Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемbulanenko-me.narod.ru
1 Максим Евгеньевич Буланéнко доцент кафедры философии ДВФУ, кандидат философских наук электронная почта: сайт: «Учебная работа»
3 I. Введение 1. Предмет философии фили́я (греч.) – «любовь», «дружба» филéо («люблю», «близко общаюсь») фи́лос («друг») + софи́я (греч.) – «мудрость» Мудрость – знание о том, как устроена человеческая жизнь и весь мир Предмет философии – предельные основания всего существующего, взятые в форме понятий
4 В результате логической связи понятий образуются положения, из которых строятся обоснования и теории Отдельные науки не задаются вопросом о своих предельных основаниях, а принимают их как данность Предметные области философии: онтология: чтó и каким образом существует – конкретные индивиды (вещи и живые существа), абстрактные индивиды (числа, геометрические фигуры), универсалии (общие сущности и свойства), душа, мир как целое, Бог гносеология (греч. гнóсис – «знание»): принципы и границы познания
5 философия природы: время, пространство, материя, движение, жизнь философская антропология (греч. áнтропос – «человек»): сущность человека в его отличии от других живых существ философия общества: основания совместной жизни – принципы взаимопонимания, совместной деятельности, норм, институтов (нравственности, права, государства) этика: основания нравственности – добро и зло, долг, счастье, полноценная человеческая жизнь эстетика: прекрасное в природе и в искусстве
6 2. Философия в системе наук Научная теория – система логически связанных универсальных (= общих) положений, из которых выводятся объяснения отдельных явлений Границы науки В основе научного знания лежат убеждения, которые не могут быть доказаны средствами самой науки, а принимаются на веру: существование мира, его познаваемость, достижимость истины Поскольку человек – ограниченное существо, он не может иметь полного и окончательного знания о действительности, которая неизмеримо его превосходит
7 Естественные науки Цель – дедуктивно-номологическое объяснение природных явлений через указание их причин: предварительные условия + закон событие Закон – универсальное положение, выраженное в форме математического уравнения (например, ) Дедукция – выведение одних положений из других по определённым правилам Метод – экспериментально-математический
8 Изменение естественнонаучного знания: 1) отдельная научная теория перестаёт считаться научной: опровержение существования флогистона благодаря открытию кислорода Антуаном Лавуазье в XVIII веке 2) сменяются научные парадигмы (= системы теорий, основывающихся на общем образце решения задач): механическое объяснение Ньютона неприменимо в области элементарных частиц и в масштабах Метагалактики 3) наконец, трансформируются основополагающие принципы научного мышления: физика Аристотеля (IV в. до Р.Х.) была заменена физикой Галилея и Ньютона (XVII в.), давшей начало экспериментально-математическому естествознанию
9 Все тела состоят из пяти элементов, каждый из которых имеет своё естественное движение Математика описывает только правильные движения (звёзд и планет) и неприменима к земной механике
10 Все тела подчиняются одним и тем же законам движения, которые действуют одинаково во всей Вселенной и выражаются одними и теми же математическими формулами Исаак Ньютон ( ) Галилео Галилей ( )
11 Достаточно ли естественных наук для понимания мира и человека? Экспериментально-математическое естествознание ставит вопросы, ответы на которые могут быть выражены только в форме измеримых величин Поэтому за пределы компетенции естествознания выходит даже вопрос о цели и назначении самого естествознания и о его благе для человека: ход исследования определяется не благом, которое оно может принести, а возможностью решить поставленную задачу Таким образом, естественные науки не могут быть единственной или хотя бы основной формой человеческого знания
12 Исключают ли друг друга естественнонаучный и жизненный взгляд человека на мир и на самого себя? Существует только «пространство, видимое через атмосферу», или ещё и небо, «наклон земной оси относительно плоскости вращения» или ещё и времена года, «адреналин» или ещё и волнение, «эндорфины» или ещё и радость, «мозг» или ещё и душа?
