Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемnach-info.ucoz.ru
1 Теоретические основы формирования ключевых компетентностей младших школьников Севостьянова Ольга Викторовна
2 Признаки современного мира глобализация всемирное переплетение интересов «игроков мирового масштаба» функционирование средств массовой информации
3 Обновление информации в различных областях 2 года Обновление информации в сфере образования в 10 раз больше (20 лет) «Информационный взрыв» Период устаревания информации (период «полураспада») Каждые семь лет список профессий обновляется более чем на 50% - необходимость менять не только место работы, но и квалификацию в среднем 3-5 раз в жизни
4 Образование и культура Тип культурной эпохиДоминирующий тип сознания Модель образования Архаичная культурная эпоха Коллективно- родовой тип сознания Традиционная модель образования Индустриальная культура Коллективно- групповой тип сознания Инструктивная модель образования Постиндустриаль- ная культура (креативная) Автономно- гуманистический тип сознания Проектная, творческая преобразующая деятельность
5 Законодательные акты «Закон об образовании»: «обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации» (статья 14) «общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников, свобода и плюрализм» (статья 2). «Положение об открытом образовании» обеспечения открытого образования и программно- методического обеспечения для реализации парадигмы вместо «образование на всю жизнь» - «образование через всю жизнь»
6 Компетентностно- ориентированный подход Совет Культурной Кооперации (СДСС) среднего образования «Стратегия модернизации содержания общего образования» (2001 г.) «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» Образовательные стандарты второго поколения
7 «Базовые» компетенции Результаты опроса руководителей по работе с персоналом компаний производственного сектора и сферы услуг Клиентоориентированность 77% Приверженность работе75% Умение работать в команде / сотрудничество71% Склонность к обучению / потенциал62% Коммуникативные навыки62% Системное мышление60% Компетентность в решении задач57% Навыки пользователя ПК56% Способность брать на себя ответственность56% Самостоятельность53%
8 «Образовательный отклик» Б.Д.Эльконин : «Мы отказались не от знания, как культурного «предмета», а от определенной формы знания (знания «на всякий случай», то есть сведения). В.П.Зинченко : «Информация захлестнула человечество. Не избежало этой участи и образование, которое всё чаще строится по типу «шведского стола знаний». Боден и Мартон: «Если вы не представляете, с какими ситуациями могут столкнуться ваши ученики в будущем, учите их тому, что они могут применить в любых ситуациях».
9 Важнейшая задача цивилизации - научить человека мыслить. Томас Эдисон Дай человеку рыбу, и ты накормишь его только раз. Научи его ловить рыбу, и он будет кормиться ею всю жизнь. Китайская пословица
10 Ключевые компетентности Ключевые компетентности - результат образования, выражающийся в овладении социально значимым набором способов деятельности, универсальным по отношению к предмету воздействия.
11 Внешние ресурсы: информация, люди, группы, организации и т.д. Внутренние ресурсы: знания, умения, навыки, способы деятельности, психологические особенности, ценности и т.д. Опыт постановки цели и соорганизации ресурсов Компетенция - готовность субъекта эффективно соорганизовывать внутренние и внешние ресурсы для постановки и достижения цели.
12 Компетенция Знания, умения (действия), навыки (действия) Компетентности (освоенные способы деятельности) самоуправление субъектность
13 Классификации (списки) ключевых компетентностей Компетентность разрешения проблем Информационная компетентность Коммуникативная компетентность Совет Европы: политические и социальные, способность учиться всю жизнь, обусловленные возникновением информационного общества, касающиеся жизни в поликультурном обществе, связанные с устной и письменной коммуникацией
14 Классификации (списки) ключевых компетентностей Компетентность разрешения проблем Информационная компетентность Коммуникативная компетентность Великобритания: решение проблем, самообучение и самопрезентация, работа с числом, информационные технологии, коммуникация, работа в группе
15 Классификации (списки) ключевых компетентностей Постановление Правительства Самарской области готовность к разрешению проблем, технологическая компетентность, готовность к самообразованию, готовность к использованию информационных ресурсов, готовность к социальному взаимодействию, коммуникативная компетентность Компетентность разрешения проблем Информационная компетентность Коммуникативная компетентность
16 Федеральные государственные образовательные стандарты 2004 год Учет основных направлений модернизации общего образования. В том числе: личностная ориентация содержания образования; деятельностный характер образования, направленность содержания образования на формирование общих учебных умений и навыков, обобщенных способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности, на получение учащимися опыта этой деятельности;
17 Федеральные государственные образовательные стандарты 2004 год формирование ключевых компетенций – готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач; обеспечение вариативности и свободы выбора в образовании для субъектов образовательного процесса (учащихся и их родителей, педагогов и образовательных учреждений) и т.д.
