Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемarzproect.narod.ru
1 Быт петропавловцев вчера и сегодня Первые поселенцы Первые поселенцы Жилище ЖилищеЖилище Одежда ОдеждаОдежда В старину едали деды… В старину едали деды…В старину едали деды…В старину едали деды… День новый День новыйДень новыйДень новый Продолжение ПродолжениеПродолжение Авторы АвторыАвторы
2 Первые поселенцы Село Петропавловское строилось по заранее продуманному плану. Конным плугом нарезались борозды на всю длину будущей улицы. Вдоль борозд возводились подворья с жилыми и хозяйственными постройками. Конфигурация улиц повторяла изгибы балки Сухая Курунта. Размеры жилых и подсобных помещений, их качество зависело от материальной возможности новосела. Большинство построек – небольшие по размерам хаты мазанки из самана, состоящие из сенцев и двух небольших комнат. Часть построек в селе была весьма добротной: с кровлей из черепицы или железа, стены облицованы кирпичом. Крыши, стены, заборы обмазывались глиной и село выглядело желто-серым на фоне типчаково- ковыльной степи. Таким серым и унылым оно было до середины 50-х г. XX века. Первые поселенцы были выходцами из Полтавской, Екатеринославской, Черниговской, Херсонской губерний Юга Украины. Основатели села пришли не с пустыми руками. С собой они привели лошадей, крупный рогатый скот, птицу, сельскохозяйственный инвентарь, бытовую утварь. В начало Мой дед приехал из Полтавы, А бабка из Воронежа…. Лиха година гнала их От холода и голода. Нашли они такое место, Где ширь и гладь просторная…
3 Жилище Саманные хаты – прямоугольные продолговатые в плане 2-3 комнатные жилища из сырцового кирпича(самана) с земляным полом. Крыша крестьянских домов была двускатная, установленная на стропилах. Крыли крыши камышом или соломой. Печи крестьяне клали из кирпича-сырца, но некоторые богатые хозяева покупали жженый кирпич. Печь занимала в доме почти четверть комнаты. Отапливали дома соломой, сухим бурьяном, кизяком, «объедьями» - оставшимся несъеденым кормом. Это топливо быстро прогорало, поэтому на зиму его запасали очень много. Дома крестьян обязательно белили и внутри и снаружи белой глиной. Интерьер в крестьянских домах был незатейлив и не отличался разнообразием. Часто в сенях устраивали досчатые закрома для зерна. Вся обстановка комнат была сделана, в основном, руками самих крестьян. В жилых комнатах передний угол занимали стоящие на полке иконы, на которых вешали кружевные занавески домашнего изготовления, В жилой комнате, а она часто была и единственной, рядом с печью или под образами находился деревянный стол, а также лавки у стен. Спала вся семья на «помосте», дети и старики спали, обычно, на печи. Летом молодежь спала во дворе. Над кроватью родителей или над «помостом», где они спали, подвешивалась к железному кольцу, вбитому в матицу на потолке, детская люлька. Люльку изготавливал отец ребенка, она обычно передавалась по наследству в семье. Освещали комнату подвешенным к потолку светильником, который представлял собой сало и фитиль из ваты, помещенные в железную посуду. В начало
4 Одежда Одежду крестьяне шили сами. Большую часть одежды в изготовляли из домотканого холста – «замашницы» и домотканого сукна. Основу женского костюма в составляли рубаха и юбка с кофтой. Наряду с рубахами и юбками носили также сарафаны. Женщины и взрослые девушки ходили дома в рубахе, надев поверх нее юбку, выходя из дома на улицу, поверх рубахи обязательно надевали кофту. Шились женские рубахи с Круглым воротом под горло, который собирался в мелкие сборки. Разрез и застежка находились спереди, а у венчальных и Девичьих рубахах часто сзади. В морозные дни женщины носили белые шубы с опушкой, сшитые из недубленой овчины, с большим овчинным же воротником. Такие шубы были длинные, Широкие с расширенной правой полой, чтобы «дитя огартывать». Необходимой принадлежностью женского костюма были платки и шали. Ставропольские крестьянки носили, кроме того, кокошники и позатыльники. Нарядные кокошники шили из бархата, украшали их серебром и позументами, глазетами. Комплект мужской одежды состоял из рубахи и штанов. Носили рубахи по-русски, навыпуск, подпоясав суконным или бумажным кушаком, а иногда шелковым поясом, вышитым крестом, или же тканым шерстяным поясом. Поверх рубашки в будни надевали зипуны, кафтаны. Зимой мужчины надевали овчинные дубленые полушубки черного цвета. Они шились длиной до колен, с застежками на крючках и со сборками на талии. В начало
