Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемdownload.intuit.ru
1 Учебный курс Экономическая теория фирмы Лекция 4 Структурно-функциональный анализ деятельности предприятия доктор экономических наук Пресняков Василий Федорович
2 2 Аспекты исполнения этой функции: культура; политика; экономика; технология; труд; размещение. Основная функция предприятия - удовлетворение запросов потребителей.
3 3 Процессы на предприятии социально-психологические; управленческие; операционные.
4 4 Процессы на предприятии Социально-психологические процессы в организации означают реализацию на уровне каждого индивида привычно переживаемого им состояния причастности, принадлежности и включенности в деятельность предприятия. Управленческие процессы выстраивают действий людей в систему, т.е. приводят к сознательной координации их действий для достижения поставленных целей. Операционные процессы – это процессы выполнения технологизированных инструментальных действий, результатом которых становятся объекты или состояния, принимаемые за реализацию принятых целей. продолжение
5 5 Матрица структурно- функциональны взаимосвязей процессов на предприятии Аспекты деятельности Процессы Социально- психологиче- ские Управленче- ские Операционные культурнаяДоверие (репутация) Восприимчивос ть нового (тип развития) Взаимопониман ие (язык) политическаяЛояльность (цели участников) Координация (права и обязанности) Открытость (доступность информации)
6 6 Матрица структурно- функциональны взаимосвязей процессов на предприятии Аспекты деятельности Процессы Социально- психологиче- ские Управленче- ские Операционные хозяйственнаяИмущественны е отношения (вознагражде- ние за участие) Стимулировани е (мотивации) Учет (активы) технологиче- ская Взаимодейст- вия с другими участниками (роли) Коммуникации (информация) Реинжениринг (бизнес- процессы) продолжение
7 7 Матрица структурно- функциональны взаимосвязей процессов на предприятии Аспекты деятельности Процессы Социально- психологиче- ские Управленче- ские Операционные кадроваяСоучастие в деятельности (профпригод- ность) Профессиональ ная подготовка (компетенция) Интенсивность труда (здоровье) среда обитанияПричастность к деятельности (расселение участников) Интеграция деятельности (размещение производства) Загрязнение среды (окружающая среда) продолжение
8 8 Аспектный анализ внедрения ИКТ на предприятие Культурный аспект ДОВЕРИЕ Анонимность и обезличеность отношений, возникающих в экономических трансакциях при использовании ИКТ, позволяет их участникам принимать решения и предпринимать действия, затрагивающие позиции и интересы других лиц, групп и организаций, на которые они, возможно, не пошли бы, если бы для этого требовалось вступать в личные контакты. Как следствие, возникает опасность утраты доверительных отношений между ними.
9 9 Культурный аспект ВОСПРИИМЧИВОСТЬ НОВОГО Развитие ИКТ оказывает существенное влияние на характер взаимодействия между воспроизводственными и инновационными аспектами жизнедеятельности организации, рутинизируя и алгоритмизируя управление воспроизводственными процессами, расширяет возможности уделять больше времени и сил новым направлениям деятельности предприятия. ИКТ позволяют структурно сформировать поле инновационного выбора для дальнейшего развития организации. продолжение
10 10 Культурный аспект ВЗАИМОПОНИМАНИЕ Профессионально-языковая сегментация – процесс разделения широких профессиональных групп (инженеров, экономистов, юристов и т.п.) на более узкие, специализированные, объединенные общим пониманием своих служебных («отдельских») задач в организациях, порождает у членов таких внутренних групп своего рода «синдром монополиста» в области их конкретной деятельности. продолжение
11 11 Культурный аспект Одним из его проявления профессионально-языковая сегментация - разделяемое участниками группы требование лояльности в первую очередь к ее интересам, зачастую в ущерб интересам всего предприятия. В такой группе формируется своя система ценностей, свой язык, свои образы окружающей действительности и происходит профессионально- языковая самоидентификация индивидов. Все это затрудняет общение и сотрудничество между группами. продолжение
12 12 Культурный аспект Главное предназначение подразделения ИКТ – создавать интегрирующий механизм организации, который с помощью технических средств и языка обеспечивает бесперебойный информационный обмен между всеми подразделениями в интересах решения ими общих задач. продолжение
13 13 Политический аспект ЛОЯЛЬНОСТЬ В последние десятилетия в развитых странах все большую часть рабочей силы составляют работники умственного труда. Так как средства устрашения (страх экономических лишений, потери работы, административных санкций, судебных и полицейских преследований), которые так долго занимали весомое место в управлении работниками физического труда менее эффективны в отношении работников умственного труда, управление ими и их интеллектуальной деятельностью должно опираться не на жесткие запреты, правила и инструкции, а на выработку правильной политики и практики управления; оно должно быть нацелено в будущее. Его предметом являются возможности, а не только текущие проблемы.
