 Проектная деятельность Проект Проект выступает не как результат, а как некая организационная форма построения целенаправленной деятельности. Проектирование Проектирование – деятельность, инициируемая проблемой, включающая строго упорядоченную последовательность действий, приводящую к реальному результату.
8 Отличия проекта и исследования Проектирование задает ПРЕДЕЛ и ГЛУБИНУ решения проблемы Проектирование задает ПРЕДЕЛ и ГЛУБИНУ решения проблемы Исследование допускает БЕСКОНЕЧНОЕ ДВИЖЕНИЕ ВГЛУБЬ Исследование допускает БЕСКОНЕЧНОЕ ДВИЖЕНИЕ ВГЛУБЬ Проектирование – это ТВОРЧЕСТВО ПО ПЛАНУ В ОПРЕДЕЛЕННЫХ РАМКАХ Проектирование – это ТВОРЧЕСТВО ПО ПЛАНУ В ОПРЕДЕЛЕННЫХ РАМКАХ Исследовательская деятельность свободная, гибкая, почти не регламентированная внешними установками. Много импровизации!!! Исследовательская деятельность свободная, гибкая, почти не регламентированная внешними установками. Много импровизации!!!
9 Соотношение этапов проектной и исследовательской деятельности Этапы проектированияЭтапы исследования 1 концептуализация (подбор области проектирования, выделение проблемы) ориентировка (выделение предметной области осуществления исследования) 2 целеполагание (создание идеального образа результата, постановка целей, задач) проблематизация (выявление и осознание проблемы – конкретного вопроса, не имеющего на настоящий момент ответа; постановка цели исследования) 3 ресурсообеспечение (определение необходимых средств, ресурсов, возможностей) определение методов (подбор и обоснование методов и методик исследования, ограничениие пространства и выбор принципа отбора материалов исследования) 4 планирование (создание поэтапного плана реализации проекта) планирование (формулировка последовательных задач исследования; распределение последовательности действий для проведения исследования)
10 5 реализация (осуществление действий и операций по воплощению) сбор материала или проведение эксперимента (сбор эмпирического материала; постановка и проведение эксперимента; первичная систематизация полученных данных) 6 рефлексия (подведение итогов, фиксация хода реализации, положительных и отрицательных аспектов) анализ (обобщение, сравнение, анализ, интерпретация данных) 7 рефлексия (соотнесение собственных выводов, новых знаний с существующими ранее знаниями и данными, определение перспектив)
11 ИССЛЕДОВАНИЕ Цель – смоделировать исследовательскую ситуацию, провести своего рода игру, в результате которой человек учится выделять проблему, ставить гипотезу, работать с различными источниками информации, обобщать, сравнивать, делать выводы. Цель – не открытие новых сведений, а вклад, пусть небольшой, в науку. Такая работа должна, к тому же, иметь и практическую пользу. НАУЧНОЕ УЧЕБНОЕ Результат известен учителю!!! Результат не известен!!!
12 Виды научно-исследовательской работы Теоретическое исследование Теоретико-эмпирическое исследование Эмпирическое исследование каждое из которых позволяет проверить заданную (искомую) гипотезу
13 Подготовка учащихся к исследовательской деятельности - введение в методологию научного исследования Выбор проблемы - от общего к частному Исследование проблемы - анализ специальной литературы и периодических изданий - социологические опросы - индивидуальные консультации с ведущими специалистами Разработка собственного варианта решения проблемы - составление плана - определение цели и задач работы - выбор средств и методов исследования Практическая работа и анализ полученных результатов - экспедиция и походы - работа в архивах - встречи с непосредственными участниками изучаемых событий - опытная и экспертная работа и т. д. Подготовка к защите исследовательской работы - оформление исследования согласно установленным требованиям - рецензирование работ Презентация и защита исследовательской работы - научный доклад демонстрация наглядного материала - ответы на вопросы Рефлексия
14 СИСТЕМА УЧАСТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Уровень участияНаучно-практические конференции Уровень учреждения Тематические научно-практические конференции в рамках дополнительных образовательных программ Муниципальный уровень Научно-практическая конференция «Мир науки» Научно-практическая конференция «Мир науки+» Региональный уровень Научно-практическая конференция «Мир через культуру» Региональная открытая научно-практическая конференция учащихся и студентов Вологодской области «Юность, наука, культура» Федеральный уровень Всероссийская научная конференция студентов и аспирантов «Молодые исследователи - регионам» ВоГТУ Российская научно-практическая конференция «Открытие» Ярославль Соревнования молодых исследователей программы «Шаг в будущее» в Северо-Западном федеральном округе РФ Мурманск Центр – организатор и участник мероприятия Центр – участник мероприятия
15 Всероссийские конференции учащихсяСроки проведенияМесто проведения "Юность, наука, культура"март 2013 гг. Обнинск «Юный исследователь»январь 2013 гг Обнинск «Юность, наука, культура - Арктика»февраль 2013г. Мурманск «Юность, наука, культура - Север»апрель 2013 гг. Санкт- Петербург «Научный потенциал – ХХI века»апрель 2013г. Москва Российский конкурс исследовательских работ учащихся «Компьютерное творчество» апрель 2013 гг. Самара Российская конференция учащихся «Первые шаги в науку» май 2013 г.г. Обнинск Лингвистически турнирфевраль 2013 гг. Обнинск Российский турнир по социальному проектированию май 2013г. Обнинск Российские летние школы, фестивали, конференции, турнира июнь - август 2013 г Краснодарский край
16 Общероссийское общественное движение творческих педагогов «Исследователь»
17 Общероссийская конференция «Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве»
18 Международная исследовательская школа Moscow
19 Всероссийский конкурс юношеских исследовательских работ им. В.И.Вернадского
20 Мысль, не претворенная в действие, не многого стоит, а действие, не проистекающее от мысли, не стоит вообще ничего. Ж. Бернанос
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.