Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемnerungri.edu.ru
1 Раздел 2. Системный подход в организации работы по развитию лексико- грамматического строя речи Тема: Формирование лексической стороны языка у детей 3-7 лет
2 План. 1. Задачи и содержание словарной работы в детском саду. 2. Принципы отбора содержания. Методические и дидактические принципы словарной работы с дошкольниками. 3. Лексико-тематические циклы. Практическая часть. Тематические группы слов, изучаемые в детском саду.
3 Задачи и содержание словарной работы в детском саду. 1. Обогащение словаря новыми словами, усвоение детьми ранее неизвестных слов, а также новых значений ряда слов, уже имеющихся в их лексиконе. 2. Закрепление и уточнение словаря. 3. Активизация словаря. 4. Устранение из речи детей нелитературных слов (диалектные, просторечные, жаргонные).
4 Р.И. Лалаевой выделены следующие направления развития словаря. 1) Расширение объема словаря. 2) Уточнение значения слов. 3) Развитие структуры значения слова. 4) Формирование семантических полей и лексической системности. 5) Расширение связей между словами в лексиконе.
5 Содержание словарной работы в детском саду Содержание словарной работы в дошкольном возрасте, прежде всего, определяется тем, что здесь первоначально складывается словарный запас, обозначающий элементы присваиваемой ребенком культуры - материальной, интеллектуальной, соционормативной.
6 Бытовой словарь: названия частей тела, лица; названия игрушек, посуды, мебели, одежды, предметов туалета, пищи, помещений. Природоведческий словарь: названия явлений неживой природы, растений, животных. Обществоведческий словарь: слова, обозначающие явления общественной жизни (труд людей, родная страна, национальные праздники, армия и др.). Эмоционально-оценочную лексику. Лексику, обозначающую время, пространство, количество.
7 Направления словарной работы в детском саду - расширение словаря на основе ознакомления с постепенно увеличивающимся кругом предметов и явлений; - усвоение слов на основе углубления знаний о предметах и явлениях окружающего мира; - выделение слов, обозначающих элементарные понятия на основе различения и обобщения предметов по существенным признакам.
8 Конкретный объем словаря определяется на основе анализа программы ознакомления детей с окружающей жизнью, физической культуры, экологического и музыкального воспитания, изобразительной деятельности, математического развития, игр и развлечений, приобщения к книжной культуре и др.
9 Принципы отбора содержания. Методические и дидактические принципы словарной работы с дошкольниками. Словари-перечни составляются на основе анализа содержания раздела, установления межпредметных и межтематических связей (Ю.С. Ляховская, Н.П. Савельева, А.П. Иваненко, В.И. Яшина, Н.П. Иванова).
10 При отборе слов учитываются следующие критерии: - коммуникативная целесообразность введения слова в словарь детей; - необходимость слова для усвоения содержания представлений, рекомендуемых программой детского сада; - частота употребления слова в речи взрослых, с которыми общаются дети; - отнесенность слова к общеупотребительной лексике, его доступность детям по лексическим, фонетическим и грамматическим особенностям, т.е. по степени обобщения, трудности произношения, сложности грамматических форм; - учет уровня овладения лексикой родного языка детьми данной группы; - значимость слова для понимания детьми данного возраста смысла художественных произведений; - отбор слов, относящихся к разным частям речи (существительные, прилагательные, наречия).
11 Принципы словарной работы - единство развития словаря с развитием восприятия, представлений, мышления; - опора на активное и действенное познание окружающего мира; - связь содержания словарной работы с постепенно развивающимися возможностями познания окружающего мира, мыслительной деятельностью детей; - использование наглядности как основы для организации познавательной и речевой активности; - решение всех задач словарной работы во взаимосвязи между собой и с формированием грамматической и фонетической сторон речи, с развитием связной речи; - семантизация лексики (раскрытие значений новых слов, уточнение и расширение значений уже известных слов в определенном контексте, через сопоставление, подбор синонимов, словотолкование).
12 Можно выделить две группы методов: 1. Методы накопления содержания детской речи (методы ознакомления с окружающим миром и обогащения словаря). 2. Методы, направленные на закрепление и активизацию словаря, развитие его смысловой стороны.