14 14 Политический аспект Именно в этом состоит менеджерский тип управления фирмой. Отличительной особенностью менеджмента как совокупности управленческих функций является координация или даже гармонизация целей и интересов участников деятельности в ее целостности. ИКТ создают возможности более полного учета интересов участников. продолжение
15 15 Политический аспект КООРДИНАЦИЯ В мире электронного бизнеса у индивидов появляются права и возрастающая ответственность за поддержание отношений с физическими лицами и организациями, которые участвуют в деятельности предприятия. В реальных условиях современного бизнеса перед фирмами встала проблема оптимального реагирования на процессы, находящиеся вне сферы их непосредственного контроля. Эти изменения влекут за собой пересмотр прав и обязанностей участников деятельности предприятия, прежде всего в направлении перехода на процессное управление. продолжение
16 16 Политический аспект Следствие - повсеместно интерес к созданию адаптивных организационных структур и систем управления, способных своевременно отслеживать сигналы из разных точек и уровней экономической системы от микропроцессов типа потребительского поведения отдельных хозяйствующих субъектов до перспективных научно-технических разработок с возможными последствиями революционного характера для мировой экономики. продолжение
17 17 Политический аспект ОТКРЫТОСТЬ ИКТ обладают весьма значительным потенциалом для развития предприятия в направлении открытости и учета интересов всех участников. Наиболее характерное из рыночных несовершенств – монополизация - на предприятии чаще всего проявляется в установлении информационной монополии, позволяющей ограничить информационную базу принятия решений участников, делая их поведение более контролируемым и согласованным с решениями информационного монополиста. продолжение
18 18 Экономический аспект ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ Имущественные отношения возникают на каждом уровне, в каждом взаимодействии между людьми и организациями, в котором используются блага и услуги, а не только в ситуациях деятельности независимых субъектов - носителей прав владения, пользования или распоряжения. ИКТ открывают и повышают роль нефинансовых и неформальных активов в деятельности предприятия. При этом роль финансовых активов становится более пассивной и инструментальной.
19 19 Экономический аспект СТИМУЛИРОВАНИЕ При внедрении ИКТ участники деятельности предприятия часто вынуждены производить серьезную корректировку способов, которые они использовали в работе раньше. Люди должны приводить свою деятельность в соответствие с предопределенными процессами, установленными для достижения максимальной эффективности компьютерных систем. Нужен переход от стимулирования человека как инструмента исполнения должностных обязанностей к стимулированию творческих импульсов, творческого отношения к работе в интересах предприятия. продолжение
20 20 Экономический аспект УЧЕТ В процессах развития предприятия особая роль принадлежит новым знаниям и новым способам доведения результатов производства до потребителей, то есть инновационному фактору. Проявлением этого фактора является рост затрат на создание и использование информации, который сопровождается сокращением удельного веса в себестоимости таких составляющих, как затраты на сырье, материалы и заработную плату производственных рабочих и увеличение удельного веса нефинансовых и нематериальных активов. продолжение
21 21 Технологоический аспект ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ДРУГИМИ УЧАСТНИКАМИ Участники деятельности предприятия выступают в бизнес-процессах не просто как физические субъекты и индивидуальные личности, а как носители и исполнители различных ролей. ИКТ способствуют понижению конфликтности в межролевых отношениях, делая их более формализуемыми и менее уязвимыми со стороны таких факторов, как психологическая несовместимость и идиосинкразия. При внедрении ИКТ-систем необходимо учитывать потенциальное сопротивление его участников тем изменениям, которые вызовет новая технология.
