Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемmetodist.edu54.ru
1 Главная цель регионального компонента в общеобразовательных учреждениях - социализация личности Диалог культур сибирских этносов продолжается и до настоящего времени Представленный материал способствует воспитанию национальных чувств и право каждого народа на развитие его языка и культуры.
3 Сибирские татары-кто они? Составьте кластер и укажите слова-ассоциации к названию сибирские татары
5 И. Фишер –участник Камчатской экспедиции г. Сведения о народах Сибири оставили путешественники Л. Ланге - участник русско-китайской экспедиции гг. Д.Белл-участник русско-китайской экспедиции гг.
6 Вознесенское городище. В Венгеровском районе Новосибирской области на левом берегу р.Оми напротив с.Вознесенка расположен археологический памятник Вознесенское городище В нем обнаружено значительное количество изделий из керамики, кости (наконечники стрел),керамические пряслица, Большой интерес представляет обнаружение фрагмента керамической фигуры идола. Памятник датируется н.э.,принадлежал барабинским татарам.
7 Вознесенское городище
9 Фигурка идола из Вознесенского городища.
10 Курганный могильник Малый Чуланкуль-1 расположен в Венгеровском районе Новосибирской обл.(Памятник вв.относится к барабинским татарам ) В курганном могильнике Малый Чуланкуль обнаружены захоронения взрослых и детей.Все умершие завернуты в берестяные чехлы Особый интерес представляет погребение женщины лет Над основным погребением обнаружены скелеты ещё четырёх человек –трёх мужчин и женщины причём два из этих погребённых были обнаружены в зеркально симметричных позах.
11 Топонимика края Многие названия рек и населённых пунктов нашего края происходят от тюркских слов Тара Кыштовка Майзас Сузун Чаны
12 Кыштовка- от тюрского кыштад –зимовка,место где зимуют. Тара – река,от тюркского тар- узкий. Сузун- река,от тюркского Сузылга –растянувшаяся,т.е.длинная река Майзас – от тюркского май-масло и саз-болото т.е. маслянистое болото. Чаны –озеро,от тюркского чан-большой сосуд.
13 Сибирские татары состоят из трех разнообразных этнических групп – томских, барабинских и тоболо – иртышских татар.В наиболее общем виде этногенез сибирских татар представляется как процесс смешения угорских,самодийских,тюркских и отчасти монгольских племён и народностей. Угорскими народами являются венгры, манси, ханты считается что они приняли участие в формировании барабинских и тоболо-иртышских татар Сохранилось 4 народа,говорящих на самодийских языках: нгасаны, ненцы, энцы, и селькупы когда-то их были больше и жили они гораздо южнее
14 Тюркские компоненты в составе сибирских татар представлены кыпчаками и поволжско- приуральскими татарами и т.д.В итоге в общности сибирских татар выявлены более 2-х десятков компонентов, связывающих сибирских татар родственными узами почти с 30 народами нашей страны.
15 Занятия. Традиционными занятиями сибирских татар являлись земледелие. У некоторых групп оно существовало и до прихода русских. В южной части региона выращивали пшеницу, рожь, овёс, просо. У барабинских татар в хозяйстве большую роль играло озёрное рыболовство, а у северных групп тоболо-иртышских и барабинских татар - речное рыболовство и охота. Скотоводство было возможно на лесостепных участках, а так же на богатых разнотравьем солонцах в степи. Разводили крупный рогатый скот и лошадей. Из ремёсел были распространены кожевенное дело, изготовление верёвок из липового лыка, вязание сетей, плетение коробов из ивовых прутьев, изготовление берестяной и деревянной посуды, телег, лодок, саней, лыж. Сибирские татары занимались торговлей, отхожими промыслами (работы по найму в сельском хозяйстве, на казённых лесных дачах, лесопильных и других заводах), извозом - перевозкой купеческих грузов на своих лошадях.
16 Ткацкий станок
17 Самопрялка
18 Одежда сибирских татар Женский камзол имел покрой, аналогичный с мужским. Он отличался лишь тем, что расширения к подолу было больше, чем в мужском камзоле. Женский камзол большей частью шился с рукавами, с прямым стоячим воротником, застегивался он на 4-5 пуговиц, но татарки часто носили и камзолы- безрукавки (енгсес камсул). Пожилые женщины обычно носили камзолы длиной ниже колен, молодежь носила камзолы несколько короче. Камзол - одежда, которую татарки носили постоянно..
