Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемyouth.hse.spb.ru
1 Ариф Э. «Роль ненормативного и безденежного потребления в формировании уникальности индивидуальной биографии» Ариф Э. «Роль ненормативного и безденежного потребления в формировании уникальности индивидуальной биографии» Научный сотрудник Центра молодежных исследований НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург, Междисциплинарный семинар «Индивидуальные потребительские стратегии в России на пересечении социологии, экономики, психологии»,
2 В официальном дискурсе современная молодежь проблематизируется. Основной ее проблемой называется духовно-нравственный кризис[1]. [1] Консьюмеризм в частности и потребление в общем, признаются факторами разлагающими социально-нравственные и ценностно- нормативные ориентиры молодежи. [1][1] Омельченко Е. «Про эмо, готов и нравственность» (
3 Однозначное и узкое прочтение столь сложного феномена молодежной культуры как потребление приводит к ее маргинализации и увеличению естественного разрыва в коммуникации между молодежью и взрослыми. Однозначное и узкое прочтение столь сложного феномена молодежной культуры как потребление приводит к ее маргинализации и увеличению естественного разрыва в коммуникации между молодежью и взрослыми.
4 По результатам исследования[1] Центра молодежных исследований НИУ ВШЭ Санкт- Петербург одной из реакций молодежи на кризис стала расширение идейной и практической поддержки антикапиталистических настроений. По результатам исследования[1] Центра молодежных исследований НИУ ВШЭ Санкт- Петербург одной из реакций молодежи на кризис стала расширение идейной и практической поддержки антикапиталистических настроений.[1] это является закономерным итогом рефлексии молодежью социальано- экономического положения в стране, пережившей/переживающей кризис. это является закономерным итогом рефлексии молодежью социальано- экономического положения в стране, пережившей/переживающей кризис. [1] «Поколение R. Молодежь и экономический спад в сравнительной европейской перспективе» грант ЦФИ ГУ-ВШЭ, Руководитель Е. Омельченко [1] «Поколение R. Молодежь и экономический спад в сравнительной европейской перспективе» грант ЦФИ ГУ-ВШЭ, Руководитель Е. Омельченко [1]
5 антикапиталистические настроения находят отражение в формировании и продвижении пространств свободных от коммерциализации, основанных на идее безденежных отношений. антикапиталистические настроения находят отражение в формировании и продвижении пространств свободных от коммерциализации, основанных на идее безденежных отношений.
6 Потребительские стратегии в молодежной среде в докладе будут рассмотрены на примере некоторых практик безденежного потребления: автостопа, дарения, коучсерфинга, фри маркетов и фриганства. Потребительские стратегии в молодежной среде в докладе будут рассмотрены на примере некоторых практик безденежного потребления: автостопа, дарения, коучсерфинга, фри маркетов и фриганства. И практик ненормативного потребления(немедицинское употребление наркотиков) И практик ненормативного потребления(немедицинское употребление наркотиков)
7 Потребление в молодежной среде становится основанием для конструирования идентичности путем включения в определенные потребительские практики, которые реализуются в рамках индивидуальной стратегии, формируя уникальность индивидуальной биографии. Потребление в молодежной среде становится основанием для конструирования идентичности путем включения в определенные потребительские практики, которые реализуются в рамках индивидуальной стратегии, формируя уникальность индивидуальной биографии.
8 Уникальность биографии представляется в качестве набора самопрезентаций и публичных артикуляций идентичностей. Уникальность биографии представляется в качестве набора самопрезентаций и публичных артикуляций идентичностей.
9 БЕЗДЕНЕЖНОЕ ПОТРЕБЛЕНИЕ в начале 1990-х годов практики в среде молодых россиян получили широкое распространение в форме автостопа - бесплатного передвижения по России и странам ближнего и дальнего зарубежья на попутном транспорте с согласия водителя. в начале 1990-х годов практики в среде молодых россиян получили широкое распространение в форме автостопа - бесплатного передвижения по России и странам ближнего и дальнего зарубежья на попутном транспорте с согласия водителя.
