Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемшкола-32.рф
2 Что хочу написать? Как написать? Для чего написать? Тема – о чём говорится в тексте. Тема может быть вынесена в название произведения: «Отцы и дети», «Герой нашего времени» и т.д.
3 С темой тесно связана идея текста. Какова главная мысль текста? К чему призывает автор?
4 Стилистическая окраска слова. Слова, имеющие «книжный» характер, используются для создания комического эффекта: «Получив от супруги душевный удар сковородкой, Евгений Петрович тут же капитулировал и смиренно поплёлся сажать огурцы». Использование лексики различной стилистической окраски для усиления экспрессии: «И хочется воскликнуть: «Люди, доколе?! Да когда иссякнет ваше долготерпение и мы ринемся в схватку с хамами, которые попирают наше достоинство?! Не качайте вы горестно головой, а накостыляйте тому, кто толкнул беременную женщину! И наглец своей вакуумно пустой головёнкой сразу поймёт: не надо так себя вести!»»
5 Стилистическая окраска слова. Автор может использовать слова со сниженной окраской для создания колоритного художественного образа: «В кургузеньком пиджачишке, в мятой рубашонке, с какой-то клюкой в руке, он шустро чешет по лугу, чтобы среди травы найти редкое растение, а потом гневно шумит - Да гляньте вы, вахлачьё, это же горицвет! Только не рвите, а то ваши дети не увидят этого чуда! Мы тупо взирали на тоненький стебелёк с золотистой головкой, давили комаров… А спустя много лет поняли: жизнь – это величайшее чудо»
7 Типы текстов Тексты-проблемы. Тексты, в которых говорится о «чём-то»… В них всегда ставится какая-то актуальная общественно- политическая или нравственно- философская проблема, решение которой представляется автору задачей жизненно важной. Тексты-портреты. Тексты, в которых рассказывается о «ком- то»: о какой-то выдающейся личности, которая оставила неизгладимый след в истории, которая оказывает глубокое влияние на духовную жизнь общества.
8 Особенности текста-портрета. Стиль текста: публицистический; (реже - художественный). Тип речи: рассуждение (иногда осложнено элементами описания или повествования). Главная тема: А) рассказ о яркой черте в характере (творчестве, деятельности) выдающейся личности, которая во многом определила место этой личности в мировой культуре; Б) размышления, связанные с осмыслением огромного значения выдающейся личности в духовной жизни общества.
9 Особенности текста-портрета. Главная мысль текста: А) Память о человеке, который посвятил свою жизнь служению высоким целям, никогда не исчезнет из благодарной памяти людей. Б) Великие люди всегда останутся для каждого из нас ярким примером бескорыстного служения правде и красоте.
10 Особенности текста-портрета. Композиция текста: А) рассказывается какой-либо эпизод из жизни великого человека, выявляющий существенную нравственно-психологическую черту его характера; Б) формулируется какой-то тезис, а затем в качестве иллюстрации приводится рассказ о великом человеке. Позиция автора. Как, правило, в тексте ощутим субъективный элемент (автор прямо выражает личное отношение к своему «герою»).
11 Особенности текста-портрета. Художественные средства - Оценочные эпитеты (великий, колоссальный, прекрасный и т.д.), сравнения, метафоры. - Средства интонационно-синтаксической выразительности: повторы, восклицания, обращения и т.д., которые придают тексту лирически-взволнованную интонацию. - Вводные слова, передающие авторскую оценку организующие аргументацию главной мысли.
12 Особенности текста-проблемы. Стиль текста: публицистический; (реже - художественный). Тип речи: рассуждение; рассуждение с элементами повествования; повествование. Основные темы: отношение человека к природе, роль искусства в духовной жизни общества, проблемы нравственного выбора, смысл человеческой жизни, ответственность человека за судьбу мира и т.д.
13 Особенности текста-проблемы. Композиция текста. А) Рассказывается какой-либо случай, затем, используя этот рассказ в качестве иллюстрации, автор формулирует нравственно-психологическую или социальную проблему, которая и является главной темой его высказывания. Б) Текст может представлять собою цепь умозаключений, без использования каких- либо иллюстративных примеров.
14 Особенности текста-проблемы. Средства художественной выразительности. - Лексические повторы. - Характер лексики. - Средства синтаксической выразительности.
16 О чём размышляет автор текста? Почему поднятую проблему автор считает очень важной? О чём пишет автор в самом начале статьи? Какие явления автор считает наиболее опасными? В чём, по мнению автора статьи, суть поднятой проблемы? Чем это опасно для человечества в целом? Какую мысль утверждает автор в конце своей статьи? Почему именно таким образом автор выстраивает свою статью? Какие художественные средства автор использует в своей статье? Какую функцию они выполняют? Какую цель ставил перед собой автор статьи? Смог ли он доказать важность и актуальность поставленной им проблемы?
17 Формы зачина Автор может рассказать какой-то случай, который подтолкнул его к написанию статьи. Начиная подобным образом текст, автор показывает, что актуальность его выступления обусловлена самой действительностью. Типичные варианты таких зачинов: «Однажды я гулял по городскому парку…»; «До сих пор у меня из головы не выходит один случай…»
18 Формы зачина Автор может прямо сформулировать главную тему своего высказывания в форме утвердительного тезиса или вопросов-стимулов. Можно использовать для начала так называемые «смысловые ловушки»: начало текста как будто бы не имеет никакой видимой связи с главной темой.
19 1 Приём «Что делать?» позволяет выразить личностную позицию, показать свою горячую заинтересованность тем, что волнует автора текста. Схема: 1.Сформулируйте проблему, поставленную в тексте. 2.Предложите свои способы решения этой проблемы.
20 Приём «Оппонент». В основной части сочинения можно использовать точку зрения воображаемого оппонента. Если какое- то (пусть даже самое негативное!) явление существует, значит, его существование чем-то оправдывается, кому-то выгодно. Схема. 1.Напишите о том, что очень часто люди не понимают важности поднятой в тексте проблемы. 2.Раскройте логику ваших оппонентов 3.Объясните, чем опасна их слепота.
21 «Отклик». Схема: 1.Указываем на то, что исходный текст нами прочитан и понят. «Прочитав этот текст, начинаешь с новой силой понимать…» «Когда я прочитал этот текст, то подумал о том, что…» 2. Рассказываем о тех чувствах, намерениях, которые возникли в нашей душе под влиянием прочитанного текста.
22 «Цитата» Схема 1.Приводим цитату, которая созвучна главной мысли исходного текста. 2.Комментируем её и делаем переход к исходному тексту.
24 ТЕКСТ Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором. Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны или не согласны с мнением автора. Объясните, почему. Ответ аргументируйте. Объём сочинения - не менее 150 слов.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.