Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемsr.27.ru
1 г О Кодексе профессиональной этики образовательного сообщества Горшкова Оксана Владимировна, зав.кафедрой управления персоналом и трудового права к.соц.н., доцент
2 Союз ректоров РФ инициировал в вузах обсуждение этических норм Кодекс профессиональной этики работника высшей школы должен «обеспечивать преемственный характер корпоративной культуры российской высшей школы, связывая исторические ценности и принципы вузовской корпорации с вызовами сегодняшнего дня» (О.Каширина- секретарь Российского союза ректоров)
3 Профессиональный стандарт Многофункциональный нормативный документ, системно раскрывающий содержание трудовой деятельности работников и требования к их компетенциям для конкретной области профессиональной деятельности
4 Профессиональные стандарты 4 Кому нужны профессиональные стандарты? Работодатели: идентифицировать компетенции при найме сотрудников, оценить и повысить уровень квалификации, качество труда работников, получать подготовленных в соответствии с ПС (ОС) специалистов всех уровней, иметь внятно сформулированные требования к профессиям внутри отрасли Государство : формировать политику в области занятости населения Работник: определять свой профессиональный уровень, основание для повышения квалификации, повышать качество труда Сфера образования : формировать ОС на основе ПС, оценивать качество обучения в соответствии с требованиями ПС (работодателей), активно обновлять содержание ОС в соответствии с изменяющимися требованиями ПС
5 Проект Кодекса профессиональной этики работника высшей школы Определяет базовые понятия профессиональной этики, общую направленность правил поведения работника высшей школы; Условия соблюдения Кодекса могут быть включены в Устав вуза, Коллективный трудовой договор, трудовые договоры, использоваться при аттестации и мотивации персонала. (Принятие Кодекса планируется в ноябре 2012 года на Всероссийском совещании уполномоченных по этическим вопросам вузов под эгидой Российского Союза Ректоров)
6 Этический кодекс - Кодифицированный нормативный акт, принятый представителями профессионального сообщества, содержащий обязательные для исполнения нравственно-этические предписания, регламентирующие профессиональное поведение, нарушение которых влечет юридические последствия.
7 Сегодня в России приняты этические кодексы Государственных служащих, аудиторов, врачей, журналистов, бизнесменов, представителей других общественно- значимых профессий. Действуют международные этические кодексы для работников музеев, работников Красного креста
8 В области высшего образования РФ На федеральном уровне: проект кодекса профессиональной этики работника высшей школы На региональном уровне: опыт принятия документа о единых этических установках образовательного сообщества (Хартия учебных заведений вузов Белгорода); Этические кодексы вузов; На уровне профессионального сообщества: Профессионально-этический кодекс сотрудника кафедры управления персоналом ГУУ; «К вопросу о профессиональной этике преподавателя политологии» и др.
9 Другие нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность высшей школы и отражающие вопросы этики Положение о вузе Устав вуза Федеральные государственные образовательные стандарты (общекультурные компетенции) Правила внутреннего трудового распорядка Кодекс корпоративной культуры…
10 Кодекс профессиональной этики работника высшей школы (проект) Ценности вузовской корпорации (этическая доктрина): Знание Служение Академические свободы Принципы вузовской корпорации (описывают процессы): Ответственность Единство образовательного пространства Преемственность вузовской практики Интеграция образования в науку Паритетность обучения и воспитания Открытость обществу
11 Проблемы социальной справедливости, снижающие веру в то, что Кодекс будет «работающим» документом Низкий социальный статус преподавателя, ученого и возрастание роли министерской, академической, образовательной бюрократии Система финансирования вузов не позволяет проводить независимую политику в контроле и оценке знаний студентов (В США оканчивают университет 42 % поступивших, в России-94%) «Академическая независимость» в оценке диссертаций соискателей, не ведущих преподавательскую или исследовательскую деятельность (бизнесменов, чиновников) невозможна из-за конъюнктруры и т.п.