11 популярность автостопа объясняется отсутствием влияния материального достатка путешественника на саму возможность совершения поездки. популярность автостопа объясняется отсутствием влияния материального достатка путешественника на саму возможность совершения поездки. молодежь реагировала на формирующиеся и все увеличивающийся разрыв между материально-обеспеченными и материально- ограниченными социальными группами, символически нивелируя это различие. молодежь реагировала на формирующиеся и все увеличивающийся разрыв между материально-обеспеченными и материально- ограниченными социальными группами, символически нивелируя это различие.
12 развитие всемирной сети привело в 2000-х к образованию нового типа безденежных отношений - дарению, которое воплотилось в Интернет- пространствах, предоставляющих возможность избавиться от «излишков» потребления развитие всемирной сети привело в 2000-х к образованию нового типа безденежных отношений - дарению, которое воплотилось в Интернет- пространствах, предоставляющих возможность избавиться от «излишков» потребления
14 сайты «Отдам даром» ( ЖЖ- сообщество «Отдам даром в Санкт- Петербурге» ( форум «Отдам так» ( группа ВКонтакте «Отдам даром, только даром и ничего кроме даром» ( сайты «Отдам даром» ( ЖЖ- сообщество «Отдам даром в Санкт- Петербурге» ( форум «Отдам так» ( группа ВКонтакте «Отдам даром, только даром и ничего кроме даром» (
15 Практики в этих Интернет- пространствах основываются на представлении об обществе перепотребления, на которое потребитель может оказывать серьезное влияние посредством некоммерческого перераспределения ресурсов от менее нуждающихся более нуждающимся пользователям Интернета. Практики в этих Интернет- пространствах основываются на представлении об обществе перепотребления, на которое потребитель может оказывать серьезное влияние посредством некоммерческого перераспределения ресурсов от менее нуждающихся более нуждающимся пользователям Интернета.
16 Коучсерфинг. «Сервисы обмена гостеприимством» (HospitalityClub.org, CouchSurfing.com, GlobalFreeLoaders.com, Place2stay.net) дают возможность бесплатно пожить в разных странах, а так же пригласить к себе в гости человека из другой страны. Коучсерфинг. «Сервисы обмена гостеприимством» (HospitalityClub.org, CouchSurfing.com, GlobalFreeLoaders.com, Place2stay.net) дают возможность бесплатно пожить в разных странах, а так же пригласить к себе в гости человека из другой страны.
18 формирование подобного рода реально- виртуальных сообществ и участие в перераспределении является символической реакцией на осознание невозможности воздействовать непосредственно на производство, продажу и перепродажу товаров/услуг. формирование подобного рода реально- виртуальных сообществ и участие в перераспределении является символической реакцией на осознание невозможности воздействовать непосредственно на производство, продажу и перепродажу товаров/услуг.
19 Фри маркеты. Стали появляться в столичных городах в конце 2000-х., а благодаря Интернету и инициативности организаторов этих встреч с большим или меньшим успехом распространяются в других городах. Фри маркеты. Стали появляться в столичных городах в конце 2000-х., а благодаря Интернету и инициативности организаторов этих встреч с большим или меньшим успехом распространяются в других городах.
21 Фри маркет организуется как событие, на которое может прийти любой желающий, если он обладает информацией о месте и времени проведения. Фри маркет организуется как событие, на которое может прийти любой желающий, если он обладает информацией о месте и времени проведения. проходит в клубе и включает в себя кроме работы бесплатного рынка музыкальное сопровождение ди-джея, угощение чаем, сбор пожертвований и от случая к случаю показ фильма проходит в клубе и включает в себя кроме работы бесплатного рынка музыкальное сопровождение ди-джея, угощение чаем, сбор пожертвований и от случая к случаю показ фильма
22 На данный момент фри маркеты согласно сообществам в социальной сети «ВКонтакте» проводятся в Москве, Санкт-Петербурге, Ярославле, Уфе, Перьми, Тольятти, Кирове.
