Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемscience.rggu.ru
1 А.П. Щапов – историк старообрядчества Автор - Е.А. Архипова
2 Афанасий Прокофьевич Щапов ( гг.)
3 Биография Родился в с. Анга Верхоленского уезда Иркутской губернии в семье пономоря и бурятской крестьянки Окончил в Иркутске бурсу и духовную семинарию Окончил Казанскую духовную семинарию в 1856 г.
4 Биография Преподавал в Казанской духовной академии ( гг.) и Казанском университете ( гг.) 1861 г. – выступление на панихиде по жертвам расстрела в с. Бездна. Арест и перевод на службу в Петербург гг. – научная и публицистическая деятельность 1864 г. – ссылка в Ангу
5 Казанская духовная академия Здание Казанской Духовной Академии, конец XIX столетия.
6 Казанская духовная академия В 1797 г. казанская семинария преобразована в академию В 1818 г. закрыта и вновь открыта в 1842 г. В гг. открыты миссионерские отделения против ислама, буддизма, анимизма черемисов и чувашей, старообрядчества
7 Казанская духовная академия С 1855 г. издание журнала «Православный собеседник» В библиотеке Академии находились рукописи, вывезенные из Соловецкого монастыря Из консистории в Академию посылались старообрядческие рукописи, старопечатные книги, иконы и др. предметы
8 Казанская духовная академия В 1856 г. казанский архиепископ Григорий передал ректору Агафангелу отчет «О современном состоянии раскола в Нижегородской губернии» П.И. Мельникова
9 П.И. Мельников «Из них-то [отчеты чиновников МВД – Е.А.] преимущественно г. Щапов составил свою книгу Русский раскол старообрядчества, из них- то составлена и значительная часть статей о расколе, напечатанных вПравославном Собеседнике…»
10 Факторы формирования социально- политической концепции раскола А.П. Щапова 1.Демократический подъем в обществе на рубеже х гг. 2.Влияние на А.П. Щапова философии Гегеля 3.Влияние отчета П.И. Мельникова «О современном состоянии раскола в Нижегородской губернии»
11 Сочинения А.П. Щапова, посвященные старообрядчеству « О причинах происхождения и распространения раскола» (1857 г.) «Русский раскол старообрядчества, рассматриваемый в связи с внутренним состоянием русской церкви и гражданственности в XVII веке и в первой половине XVIII века» (1858 г.) «Земство и раскол» (1861 г.) «Земство и раскол II. Бегуны» (1862 г.)
12 Экономический аспект старообрядчества в сочинениях А.П. Щапова Старообрядчество – единое движение, противостоящее государству и церкви Экономическая активность как способ сохранения и укрепления общины Положение гонимых способствовало обогащению старообрядцев Раскол распространялся из-за своей экономической привлекательности
13 Специфика аргументации позиции А.П. Щапова Низкий уровень источниковедческого анализа Использование отрывочных сведений и иллюстративного метода Объяснения заменяются риторикой
14 Последователи концепции А.П. Щапова Н.Я. Аристов ( гг.) «Устройство раскольнических общин» (1863) Раскол как альтернативная экономическая система, соответствующая интересам народа
15 Последователи концепции А.П. Щапова В.В. Андреев «Раскол и его значение в народной русской истории» (1870) Природа раскола определялась характером гонений на него
16 Последователи концепции А.П. Щапова Модель В.В. Андреева: Раскол как религиозная секта до правления Петра I Раскол как политическая оппозиция до правления Екатерины II Раскол как промышленная и торговая община начиная с правления Екатерины II
17 Реакция в прессе на книгу В.В. Андрева и оценка концепции А.П. Щапова «Гражданское чувство автора обмануло его иллюзией живой, страстной, самодеятельной политической мысли в среде народных масс. Талант автора увлек и убедил многих; его воззрения на раскол были приняты большинством образованного общества. Но наше общество еще не привыкло к строго-научному мышлению и утрирует каждую новую идею… Подобной же метаморфозе и утрировке подверглись и идеи г. Щапова, тем более, что они уже были утрированы при самом выходе своем из головы автора» [Рец.] // Дело С. 103.
18 Литература Архипова Е.А. Формирование экономической концепции старообрядческого движения в трудах А. П. Щапова // Вестник РГГУ С. 25–37. Вишленкова Е.А. Проблема церковного раскола в трудах А. П. Щапова: дис. … канд. ист. наук. Казань, Маджаров А.С. Афанасий Прокопьевич Щапов: история жизни (1831–1876) и жизнь «истории». Иркутск, Молзинский В.В. Очерки русской дореволюционной историографии старообрядчества. СПб., Эткинд А.М. Другой путь от книги к революции: Афанасий Щапов и его читатели. // Русский исторический журнал Т С
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.