22 22 Технологоический аспект КОММУНИКАЦИИ Прогресс в ИКТ позволяет интенсифицировать информационные обмены между участниками деятельности предприятия, привлекать более широкий спектр информации к решению управленческих задач, что делает возможным анализ задач большей сложности и размерности без их упрощающей декомпозиции на блоки. Традиционные методы были созданы в расчете на контроль выполнения должностных обязанностей, а ключевая концепция сегодня - инновация и скорость обслуживания потребителя. И речь должна идти о создании условий для решения именно этих задач. продолжение
23 23 Технологоический аспект БИЗНЕС-ПРОЦЕСС Внедрение ИКТ изменяет понятие качества бизнес- процессов, через которые реализуется основное предназначение предприятие – производство товаров и услуг для потребителя. Необходимые улучшения могут быть связаны с использованием ИКТ-систем для выполнения рутинных работ, но могут также потребовать изменений самой концепции реализации бизнес-процессов. В последнем случае речь идет о реинжиниринге процессов. Его задача - проанализировать принятые правила выполнения работ и отказаться от некоторых из них в пользу новых способов работы. продолжение
24 24 Кадровый аспект ПРОФПРИГОДНОСТЬ Внедрение ИКТ меняет профессиональную, квалификационную и образовательную структуру занятости. Появление людей, обладающих заметно выраженными предпринимательскими качествами, стремлением к нововведениям, готовностью брать на себя ответственность в ситуациях риска, способностью объединять вокруг себя коллективы единомышленникови усиление их позиций в организации становится главным ее активом, который придает новое качество одной части активов и делает ненужной и даже убыточной другую их часть. Изменение требований к профессиональному составу и специализации участников неизбежно отражается на изменении их личных самооценок и сопричастности к деятельности предприятия. продолжение
25 25 Кадровый аспект ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА Предприятия, внедряющие ИКТ, должны обеспечить соответствие между требованиями новых технологий и уровнем образования персонала, С точки зрения эффективного использования ИКТ основная проблема для предприятия связана с тем, что время, необходимое для успешного обучения персонала работе с ИТ, ограничивает скорость адаптации к современным технологиям. Последние развиваются быстрее, чем происходит обучение работе с ними. продолжение
26 26 Кадровый аспект ИНТЕНСИВНОСТЬ ТРУДА На начальном этапе внедрения ИКТ-система воспринимается большинством участников как эффективное средство повышения продуктивности коллективной и индивидуальной работы, чему способствует резкий рост объемов перерабатываемой информации и количества выполняемых операций. Однако через некоторое время начинают нарастать симптомы недовольства, сначала глухие и неосознанные, затем все более явные. продолжение
27 27 Кадровый аспект Работники, особенно исполнительного звена, по мере утраты ощущения новизны начинают осознавать, что их деятельность стала не только более рутинной, но и более обезличенной, лишающей их даже той очень ограниченной самостоятельности на рабочем месте, которая существовала до внедрения ИКТ. При этом сам ритм человеко-машинной системы требует от сотрудника значительного повышения плотности рабочих усилий сверх привычного для них уровня. продолжение
28 28 Пространственный аспект РАССЕЛЕНИЕ Современные телекоммуникационные технологии избавляют от необходимости учитывать расстояния как фактор выполнения работ. Опасность - размывания организационной среды, ослабления связей между видами деятельности и их участниками.
29 29 Пространственный аспект РАЗМЕЩЕНИЕ Сегодня предприятия не ограничены физическим местоположением для выполнения своей основной функции - производства продуктов и услуг. Использование ИКТ для контроля и координации производственной деятельности за пределами предприятий стало главным фактором в переходе от вертикальной интеграции к поставкам ресурсов и комплектующих извне. продолжение
30 30 Пространственный аспект Новые возможности информационных и коммуникационных технологий, разработка международных стандартов управления коммуникациями и информационным обменом позволили компаниям создать технологические платформы, необходимые для интеграции, рационализации и управления межорганизационными процессами. продолжение
31 31 Пространственный аспект ИНФОРМАЦИОННАЯ ЭКОЛОГИЯ Когда говорят об экологических последствиях внедрения ИКТ на предприятиях и фирмах, часто обращают внимание на сокращение потребления материальных ресурсов, снижении расходов на транспорт, уменьшении выбросов в атмосферу за счет сокращения потребления энергетических ресурсов, переходе на безбумажную технологию. Однако в других источниках подобные выводы подвергаются сомнению. Снижение продуктивности связано с использованием сетей в личных целях. продолжение
32 32 Заключение Внедрение ИКТ неизбежно приводит к радикальным переменам в структурных, функциональных и кадровых характеристиках предприятий путем превращения управления из преимущественно административно-командного осуществления властных полномочий в технологизированный процесс принятия решений.
33 33 Межличностные процессы В межличностных процессах внедрение ИКТ при правильном их использовании помогает существенно снизить напряженность между различными категориями персонала, которая способна втянуть организацию в состояние перманентной внутренней войны с гибельными последствиями. Устранение с помощью ИКТ личного момента в деловых отношениях внутри организации способствует формированию отношений сотрудничества между разными участниками деятельности предприятия.
