Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемkoipkro.kostroma.ru
1 Личность. Индивидуальные особенности личности. Доклад на педагогической конференции Демидов Н.А.
2 Личность. Индивидуальные особенности личности. План. 1. Понятие о личности. 2. Три основы личности. 3. Периоды изучения личности. 4. Психологическая структура личности Структура личности по Гиппократу Структура личности по Фрейду 4.3. Структура личности по Платонову Структура личности по Кречмеру и Юнгу.
3 1. Понятие о личности. Большинство психологов считает, что личность есть прижизненно формирующаяся и индивидуально своеобразная совокупность черт, определяющих образ (стиль) мышления данного человека, строй ее чувств и поведения.
4 Другое определение : Личность - это человек; - энергетическое существо, - это существо общественное, воплощающее высшую ступень развития жизни, - это субъект общественно- исторической деятельности.
5 Личность - это совокупность таких психологических качеств индивида, как : отношение к чему – либо, нормы поведения, взгляды, ценности.
6 2. Три основы личности. Личность - в широком плане - интегральная целостность элементов: биогенных, социогенных, психогенных
7 Биологическая основа личности охватывает нервную систему, систему желез, процессы обмена веществ (голод, жажда, половой импульс), половые различия, анатомические особенности, процессы созревания и развития организма.
8 Социальная основа личности обусловливается влиянием культуры и структуры общностей, в которых человек был воспитан и в которых он участвует. В социологии: личность - совокупность статусно - ролевых характеристик.
9 Социальные роли - совокупность требований, предъявляемых индивиду обществом.
10 ОСНОВНЫЕ РОЛЕВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ. Толкот Парсенс предложил 5 характеристик любой роли : Эмоциональная : одни роли требуют эмоциональной сдержанности, другие - раскованности. Способ получения : предписанные и завоёванные По масштабу: часть ролей строго ограниченна, часть - размыта. Формализация : деятельность в строго установленных рамках или произвольная. По мотивации: личная прибыль, общественное благо и т. д.
11 Личность - это автономная система, которая может быть независима от общества. Эта независимость проявляется в собственном мировоззрении личности, в её самосознании. Это совокупность действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе. У человека может быть множество ролей.
12 Когда происходит противоречие 2-х ролей, имеет место ролевой конфликт.
13 Социогенные слагаемые личности: социальные роли, выполняемые в различных общностях (семье, школе, группе ровесников), субъективное «Я», созданное под влиянием воздействия других представление о собственной особе, отраженное «Я» - комплекс представлений о себе, созданных из представлений других людей о нас самих.
14 Теория Ч. Кули - Теория общественного зеркала: сравнивая себя с другими, человек проявляет собственное мнение из оценок других людей. Формирование оценки связано с вознаграждением. Мы анализируем, как к нам относятся люди. Мы анализируем, как мы относимся к этой оценке. Мы анализируем, как мы реагируем на эту оценку.
15 Психогенная основа личности В основе личности лежит связь и взаимодействие относительно устойчивых компонентов: способностей, темперамента, характера, волевых качеств, эмоций и мотивации.
16 Способности человека определяют его успехи в различных видах деятельности.
17 От темперамента зависят реакции человека на окружающий мир -других людей, обстоятельства жизни и т. п.
18 Темперамент можно подразделить на четыре обобщенных типа: 1. Холерик - сильный тип темперамента, проявляющийся в общей подвижности и способности отдаваться делу с исключительной страстностью, в бурных эмоциях, резких сменах настроения, неуравновешенности. 2. Сангвиник - сильный тип темперамента, характеризующийся подвижностью, высокой психической активностью, разнообразием мимики, отзывчивостью и общительностью, уравновешенностью. 3. Флегматик сильный тип темперамента, связанный с медлительностью, инертностью, устойчивостью в стремлениях и настроении, слабым внешним выражением эмоций, низким уровнем психической активности. 4. Меланхолик слабый тип темперамента, которому свойственны замедленность движений, сдержанность моторики и речи, низкий уровень психической активности, легкая ранимость, склонность глубоко переживать незначительные события, преобладание отрицательных эмоций, сензитивность.