12 Критика и мнения Вступление России в ВТО Механизмы внедрения (институционализация) Кодекса Реальность применения при конкурсных отборах ППС в условиях дефицита кадров Вероятность превращения Кодекса в инструмент репрессий «Симулятивность» некоторых университетских кодексов Важна не кодификация, а пропаганда моральных образцов
13 Этические документы университетов: анализ российского и зарубежного опыта НИИ Прикладной этики Тюменского государственного нефтегазового университета. Самоопределение университета: путь реально-должного: колл.монография/ под ред. В.И. Бакштановского Н.Н.Карнаухова.-Тюмень, 2008 [Электронный ресурс]. Режим доступа:
14 Классификация университетских Кодексов Кодекс корпоративной этики. Не отличает университет от бизнес-корпорации, кодекс-стандарт. (ЮФУ, ВГУЭС,ТюмГУ); Кодекс этический. Общеморальные требования, этикетный.( СПбГУ, НовГУ); Кодекс профессиональной этики. (МАП МВА); Кодекс чести. (акцент на ценности чести) (ВолГУ) Кодекс-контракт.(соглашение между университетом и студентами (ДВГУ)) 2008 год
15 Основные недостатки университетских кодексов Нет ориентации на ценности базовых профессий университета: профессиональную этику преподавателя, исследователя, университетского менеджера Пафосная модальность Отсутствие указаний на обеспечение действенности документов (Этическая комиссия)
16 Предлагаемый проект кодекса также не содержит Указания на порядок обращения в соответствующие органы профессионального сообщества в случае спорных ситуаций Регламентацию дисциплинарной ответственности Кроме того, из названия следует его отнесение только к работникам высшей школы.
17 В СМИ обсуждают предлагаемый кодекс, относящийся к сотрудникам и студентам вузов Председатель Российского студенческого союза Артем Хромов настаивает, чтобы кодекс содержал конкретные определения того, что запрещено делать студентам в университетах Также необходимо четко обозначить и меры наказания - к примеру, привлечение к волонтерским работам (???)
18 Зарубежный опыт: Этический кодекс медицинских школ Германии Предназначен для профессорско- преподавательского состава и студентов Высший орган регулирования отношений - Сенат образовательного учреждения, его состав: Профессоров-55-65% Представителей научно- исследовательских подразделений-25-30% Студентов-5% Прочий персонал-5-10%
19 Содержание этического кодекса Состоит из двух частей Obligations (Обязанности) и Ideals (Идеалы). Например: коллегиальность, честность при проведении исследований, ответственность перед обществом, личное здоровье. Содержит Протокол о подозреваемых нарушениях этического кодекса и Протокол о внесении изменений в кодекс.
20 Регулирование отношений на основе оценки ППС и менеджеров Оценка руководителем Оценка равными Оценка подчиненными Оценка студентами Индикаторы: качество занятий, стимулирование студентов, интерес, ясность административной деятельности, успехи в получении ресурсов, отношение к этическим нормам и правилам.
21 Этический кодекс МГУ им. Ломоносова Определяет: Обязанности в преподавательской, исследовательской и экспертной деятельности; Отношения с коллегами; Обязанности по отношению к университету Механизм реализации- Этические комиссии
22 Профессионально-этический кодекс Тюменского государственного нефтегазового университета Действенность Кодекса поддерживается этической комиссией. Комиссия выполняет экспертно- консультативную роль. Комиссия придает самостоятельное значение процессу анализа нравственно- конфликтных ситуаций: процедура важнее «приговора».
23 ДЕКЛАРАЦИЯ ОБ ЭТИЧЕСКИХ ПРИНЦИПАХ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Принята на тридцать седьмом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств – участников СНГ(постановление 37-6 от 17 мая 2012 года) Фиксирует основные принципы, утверждающие этически оправданные способы научной деятельности, и провозглашает приоритет социальной ответственности в работе «Этические принципы научной деятельности и проблематика этической регуляции научной деятельности со всей полнотой отражаются в программах образования разного уровня»
24 Пример Сибирского государственного технологического университета Формирование этического мышления у студентов: Практические занятия по экспертизе этически-проблемных ситуаций методом стейкхолдер-анализа; Этико-проектная деятельность в рамках учебных дисциплин; Включение в дипломные проекты разделов по контролю этической безопасности проектов
25 Резолюция Сформировать рабочую группу представителей профессионального сообщества ДВФО для разработки методических рекомендаций по созданию этических кодексов вузов Ввести в учебный процесс студентов, магистрантов, аспирантов всех форм обучения аспекты прикладной профессиональной этики.
26 Резолюция Внести следующие предложения в проект Кодекса профессиональной этики работника высшей школы дополнить статью 6 «Базовые этические нормы вузовской корпорации» п.6.1 «Опираясь на знание как на ценность в преломлении вышеозначенных принципов, вузовский работник в своей деятельности»: «Следует принципам, утверждающим этически оправданные способы научной деятельности и признает приоритет социальной ответственности в работе, согласно Декларации об этических принципах научной деятельности Межпарламентской Ассамблеи государств- участников Содружества Независимых Государств»
27 «Университеты не могут считаться свободными от академических ценностей и норм» не только потому, что они жизненно важны для «академического, культурного и политического развития самих сотрудников и студентов», но и потому, что эти нормы влияют на «моральный облик общества в целом» («Бухарестская декларация») Спасибо за внимание!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.