13 Этапы работы по развитию словаря: - обогащение знаний и словаря на основе наблюдений предметов и явлений действительности, обследования признаков предметов, их свойств и качеств; - уточнение и закрепление представлений и словаря с помощью иллюстративного материала, развитие обобщающей функции слова, перенос наименования на сходные предметы и их изображения, употребление слов в разных ситуациях общения; - использование словаря в активной речи, в процессе бесед, разговоров, рассказов, в специальных лексических упражнениях на подбор синонимических рядов слов, антонимов, на многозначные слова.
14 Прежде всего все слова «по-крупному» систематизированы по частям речи: имена существительные, обозначающие предметы и явления; имена прилагательные, обозначающие признаки предметов; глаголы, обозначающие действия и состояния предметов; наречия, обозначающие признаки действий; имена числительные, обозначающие количество предметов или их порядок при счете; служебные части речи (предлоги, союзы и пр.), служащие для связи между собой значимых слов.
15 Названия предметов и их классификация по тематическому принципу. Имена существительные, обозначающие названия предметов, принято подразделять на следующие тематические группы с еще более мелкими подгруппами внутри некоторых из них:
16 животные (домашние и дикие); птицы (домашние и дикие); насекомые; рыбы; деревья (лиственные, хвойные); цветы (полевые, лесные, садовые); ягоды (лесные, садовые); грибы; овощи; фрукты;
17 одежда (зимняя, летняя); обувь (зимняя, летняя); головные уборы; мебель; посуда (столовая, чайная, кухонная); транспорт (наземный, водный, воздушный, подземный, подводный); игрушки; явления природы; времена года; дни недели и т. д.
18 Названия признаков предметов и их классификация по тематическому принципу. Имена прилагательные (признаки предметов) группируются: по цвету (белый, зеленый и т.д.); по вкусовым ощущениям (вкусный, сладкий, кисловатый); по форме (круглый, овальный, квадратный, прямоугольный, треугольный; по величине (большой, широкий, тонкий, длинный, высокий и пр.); по температуре (горячий, теплый, холодный, прохладный и пр.; по материалу (деревянный, железный, стеклянный, шерстяной и т.д.); по фактуре (мягкий, твердый, гладкий, шероховатый); по принадлежности (мамин, дедушкин, волчий, лисий).
19 Названия действий и их классификация по тематическому принципу. Глаголы (названия действий) можно подразделить на такие тематические группы: действия людей (работает, пишет, рисует, вяжет и т.д.); способы передвижения животных, птиц и насекомых и некоторые их «действия» (бегает, ползает, плетет, вьет и т.д.); звуки, издаваемые животными, птицами и насекомыми (лает, мяукает, мычит, воет, каркает, квакает, жужжит, пищит и т.д.); явления природы (светает, смеркается, моросит, гремит, подмораживает и т.д.).
20 Названия признаков действий и их классификация по тематическому признаку. Наречия (признаки действий) классифицируются по следующим видам: по месту совершения действия (где? куда? откуда - вверху, внизу; направо; слева и т.д.); по времени совершения действия (когда - зимой, утром, вчера, завтра, рано и т.д.); по образу (способу) совершения действия (как? каким образом? - быстро, ловко, неуклюже и т.д.); по причине (цели) совершения действия (почему? с какой целью? - назло, нечаянно, нарочно, сгоряча и т.д.).
21 Систематизация слов по принципу смысловой близости и отдаленности. Антонимы - это слова с противоположным смысловым значением. Они могут принадлежать к разным частям речи: к именам существительным (зима - лето, жара - холод); к именам прилагательным (белый - черный, холодный - горячий); к глаголам (приходить - уходить, опускать - поднимать); к наречиям (далеко - близко, высоко - низко, хорошо - плохо.
22 Систематизация слов по принципу смысловой близости и отдаленности. Синонимы - это слова, имеющие общее смысловое значение и отличающиеся друг от друга лишь какими-то дополнительными смысловыми оттенками. Чаще всего эти слова не являются однокоренными. Синонимов может быть несколько, поэтому они составляют синонимические ряды, включающие большее или меньшее количество слов. В каждом из таких рядов имеется основное, «стержневое» слово, которое как бы объединяет вокруг себя близкие по смыслу слова.
