Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемwiki.iteach.ru
1 Здоровье человека и среда обитания
2 Человека в его жизни, как и общество в целом, подстерегают самые различные опасности. Одни опасности имеют объективную природу, например природные катастрофы, другие порождены хозяйственной и военной деятельностью, третьи человек создает себе сам. Все эти виды опасности отражаются в конечном итоге на жизни, здоровье, качестве профессиональной деятельности и благосостоянии человека.
3 Известно, что здоровье взрослого в основном формировалось в детстве. Согласно данным Минздрава и Госкомсанэпиднадзора России (1999 г.), лишь 14% детей школьного возраста здоровы, 50% имеют функциональные отклонения, 3540% хронические заболевания. Среди школьников за период обучения в 5 раз возрастает частота нарушений органов зрения, в 3 раза патология органов пищеварения и мочеполовых путей, в 5 раз нарушение осанки, в 4 раза нервно- психические расстройства. У многих школьников наблюдается дисгармоничное физическое развитие (дефицит массы тела, снижение показателей мышечной силы, емкости легких и др.), что создает проблемы с общей работоспособностью подрастающего поколения. По статистике, заболеваемость подростков за 5 лет ( гг.) увеличилась на 26,3%, причем увеличение заболеваемости отмечено по всем классам болезней.
4 Труд современных специалистов стал по преимуществу трудом операторским, с преобладанием сенсорных элементов деятельности. В физиологию труда пришли новые представления и возникли проблемы, связанные с особенностями работы специалистов. К ним относятся в первую очередь: гипокинезия как следствие недостаточной мышечной активности, характерной для значительного большинства специалистов операторского профиля; монотонная, обусловленная однообразием работы; перегрузка (недогрузка) сенсорных систем; работа при остром дефиците времени, в условиях частого переключения ритмов; деятельность в ограниченном рабочем пространстве и режиме автономного существования; длительное пребывание в вынужденной позе; работа при постоянном воздействии на организм факторов окружающей рабочей и природной среды с использованием различных видов защитной одежды и средств индивидуальной защиты.
5 Здоровье и факторы риска «Вообще 9/10 нашего счастья основано на здоровье. При нем все становится источником наслаждения, тогда как без него решительно никакие внешние блага не могут доставить удовольствие, даже субъективные блага: качество ума, души, темперамента при болезненном состоянии ослабевают и замирают. Отнюдь не лишено основания, что мы прежде всего спрашиваем друг друга о здоровье и желаем его друг другу: оно поистине главное условие человеческого счастья». Думается, каждый из нас согласится с этими словами известного немецкого философа А. Шопенгауэра.
6 Согласно Уставу Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), здоровье это «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». В настоящее время существует целый ряд определений здоровья, которые, как правило, содержат пять критериев последнего: 1) отсутствие болезни; 2) нормальное функционирование организма в системе «человек окружающая среда»; 3) полное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие; 4) способность адаптироваться к постоянно меняющимся условиям существования в окружающей среде; 5) способность к полноценному выполнению основных социальных функций.
7 Элементы экологии внутренней среды человека Внутри каждого организма существует особая среда, которая образована кровью, лимфой и другими растворами. Очевидно, что жизнедеятельность организма, его взаимоотношения с внешней средой неразрывно связаны и с внутренним его состоянием. Раздел науки, который изучает взаимоотношения организма с компонентами его внутренней среды, называется эндоэкологией.
