Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемnatalia-yakubenko.narod.ru
1 Борис Леонидович Пастернак (1890 – 1960) «И чем случайней, тем вернее Слагаются стихи навзрыд»
2 Эпиграф к уроку: Не я пишу стихи. Они, как повесть, пишут Меня, и жизни ход сопровождает их. Что стих? Обвал снегов. Дохнёт – и с места сдышит. И заново схоронит. Вот что стих. Т.Табидзе, Т.Табидзе, перевод Б.Пастернака перевод Б.Пастернака
3 Анна Ахматова о Борисе Пастернаке: Он награждён каким-то вечным детством, Той щедростью и зоркостью светил, И вся земля была его наследством, А он её со всеми разделил.
4 Современники о внешности Б.Л. Пастернака Он был поразительно красив: с выдающимися скулами и тёмными глазами…(О.Карлайл) Он был поразительно красив: с выдающимися скулами и тёмными глазами…(О.Карлайл) Пастернак похож одновременно на араба и его лошадь.(М.Цветаева) Пастернак похож одновременно на араба и его лошадь.(М.Цветаева) На улицах прохожие часто оглядывались на Борисика, не зная, кто он. Он ведь был очень красив: огромные глаза, пухлые губы, взгляд горделивый и мечтательный, высокий рост, гармоничная походка, звучный голос. (Ю.П.Анненков) На улицах прохожие часто оглядывались на Борисика, не зная, кто он. Он ведь был очень красив: огромные глаза, пухлые губы, взгляд горделивый и мечтательный, высокий рост, гармоничная походка, звучный голос. (Ю.П.Анненков)
6 Гул затих. Я вышел на подмостки. Гул затих. Я вышел на подмостки. Прислонясь к дверному коску, Прислонясь к дверному коску, Я ловлю в далёком отголоске, Я ловлю в далёком отголоске, Что случится на моём веку. Что случится на моём веку. Гул затих. Я вышел на подмостки. Прислонясь к дверному коску, Я ловлю в далёком отголоске, Что случится на моём веку.
7 Три эпохи Б.Л.Пастернака: гг. – занятия философией, участие в кружке А.Белого, окончание университета в 1913 г., первые публикации. Преодоление символизма.
8 – 1930 гг. I фаза.1914 – 1922 гг. Время интенсивного личного творчества. «Близнец в тучах»,Москва, 1914, 21стихотворение. «Поверх барьеров», Москва, 1917, «Центрифуга», 49 стихотворений «Сестра моя – жизнь».Берлин, Петроград, Москва 1922 – 1923, 50 стихотворений. Первая женитьба. Поездка в Германию.
9 «Сестра моя – жизнь»
10 II фаза – 1930 гг. Преодоление Лефа. Падение интенсивности лирического творчества. «Охранная грамота». «Тема и вариации».Москва,Берлин,1923, 63 стихотворения. Стихи разных лет – 1929 – 1931гг., 24 стихотворения.
12 – 1959 гг. I фаза.1931 – 1945 гг. «Второе рождение»,Москва,1932, 27 стихотворений. «На ранних поездах»,1943, 37 стихотворений. Предвоенная пятилетка. Война. Женитьба на Зинаиде Николаевне Нейгауз. Проза.Переводы.Пьесы.
14 Зинаида Николаевна Нейгауз
15 II фаза – 1959 гг. «Когда разгуляется».Париж,1959, 44 стихотворения. 44 стихотворения. Стихотворения Ю. Живаго. Милан, 1957, 25 стихотворений. Последняя любовь – к Ольге Ивинской. Философская лирика. Проза. Переводы.
17 Я жаждал воли и покоя, А годы шли примерно так, Как облако над мастерскою, Где горбился его верстак. Я должен ни единой долькой Не отступиться от лица, Но быть живым, живым и только, Живым и только до конца.
18 Пабло Пикассо: «Художник – вместилище эмоций, которые приходят к нему со всех сторон: с неба, с земли, с клочка бумаги, от очертаний теней, от паутины.» «Художник – вместилище эмоций, которые приходят к нему со всех сторон: с неба, с земли, с клочка бумаги, от очертаний теней, от паутины.»
19 Цель урока: Вчитываясь в стихотворения Пастернака разных лет, определить основные темы и мотивы его лирики, увидеть их динамику и общую эволюцию поэтического мастерства.
20 Анализ раннего стихотворения «Февраль…» 1.Какие образы использует поэт в этом стихотворении? 1.Какие образы использует поэт в этом стихотворении? 2.Какие краски? Звуки? 3.Какие ещё средства художественной выразительности использует автор? 4. Каковы особенности синтаксиса, ритмики, рифмы? 5. О чём это стихотворение?
21 К какой картине ближе «февраль» Б. Л.Пастернака? «Февральская лазурь»«Грачи прилетели» Грабарь И. Саврасов А.К.
22 Вывод: Всё это музыка приближающейся весны: «февральская лазурь», позёмка, холод, мороз, ветер, слёзы, чернила и срывающиеся в лужи грачи. Всё это музыка приближающейся весны: «февральская лазурь», позёмка, холод, мороз, ветер, слёзы, чернила и срывающиеся в лужи грачи. Конкретные реальные внешние образы наполнены метафорическим смыслом. Конкретные реальные внешние образы наполнены метафорическим смыслом. Чувства, ощущения, переживания усиливаются, нарастают, что вызывает у лирического героя способность «слагать стихи», «писать о феврале навзрыд». Чувства, ощущения, переживания усиливаются, нарастают, что вызывает у лирического героя способность «слагать стихи», «писать о феврале навзрыд». Природа и поэзия уравнены.Реальная поэзия поднята до действительности природы. Природа и поэзия уравнены.Реальная поэзия поднята до действительности природы.