34 34 Межличностные процессы Исторические данные свидетельствуют о том, что новые виды экономической деятельности и способы их ведения закрепляются в хозяйственной практике только по мере выработки институциональных форм поддержания хозяйственной этики. Выработка институциональных форм защиты участников от недобросовестной практики становится императивным требованием, когда речь идет о внедрении ИКТ. продолжение
35 35 Управленческие процессы В управленческих процессах внедрение ИКТ неизбежно приводит к радикальным переменам в структурных, функциональных и кадровых характеристиках предприятий путем превращения управления из преимущественно административно-командного осуществления властных полномочий в технологизированный процесс принятия решений.
36 36 Операционные процессы язык, обеспечивающий свободный обмен информации между участниками деятельности предприятия без потери и искажения смысла и содержания данных; стандарты информационного обмена; Эффективность ИКТ в операционных процессах требует применения специальных инструментальных средств, повышающих информационные возможности управления. К таким инструментам относятся:
37 37 Операционные процессы современные методы учета, позволяющие управлять не только прямыми, но и косвенными издержками; специальные инструменты, облегчающие работу с информацией на рабочих местах, инструменты защиты информации от несанкционированного доступа к ней и порчи. продолжение
38 38 Влияния ИКТ-систем на предприятие АспектыПоложительный вклад Негативный вклад КультурныйФормирование поля инновационного выбора для развития организации Эрозия этических принципов ведения дел Политический Создание возможностей более полного учета интересов участников Создание условий для информационной монополии
39 39 Влияния ИКТ-систем на предприятие АспектыПоложительный вклад Негативный вклад ЭкономическийСоздание условий для предприниматель ства на рабочих местах Негативный эффект на финансовую эффективность ТехнологическийОбеспечение операционной эффективности трансакций Зависимость от надежности работы ИКТ- систем продолжение
40 40 Влияния ИКТ-систем на предприятие АспектыПоложительный вклад Негативный вклад КадровыйПовышение творческого начала в работе Повышение нагрузки на участников деятельности ЭкологическийИзбавляют от необходимости учета расстояния как фактора выполнения работ Возможность несанкционирова нного вторжения в сети продолжение
41 41 Обобщенные результаты анализа последствий внедрения ИКТ Положительные результаты могут быть достигнуты благодаря тому, что современные ИКТ способны выполнить роль межорганизационных инфраструктур. Современные инфраструктурные преобразования, связанные с внедрением ИКТ, формируют экономику возможностей, в ходе которых формально-юридические границы организации перестают быть трансакционными препятствиями для налаживания совместной деятельности участников его деятельности внешних и внутренних, вследствие чего открываются такие возможности интеграции, которые недостижимы на основе чисто контрактных связей.
42 42 Обобщенные результаты анализа последствий внедрения ИКТ Отрицательные результаты являются, как правило, следствием возникающие при внедрении ИКТ конфликтов между участниками их внедрения, а в последующем и участниками деятельности предприятия, вовлеченными в их использование. продолжение
43 43 Проблемы становления предприятия новой экономики Аспекты деятельности предприятия Процессы Межличност ные Управленчес кие Операционн ые КультурныйЭтические проблемы при внедрении ИТ Проблемы культурно- ценностной совместимост и инновации воспроизводс твенной среде Проблемы взаимопони мания
44 44 Проблемы становления предприятия новой экономики продолжение Аспекты деятельности предприятия Процессы Межличност ные Управленчес кие Операционн ые ПолитическийПроблемы гармонизаци и целей участников деятель- ности Проблемы перерас- пределения властных полномочий Пробемы преодоления информацио нной монополии отдельных групп на предприятии
45 45 Проблемы становления предприятия новой экономики продолжение Аспекты деятельности предприятия Процессы Межличност ные Управленчес кие Операционн ые Экономиче- ский Проблемы справедли- вого вознаграж- дения Проблемы стимулиро- вания участников Проблемы противодейст- вия повышению роли ИТ со стороны тех групп, которые наиболее тесно связаны с владением традиционным и активами
46 46 Проблемы становления предприятия новой экономики продолжение Аспекты деятельности предприятия Процессы Межличност ные Управленчес кие Операционн ые Технологиче- ский Проблемы, связанные с изменением ролей Проблемы становления новых форм организации бизнес- процессов Проблемы реорганиза- ция бизнес- процессов на предприятии
47 47 Проблемы становления предприятия новой экономики продолжение Аспекты деятельности предприятия Процессы Межличност ные Управленчес кие Операционн ые КадровыйПроблемы восприятия персоналом нововведе- ний Проблемы профессио- нальной подготовки специалис- тов Проблемы, связанные с повышением нагрузки на участников деятель- ности предприятия
48 48 Проблемы становления предприятия новой экономики продолжение Аспекты деятельности предприятия Процессы Межличност ные Управленчес кие Операционн ые Пространстве нный Проблемы личного общения Проблемы выбора формы интеграции производст- ва Проблемы защиты информа- ционной среды от вторжений
49 49 Почему предприятия внедряют ИКТ Во-первых, компьютеризация и ИКТ являются столь же мощными средствами преобразования фундаментальных основ хозяйственной деятельности, какими в свое время были переход к фабричной системе на базе тепловой и затем электрической энергии и машинной технологии Во-вторых, современные инфраструктурные преобразования, связанные с внедрением ИКТ и формированием новой экономики экономики знаний, резко повышают возможности управления, позволяя внедрять и использовать процессы и технологии, прежде недоступные и непосильные для управления.