14 Гуманитарные науки Цель – объяснение явлений человеческой жизни через понимание их назначения и смысла Метод – интерпретация: наиболее полное и убедительное истолкование – отдельных текстов (филология), археологических находок, поступков, общественных явлений (история, культурология, социология), особенностей душевной жизни (психология) Философия исследует основания всего, устанавливая смысл понятий, которые относятся к этим основаниям. Поэтому философия – гуманитарная наука
15 Поскольку философия – наука об основаниях, она в меньшей степени подвержена изменениям, но имеет три основные направления: 1) материализм: единственный принцип всего существующего – материя (в современной физике: вещество и поле) 2) идеализм: кроме материи существуют нематериальные принципы порядка – идеи, благодаря которым из материи формируются предметы разных видов 3) креационизм (лат. creatio – «творение»): материя и идея – не самостоятельные принципы, они созданы Богом- творцом
16 Если эти направления признают существование достоверного знания, то скептицизм его отрицает. Но: последовательный скептицизм опровергает сам себя В отличие от других наук философия обязательно требует обоснованного выбора в пользу одного из направлений Философские вопросы и ответы определяются этим выбором. Например, в рамках строгого материализма не может быть поставлен вопрос о смысле жизни человека
17 3. Философия и нефилософские формы познания Философия и миф Миф (греч. «рассказ») – объяснение всего происходящего в мире через действия личностей (богов, духов, людей), обладающих волшебными силами Миф – не просто создание воображения, за ним скрывается понимание действительных связей между явлениями. Смена времён года: похищение Персефоны Аидом Язык мифа: эмоционально заряженные личностные образы, выражающие общие связи между явлениями
18 Фредерик Лейтон ( ). Возвращение Персефоны
19 Гомер, ок. VIII в. до Р.Х. Но: миф имеет целью объяснение, а не художественное отображение действительности. Поэмы Гомера («Илиада» и «Одиссея») – это уже художественная интерпретация мифа Философия: пользуется не образами и рассказами, а понятиями и обоснованиями Миф не исчез с появлением науки: он существует и сегодня. Он часто появляется там, где хочется как-то объяснить нечто поразительное, таинственное, непонятное
20 Дрезденский кодекс майя Современная художественная версия мифа о конце света
21 Брэд Питт в роли мифологического героя Ахилла из «Илиады» Гомера Брэд Питт и Анжелина Джоли как герои современной мифологии – образы, воплощающие привлекательность и успех
22 Философия и религия Религия (лат. religio – «почитание») – «организованное поклонение высшим силам» (С.Н. Трубецкой) Религия шире науки (включая философию), поскольку охватывает не только мышление, но и весь духовный мир человека, его чувства, нравственные представления, образ поведения Религия не противоположна науке: учёные (в том числе философы) могут как исповедовать религию, так и отвергать её. Кроме того, философия может опираться на религию, если считает, что это позволяет более глубоко и обоснованно отвечать на философские вопросы
23 Религия, как и наука, исходит из убеждений, которые недоказуемы научными средствами и должны быть приняты на веру. В христианстве это: существование Бога (совершенного духовного существа), творение мира, грехопадение человека, воплощение Бога для спасения человека Но: религия утверждает, что благодаря вере человек может осознанным образом непосредственно соприкоснуться с духовной реальностью, стоящей за этими убеждениями Религиозные учения могут получать философское и научное обоснование, но в разной степени. Христианство имеет глубокое философское обоснование, современное русское неоязычество – никакого
24 Философия и искусство Главное выразительное средство искусства – образ. Образы искусства обогащают знание человека о себе, о других людях и о мире, но сообщают это знание в эстетическом переживании («незаинтересованном созерцании») Но: в отличие от доказательства образ не обладает общеобязательностью, а также не может быть адекватно «переведён» на язык философских и научных понятий