19 Характер человека определяет его поступки в отношении других людей.
20 Типы характеров людей Гипертимный тип таких людей характеризует чрезвычайная контактность, словоохотливость, выраженность жестов, мимики. Это энергичные, инициативные, оптимистически настроенные люди. Вместе с тем они легкомысленны, раздражительны, трудно переносят условия жесткой дисциплины, вынужденное одиночество.
21 Дистимный тип. Для этих людей характерны низкая контактность, немногословие, склонность к пессимизму. Они ведут замкнутый образ жизни, редко конфликтуют. Серьезны, добросовестны, преданы в дружбе, однако не в меру пассивны и медлительны. Циклоидный тип. Им свойственны частые периодические смены настроения. Во время душевного подъема они ведут себя по гипертимному типу, спада по дистимному.
22 Педантичный тип. Этим людям характерны добросовестность и аккуратность, надежность в делах, но в то же время они способны изводить окружающих чрезмерным формализмом и занудливостью. Демонстративный тип. Они артистичны, обходительны; их мышление и поступки неординарны. Они стремятся к лидерству, легко приспосабливаются к людям. Вместе с тем, такие люди эгоистичны, лицемерны, недобросовестны в работе, тщеславны.
23 Экстравертированный тип. Их побуждает к деятельности и заряжает энергией внешний мир. Не любят уединенных размышлений, нуждаются в поддержке и одобрении людей. Общительны, имеют много друзей. Легковнушаемы, подвержены влиянию. Охотно развлекаются, склонны к необдуманным поступкам. Интровертированный тип. Они ориентированы на свой внутренний мир, поэтому мало контактны, склонны к одиночеству и глубокомыслию, не терпят вмешательства в их личную жизнь. Сдержанны, редко вступают в конфликты. Одновременно они довольно упрямы, консервативны, им трудно вовремя перестроиться.
24 Садо-мазохистский тип. Стремясь устранить причины своих жизненных неудач, такие люди склонны к агрессивным действиям. Люди – мазохисты стараются взять вину на себя, и при этом упиваются самокритикой и самобичеванием, расписываются в своей собственной неполноценности и беспомощности. Люди-садисты ставят людей в зависимость от себя, приобретают над ними безграничную власть, причиняют им боль и страдания, испытывая при этом наслаждения.
25 Конформистский тип. У таких людей почти никогда не бывает ни собственного мнения, ни собственной социальной позиции. Они беспрекословно подчиняются обстоятельствам, требованиям социальной группы, быстро и без проблем меняют свои убеждения. Это -тип сознательных и бессознательных приспособленцев.
26 Мыслительный тип. Эти люди больше доверяют тому, что продумано, логически обосновано. Они стремятся к истине, не очень заботясь о справедливости. Любят доводить все до полной ясности. Способны оставаться спокойными тогда, когда окружающие теряют самообладание. Чувствующий тип. Люди такого плана отличаются повышенной чувствительностью ко всему тому, что радует, и тому, что огорчает. Они альтруистичны, всегда ставят себя на место другого, с удовольствием оказывают помощь даже во вред себе. Все принимают близко к сердцу, их упрекают в чрезмерной нерешительности.
27 Волевые качества характеризуют стремление человека к достижению поставленных целей.
28 Основные признаки волевого акта: а) приложение усилий для выполнения волевого акта; б) наличие продуманного плана осуществления поведенческого акта; в) усиленное внимание к такому поведенческому акту и отсутствие непосредственного удовольствия; г) нередко усилия воли направлены не только на победу над обстоятельствами, сколько на преодоление самого себя.
29 Эмоции и мотивация - это переживания людей и побуждения к деятельности и общению.
