Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемlexis.webservis.ru
1 Стилистика публицистического текста (обзор монографии) Работа по учебному курсу «Язык массовой коммуникации» Работу выполнила магистрант 1 курса филологического факультета Алтайского государственного университета Надежда Степанова Клушина Н.И. Стилистика публицистического текста.- М.: Медиа Мир, с.
2 Клушина Наталья Ивановна Доктор филологических наук, доцент кафедры стилистики русского языка факультета журналистики МГУ им. Ломоносова. Область научных интересов- стилистика русского языка, публицистический текст и публицистический дискурс, язык СМИ в коммуникативно - прагматическом аспекте.
3 Предисловие Публицистические тексты выдвигаются в настоящее время в центр стилистической системы литературного языка. Поэтому изучение публицистической речи приобретает особую актуальность. Предлагаемая вниманию читателя монография Н. И. Клушиной представляет собой несомненный вклад в новую формирующуюся отрасль стилистики. Эта первая основательная работа, в которой раскрыты главные аспекты публицистической речи как в содержательном, так и в формальном плане. В книге представлена целостная концепция современного публицистического текста. Автору удалось выделить и глубоко проанализировать основополагающие понятия публицистического стиля. Это такие категории, как идеологема, оценка, номинации в публицистическом дискурсе, языковое варьирование. Именно комплекс названных категорий составляет специфику публицистического стиля. Можно утверждать, что все важные аспекты изучения публицистической речи получили отражение в монографии, глубокую и нередко оригинальную интерпретацию. Это наиболее полное на сегодняшний день научное изложение проблем публицистического текста. Профессор Г.Я. Солганик, заведующий кафедрой стилистики русского языка факультета журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова
4 Содержание книги Предисловие………………………………………………………………………………………………… Введение……………………………………………………………………………………………………………….9 Глава 1. Теоретические основы изучения коммуникативной стилистики публицистического текста…17 1.Основные лингво- стилистические параметры описания текста……………………………………… Текст. Текстовые категории. Основные аспекты изучения текста…………………………………… … Текст и коммуникативная ситуация. Текст и дискурс………………………………………………… Коммуникативные стратегии и тактики как способ развёртывания текста. Стратегия убеждения……… Понимание текста………………………………………………………………………………………………… коммуникативная стилистика как новое направление лингвистики. Сдвиг научной парадигмы… Публицистика как особый тип дискурса………………………………………………………………… Публицистический текст: определение понятия. Публицистический стиль………………………………… Убеждение и манипулирование: разграничение понятий……………………………………………………… Адресант и адресат: трансформация структурного блока…………………………………………………… Публицистический текст в новой системе стилистических координат. Постановка проблемы…… …..53 Выводы ……………………………………………………………………………………………………………..….60 Глава 2. Идеологема как центральное понятие публицистического дискурса…………………………… Определение идеологемы. Идеологемы и концепт: соотношение понятий……………………………….… Типы идеологем в публицистике……………………………………………………………………………… Идеологема и мифологема: конвергенция понятий……………………………………………………….…… Смена базовых идеологем в современном публицистическом дискурсе………………………………….…86 Выводы………………………………………………………………………………………………………… Глава 3. Убеждение с помощью оценки…………………………………………………………………………… Понятие оценочности в публицистике………………………………………………………………………… Типы оценок в публицистике…………………………………………………………………………………… Имплицитная оценка……………………………………………………………………………………………… Эксплицитная оценка………………………………………………………………………………………………112 Выводы………………………………………………………………………………………………………………….114
5 Глава 4. Именование в воздействующей речи………………………………………………………… Концептуальное ядро лексики публицистического дискурса………………………………………… Метафора………………………………………………………………………………………………… Фразеологизированные публицистические стандарты как составляющие элементы фонда публицистических пресуппозиций………………………………………………………………………… Ономастика как стилистико – идеологическая категория в публицистике………………………… Ярлык………………………………………………………………………………………………………139 Выводы…………………………………………………………………………………………………………143 Глава 5. Стилистическая тональность текста и её воздействие на адресата……………………… Шкала ценностей в публицистике («свои»/»чужие») как выражение авторской позиции и выбор стилистической манеры изложения………………………………………………………………………… Речевая агрессия (дискредитация) в «оппозиционных» текстах……………………………………… Речевое одобрение ( «сладкий контекст) и пропаганда……………………………………………… Подчёркнутая объективность………………………………………………………………………… Выводы……………………………………………………………………………………………………… Глава 6. Интерпретация (языковое варьирование) как стилистический механизм имплицитного убеждения…………………………………………………………………………………………………… «Вмонтирование» в текст высоких и низких мотивов………………………………………………… Интерпретация с помощью пресуппозиций и логических уловок…………………………………… Фигура умолчания…………………………………………………………………………………………………..