20 Камзол
21 Платье
23 Виды обуви Наиболее распространенным видом мужской обуви были кожаные сапоги, которые носились постоянно, за исключением зимних месяцев. Они носились с портянками (аякцу, аяк цолгавы) или с шерстяными носками. Традиционной мужской обувью татар, обитавших в северных лесных и болотистых районах, были болотные сапоги (царык). Царык - это кожаная обувь с мягкими подошвами и голенищами, доходившими до колен. Сибирские татары и бухарцы региона издавна носили ичиги (ату), полусапожки, шитые из бараньей или козлиной кожи, с мягкой подошвой.
25 Мужские головные уборы Основным мужским головным убором сибирских татар, как и казанских татар- мусульман, была тюбетейка.тюбетейка
26 Тюбетейки
27 Кама бурек(шапка) Полусферическая шапка, опушенная мехом, татарами называлась кама бурек, букв. - шапка из выдры..
28 Женские головные уборы Основным женским головным убором служил платок. Татарки никогда не выходили на улицу с непокрытой головой. В холодное время женщины и девушки поверх легкого платка покрывали голову байковой или шерстяной шалью (калын шаль) фабричного производства, обычно коричневого или серого цвета, носили также шерстяные и пуховые шали собственной ручной вязки. К женским праздничным головным уборам сибирских татарок относились разные колпаки (калвак, калфак)калфак
29 Калфак
30 Украшения К металлическим украшениям относились браслеты (белэлек). Наиболее распространенным типом браслета был сплошной, сделанный из одной пластинки. Браслеты носили женщины всех социальных слоев. Изготовлялись они в основном из низкопробного серебра. Ширина браслетов достигала 2-3 см.. К женским украшениям относились накосники из просверленных серебряных монет, разнообразные серьги (сыр-га ), ожерелья (муенцак).белэлек
31 Белэклек Браслет
32 Ожерелье
33 Жилище Свои селения сибирские татары называли аулами и юртами, Татарские деревни обычно располагались около рек или озёр.. Как правило дома были деревянные, но в отдельных сёлах были построены из кирпича. В XVII в. в качестве жилищ у сибирских татар бытовали землянки и полуземлянки. Так же были известны наземные срубные постройки, глинобитные, дерновые и кирпичные жилища. В XVII - XVIII вв. срубные юрты были низкими, имели небольшие двери, в которые пролезали на корточках. Окон не делали, а дневной свет проникал через отверстие в плоской земляной крыше. Позднее стали строить дома по русским образцам. Некоторые имели двухэтажные срубные дома, а в городах зажиточные купцы и промышленники каменные дома.
34 Одежда и украшения сибирских татар
35 Интерьер дома В интерьере домов сибирских татар в каждой группе были свои особенности, но в обстановке большинства жилищ центральное место занимали нары, покрытые коврами, войлоком, уставленные по краям сундуками и постельными принадлежностями. Нары заменяли всю необходимую мебель. Так же в домах были столики на очень низких ножках, полки для посуды. Лишь у богатых татар встречалась и другая мебель, например шкафы и стулья.
37 Духовная культура Распространение мусульманства в Сибири началось ещё в14 в. выходцами из Средней Азии Широкое распространение мусульманства приходится на XVIII век. Религиозный центр татар-мусульман находится в г. Уфа. Духовное управление мусульман европейской части страны и Сибири существует с 1789 года. Из мусульманских праздников в Сибири наиболее широкое распространение имеют ураза, рамазан и курбан- байрам. Некоторая часть татар после прихода русских приняла христианство (православие), но таковые татары, как правило отрывались от своей этнической среды, подпадая под ассимиляцию со стороны русского населения. В некоторых деревнях сибирских татар ещё во второй половине XIX века действовали служители древних языческих культов. Среди части барабинских и томских татар вплоть до 1920-х годов, встречались шаманы, которые лечили больных и камлали во время жертвоприношений, используя свой основной атрибут - бубен и колотушку в виде лопатки. При камлании шаманы надевали специальную одежду, сшитую из шкур, голову венчали короной. Обряд камлания мог проходить как в доме, так и около костра. Шаманами могли быть и мужчины, и женщины.