8 Важнейшие явления, которые происходят во внутренней среде организма, независимо от его сложности, определяются (по Ю.Н. Куражковскому) рядом эндоэкологических законов. 1. Состояние каждого организма обусловлено совокупностью его генотипа, фенотипа и динамики внешней и внутренней среды. Отметим, что генотип это совокупность всех генов организма, а фенотип совокупность всех признаков организма, начиная с внешних и кончая особенностями строения и функционирования клеток и органов. При этом фенотип формируется под влиянием генотипа и внешней среды. Реальное состояние организма непрерывно изменяется под влиянием воздействий как окружающей так и внутренней среды. 2. В динамике внутренней среды организма сочетаются пять видов движения: 1) избирательно поглощаемый поток веществ, энергии и информации; 2) возрастные поступательные изменения; 3) многоступенчатые колебательные изменения; 4) действие импульсов центральной нервной системы; 5) реакции на случайные воздействия внешней среды. 3. Диапазон рациональных реакций внутренней среды организма на внешние воздействия обусловлен эволюционным опытом вида.
9 Указанные взаимосвязи служат своеобразными рычагами управления внутренней средой организма, которые основываются на следующих положениях: а) центральная нервная система (ЦНС) выполняет главную программно- регулирующую функцию во внутренней среде организма, причем автоматически, вне нашего сознания; б) универсальным регулятором всех внутренних процессов организма является движение; его универсальный вид, приводящий в действие большинство мышц тела, является ходьба; в) согласно Б.И. Есипенко (1974 г.), кишечнику принадлежит ведущая роль в изменении направлений движения потоков веществ во внутренней среде организма.
10 Трансформирующие агенты биосферы К таковым специалисты относят некоторые физические факторы, элементы и соединения, способные вызывать существенные преобразования биологических объектов. Уровень воздействия таких трансформеров определяется биологическими особенностями, возрастом пораженного организма, действующей концентрацией, длительностью воздействия, а также экологической обстановкой, сложившейся на время воздействия.
11 Согласно академику Н.П. Дубинину, главными из возможных преобразований организмов являются: 1) онкогенез, или развитие злокачественных образований; 2) тератогенез (пороки индивидуального развития, а также уродства); 3) мутационный процесс в гаметах или соматических клетках; 4) ингибирование (замедление) или стимулирование биологической продуктивности; 5) некроз (омертвение) тканей; 6) токсикоз. Эти изменения мгут возникать по отдельности или в различных сочетаниях друг с другом.
12 Деградация генофонда человечества Общие понятия. Мутация (по Н.Ф. Реймерсу, 1990 г.) резкое наследственное изменение организмов, меняющее, их морфологические и/или физиолого- поведенческие признаки. Связано с изменением числа и структуры хромосом, с изменением структуры отдельного гена или их группы. Ген единица наследственной (генетической) информации, способная к воспроизведению и расположенная в определенном участке данной хромосомы; ген обеспечивает преемственность в поколениях того или иного признака или свойства того или иного организма.
13 Генофонд совокупность всех генов данной популяции, группы популяций или вида в целом. Генетика наука о законах наследственности и изменчивости организмов. Основными разделами генетики в зависимости от объекта исследования являются: генетика человека, генетика животных, генетика растений, генетика микроорганизмов и вирусов; в зависимости от уровня исследования: генетика популяций, цитогенетика, молекулярная генетика.
14 мутагенез (по И.И. Дедю, 1989 г.) процесс возникновения мутаций под воздействием мутагенных факторов (чаще всего внешней среды физических, химических, реже биологических). Известны химический и радиационный мутагенез. Химический мутагенез явление возникновения изменений химической структуры молекул ДНК под действием химических загрязнителей. Радиационный мутагенез явление возникновения мутаций под действием радиоактивных веществ. Мутагены - физические и химические факторы, воздействие которых на живые организмы вызывает появление мутаций. К мутагенам относятся многие пестициды, азотистые удобрения (нитриты), тяжелые металлы (свинец, кадмий, цинк, ртуть, никель и др.), некоторые лекарства, радиоактивные вещества, вирусы, бактерии.
15 Вывод: наиболее хрупкими в условиях экологических кризисов и катастроф оказываются иммунная система и интеллектуальный статус человека. Это обстоятельство, если не принять надлежащих мер, способно приблизить начало гибели цивилизации.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.