18 Результаты мониторинга выпускников школы г.г. Оценка качества сформированности у обучающихся общеучебных умений и навыков (380 выпускников 9-х классов) учебно-информационные навыки сформированы у 11, 5 % учащихся учебно-проектировочные навыки сформированы у 22, 3 % учащихся
19 Федеральные государственные образовательные стандарты Второе поколение Процессуальные умения самостоятельно заниматься своим обучением и получать нужную информацию; работать в группе и принимать решение; использовать новые технологии информации и коммуникации.
20 Ключевые компетентности ФОРМИРОВАНИЕ Внешние ресурсы: Опыт включения в деятельность Внутренние ресурсы: Предметные ЗУН, Общеучебные умения, Ключевые компетентности Опыт постановки цели и соорганизации ресурсов ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРУЮЩЕЙ ОЦЕНКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ЗАДАНИЯ МЕТОД ПРОЕКТОВ МОДУЛЬНЫЕ КУРСЫ: «ОСНОВЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» «ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ» Другие возможности: - другие компетентностно-ориентированные технологии; - организация выбора учащимся образовательной траектории
21 Компетентностно-ориентированные технологии «Метод проектов» «Портфолио» «Технология развития критического мышления через чтение и письмо» «Дебаты» «Сообщество»
22 Педагогические теории, лежащие в основы компетентностно- ориентированных технологий Идеи гуманистического направления в философии образования, разработанные американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х. Килпатриком. Идеи проектного обучения русского педагога С.Т. Шацкого Идеи проблемного обучения (М.И. Махмутов, И.Я. Лернер)
23 Педагогические теории, лежащие в основы компетентностно- ориентированных технологий Конструктивистские традиции, связанные с именами Ж. Пиаже и Л. Выготского Метакогнитивное учение (Огден и Ричардс «Смысл смысла» (1923г.) ) Критическое мышление Воспитание, социальной ответственности
24 Технология «портфолио» Различные трактовки определений коллекция работ учащегося, всесторонне демонстрирующая не только его учебные результаты, но и усилия, приложенные к их достижению, а также очевидный прогресс в знаниях и умениях учащегося по сравнению с его предыдущими результатами; выставка учебных достижений учащегося по данному предмету (или нескольким предметам) за данный период обучения (четверть, полугодие, год); форма целенаправленной, систематической и непрерывной оценки и самооценки учебных результатов учащегося; антология работ учащегося, предполагающая его непосредственное участие в выборе работ, представляемых на оценку, а также их самоанализ и самооценку.
25 Виды «портфолио» В зависимости от цели, которая отражает результат, ради которого собирается портфолио, существуют: портфолио-собственность (собирается для себя); портфолио-отчет (собирается для учителя). По содержанию возможно выделение следующих видов портфолио: портфолио достижений: включает в себя лучшие результаты работы учащегося; рефлексивный портфолио: включает в себя материалы и оценку\самооценку достижения целей, особенностей хода и качества работы с различными источниками информации, ощущений, размышлений, впечатлений и т.п.; проблемно-ориентированный портфолио: включает все материалы, отражающие цели, процесс и результат решения какой-либо проблемы; тематический портфолио: включает материалы, отражающие работу учащегося в рамках той или иной темы.