38 Верования Довольно глубоко в сознании сибирских татар сохранялась вера в духов-хозяев различных природных и хозяйственных объектов. Верили в лесного духа урман худжасе (хозяин тайги), который представлялся в образе чёрного всадника на чёрном коне. Некоторые татары называли лесного духа шурале. С этим термином связаны были представления о человеке фантастического облика - с длинными когтями на руках и ногах, с рогами на голове. Домовой (ий иясе, ийл хужа) в представлениях сибирских татар, был духом-покровителем живущих в доме. Он мог показываться в образе старика, девочки или девушки с жёлтыми (золотыми) волосами, чёрной кошки, коровы или других животных. Злые духи чаще всего олицетворялись в образе духов-женщин и духов-животных. Злой дух (убыр) мог вселиться и в обыкновенную женщину, а после её смерти выходить из могилы и мешать людям. Представления о душах человека в начале XX века в целом не выходили за рамки мусульманских верований: душа раван-джан, олицетворявшая жизненную силу человека (она умирает вместе со смертью её носителя) и душа арвах - собственно душа покойника. Из домусульманских представлений сохранились лишь сведения о душах- привидениях покойников, выходящих по ночам из могил. Считалось, что кладбища заселены группами таких духов, называвшихся обырлар или убэрлар.
39 Уже в начале XX века шаманство стало исчезающим явлением. Шаманы камлали лишь по особым приглашениям, тайно, без бубна и колотушки, без специальной одежде. Верховное божество, правящее миром у сибирских татар, обозначалось терминами тангри и кудай. Среди части татар сохранилась вера в духов-идолов. Идола делали из берёзового дерева и ставили в лесу. Деревянные идолы небольших размеров помещались в дуплах деревьев. Они считались как бы общедеревенскими. Во многих семьях держали кукол, считавшихся духами-помощниками, хранителями семейного благополучия. Делались такие куклы из разных материалов - дерева, глины, соломы, кожи, но главным образом, из тканей. Лица им рисовали или вырезали на дереве, затем одевали в специально сшитые длинные рубахи. Женские фигуры подвязывали платочками и поясами. Некоторые ставили кукол по несколько штук в доме на окно, другие - в углу на полке, в корзинах, ящиках или специальных маленьких домиках в подполье, а чаще на чердаке.
40 Пища сибирских татар В пище сибирские татар преобладали мясомолочные продукты. Молочные продукты: сливки (каймак), масло (май), творог разных видов (эремцек, эцэгей), сыр (курт), особый вид простокваши (катык), напиток айран. Ели мясо всех домашних животных и птиц, кроме свинины, из диких животных - зайчатину и лосятину. Из конского мяса делали колбасы (казы), в том числе и копчёные. Кроме того, вялили мясо. Варили супы: мясной - шурпа, пшённый - тарык урэ, перловый - куцэ урэ, рисовый - корец урэ, рыбный суп, мучные супы из лапши, жидкого теста и поджаренной на масле муки. Употребляли каши, талкан - блюдо из молотых зёрен ячменя и овса, разведённых в воде или молоке. Из мучных блюд татары готовили лепёшки - пэтер, пшеничный и ржаной хлеб, баурсаки - крупные, жаренные в масле кусочки из сдобного теста и другой вид баурсаков - сансу - жаренные в масле длинные ленты теста, пироги с различными начинками, блюда наподобие блинов - коймак, халву - алюва. Наиболее распространёнными напитками были чай, айран, частично кумыс, некоторые виды шербета.
42 Праздник Сабантуй в Кыштовском районе 2007г.
43 Борьба-куреш
46 Выводы Сибирские татары называют себя сибиртар или сибиртатарлар. В России их проживает около 190 тысяч человек. Ещё около 20 тысяч человек живут в Казахстане и некоторых странах Средней Азии. Среди сибирских татар выделяются следующие этнические группы: - тоболо-иртышские - барабинские и томские В антропологическом плане татары крайне неоднородны. Часть сибирских татар по физическому облику приближается к южносибирскому типу большой монголоидной расы. Этногенез сибирских татар представляется как процесс смешения угорских, самодийских, тюркских и отчасти монгольских племён и народностей.Однако, основное ядро составили тюркские племена. Сибирские татары расселены в основном в средней и южной частях Западной Сибири от Урала и почти до Енисея. Селения их разбросаны среди русских деревень. Значительные группы татар живут в городах Тюмени, Тобольске, Омске, Таре, Новосибирске, Томске и др. История сибирских татар представлена рядом исторических источников, которые говорят о разнообразии жизни сибирских татар. На современном этапе сохраняется культура,возрождаются мечети,религиозные праздники, но дискуссионным остается вопрос истории татар как этноса.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.