23 Галчонком глянет Рождество И разгулявшийся денёк Откроет много из того, Что мне и милой невдомёк. В кашне, ладонью заслонясь, Сквозь фортку крикну детворе: Какое, милые, у нас Тысячелетье на дворе?
24 О поэте и назначении поэзии А.С.Пушкин. Поэт – пророк, который должен «глаголом жечь сердца людей», судьба его драматична. А.С.Пушкин. Поэт – пророк, который должен «глаголом жечь сердца людей», судьба его драматична. М.Ю.Лермонтов. Поэт – «осмеянный» пророк, его голос – «колокол на башне вечевой», он обречён на одиночество. М.Ю.Лермонтов. Поэт – «осмеянный» пророк, его голос – «колокол на башне вечевой», он обречён на одиночество. Н.А.Некрасов. Видел свой долг в служении ь народу, его поэзия – «муза мести и печали». Н.А.Некрасов. Видел свой долг в служении ь народу, его поэзия – «муза мести и печали». А.А.Блок. Поэт считал необходимым «всё сущее вочеловечить, несбывшееся воплотить», принимает жизнь во всём многообразии и приветствует её «звоном щита». А.А.Блок. Поэт считал необходимым «всё сущее вочеловечить, несбывшееся воплотить», принимает жизнь во всём многообразии и приветствует её «звоном щита». А.А.Ахматова. Судьба истинного поэта всегда трагична. А.А.Ахматова. Судьба истинного поэта всегда трагична. О.Э.Мандельштам. Своё назначение видел в том, чтобы «своею кровью» склеить «двух столетий позвонки». О.Э.Мандельштам. Своё назначение видел в том, чтобы «своею кровью» склеить «двух столетий позвонки».
25 «О, знал бы я, что так бывает…» (анализ стихотворения) 1. Что означает слово «дебют»? 2. Какое чувство выражено в первых двух строфах? Чем Оно вызвано? 3.Какое ключевое слово третьей строфы? Какие ассоциации оно вызывает? 4.Объясните значение фразеологизма «турусы на 4.Объясните значение фразеологизма «турусы на колёсах».Какой смысл вкладывает Пастернак в это слово в стихотворении? 5.Что означает слово «искусство» в четвёртой строфе? 6.Что утверждает Пастернак в этом стихотворении?
26 Живопись, Музыка, Философия, Поэзия Больше всего на свете я любил музыку, больше всех в ней – Скрябина…
27 «Высокая болезнь» Стихи о любви: «Свидание» «Свидание» «Любить иных – тяжёлый крест» «Любить иных – тяжёлый крест» «Любимая – жуть! Когда любит поэт» «Любимая – жуть! Когда любит поэт» «Без названия» «Без названия» Б.Л.Пастернак полон восхищения люби- мой женщиной. Она для него идеал, где нет ничего некрасивого, и в то же время загадка, тайна, которую постичь дано немногим.
28 «Любимая – жуть! Когда любит поэт…»(анализ стихотворения) 1.Какое слово вы посчитали бы ключевым в этом стихотворении? Почему? 2.Как представлен мир, в котором поэту «случилось» любить? 3. На что способна любовь поэта? 4.Что такое любовь, судя по этому стихотворению? 5. Как это подчёркнуто формой стиха? 6. Так почему же – «жуть»?
29 Вывод: Любовь – это могучая стихия, неизменно вносящая первозданный хаос в душу человека и в мир, его окружающий. Влюблённый поэт становится богом, творцом всей Вселенной, вопреки правилам, условностям, существующему ходу вещей.
30 Стихотворение «Во всём мне хочется дойти до самой сути…» 1.Какие однокоренные слова и синонимы можно подобрать к слову «суть»? 2.Как это слово усиливает смысл стихотворения? Как уточняет это вторая строфа? 3.В чём особенности значения и построения третьей строфы? 4.Какое значение для этого стихотворения имеет слово «нить»? 5. Какова роль метафоры – тетива «тугого лука»?Какую роль она имеет для этого стихотворения?
31 Вывод: «Дойти до самой сути» - то есть дойти до первоосновы. Поэт – археолог, открывающий «стёршиеся имена», реставратор этих письмен, дающий им второе рождение, возвращающий их новому поколению. Поэт как бы пересотворяет мир, пропустив через себя.
32 «Свеча горела …»
33 Итоги: Лирический герой взрослел вместе Лирический герой взрослел вместе с автором, пришёл к пониманию необходимости постичь сущность явлений. Как художник Пастернак пришёл к мудрости «неслыханной простоты». Как художник Пастернак пришёл к мудрости «неслыханной простоты». Ранние стихи – ощущение разомкнутости, незавершённости, буйства чувств и эмоций. Ранние стихи – ощущение разомкнутости, незавершённости, буйства чувств и эмоций. Поздние стихи – это знак высшей гармонии. Поздние стихи – это знак высшей гармонии.
34 «Быть знаменитым некрасиво…» «Цель творчества – самоотдача…»
35 Спасибо за внимание!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.