23 Лексические темы. 2-я младшая группа (3 - 4 года). Сентябрь: «Семья», «Осень». Октябрь: «Части тела и лица», «Овощи». Ноябрь: «Фрукты», «Игрушки». Декабрь: «Одежда», «Посуда», «Новогодний праздник», Январь: «Зима, зимние забавы», «Домашние птицы». Февраль: «Домашние животные», «Дикие животные». Март: «Мамин день» (1 неделя), «Мебель», «Транспорт». Апрель: «Транспорт», «Весна», «Насекомые». Май: «Насекомые», «Цветы», «Лето».
24 Средняя группа (4 - 5 лет). Сентябрь: «Детский сад. Игрушки», «Осень». Октябрь: «Моя семья», «Огород: овощи», «Сад: фрукты», «Дары леса: ягоды и грибы». Ноябрь: «Одежда», «Обувь», «Мебель», «Посуда». Декабрь: «Зима: изменения в природе», «Зимние забавы детей», «Зимующие птицы», «Новогодний праздник». Январь: «Домашние птицы и их птенцы», «Домашние животные и их детеныши», «Дикие животные» Февраль: «Наш город», «Городской транспорт. Правила дорожного движения», «Папин праздник. Мужские профессии», «Профессии: почталь он». Март: «Мамин праздник. Женские профессии», «Профессии: продавец», «Ранняя весна», «Дикие животные весной». Апрель: «Зоопарк», «Рыбки в аквариуме», «Комнатные растения», «Весна». Май: «Перелетные птицы», «Цветы на лугу», «Насекомые», «Скоро лето».
25 Самостоятельная работа: Составить перечень лексических тем по месяцам на старшую, подготовительную группы.
26 Примерный перечень лексических тем (старшая группа) «Осень. Признаки осени. Деревья осенью»; «Огород. Овощи»; «Сад. Фрукты»; «Лес. Грибы. Ягоды»; «Одежда»; «Обувь»; «Игрушки»; «Посуда»; «Зима. Зимующие птицы»; «Домашние животные зимой»; «Дикие животные зимой»; «Новый год»; «Мебель. Части мебели»; «Грузовой и пассажирский транспорт»; «Профессии на транспорте»; «Детский сад. Профессии. Трудовые действия»; «Ателье. Швея. Закройщица. Трудовые действия»; «Стройка. Профессии. Трудовые действия»; «Наша армия»; «Весна. Приметы весны. Прилет птиц»; «Комнатные растения»; «Речные, озерные и аквариумные рыбы»; «Наш город»; «Весенние сельскохозяйственные работы»; «Космос»; «Откуда хлеб пришел?»; «Почта»; «Правила дорожного движения»; «Лето, насекомые»; «Лето, полевые цветы».
27 Примерный перечень лексических тем (подготовительная к школе группа) «Осень. Периоды осени. Осенние месяцы. Деревья осенью»; «Овощи. Труд взрослых на полях и в огородах»; «Фрукты. Труд взрослых в садах»; «Насекомые. Подготовка насекомых к зиме»; «Перелетные птицы. Водоплавающие птицы. Подготовка к отлету»; «Поздняя осень. Грибы. Ягоды»; «Домашние животные и их детеныши. Содержание домашних животных»; «Дикие животные и их животные. Подготовка животных к зиме»; «Осенние одежда, обувь, головные уборы. Материалы, из которых они сделаны»; «Зима. Зимние месяцы. Зимующие птицы. Дикие животные зимой»; «Мебель. Назначение мебели. Части мебели. Материалы, из которых сделана мебель»; «Посуда. Виды посуды. Материалы, из которых сделана посуда»; «Новый год»; «Транспорт. Виды транспорта. Профессии на транспорте. Трудовые действия»; «Профессии. Трудовые действия»; «Труд на селе зимой»; «Инструменты»; «Животные жарких стран, повадки, детеныши»; «Комнатные растения. Размножение растений. Уход за ними»; «Животный мир морей и океанов. Пресноводные и аквариумные рыбы»; «Ранняя весна. Весенние месяцы. Первые весенние цветы. Мамин праздник»; «Наша Родина Россия»; «Столица Родины Москва»; «Родной город»; «Знакомство с творчеством С. Я. Маршака»; «Знакомство с творчеством К. И. Чуковского»; «Знакомство с творчеством С. В. Михалкова»; «Знакомство с творчеством А. Л. Барто»; «Поздняя весна. Растения и животные весной. Перелетные птицы весной»; «Знакомство с творчеством А. С. Пушкина»; «Скоро в школу. Школьные принадлежности».
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.