Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемslovesnic.ru
1 Михаил Юрьевич Лермонтов Разработка Павловой Г.В. МОУ «Средняя общеобразовательная школа 22» г. Череповец
2 Зачем я не птица, не ворон степной, Пролетевший сейчас надо мной? Зачем не могу в небесах я парить И одну лишь свободу любить? На запад, на запад помчался бы я. Где цветут моих предков поля, Где в замке пустом, на туманных горах, Их забвенный покоится прах. На древней стене их наследственный щит И заржавленный меч их висит. Я стал бы летать над мечом и щитом, И смахнул бы я пыль с них крылом; И арфы шотландской струну бы задел, И по сводам бы звук полетел; Внимаем одним, и одним пробужден, Как раздался, так смолкнул бы он. Но тщетны мечты, бесполезны мольбы Против строгих законов судьбы. Меж мной и холмами отчизны моей Расстилаются волны морей. Последний потомок отважных бойцов Увядает средь чуждых снегов; Я здесь был рожден, но нездешний душой... О! зачем я не ворон степной?... Желание 1831
3 Род Лермонтовых восходит к средним векам и легендарен в своих истоках, - он начинается с шотландского поэта Томаса Лермонта, прозванного рифмачом или Томасом Стихотворцем из Эрсильдауна. Он представлял собой нечто вроде тогдашнего Нострадамуса, ведуна и прозорливца и предсказал трагическую и неожиданную смерть короля Александра III. Томас предрек союз Шотландии и Англии. Имя пророка - одно из первых в ряду поэтов, прославивших национальный шотландский эпос.
4 Отец его, Юрий Петрович, был бедным пехотным капитаном в отставке. Он окончил Первый кадетский корпус в Петербурге и в гг участвовал в походах за границу во время войн с Францией и Швецией. В 1811г вышел в отставку, но в 1812г вступил офицером в Тульское народное ополчение, был ранен, в 1814г вернулся домой после лечения в госпитале. По словам Сперанского, отец будущего поэта был замечательный красавец, но вместе с тем "пустой", "странный" и даже "худой" человек. Этот отзыв основан на отношениях Лермонтова- отца к теще, Елизавете Алексеевне Арсеньевой, урожденной Столыпиной; но эти отношения не могут быть поставлены в вину Юрию Лермонтову - и так, несомненно, смотрел на них сам Михаил Юрьевич, в течение всей своей жизни не перестававший питать глубокую преданность к отцу, а когда он умер - к его памяти.
5 Красота Юрия Петровича увлекла дочь Арсеньевой, Марию Михайловну, и, несмотря на протест своей родовитой и гордой родни, она стала женой "армейского офицера"; но для ее семьи этот офицер навсегда остался чужим человеком. Мария Михайловна умерла в 1817 г., когда сыну ее не было еще трех лет, но оставила много дорогих образов в воспоминаниях будущего поэта. Сохранился ее альбом, наполненный стихотворениями, отчасти, может быть, ею сочиненными, отчасти переписанными; они свидетельствуют о нежном ее сердце. Впоследствии поэт говорил: "В слезах угасла мать моя"; всю жизнь не мог он забыть, как мать певала над его колыбелью.
7 Это самый ранний портрет Лермонтова – 3-4 -летнего ребёнка,– выполненный неизвестным художником, возможно, крепостным. Малыш изображен во весь рост, в белом платьице. Поскольку мальчик-то был одарённый, то художник показал и его склонности к рисованию: правой рукой ребёнок что-то чертит на грифельной доске, в левой держит полуразвернутый лист бумаги с какими-то зарисовками 14-го октября 1814 года.
8 Этот портрет, как свидетельствует А.М. Меринский, товарищ Лермонтова по Школе юнкеров, Арсеньева заказала в 1834 году, сразу по производству внука в корнеты. А.М. Меринский писал: «Лермонтов был брюнет, с бледно-желтоватым лицом, с черными, как уголь глазами» – Школа гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров
9 Следующий портрет Лермонтова относится к январю – февралю Выполнен он П.Е. Заболотским, учителем живописи Лермонтова, по заказу Е.А. Арсеньевой. Как мы видим, поэт изображен в расстёгнутом ментике с золотыми шнурками. Правду сказать, Заболотский не был крупным мастером, однако портрет, выполненный в реалистической манере, имеет преимущества перед другими и свидетельствует о прекрасном знании художником натуры и дружественном расположении к портретируемому. «Приземистый, маленького ростом, с большой головой и бледным лицом, – пишет Меликов, – он обладал большими карими глазами, сила обаяния которых до сих пор остаётся для меня загадкой. Глаза эти, умные, с чёрными ресницами, делавшими их ещё глубже, производили чарующее впечатление на того, кто бывал симпатичен Лермонтову. Во время вспышек гнева они были ужасны...»
10 Это автопортрет, сделанный самим писателем в том же 1837, но уже на Кавказе, в ссылке, на фоне кавказского пейзажа. На нём мундир Нижегородского драгунского полка: красный воротник, эполеты, газыри, бурка на плече. Акварельный автопортрет, в котором поэт запечатлел собственное представление о себе, выразил свою затаённую думу, печаль и скрытый трагизм, передал душевную мягкость и доброту,– одно из самых значительных явлений лермонтовской иконографии. На обороте картонной подложки наклейка с надписью по-немецки: «Michael Lermontoff Russischer Officier und Dichter von ihm Selbst gemalt» («Михаил Лермонтов, русский офицер и поэт, им самим нарисованный »).