50 50 Почему предприятия внедряют ИКТ В-третьих, среда оказывает давление на предприятия и вынуждает его соответствовать правилам, требованиям и нормам, принятым в ней. В-четвертых, взаимосвязанность и взаимообусловленность процессов может вызывать как положительные, так и отрицательные последствия таких инноваций, какими бы многообещающими они не выглядели на первый взгляд с точки зрения исполнения его основной функции удовлетворения запросов потребителей. В-пятых, последствия отказа от инвестирования в ИКТ могут превысить всю экономию на хозяйственных ресурсах. продолжение
51 51 Задачи управления в области повышения эффективности внедрения ИТ Аспекты деятель- ности предп- риятия Задачи управления На уровне межличностных процессов – создание механизмов защиты от недобросовестной деловой практики На уровне управленческих процессов – использование современных методов управления На уровне операционных процессов - применение инструментов, повышающих возможности управления Культур- ный Поддержание репутации и защита доверительных отношений Активизация функций стратегиче- ского планирова- ния Создание языка доведения общих задач без потери и искажения смысла и содержания информации
52 52 Задачи управления в области повышения эффективности внедрения ИТ Аспекты деятель- ности предп- риятия Задачи управления На уровне межличностных процессов – создание механизмов защиты от недобросовестной деловой практики На уровне управленческих процессов – использование современных методов управления На уровне операционных процессов - применение инструментов, повышающих возможности управления Полити- ческий Создание механизмов учета интересов разных групп участников деятельности Делегирова- ние полномочий, переход к командной работе Обеспече- ние информа- ционной открытости продолжение
53 53 Задачи управления в области повышения эффективности внедрения ИТ Аспекты деятель- ности предп- риятия Задачи управления На уровне межличностных процессов – создание механизмов защиты от недобросовестной деловой практики На уровне управленческих процессов – использование современных методов управления На уровне операционных процессов - применение инструментов, повышающих возможности управления Экономи- ческий Создание механизмов конфиден- циальности Внедрение методов мотивирования предпринимате льства на рабочих местах Внедрение инструмен- тальных методов учета косвенных издержек продолжение
54 54 Задачи управления в области повышения эффективности внедрения ИТ Аспекты деятель- ности предп- риятия Задачи управления На уровне межличностных процессов – создание механизмов защиты от недобросовестной деловой практики На уровне управленческих процессов – использование современных методов управления На уровне операционных процессов - применение инструментов, повышающих возможности управления Техноло- гический Создание механизмов сбалансированного влияния участников внедрения ИКТ на отбор приоритетов в области развития ИКТ Разработка методов решения задач большой сложности и размерности Реинжени- ринг бизнес- процессов продолжение
55 55 Задачи управления в области повышения эффективности внедрения ИТ Аспекты деятель- ности предп- риятия Задачи управления На уровне межличностных процессов – создание механизмов защиты от недобросовестной деловой практики На уровне управленческих процессов – использование современных методов управления На уровне операционных процессов - применение инструментов, повышающих возможности управления КадровыйВыдвижение людей, обладающих предпринима- тельскими качествами Создание систем постоянного повышения квалифика- ции Создание порталов на рабочих местах продолжение
56 56 Выводы Очевидно, что предлагаемый анализ целесообразно проводить, не только когда речь идет о внедрении ИКТ, но распространить его на любые инновации, создающие новые возможности для хозяйственной деятельности предприятия.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.