26 «Технология развития критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП) Технология развития критического мышления через чтение и письмо разработана Международной читательской Ассоциацией и Консорциумом Гуманной педагогики, в настоящее время реализуется более чем в 29 странах мира.
27 «Технология развития критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП) Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» представляет собой систему конкретных методических стратегий и приемов, направленных на достижение определенных образовательных результатов: умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний; умение пользоваться различными способами интегрирования информации; умение задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу; умение решать проблемы;
28 умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений; умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим; умение аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других; способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность); способность брать на себя ответственность; способность участвовать в совместном принятии решения; способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми; умение сотрудничать и работать в группе и др. «Технология развития критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП)
29 Метод проектов Основан на исследовательском подходе: обучение на основе решения проблем. Это технология организации образовательных ситуаций, в которых учащийся ставит и разрешает собственные проблемы, технология сопровождения самостоятельной деятельности учащегося по разрешению проблем.
30 Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей: описание ПРОЕКТ – специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий по решению значимой для учащегося проблемы, завершающийся созданием продукта. МЕТОД ПРОЕКТОВ – технология моделирования и организации образовательных ситуаций, в которых учащийся ставит и решает собственные проблемы, и технология сопровождения самостоятельной деятельности учащегося. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – естественная среда для формирования и оценивания ключевых компетентностей.
31 Психолого-дидактические условия Побуждать учащихся формулировать имеющиеся у них идеи и представления, высказывать их в явном виде. Создавать условия для знакомства учащихся с явлениями, которые входят в противоречие с имеющимися представлениями. Побуждать к выдвижению предположений, догадок, альтернативных объяснений. Давать учащимся возможность исследовать свои предположения в свободной и ненапряженной обстановке, преимущество отдавать работе в малых группах. Предоставлять ученикам возможность применять новые представлений к широкому кругу явлений, ситуаций, так, чтобы они могли оценить их прикладное значение.
32 Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей: ресурсы Организационные Кадровые учебный план, положение о проектной деятельность, расписание, изменение в функциональных обязанностях, квалификационные требования и т.п. Способы получения кадрового ресурса Подготовка педагогов: «Метод проектов технология как формирования ключевых компетентностей учащихся», «Технология оценки уровня сформированности ключевых компетентностей учащихся при работе над проектом», «Технология педагогического консультирования». Обмен опытом (стажировки). Методические объединения руководителей проектов Материально- технические Ресурсы информационной среды образовательного учреждения Учебно- методические Дневник проектной деятельности: 5-7 класс – II уровень сформированности ключевых компетентностей 8-9 класс – III уровень сформированности ключевых компетентностей Методические рекомендации для педагога - руководителя проекта
33 Модель взаимодействия «учитель-ученик» Учитель консультирует мотивирует фасилитирует наблюдает Ученик выбирает (принимает решения) выстраивает систему взаимоотношений с людьми оценивает
34 Этапы работы над проектом 1. поисковый 2. аналитический 3. практический 4. презентационный 5. контрольный
35 Компетентностно-ориентированные задания: описание Позволяют моделировать образовательные ситуации для освоения и применения деятельности посредством грамотной организации изучения традиционного программного материала - изучение нового программного материала без предварительного объяснения учителя - дополнение информации, полученной из учебника или представленной учителем, информацией, самостоятельно полученной из других источников
36 Компетентностно-ориентированные задания: описание Позволяют моделировать образовательные ситуации для освоения и применения деятельности посредством учета дополнительных возможностей изучаемого материала - материал, работа с которым допускает выход за пределы школы, изучение его на базе предприятий, высших учебных заведений, учреждений культуры - материал, изучение которого можно дополнить мониторингом СМИ, проведением различных опросов - материал, изучение которого базируется на части программы, имеющей прикладной характер
