Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемkursakadrab.narod.ru
1 Работа с источником
2 План занятия 4 Теоретическая часть. Проблемы определения источника. Соотношение источника с материалом / предметом / проблемой / явлением / данными. Соотношения источника и исследовательской литературы (внимание! : определение ниже будет отличаться от Эко и К-Б-У). –Следующие из понимания источника правила работы с ним. –«Источник» и «метод». 4 Практическая часть. Разбор статьи («Прощай, великая актриса!»; Е. Вайцеховская, «Спорт- Экспресс», 24 августа 2004 г.)
3 4 Источник, проблема и предмет должны соотноситься между собой так, чтобы: – исследование не сводилось к пересказу источников, – проблему можно было раскрыть на материале предлагаемых источников (или, чтобы источники в достаточной мере отражали состояние предмета, если тема скорее описательная). 4 Если Вы пишете эссе, например «Образ иностранца (или представление о красоте) в российском кинематографе 2000-х» эти требования все равно сохраняются.
4 Проблемы определения источника. Источник как «срез» материала. ПроблемаЗдоровье пациентов Грипп как болезнь и его лечение Предмет / материал Больные гриппом Температура больных ДанныеПоказания градусников ИсточникиПротоколы измерения температуры Аналитиче ская конструкц ия Средняя температура по больнице Диагнозы и рекомендации
5 Разметка исследовательского поля категориями – посмотрите, как это делается в конкретном научном сообществе. Называть «лошадь» (больных) предметом, «лошадность» (здоровье и лечение) – объектом, или объектом называть порции исследовательского проекта (температуру, лекарства; у Г.С. Батыгина – «переменные») сильно зависит от традиций каждого конкретного дисциплинарного и институционального сообщества. Принципиально, что это разные вещи, их нельзя путать друг с другом, умение их отличать – важный квалификационный признак.
6 Соотношение источника и литературы Основная мысль: различение между источниками и исследовательской литературой создается только исследовательской позицией. Пример: диплом о живописи В. Кандинского. Тексты самого Кандинского и его современников чаще всего будут источниками, но иногда – могут использоваться в качестве литературы.
7 Только два правила: А А = А
8 А А Вы обязаны что-то делать с источником. Найти что-то, что не говорится прямым текстом; то, что неясно всякому, кто смотрит на текст. Способы инициирования нового: Сопоставить несколько источников; Применить методологию: кривое, увеличительное, цветное … стеклышко; Переструктурировать источник В любом случае: задача продемонстрировать результат работы, изменение. Отсюда – склонность всех контролирующих инстанций настаивать на формулировке проблемы – указании на то, где именно искать изменение, производимое дипломником или диссертантом.
9 А = А Если заявляешь конкретный источник, то подписываешься под обязательством истолковать все, что в нем есть, и не можешь закрывать глаза на то, что тебе не удобно. Пример. Диплом: «Понятие жанра и монтажа в теориях конструктивистов, Фрейденберг и Лотмана». В «Структуре художественного текста» Лотман превозносит «жанр» как ключевую культурологическую категорию. В «Культуре и взрыве» Лотман считает, что «жанр» - понятие иллюзорное. Т.е. при такой формулировке темы с этим нарушением придется разобраться: –объяснить, почему Лотман так эволюционировал и разочаровался в понятии жанра; – сменить тему: добавить слова «у раннего Лотмана»; – признаться в том, что какая-то проблема осталась открытой. Найти противоречие – меньше, чем его решить, но больше – чем не найти его там, где оно есть.
10 Исследовательская литература Отличается от источника тем, что к ней относятся по- другому. 4 Выражает разные точки зрения, но причины этой разности Вы не должны реконструировать. Достаточно указать: я думаю «а», Мелетинский – «б», Лотман – «в». 4 Высказывания других исследователей – необходимое, но иллюстративное приложение к собственной работе (необходимое, т.к. удостоверяет принадлежность к кругу специалистов и ориентирует читателя на то, чего ему ждать). 4 Главная возможная польза: начать там, где другие остановились. 4 Главное преступление – плагиат. Бывает не только сознательный!
11 Импликации необходимости подозрения к источнику Первое правило – источник не очевиден и нуждается в том, чтобы его обрабатывал профессионал. Продолжение существования «уликовой парадигмы» - исследователь пишет детектив, в котором наличное и искомое расходятся. Второе правило – смотреть на источник по возможности пристально. Не должно быть информации, которая не дает ничего. Отсюда еще два следствия: –Источник (диплом) «как свиная туша» - не дает отходов (У. Эко). –Очень важно умение видеть в источнике не только ответы на уже сформулированные вопросы, но и новые проблемы и аспекты.
12 4 Почему источник и исследовательскую литературу опасно путать? 4 Потому что, если Вы понимаете «источник» как «источник информации», это считается компиляцией, отсутствием анализа и т.п.
13 Практическое упражнение Анализ статьи Е. Вайцеховской о поражении С. Хоркиной на Олимпийских играх в Афинах («Спорт-Экспресс», 24 августа 2004 г.) Вопросы к упражнению: 1. О чем говорит этот текст? = 2. В чем его проблема? = 3. Как может называться диплом, одним из источников к которому будет эта статья?
