Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемpsycheya.ru
1 i: мнимое «Я» Процессуальный подход часть I Дмитрий Козлов
2 Необходимость процессуального подхода Проблема псевдообъяснения в психологии: причины и предикторы Псевдообъяснения в психологии «Я»: проблема анимизма (Келли, 2000) и угроза гомункулюса (Mischel & Morf, 2003) Системный подход как методологическое основание (Росс, Нисбетт, 2001; Капрара, Сервон, 2003).
3 трудности определения Как соотносятся понятия «Я» и «личность»? Личность – «все множество психических систем, определяющих единство и непрерывность в поведении и переживаниях человека, в том виде, в котором это множество систем проявляется, и в том виде, в каком оно воспринимается самим человеком и другими людьми» (Капрара, Сервон, 2003) «в наиболее общем смысле, личность вообще может быть представлена как саморепрезентация» (Paulhus, Trapnell, 2008) «Я» - «согласованная (когерентная) организация когнитивно- аффективных репрезентаций, которая отчетливо характеризует индивидуально-типологические особенности человека» (Mischel, Morf, 2003) Я – все множество подсистем в структуре личности, обладающих свойством рекурсии (являющихся рекуррентными)
4 «Проклятые» вопросы психологии «Я» В исследованиях «Я» описывается через множество различных частных аспектов «Я», зачастую плохо связанных друг с другом Проблема «зоопарка» (Self-zoo) (Tesser,1996) В опыте «Я» представлено в своей целостности и неделимости как чувство субъективной самоочевидности
5 Основные персонажи зоопарка «Я» (Leary & Tangney, 2003) «Проклятые» вопросы психологии «Я»
6 проблема устойчивости и изменчивости «Я» «Проклятые» вопросы психологии «Я» Я репрезентировано как совокупность устойчивых, стабильных во времени атрибутов (черт), которые отчетливо характеризуют индив.-типологические особенности человека гибкость поведения и способность к адаптации в различных социальных условиях свидетельствует о динамическом, изменчивом характере Я-репрезентаций
7 Устойчивое «Я» («Я» как диспозиция) представление о «Я-концепции» как совокупности установок на себя (Р. Бернс, 1986) противопоставление устойчивого «Я» изменяющимся социальным ролям разделение психологического и социологического подходов к анализу человеческого «Я»
8 Устойчивое «Я» («Я» как диспозиция): Эмпирические свидетельства человек стремится к подтверждению сложившейся устойчивой «Я-концепции» феномен самоатрибуции (Nisbett, 1971) настойчивость при выполнении экспериментальных заданий (см. Marcus & Kunda, 1986) феномен перцептивной защиты (Брунер, 1977)
9 Изменчивое «Я» : социальная природа символический интеракционизм о социальной природе любого знака (символа) как единицы любой репрезентации (Мид, 1934) современное развитие – социология знания (Бергер, Лукман, 1974) культурно-историческая теория Л.С. Выготского о происхождении высших психических функций Конструктивная теория личности Дж. Келли, теория социальной идентичности Дж. Тэшфела, теория возможных «Я» и рабочих «Я-концепций» Х. Маркус и др.
10 Изменчивость «Я» : эмпирические свидетельства динамический характер системы личностных конструктов (Келли, 1955/2000; Франселла, Баннистер, 1988) Увеличение сходства «Я-концепций» в близких отношениях с течением времени (Andersen, 1993) наличие прайминг-эффекта в самоописаниях (Higgins & King, 1981, и др.) Отсутствие кросс-ситуативной согласованности в поведении (Mischel, 1968)
11 Процессуальный подход к личности Позволяет объяснить эмпирические результаты, не согласующиеся с традиционными (структурно-функциональными) подходами Основан на стратегии объяснения «снизу-вверх», а не «сверху-вниз) Предлагает единую теоретическую основу для интеграции множества частных теорий Уолтер Мишел
12 Процессуальный подход к личности: основные положения Mischel & Shoda, 1995, 2008: Личность рассматривается как система переработки социальной информации (Cognitive-affective processing system, CAPS) Переработка информации носит параллельный (а не последовательный) и распределенный (а не централизованный) характер Переработка информации происходит благодаря когнитивным и эмоциональным процессам на разном уровне осознанности Подобная система лежит в основании регуляции поведения в изменяющемся социальном контексте
13 Личность как система Определить систему – означает задать определенным образом ее элементы и функциональные взаимосвязи между ними, опосредующие преобразование входов системы в ее выходы в соответствии с целью функционирования системы. B=f(P,E) Е Р В
14 CAPS как подсистема
15 Подсистемы в CAPS «Горячая» (имплицитная) и «холодная» (эксплицитная) подсистемы, связанные с эмоциональными и когнитивными процессами познавательная и исполнительная подсистемы, связанные с процессами самоконструирования и саморегуляции познавательная исполнительная имплицитная эксплицитная
16 Параллельно-распределенная переработка (parallel distributed processing) Нейронные сети: переработка информации по аналогии с распространением нервных импульсов в мозге Дэвид Румельхарт и Джеймс МакКлелланд
17 Искусственный нейрон
18 Особенности нейронных сетей Сигнал (информация) распространяется одновременно по всем синаптическим связям (параллельно) Единица информации представлена паттерном активации всей сети (распределена)
19 Задание нейронной сети Необходимо: Определить архитектуру нейронной сети Определить функции активации элементов (нейронов) Задать ограничения, которым должна удовлетворять работа сети Определить функцию обучения (обновления весовых коэффициентов), связанную с удовлетворением поставленных ограничений Целью функционирования нейронной сети является поиск такого паттерна активации, который удовлетворяет одновременно всем накладываемым ограничениям
20 Достижения нейросетевых моделей в когнитивной психологии Распознавание образов Феномены понимания неоднозначной информации Формирование прототипов и абстрактных представлений Ассоциативные процессы «ложные воспоминания» и процессы забывания
21 CAPS: базовая модель (Mischel, Shoda, 1995)
22 CAPS как нейронная сеть: математическая модель (Mischel, Shoda, 1998) Теоретическая модель Нейронная сеть
23 CAPS как нейронная сеть: результаты экспериментов Эмпирическое исследование (Shoda, Mischel, Wright, 1994) Вычислительный эксперимент (Mischel, Shoda, 1998)
24 Когнитивно-аффективные переменные (Mischel, 1973) 1. Переменные кодирования: категории (конструкты) о себе, других людях, событиях и ситуациях – все элементы «на входе» 2. Ожидания и убеждения: относительно окружающего мира, себя и своего поведения (самоэффективности) 3. Аффекты: чувства, эмоции и аффективные реакции (включая физиологические реакции) 4. Цели и ценности, включая желаемые и избегаемые результаты деятельности и эмоциональные состояния 5. Компетенции, стратегии саморегуляции и поведенческие скрипты – все элементы «на выходе»
25 CAPS: базовая модель (Mischel, Shoda, 2008)
26 CAPS: метатеоретическое значение Интегрирует большинство теоретических достижений прошлого (психоаналитическое, поведенческое, диспозициональное, когнитивное и гуманистическое направления в психологии личности) (Mischel, Shoda, 2008) Объясняет (или предлагает стратегии для объяснения) огромное количество эмпирических фактов Претендует на роль общей методологии в психологии личности Предлагает общую методологическую основу для построения предметных теорий в конкретных областях психологического знания
27 CAPS: достижения и перспективы разрешает парадокс устойчивости/пластичности личности предлагает низкоуровневое причинное описание наблюдаемых феноменов (направлена на поиск действительных причин, а не предикторов) раскрывает единые механизмы, порождающие «зоопарк Я»
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.