37 Компетентностно-ориентированные задания: описание - материал, имеющий существенное значение для местного сообщества, например, проблемы экологии или вопросы межэтнических отношений - материал, содержащий противоречивые сведения, противоположные позиции и, следовательно, допускающий различное толкование
38 Компетентностно-ориентированные задания: ресурсы УМК для начальной школы - Методические рекомендации по формированию ключевых компетентностей учащихся начальной школы Рабочие тетради: - «Победители стихий» - «Символика класса»
39 Компетентностно-ориентированные задания: ресурсы Тетрадь «Победители стихий» - сюжетная игра: выживание человека в условиях снежной бури игровая основа сюжета мотивация к достижению результатов игры освоение аспектов ключевых компетентностей
40 Компетентностно-ориентированные задания: ресурсы Тетрадь «Символика класса» - учебный проект: создание символики класса обучение действиям в рамках проекта сплочение класса / осознание общности интересов и целей освоение аспектов ключевых компетентностей
41 ЗАДАНИЯ индивидуальные (работа с информацией) групповые выживание (тетрадь «Победители стихий») изготовление символа (тетрадь «Символика класса») Компетентностно-ориентированные задания: ресурсы
42 Тетрадь «Победители стихий» Первая часть (1-11) Задания, нацеленные на освоение информационной компетентности Вторая часть (12-31) Задания, направленные на формирование различных аспектов ключевых компетентностей: собственно игра на выживание (4-5 часов); выполняются на уроках окружающего мира, литературного чтения, русского языка, физической культуры. Третья часть (32-39) Дополнительные тренировочные задания для отработки аспектов информационной компетентности
43 Тетрадь «Победители стихий» Первая часть Задания выполняются учащимися в процессе учебной или внеклассной работы Формат индивидуальной работы Проходной балл – 111 из 157 возможных
44 Тетрадь «Победители стихий» Вторая часть Игра на выживание (работа над заданиями 12-19) проходит в течение одного дня (4-5 часов) – Задания 2031 выполняются на уроках окружающего мира, литературного чтения, русского языка, физической культуры. Задания – обязательно выбрать два из них Максимальное количество баллов за задания равняется 94.
45 Тетрадь «Победители стихий» Вторая часть Определение победителей: учащийся – баллы за индивидуальные задания + баллы, полученные его группой группа учащихся – индивидуальные баллы всех учащихся + баллы группы Если за игру каждый член группы набрал 75 баллов, он выживает! Возможно спасение!
46 Тетрадь «Победители стихий» Третья часть Вспомогательные задания Возможно использование в виде контроля Задание 40 – обязательное для всех (позволяет формировать и проверять аспект «планирование информационного поиска).
47 Тетрадь «Символика класса» Первая часть (1-23) Общеознакомительная Задания, нацеленные на освоение информационной компетентности Вторая часть (24-39) Собственно учебный проект Задания, направленные на формирование компетентности разрешения проблем и коммуникативной компетентности. Работа ведется в трех группах
48 Тетрадь «Символика класса» Первая часть 1-23 индивидуальные задания по работе с информацией о символике государства – гербе и флаге Вторая часть 1 группа – изготовление герба класса (задания 24, , 38-39) 2 группа – изготовление сигнальных флажков (задания 26-39) 3 группа – изготовление флага класса (задания 25, , 38-39) Задание 40 – обязательное для всех (позволяет формировать компетентность разрешения проблем в аспекте «оценка собственного продвижения»)
49 Акценты Организация групповой работы Организация публичного выступления Организация учета достижений учащихся
50 Компетентностно-ориентированные задания: ресурсы Базовые понятия компетентностно-ориентированного обучения Уровни освоения компетентностей Ключевые компетентности и другие результаты образования Формирование ключевых компетентностей у младших школьников МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ включают Рекомендации по организации работы с каждой тетрадью
51 Компетентностно-ориентированные задания: ресурсы тип задания характеристика результатов учащихся комментарии к деятельности учителя МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ включают Рекомендации по организации работы с каждым заданием модельные ответы ключи шкалы оценки
52 Дело не в способностях, а в организации процесса обучения. С. Пейперт
53 Лаборатория модернизации образовательных ресурсов Заказ изданий: Тел.: (846) , Тел./факс: (846) Заказ подготовки педагогов: Тел.: (846)
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.