14 Мои варианты (направления анализа статьи): 1. Что случилось в Афинах. На помосте и во время пресс-конференции. 2. «Наши» и американцы. Государственно- патриотическая или нейтрально-либеральная риторика. Позиция «Спорт-Экспресса». 3. Психология Хоркиной. А. Драма. Б. Саморепрезентация. 4. Автор статьи Елена Вайцеховская (что важно – также олимпийская чемпионка 1970-х по водным видам спорта). Создание собственной значимости («остановилась возле меня», «косноязычный соотечественник»); вычитывание качеств по определениям (Вайцеховская).
15 Мои варианты (направления анализа статьи): 5. Система моральных норм, и вообще нормативность в статье. «Как должен себя вести проигравший олимпийский чемпион»? 6. Стратегии создания в тексте статьи правильного мнения. Устройство газетного высказывания: воображаемые, искаженная и истинная реальности. Средства создания позиции – расстановка голосов («истинная Хоркина», «Нью-Йорк таймс»). 7. Гендерная проблематика («женщина среди детей»). Дополнительные источники как способ работы с текстом (включение нового освещения): 1) продолжение статьи; 2) статьи в МК; 3) статьи в «Нью-Йорк таймс»; 4) обсуждение в Интернете.
16 Если я пишу диплом «Российская спортивная пресса 2000-х» 1. Фактура (история спортивных событий) 2. Мир человеческих взаимоотношений 1.Мораль, предлагаемый образец 2.Психология 3.Представление о себе? 4.Гендерная тематика 3. Дискурс спортивной прессы 1.Средства преподнесения «правильного» мнения 2.Политическая позиция Спорт-Экспресса
17 Каждая из выделенных тем – требует перепрочтения источника с точки зрения нового выбранного ракурса. Основные возражения против настолько свободного подхода к темам: Нет твердых оснований для анализа; Слишком банальными будут результаты. Однако – банальность выводов позволяет делать их, не опасаясь.
18 Плюс – наиболее банальные и скучные суждения вы потом сможете выкинуть Поскольку последовательно записать все, что приходит в голову во время чтения источника (ни в коем случае не путая при этом «голоса» источника, исследовательской литературы и свой собственный) – только первый этап исследования. За ним следуют, в частности: расположение этих наблюдений в логическом порядке, анализ того, по каким принципам и исходя из каких интересов, осуществлялась подборка наблюдений, риторически корректное и выигрышное описание результатов работы.
19 Напоследок: соотношение с пониманием К-Б-У и Эко Источники (то, что анализируется) Литература (то, что иллюстрирует) Первого порядка 2-го порядка (обобщения) 3-го порядка (обобщения обобщений) Рефлексивные Наивные
20 Соответственно, предложения К-Б-У о чтении источников вполне разумны 4 Три вида чтения источников: 1) несфокусированное чтение (поиск вопроса для изучения); 2) ответ на имеющийся вопрос; 3) проверить и поддержать ответ. 4 Вычитывать (из второстепенных источников): 1) модели аргументации; 2) формы анализа; 3) риторические действия, применяемые специалистами в вашей области. –«Читать ради проблемы, аргументации, фактов» 4 Поиск в источниках стандартных «противоречий», наличие стандартных вопросников и т.п. 4 Но не забывайте, что Ваша задача: предъявить не ответ, а работу (ответ гласил бы: «голос мне был: против Хоркиной был судейский заговор». Или наоборот. А Ваша работа ценна не угадыванием, а аргументацией, и квалифицируется именно аргументация)
21 Задание по теме «Работа с источником» 1. КОМПАКТНЫЙ ИСТОЧНИК. Выберите источник, самостоятельный анализ которого Вы будете представлять. Источник должен быть ОЧЕНЬ маленьким. Если текст – до 4000 знаков, т.е. 1-2 страницы. Если фильм – минут. Если изображение – одно, максимум два изображения. 2. О ЧЕМ ЭТО ГОВОРИТ? Напишите ВСЕ, что Вам приходит в голову по поводу выбранного Вами источника (и в связи, пусть весьма свободной, с выбранной Вами темой). Работа считается сделанной, когда в голову пришло не меньше одной-двух страниц текста, а лучше тезисов. 3. ОПТИМАЛЬНЫЙ ЛОГИЧЕСКИЙ ПОРЯДОК. Пришедшие Вам в голову тезисы на денек отложите, а потом посмотрите на них свежим критическим взглядом, лучше всего, как учили КБУ, как на «доску объявлений» (с. 157). Расположите свои тезисы в правильном порядке, т.е. с соблюдением логической иерархии (выраженной при помощи многоуровневой нумерации), и, возможно, связок между разными наблюдениями или их блоками. В качестве образца можно оттолкнуться от упражнения по статье Вайцеховской, или от примера из проекта по истории идей / истории кинематографа (текст, подвергнутый анализу см. здесь).примераздесь
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.