30 Ведущим компонентом структуры личности является направленность система устойчивых мотивов (доминирующих потребностей, интересов, склонностей, убеждений, идеалов, мировоззрения и т.д.),определяющая поведение личности в изменяющихся внешних условиях.
31 3. Периоды изучения личности.
32 философско-литературный {древность-начало 19 в.} - рассматриваются проблемы нравственности и социальной природы человека, его поступки и поведение. Толкование личности - очень широкое.
33 клинический {до начала 20 в.} - работа врачей, психиаторов; упор делался на нездоровых людей.
34 экспериментальный - изучение личности ведут профессиональные психологи. В основе: математическая обработка данных, попытка создания теорий развития личности.
35 4. Психологическая структура личности. НАПРАВЛЕН НОСТЬ > ПРОЯВЛЯЕТСЯ В ПОТРЕБНОСТЯХ, ИНТЕРЕСАХ, ИДЕАЛАХ, УБЕЖДЕНИЯХ, ДОМИНИРУЮЩИХ МОТИВАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПОВЕДЕНИЯ, В МИРОВОЗЗРЕНИИ. ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ, НАВЫКИ > ПРИОБРЕТАЮТСЯ В ПРОЦЕССЕ ЖИЗНИ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНДИВИДУАЛЬ НО- ТИПОЛОГИЧЕС КИЕ ОСОБЕННОСТИ > ПРОЯВЛЯЮТСЯ В ТЕМПЕРАМЕНТЕ, ХАРАКТЕРЕ, СПОСОБНОСТЯХ Структура личности (по С.Л. Рубинштейну)
36 4.1. Структура личности по Гиппократу. Создатель учения о темпераментах. Четыре основных жидкости организма: кровь, флегма, черная желчь, желтая желчь. Основные характеристики темпераментов {доработка Павлова}: сила, уравновешенность и подвижность нервных процессов. Сангвиник - преобладает кровь. Сильный, подвижный, уравновешенный. Флегматик - преобладает флегма. Сильный, слабо подвижный, уравновешенный. Холерик - желтая желчь. Сильный, подвижный, слабо уравновешенный. Меланхолик - черная желчь. Слабые все характеристики.
37 4.2. Структура личности по Фрейду имеет три составляющие: - "Оно" - наиболее примитивная материя которая охватывает все врожденное, подчиненное предмету удовольствия и ничего незнающее о реальности ; - "Я" - сознание. Следует принципу реальности вырабатывает ряд механизмов, позволяющих адаптироваться к среде ; - "Сверх-Я" - источник моральных и религиозных чувств, контролирующий и наказующий агент, продукт влияния исходящего от других людей. Возникает в раннем детстве. "Оно" находится в конфликте со "Сверх-Я".
38 4.3. Структура личности по Платонову. Личность - некую биосоциальная иерархическая структура. Выделил следующие подструктуры: направленность, опыт{знание, умение, навыки}; индивидуальные особенности различных форм отражения {ощущение, восприятие, память} и объединенные свойства поведения. Недостаток: общая структура личности объясняется как совокупность ее биологических и социально обусловленных особенностей.
39 4.4. Структура личности по Кречмеру и Юнгу. Кречмер. Люди с определенным типом телосложения имеют определенные психические особенности: - Лептосоматик - хрупкий, высокий, плоская грудь, узкие плечи, конечности длинные и худые. - Пикник - толстый, тучный, средний рост, большой живот, короткая шея. - Атлетик - мускулистый, крепкий, высокий, широкоплечий. - Диспластик - строение бесформенное, неправильное, непропорциональное.
40 Юнг: 1. Экстраверты - реакция и деятельность зависят от внешних впечатлений. Открытые, жизнерадостные. 2. Интроверты - реакция и деятельность зависят от образов, представлений и мыслей, связанных с прошлым и будущим. Замкнутые, подозрительные.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.