25 В отличие от мифа произведение искусства не претендует на объяснение действительности. Оно представляет собой творческое переосмысление действительности с помощью воображения Искусство (и эстетическая установка по отношению к миру) не может само по себе, без ясных представлений о добре и зле, воспитать человека или сделать его лучше, хотя оно и способно играть большую роль в воспитании и образовании
26 Философия и житейская мудрость Житейская мудрость – это набор положений, обобщающих жизненный опыт, передаваемый из поколения в поколение. Как и в науке, эти общие положения используются для объяснения отдельных жизненных ситуаций и определения правил поведения в этих ситуациях Но в отличие от науки набор положений, составляющих житейскую мудрость, внутренне противоречив: почти на каждое из этих положений можно найти противоположное Область житейской мудрости и её значение для познания ограничены: она не может дать удовлетворительных ответов ни на вопросы отдельных наук (например, о причинах природных явлений), ни на философские вопросы
27 4. Возникновение философии «Осевое время» (Карл Ясперс) в период гг. до Р. Х. в развитии независимых друг от друга пяти цивилизаций одновременно происходят схожие фундаментальные изменения в центре внимания оказываются основные проблемы человеческого существования – предназначение человека, его судьба, смысл его жизни, отношения между человеком, миром и Богом (или другим высшим началом, которое управляет миром) Греция, Индия, Китай – философия
28 Персия – зороастризм. Основатель – Зороастр или Заратустра (ок. VI в. до Р.Х.). В мире происходит непрерывная борьба сил добра и зла, света и тьмы. От свободного выбора человека зависит не только его судьба, но и конечная победа одной из этих сил Иудея – ветхозаветные пророки. Ветхий завет – одна из частей Библии наряду с Новым заветом. Пророки призывали еврейский народ к нравственному преображению через обращение к Богу Великие пророки: Исайя, Иеремия, Даниил, Иезекииль Бенджамин Уэст. Исайя (1782)
30 5. Истоки русской философской традиции Основные философские традиции берут начало от древнегреческой, древнеиндийской и древнекитайской философии Традиции-преемницы древнегреческой философии: 1) восточнохристианская (начиная со II в. по Р.Х.) 2) западнохристианская (начиная со II в. по Р.Х.) 3) арабо-мусульманская (начиная с IХ в. по Р.Х.) Русская философия связана с восточнохристианской традицией
31 Как учебная дисциплина философия впервые начинает преподаваться в первом высшем учебном заведении Европы – в платоновской Академии (ок. 387 г. до Р.Х. – 529 по Р.Х.) Впервые становится частью университетского курса в Восточной Римской империи (Византии) – в первом «университете» Европы в г. Константинополь (425 г. по Р.Х.) В университетскую программу Западной Европы включается с появлением первых университетов – в г. Болонья (Италия) и г. Париж (Франция) в XI-XII вв.
32 Аудитория западноевропейского университета в 1350-х гг.
33 Приняв Крещение от Византии в 988 г., Россия (Древняя Русь) заимствовала у неё корпус религиозных, философских и художественных произведений на древнегреческом языке (прежде всего, Библию и богослужебные книги) Переводные философские произведения: «Изборник» князя Святослава 1073 г. познакомил русского читателя с основными понятиями философии Аристотеля Самостоятельные философские произведения (XI в.): «Речь философа» (из «Повести временны́х лет») и «Слово о законе и благодати» киевского митрополита Илариона, не уступающее лучшим образцам византийской словесности «Чудесное рождение русской литературы» (Д.С. Лихачёв)
34 Страницы из «Изборника» князя Святослава 1073 г.
35 В России философия как учебная дисциплина начинает преподаваться в первом русском высшем учебном заведении – Славяно-греко-латинской академии в Москве (XVII в.) С середины XVII в. в России усиливается влияние западноевропейской философии. В наибольшей степени – во время господства марксизма в Советском Союзе Но: начиная с XIX в. – возвращение к русской философской традиции. «Славянофилы» (А.С. Хомяков, И.В. Киреевский) и их последователи в XX и XXI вв.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.