Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемoksa-shabanova.narod.ru
1 Реализация представления об огне в фольклоре русского народа Выполнила : Кялунзига Любовь,9 класс МОУ СОШ с. Сергеевка
2 Цель моей работы: Выяснить: в каких образах фольклора нашло отражение поклонения огню. Какие обряды связаны с огнём.
3 В русских сказках мотив огня мы находим в образах Змея Горыныча и печки. Рассмотрим их своеобразие
4 МНОГОГОЛОВОЕ страшилище, змей- огненно- крылатое существо. Когда он летит, над землёй поднимается сильная буря. Летит лютый змей навстречу герою, огнём палит, смертью грозит. Тут змей испустил из себя пламя огненное, хочет сжечь царевен. «Я твоё царство огнём сожгу, пеплом развею,»-ГРОЗИТ ЗМЕЙ. Горыныч- общеславянское слово. «Гора» в своё время обозначало не горы, а лес. Этот же смысл имеет слово гора и в языках, родственных славянским. Следовательно, Горыныч могло иметь и смысл лесной, от леса, дерква происходящий..
5 А.Н. Афанасьев писал: «Наши сказочные змеи носят название Горынычей, т.е.буквально принимаются за «детей горы». Огонь добывался трением дерево о дерево. Дерево шло на топливо. «Горыныч» могло означать и огонь, возникший в результате грозового удара в лесное дерево
6 Если змей- огонь, то нетрудно понять, почему сказочный змей наделяется множеством голов: это многочисленные огненные языки. На месте срубленных голов вырастает множество других: огонь, плохо затушенный в одном месте, вновь разгорался; на месте одного языкового пламени возникало множество других. Герой только тогда побеждает огонь, когда тушит все огни сразу.»…Срубил чуду- юду девять голов; чудо- юдо подхватил их, черкнул огненным пальцем- головы опять приросли…»
7 Почему же люди уподобили огонь именно змею? Понятие о змее и огне- Змей Горыныч- могло возникнуть на основе общего признака: при змеином укусе человек чувствовал острое жжение, сходное с ощущением ожога. Кроме того, огонь ползет по земле. Первобытный человек наделял чертами одушевлённости всё сущее. Одушевленность огня хорошо передаётся обычаями, существовавшими у восточных славян. Белорусский крестьянин, заметя, что угли на припечке еще тлеют, говорил, обращаясь к огню: «Сятый богач, ложися спать!»Огню ставился горшок с водой и полно для еды. Огонь, по древним народным представлениям, способен сердиться и говорить, притом нередко человеческим языком.
8 Реальные черты естественных явлений природы, которые в превратном виде предстали в древнем мифическом образе могущественного змея-огня. Загадочное природное явление-огонь, переменчивое, самозарождающееся, ненасытное, способное жечь и уничтожать всё подверженное горению было не только бедствием, но и благодеянием: на огне варили пищу, огнём выжигали лес, очищая его под пашню, огонь плавил металлы, на огне обжигали горшки, закаляли наконечники стрел, огонь согревал, спасал от стужи, ночных холодов. Коварный и дружественный, огонь очень рано вошёл в число тех природных стихий, которые люди окружали почитанием. Так было вероятно у всех народов.
9 Огонь у дальневосточных народов В дальневосточных сказках всегда добро борется со злом. Поделись куском с голодным, слабому помоги, сироте дай приют у своего очага- вековечные законы добра. Соблюдай обычаи своих отцов: не лей воду на огонь, не тыкай ножом в костёр- ведь он живой! Он твой покровитель и покровитель твоих предков. Тот, кто нарушает эти законы и обычаи- носитель зла.
10 Далёкие предки русских людей также поклонялись огню. Туровский епископ Кирилл, знаменитый древнерусский проповедник, славя принятие христовой веры на Руси, с удовлетворением возглашал: «Ужо бо не нарекутся богом стихiа, ни солнце, ни огонь, ни источники, ни древеса».Церковный устав св.Владимира в числе других остатков языческого суеверия, подлежащих духовному суду, указывает и на моленье под овином. Почитание овинника возникало из древнейшего почитания огня. Огню приносили умилостивительные жертвы. В честь овинного огня резали петухов и кур. Так было ежегодно в Орловской губернии в ночь на 4 сентября. Существовали особые огневые праздники, когда запрещалось разводить и возжигать огонь. Поэтому в сказках Змею Горынычу приносят жертвы или он сам крадёт девиц.
11 Так в русских народных сказках встречается образ печки- доброго огня. Во всех сказках печка всегда была добрым героем, помощником и поучителем других. Например сказка Гуси-лебеди. «Бежала Алёнушка, бежала- стоит печка:Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели-Съешь моего ржаного пирожка, скажу.Девушка поскорей пирожок в рот, а сама в печь.»
12 Но бывает и злой огонь- змей- огонь. Он всегда является отрицательным героем. И все стараются его уничтожить.
13 Вывод В сказках представление людей об огне могут представлять образы Змея Горыныча и Печки, которые символизируют представление о добре и зле, приносимым данным огнём
14 Использованная литература Аникин В.П. « Русские народные сказки»-М «Просвещение»,1977г. Русский фольклор. Серия «Школьная хрестоматия»-М: ООО «Издательство АСТ»,2001г. Русские народные сказки//В.П.Аникин- М. «Правда»,1985г.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.