18 «Как я любил, Кавказ мой величавый, Твоих сынов воинственные нравы, Твоих небес прозрачную лазурь И чудный вой мгновенных, громких бурь…»
19 Словарь урока: Элегия- жанр лирической поэзии, стихотворение грустного содержания. Памфлет – злободневное публицистическое произведение, цель и пафос которого- конкретное гражданское, преимущественно социально-политическое, обличение.
20 29 января 1837 года скончался Пушкин, а на другой день Лермонтов, как говориться, проснулся знаменитым, - такой успех имело его стихотворение «Смерть поэта». Эффектные строки действовали на читателя безотказно и мгновенно разлетелись по Петербургу в тысячах списков. «Смерть Поэта»
21 «Смерть Поэта» - не просто стихотворение, написанное в одну ночь под впечатлением убийства первого поэта России, это поступок зрелого гражданина, поступок, предопределивший судьбу двадцатидвухлетнего корнета Мишеля Лермонтова: краткий период славы, Кавказ, война с горцами, нелепая дуэль и смерть, так похожая на трагический конец самого Пушкина.
22 Х. БЕНКЕНДОРФ ДОКЛАДНАЯ ЗАПИСКА О СТИХОТВОРЕНИИ ЛЕРМОНТОВА «СМЕРТЬ ПОЭТА» С РЕЗОЛЮЦИЕЙ НИКОЛАЯ I Я уже имел честь сообщить вашему императорскому величеству, что я послал стихотворение гусарского офицера Лермантова генералу Веймарну, дабы он допросил этого молодого человека и содержал его при Главном штабе без права сноситься с кем-либо извне, покуда власти не решат вопрос о его дальнейшей участи, и о взятии его бумаг как здесь, так и на квартире его в Царском Селе. Вступление к этому сочинению дерзко, а конец бесстыдное вольнодумство, более чем преступное. По словам Лермонтова, эти стихи распространяются в городе одним из его товарищей, которого он не захотел назвать. А. Бенкендорф РЕЗОЛЮЦИЯ НИКОЛАЯ I Приятные стихи, нечего сказать; я послал Веймарна в Царское Село осмотреть бумаги Лермонтова и, буде обнаружатся еще другие подозрительные, наложить на них арест. Пока что я велел старшему медику гвардейского корпуса посетить этого господина и удостовериться, не помешан ли он; а затем мы поступим с ним согласно закону.
23 - Как построено стихотворение, какова его композиция?
24 Стихотворение делится на две смысловые части: в первой говорится о поэте и его убийце, слышится едва сдерживаемые рыдания и глубокая скорбь. Первая часть по жанру напоминает элегию. вторая часть стихотворения по жанру напоминает памфлет.
25 Предельно взволнованной речи в первой части автор добивается использованием следующих выразительных средств: -умолчание, выраженное многоточиями, -восклицания, -риторические вопросы, -лексический повтор слова «убит».
26 Всё стихотворение построено на основе антитезы, поэтому всё художественные средства тоже подчинены этому приёму. Определите, какие же силы противопоставлены в пространстве стихотворения?
27 Поэт противопоставлен убийце и светскому обществу, толпе.
28 Поэт Убийца, общество - «невольник чести» - «хладнокровный» -«гордой головой» - «пустое сердце» - «свободный, смелый дар» - «дерзкий» - «как светоч» - «свет завистливый и душный» - «дивный гений» - «клеветникам ничтожным» -«торжественный венок» - «жадная толпа» - «сердце вольное» - «надменные потомки - «наша слава» - «Свободы, Гения и Славы палачи» - «чёрная кровь» - «наперсники разврата»
29 Вывод: В пространстве стихотворения противопоставлены две силы: сам Поэт, названный «дивным гением» с сердцем вольным, пламенными страстями и «гордой головой», который олицетворяет одарённые и независимые натуры, и т о л п а, основные свойства которой бездуховность, корыстолюбие, раболепство, а сам убийца – часть этой толпы. Неудивительно, что «вольное сердце « Поэта, его «пламенные страсти» вызывали у толпы раздражение и зависть, ведь облик Гения – это зеркало падения посредственности.
30 Последние 16 строк, дописанные Лермонтовым позднее усиливают обличительный пафос стихотворения
31 Из воспоминаний Александра Матвеевича Меринского: « Через несколько дней после дуэли и смерти Пушкина Лермонтов написал стихотворение «Смерть Поэта», заключив его стихом «И на устах его печать!». Оно разошлось по городу. Вскоре после того заехал к нему один из его родственников, из высшего круга, у них завязался разговор об истории Дантеса с Пушкиным, которая в то время занимала весь Петербург. Господин это держал сторону партии, обвинявшей во всём поэта и оправдывавшей Дантеса. Лермонтов спорил, горячился, и когда тот уехал, он, взволнованный, тотчас же написал прибавление к стихотворению… Стихи эти пошли по рукам». Эти последние 16 строк, действительно, имели мощный общественный резонанс, так как прямо указывали на виновников трагедии. Именно поэтому вторую часть стихотворения можно считать памфлетом.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.