… Ирония и языковая игра как способ интерпретации действительности…………………………… Выводы…………………………………………………………………………………………………………203 Заключение…………………………………………………………………………………………………….208 Приложение. Лингвистические стратегии создания и утверждение базовых идеологем (на примере «образ врага»)………………………………………………………………………………………………………….216 Литература……………………………………………………………………………………………………..228
6 Гл.1 Теоретические основы изучения коммуникативной стилистики публицистического текста Автор монографии работает в рамках коммуникативной стилистики, рассматривающей лингвистические феномены в деятельностном аспекте, т.е. как речевые произведения. Базовыми понятиями в коммуникативной стилистике являются коммуникативный блок «адресант/адресат»,интенция, интенциональные текстообразующие категории, коммуникативные стратегии и тактики, коммуникативная ситуация, текст и дискурс. Именно интенциональные категории текста становятся текстообразующими категориями, структурирующими конкретный текст и подчиняющими себе все остальные ресурсы выразительности. В рамках этого направления текст рассматривается Н. И. Клушиной как цель и продукт коммуникации. Схема анализа лингвистических феноменов в коммуникативной стилистике: адресант интенция текст + коммуникативная ситуация адресат декодирование воздействие (перлокутивный эффект) Следуя этой схеме анализа текста, можно увидеть, что порождение текста диктуется авторской интенцией (коммуникативными намерениями).
7 Публицистический текст: его основные характеристики - публицистический текст обладает мощной воздействующей силой; его можно отнести к персуазивному дискурсу, в котором тесно переплетены убеждение, внушение и манипуляция; - ему присущи политико-идеологический модус формирования текста, социальная и авторская оценочность, прагматическая направленность на адресата; -публицистический текст рассматривается не просто как речевое произведение, но как направленное социальное действие; - не предполагает «открытого конца»; - публицистический текст организуется в соответствии с коммуникативным намерением автора-публициста убедить читателя не просто в правомерности, а именно в правильности авторского мнения; -убеждение адресата – основная стратегическая задача автора публицистического текста, которую позволяет решить парадигма интенциональных текстообразующих категорий.
8 Коммуникативный блок «адресант/адресат» в публицистическом тексте Любой текст ориенти рован на адресата Говорящий стремится быть понятым слушающим; слушающий стремится к получению объективной информации Предпола гаются равнопра вные отношени я между «говорящ им» и «слушаю щим» Не должн о быть наруш ения равнов есия комму никац ии Ведущий принцип успешной коммуник ации - гармониза ция отношени й между адресанто м и адресатом Адресат должен выстроить собственну ю картину мира через получение объективно й правдивой информаци и
9 Гл.2 Идеологема как центральное понятие публицистического дискурса -идеологема- это заранее заданная идея, которая ложится в основу номинации и закрепляется в массовом сознании с помощью определённых языковых средств как вербально-ментальный стереотип; -базовое понятие публицистического дискурса; -главная составляющая лингвистики убеждения; -предполагает целенаправленное воздействие со стороны адресанта на сознание адресата с помощью заранее заданной идеи; -закрепляет в общественном сознании определённую аксиологическую модель общества. Типы идеологем в публицистике 1.Социальные: отражают установки и ориентиры общества на конкретном участке его развития. В любом социуме есть базовые, онтологические идеологемы. 2. Личностные: сконструированы вокруг «героев своего времени». Показательные черты определённой личности выдвигаются на первый план. Такие идеологемы закрепляются в массовом сознании с помощью стереотипов, тиражируемых СМИ. Личностные идеологемы помогают формировать стереотипы социального поведения граждан, т.е. выполняют морально-дидактическую функцию.