23 Особенности фри маркета Первое: совмещение разного рода безденежных отношений (буккросинг, приобретение и дарение вещей, навыков и умений (если услуги признаются бесполезными/неинтересными ими просто никто не воспользуется)), свободных от каких бы то ни было условий участия. Первое: совмещение разного рода безденежных отношений (буккросинг, приобретение и дарение вещей, навыков и умений (если услуги признаются бесполезными/неинтересными ими просто никто не воспользуется)), свободных от каких бы то ни было условий участия. Это в свою очередь влияет на создание особой формы потребительской практики, в которой свобода выбора ограничивается вкусом, потребностями и представленным ассортиментом. Это в свою очередь влияет на создание особой формы потребительской практики, в которой свобода выбора ограничивается вкусом, потребностями и представленным ассортиментом.
24 Культурное потребление в среде молодежи особенно начинает играть как никогда важную роль. Включение в культурное производство является свободным пространством самовыражения: стихи, песни, музыка, участие в арт-проектах и их организация и так далее. Культурное потребление в среде молодежи особенно начинает играть как никогда важную роль. Включение в культурное производство является свободным пространством самовыражения: стихи, песни, музыка, участие в арт-проектах и их организация и так далее.
25 Вместе с тем все эти творческие формы способствуют созданию множества самых разнообразных статусных позиций, размывающих жесткую сегрегацию и разделение внутри молодежных сообществ на более и менее успешных, в доминирующем дискурсе определяемых, прежде всего, через материальный достаток и высокий социальный статус. Вместе с тем все эти творческие формы способствуют созданию множества самых разнообразных статусных позиций, размывающих жесткую сегрегацию и разделение внутри молодежных сообществ на более и менее успешных, в доминирующем дискурсе определяемых, прежде всего, через материальный достаток и высокий социальный статус.
26 последствием проведения фри маркета как культурного события становится демаргинализация практик безденежного потребления. последствием проведения фри маркета как культурного события становится демаргинализация практик безденежного потребления. речь идет о символическом перекодировании чужой, ношеной вещи, приобретение которой противоречит основной идее доминирующего дискурса потребления. речь идет о символическом перекодировании чужой, ношеной вещи, приобретение которой противоречит основной идее доминирующего дискурса потребления.
27 фриганы - люди, добывающие себе еду, книги, бытовую технику, одежду и косметику в мусорных баках, фриганы - люди, добывающие себе еду, книги, бытовую технику, одежду и косметику в мусорных баках, во-первых, могут себе это позволить, во-первых, могут себе это позволить, во-вторых, тем самым выражают протест против сложившейся экономической системы, целью которой является высокий доход, а результатом расточительство. во-вторых, тем самым выражают протест против сложившейся экономической системы, целью которой является высокий доход, а результатом расточительство.
35 Ненормативное потребление употребление наркотиков в немедицинских целях и их распространение, употребление алкоголя несовершеннолетними – нарушение закона при условии их незафиксированности.
36 Важно подчеркнуть, что ненормативное потребление рассматривается не как событие, а один из равноценных и равновозможных вариантов времяпрепровождения в ряду прочих.
37 В ситуации ненормативного потребления ключевым становится выбор критерия успеха для оценки позиции 1. Умения ограничивать себя в ситуации «выхода из под контроля» 2. Правильного самоконтроля 3. Личной позиции по поводу самоограничения
38 На первый план в безденежном и ненормативном потреблении выходят специфические компетенции На первый план в безденежном и ненормативном потреблении выходят специфические компетенции Вокруг и относительно этих компетенций выстаиваются реальные и символические иерархии, успешные позиции Вокруг и относительно этих компетенций выстаиваются реальные и символические иерархии, успешные позиции
39 В этих непростых условиях представители молодежи конструируют свои идентичности, совмещая различные формы денежного, безденежного и ненормавного потребления
40 Таким образом, уникальность индивидуальной биографии в условиях множества выборов создаются потребительскими стратегиями включающими в себя компетенции, формы потребления, стили внутри каждой из форм и их смешение. Таким образом, уникальность индивидуальной биографии в условиях множества выборов создаются потребительскими стратегиями включающими в себя компетенции, формы потребления, стили внутри каждой из форм и их смешение.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.