5 В старину едали деды… Основой питания крестьян был пшеничный хлеб, выпекавшийся из кислого теста на дрожжах. Пекли хлеб на поду в русской печи. Любили крестьяне также вареники и галушки. Широко использовались в пище крестьян молочные продукты – молоко, в основном кислое, сметана, масло. Наиболее распространенным напитком был квас, который приготовляли из хлеба, реже – из свеклы. Хранили его в деревянных бочонках. Широко употребляли в пищу различные бахчевые культуры: тыквы (гарбузы), арбузы (кавуны), дыни. Из тыкв готовили каши, арбузы в большом количестве ели свежими, сохраняя их на чердаках до Рождества, а также в соленом виде. Из арбузов и дынь варили «мед», часто добавляя туда яблоки и груши. Во время поста большинство семей отказывалось от мясной и молочной пищи. В это время варили яичную лапшу, постный борщ, ели картофель с растительным маслом, рыбу (часто вяленую), квас, огурцы, свеклу, блюда из тыквы и гороха. Во время поста не принято было есть жареную пищу. Каждая крестьянская семья обязательно делала заготовки многих продуктов на зиму. В больших кадушках мочили яблоки, солили помидоры, огурцы и капусту с морковью. Часто огурцы клали, как и яблоки, в бочку с засаливаемой капустой. Засаливали также сало и мясо, особенно свиное, приготовляли окорока. В начало
6 День новый… Рассматривая культуру, быт и традиции уклада переселенцев с. Петропавловского на протяжении веков, можно увидеть как традиционная культура русских и украинских крестьян изменялась. Приспосабливалась к новым условиям, впитывая в себя лучшие традиции местных кавказских народов. Развивались те национальные традиции, которые были наиболее приемлемы и национальны в новых условиях. В настоящее время появились добротные кирпичные дома, коттеджи, крытые шифером, современной разноцветной черепицей. Изменился заметно быт жителей села. В доме вошли газ, вода, отопление, электричество, бытовая техника. Изменился и интерьер помещений. Во внутренней отделке помещений используют обои, кафель, линолеум, пластиковые материалы, что придает уют, комфорт и красоту. Появились новые осветительные приборы: торшер, бра, люстры. Вместо домотканых половиков, лоскутных одеял пришли на смену паласы, ковры. Появилась современная красивая мебель. Она не только красива по внешнему виду, но очень вместительная и удобна. Появилась ванная и туалетная комната. Также в настоящее время одежда жителей нашего села не отличается от одежды жителей больших городов. Носят брючные костюмы, брюки, спортивные куртки, сапоги и ботинки из кожи, кожзаменителя. В начало
7 Продолжение Многие духовно-культурные традиции в период советского времени были утрачены. Нация была отлучена от церкви. В нашем селе была закрыта и впоследствии разрушена церковь, а на ее место был построен детских сад. Сегодня церковь возродили, и люди старшего и теперь уже и молодого поколения посещают ее. Заметно повысился культурный уровень нашего села. В селе были построены школа, больница, дом культуры, ряд магазинов разного направления, детский сад, пекарня, спортивный зал и другие культурные учреждения. Культура народа – это результат его Культура народа – это результат его деятельности, отраженный в орудиях труда, жилище, одежде, пище, в различных обрядах и обычаях. В бытовой культуре находит отражение история народа, его нравственные нормы и эстетические вкусы. Материальная и духовная культура выражает социальный опыт прошлых поколений, поэтому знание культуры крестьянства необходимо для понимания его истории. Сейчас в переломную историческую эпоху, особенно велик интерес людей к своим корням традициям и мудрости предков. Мы думаем, что наша нация на правильном пути. деятельности, отраженный в орудиях труда, жилище, одежде, пище, в различных обрядах и обычаях. В бытовой культуре находит отражение история народа, его нравственные нормы и эстетические вкусы. Материальная и духовная культура выражает социальный опыт прошлых поколений, поэтому знание культуры крестьянства необходимо для понимания его истории. Сейчас в переломную историческую эпоху, особенно велик интерес людей к своим корням традициям и мудрости предков. Мы думаем, что наша нация на правильном пути. В начало
8 АВТОРЫ АВТОРЫ Кретова Ирина ученица 6 «Б» класса Антошина Ольга ученица 6 «Б» класса В начало
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.