10 Гл.3 Убеждение с помощью оценки Оценка в публицистическом дискурсе – это средство утверждения базовых идеологем. С её помощью формируется определённая аксиологическая модель общества, закрепляющая в массовом сознании идеологические, политические и др. ценности. Аксиологическая модель общества: область «признаваемого» + область «отвергаемого» Ведущий принцип публицистического дискурса – социальная оценочность. Оценочность проявляется в отборе и классификации фактов и явлений действительности, в их описании под определённым углом зрения, в соотношении негативных и позитивных деталей, в специфических лингвистических средствах. Именно такую преобразованную информацию потребляет читатель. Типы оценок в публицистике 1. Открытая оценка: явное утверждение авторской позиции с помощью чётких номинаций (можно увидеть в оппозиционных СМИ). 2. Скрытая оценка: умелая манипулятивная стратегия утверждения определённых идеологем и идей, создание необходимого подтекста, усиливающего воздействующий эффект текста. При такой стратегии важен умелый подбор фактов, акцентирование только одной, нужной автору, стороны явления и затушевывание другой
11 Гл.4 Именование в воздействующей речи -выбор точного слова, способного убедить, подтвердить и пр. – важнейшая задача публициста. Публицистическая номинация включает в себя часть знаний об объекте, которая перерабатывается сознанием адресата и становится частью его индивидуальной картины мира; -номинация «встраивает» в сознание адресата определённую авторскую идею; -именование в публицистическом дискурсе реализуется через концептуальную лексику, метафоры, фразеологизированные стандарты и ярлыки. Виды номинаций: 1.Стереотипные номинации: концептуальная лексика массовокоммуникативного дискурса, т.е. публицистические термины (олигарх, терроризм, официальная фаза), серийные метафоры(«Вертикаль» исполнительной власти, как огромный шампур, пронзила власть судебную, законодательную…), политико-идеологические фразеологизированные стандарты (холодная война, ось зла, культурная революция). 2.Индивидуально-авторские номинации: авторские метафоры, в том числе и ономастические, трансформированные фразеологизмы (из-за Гора, из-за Буш), ярлыки (акула империализма, осколок старого мира).
12 Гл. 5 Стилистическая тональность текста и её воздействие на адресата -помогает раскрыть отношение автора к действительности, его ценностные установки, идеалы, убеждения, а также его психологические установки, волевые и эмоциональные принципы. Типы публицистических текстов 1.Оппозиционный текст: негативная тональность, нередко выливающаяся в речевую агрессию, которая создаётся специфическими лексико- стилистическими и риторико-комозиционными приёмами (газета «Завтра»: «Вы хотели «честных выборов»? Любите «хозяйственника» Лужкова? Поверили в путинскую «диктатуру закона»?Уповаете на «четыре федеральные программы», на которых, как на четырёх тощих китах, стоит тучный медведь «Единой России», а верхом на медведе – усатый Грызлов, а на голове у Грызлова – пёстрый попугайчик в картузе Жириновского, а в клюве попугайчика, словно зёрнышко конопли,- донос на партию «Родина»?). 2.Одобрительный текст: позитивная тональность, основная речевая тактика – комплимент («…Россия – страна великой литературной традиции, великой науки, великой музыки великого языка»). 3.Подчёркнуто объективные тексты: нейтральная стилистическая тональность. Однако публицистический текст не может быть нейтральным.его главная задача – влияние на адресата.
13 Гл. 6 Интерпретация (языковое варьирование) как стилистический механизм имплицитного убеждения -интерпретация событий – ведущая черта современной публицистики. Читатель видит мир глазами автора – журналиста. Именно он отбирает факты, задаёт эмоциональный настрой восприятия своего произведения; - интерпретация конструирует публицистический текст таким образом, чтобы он мог оказать максимальное воздействие на адресата; -как инструмент воздействия используется языковое варьирование, дающее возможность использования в дискурсе для описания одной и той же ситуации различных близких по значению языковых выражений; -интерпретация событий в современном массовокомммуникативном дискурсе базируется на некритичном восприятии публицистических текстов со стороны адресата. Основные способы подачи и представления отобранной адресатом информации 1.«Вмонтирование» в текст высоких и низких мотивов: способствует распространению через каналы массовой коммуникации заданных ценностных установок, утверждая их в массовом коммуникативном дискурсе (биологические мотивы (низкие) и социальные мотивы (высокие). 2.Лингвистический редукционизм (умолчание, авторские пресуппозиции и логические уловки).
14 Заключение В данной работе была предпринята попытка исследовать публицистический текст с позиций новой, коммуникативной стилистики, с использованием её понятийного аппарата. В коммуникативной стилистике текст понимается как речевое произведение адресанта, направленное к адресату. Сам текст, включенный в коммуникативную ситуацию, является составной частью дискурса. Публицистический текст рассматривается как целенаправленное социальное действие, поскольку он обязательно имеет идеологический модус и предполагает общественную значимость. Парадигма представленных в работе интенциональных характеристик публицистического текста и дискурса имеет нелинейный характер. Интенциональные категории тесно переплетаются, взаимодействуют друг с другом, накладываются одна на другую. Выявленная автором монографии парадигма интенциональных категорий публицистического текста может лечь в основу построения типологии различных дискурсов. Данная научная работа может оказаться перспективной и для такой области языкознания, как культура речи автор не отрицает важности и необходимости соблюдения журналистами ортологических норм, но с позиций коммуникативной стилистики особое внимание стоит обратить на нарушение журналистами прежде всего коммуникативных норм.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.