Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемschool11balakovo.ru
1 Формирование нравственно здоровой личности на уроках литературы в старших классах Учитель русского языка и литературы МОУ-СОШ11 г.Балаково Саратовской обл. Кривченко Светлана Николаевна
2 Литература – важнейшее средство формирования духовного мира школьника
3 К.Д.Ушинский: «…Книга, имеющая столь важное значение для человека…остаётся немою не только для того, кто не умеет читать, но и для того, кто, прочитав механически страницу, не сумеет извлечь из мёртвой буквы живой мысли»
4 Урок внеклассного чтения в 9 классе «Быть Человеком» по повестям А Алексина. Произведения Алексина как бы изнутри озарены светом истинной человечности. А.Л.Барто
5 Повести: «Домашний совет» «Третий в пятом ряду» «Раздел имущества» «Безумная Евдокия»
6 Эгоцентризм Прагматизм
7 Вопросы для обсуждения повести «Домашний совет»: - Как воспитывали родители своих близнецов? - Для чего был создан домашний совет? - Почему братья выросли такими разными? - Почему Владик «подмял под себя» Саню, и Саня позволил ему это? - Как случилось, что Владик завладел всем, что было дорого Сане? - Почему Ирина, презирая поначалу Владика, всё-таки полностью ему подчинилась? - Как вы думаете, почему разделение семьи произошло именно так, а не иначе? - Прагматична ли мама близнецов? Почему она ушла от отца?
8 Урок внеклассного чтения в 9 классе по повести В.Токаревой «Ни сыну, ни жене, ни брату»
9 Урок внеклассного чтения в 10 классе «Разговор о «Женском разговоре» В.Распутина»
10 Уроки внеклассного чтения в 11 классе 1) «Проблема одинокой старости в русской литературе второй половины двадцатого века»: В.Распутин.»Женский разговор» Б.Васильев. «Вы чьё, старичьё?», «Неопалимая купина» Е.Носов. «Яблочный Спас» 2) «Быть готовым к жизни»: В.Тендряков. «Ночь после выпуска» А.Драбкина. « Меня не узнала Петровская»
11 Урок внеклассного чтения в 10 классе по роману А.Лиханова «Сломанная кукла» «Не предай и не продай!»
12 А.Лиханов: «Если хотите, эта книга – крик, предупреждение всем вам, юные мои читатели. Не оступитесь, не предайте и не продайте друг друга! Ибо тогда всё может рухнуть, как рухнула судьба трёх Марий»
13 Два на миру у меня врага, Два близнеца – неразрывно слитых: Голод голодных и сытость сытых! М.Цветаева
14 Григор Нарекаци Меня, мой благодетель совершенный, Хоть жалости не стою, пожалей И вместо меди звонкой, но презренной Даруй мне злато милости своей. Не повергай меня в смертельный страх И не ожесточай мой дух скорбящий, Не обреки бесплодным быть в трудах, Как пахаря на почве неродящей. Не дай мне лишь стенать, а слёз не лить, В мучениях рожать, а не родить, Быть тучею, а влагой не пролиться, Не достигать, хоть и всегда стремиться, За помощью к бездушным приходить, Рыдать без утешенья, без ответа, Не дай мне у неслышащих просить, Не дай, Господь, мне жертву приносить И знать, что и неугодна жертва эта, И заклинать того, кто глух и нем. Не дай во сне иль наяву однажды Тебя на миг увидеть лишь затем, Чтобы не утолить извечной жажды.
15 А.Лиханов: «…успех постоянен, когда лишь сам постоянно меняешься. Но для этого нужен ум. Критическое самого себя осмысление. Неленость. Умение переучиваться. Долбать себя».
16 Потрясение Возмущение Горечь Боль Открытие
17 Говорят ученики: - Меня потрясла эта книга. Такого мне читать ещё не приходилось. Написано эмоционально, динамично. Но больше всего меня потряс поступок Вячика. Это самый настоящий моральный урод. И конец его, я думаю, закономерен.
18 Говорят ученики: - А меня возмутило поведение матери Маси. Лиханов пишет: «Нет ничего горше предательства. Друга – другом, любимого – любимой. Но нет предательства более непростимого, нежели предательство малого человека взрослым». А Маня свою дочь предала. Мне кажется, большей беды для ребёнка быть не может.
19 Говорят ученики: - Я испытывала горечь, когда читала эпизоды романа, в которых говорится о том, как просто герои «сдались на милость деньгам». Конечно, без денег не проживёшь, но и рабом их становиться тоже не нужно. Когда-нибудь это всё равно приведёт к беде.
20 Говорят ученики: - Мне больно было, читая, осознавать, что я-то ничем помочь Масе не могу. Её друзья ещё недопонимали всей трагедии случившегося. Да и что с них возьмёшь? Дети… Учительница не вмешалась, видимо, из деликатности, а близкие… О них даже говорить не хочется: у них на уме одни доллары.
21 Говорят ученики: - А для меня открытием стали стихи Григора Нарекаци. Сколько в них смысла! Хочу их выучить наизусть, чтобы они помогали мне в трудную минуту.
22 Фото с урока
23 Виктория Токарева: «В Библии сказано: «Ни сыну, ни жене, ни брату, ни другу не давай власти над собой при жизни твоей. Доколе ты жив и дыхание в тебе, не заменяй себя никем…». Надо быть тем, кто ты есть. Самое главное в жизни – найти себя и полностью реализовать».
24 Вывод Не участвуя в формировании читательских интересов учащихся, не направляя их деятельность на самостоятельность мышления, на творчество, мы неизбежно сужаем их кругозор, обедняем их духовно. Я уже не говорю о том, что в подобном варианте книга вряд ли станет жизненным спутником нашего воспитанника.
25 Убеждена: учитель литературы как никто должен чувствовать ответственность за формирование нравственного здоровья своих учеников: в его руках – великая литература, и от того, как он воспользуется этим богатством, зависит, смогут ли его ученики без нравственных потерь шагать по жизни.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.