Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемrcde.nov.ru
1 Воспитательная система как уклад жизни школы Тимошко Елена Алексеевна, заведующая кафедрой социальных и педагогических технологий Новгородского института развития образования, кандидат педагогических наук E – mail:
2 Почему система? Существовавшие ранее подходы делали акцент на процессе управления как таковом. Правильная соорганизация управленческих функций – в основе эффективности управления.(А. Файоль) Системный подход подчеркивает, что и объект управления имеет свою логику, свои законы и они системны по своей природе. Умение использовать логику развития подсистем ( компонентов) влияет на эффективное управление всей системой.( Чарль Барнард) Главный тезис системного подхода: «Организация- открытая система, находящаяся в постоянном взаимодействии с внешней средой. Она имеет свои «входы» и «выходы», активно приспосабливается к разнообразной внешней и внутренней среде.
3 Система – это Система (от греч. systema - целое; составленное из частей; соединение) - упорядоченное множество компонентов (элементов), находящихся во взаимной связи, зависимости и взаимодействии друг с другом и на этой основе образующих целостное единство. Определенная целостность ( организация), состоящая из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в функционирование целого. Школа (как социальная открытая система) состоит из ряда подсистем, которые согласуются иерархически ( по типу субординации) и «горизонтально» ( по типу координации). ( Чарльз Барнард)
4 Почему система? Для понимания значимости влияния системы школы на человека важно, что для целостных систем характерно то, что энергия внутренних связей существенно выше энергии внешних воздействий. Понятие «воспитательная система» пришло к нам из школы Л. И.Новиковой, разработку продолжает Центр воспитательных систем, возглавляемый Н. Л. Селивановой ( Москва)
5 Система обеспечивает: Свободу выбора деятельност и, позволяюще й достичь успеха Свободный выбор различных коллективо в, их интенсивну ю смену Возможност ь взаимоотно шений и диалога с Другими разного возраста и социальных групп Возможност ь интенсивно го проживани я различных ролей Возможност ь освоения пространст в: культурног о, природного, информаци онного
6 Аспекты рассмотрения системы (В.А. Ганзен) Ценностно- Смысловое ядро субъекты деятельность отношения Освоенная среда управление Морфологический: из каких компонентов состоит?
7 Содержание компонентов: Ценностно- смысловое ядро Теоретические идеи Принципы Ценности Цель Задачи Критерии и показатели Идеи Графическая модель
8 Зачем нужна цель? Руководитель без цели подобен водителю, управляющему автомобилем с закрытыми глазами В «ядре» цели – представление об ожидаемом результате Ожидаемый результат системы школы – те изменения в учащихся, за которые педагогический коллектив готов взять на себя ответственность.
9 Теория биосоциального единства (К.К. Платонов) IY. Социальная (направленность) - Потребности - Убеждения - Мотивы - Мировоззрение - Ценности - Интересы I.Биологическая - Пол - Возраст - Темперпамент II. Биосоциальная (Психические процессы) -Память - Восприятие - Внимание -Мышление - Речь - Эмоции - Чувства - Воля III. Социобиологическая (Опыт) : -Опыт деятельности - Опыт отношений - - Опыт переживаний - Представления, суждения Характер Способности
10 На что мы можем влиять? Опыт (деятельности, отношений, переживаний) Представления Умения Навыки Отношения Потребности Мотивы Желания Ценности
11 Зачем нужна цель? Цель воспитательной системы определяет Содержание и формы деятельности Характер взаимоотношений Характер использования среды Формы соуправления Содержание работы с субъектами взаимодействия
12 Как изменился учащийся? Группа критериев (личностные) - Отражает качество результата Качественно ли организован процесс совместной деятельности? Группа критериев (процессуальные) Отражает качество процесса Для изучения и анализа результатов школе нужны критерии и показатели КритерийПоказателиМетодики 1. Критерий, отражающий результат (динамику изменений учащегося) 1.1. Учащийся умеет____________________ 1.2. Учащийся проявляет__________ 1.3. Учащийся владеет, имеет опыт, способен Учащийся может успешно и самостоятельно действовать в учебных ситуациях типа..._____________________________ 2. Критерий, отражающий качество процесса Удовлетворенность учащихся содержанием и формами деятельности, характером взаимоотношений на уроке, в классе 2.2.________________________________ 2.3._________________________________
13 Обеспечено ли ресурсами достижение цели? Для изучения и анализа результатов школе нужны критерии и показатели КритерийПоказателиМетодики 3. Критерий, отражающий качество условий укомплектованность педагогическими, руководящими и иными работниками; 3.2. уровень квалификации педагогических и иных работников; 3.3. непрерывность профессионального развития педагогических работников ( методическая работа, повышение квалификации) ит.д. ( с. 40 ФГОС ООО)
14 Содержание компонентов: субъекты Педагоги Родители Другие партнеры Изучение, просвещение. Способы включения в деятельность: формы мотивации Учащиеся
15 Содержание компонентов: Деятельность Направленность содержания Сфера реализации Формы, технологии, методы Логика построения процесса Ожидаемый результат Ключевые дела Традиции Формы : урок в форме…., дискуссия, круглый стол, пресс – конференция, Сбор, Сбор – старт, игра, экспедиция, поход, экскурсия, путешествие, трудовой десант, акция интернет – форум и другие…. Цель Урочная Внеурочная
16 Система: компонент «Деятельность» Соответствует возрастным и индивидуальным особенностям Творческая и эмоционально – насыщенная по характеру Социально – значимая по направленности Единство трех аспектов Когнитивный РефлексивныйКоммуникативный
17 Содержание компонентов: Отношения и взаимоотно шения Методики изучения: социометрия, шкала взаимоотношений,стена настроения, цветограмма, диалогово – диагностические Целенаправленные формы: упражнения на взаимодействие, « Веревочный курс», тренинг общения, тренинг личностного роста, Сбор, ролевые игры ( «Остров», «Кораблекрушение» и др.), подарок другу, классу и т.д. Символика ( эмблема, гимн, флаг, вымпел и др.), традиции ( общая песня, речевка, форма, общая фотография, видеофильм и др.) Формы освоения навыков анализа и самоанализа взаимоотношений: огонек « Расскажи мне обо мне», анализ и самоанализ в малой группе, огонек «Ответь своей звезде», сочинение, прием «Нарисуй настроение» и др.
18 Содержание компонентов: Освоенная среда Общий дизайн, территория, озеленение Форма информационная для родителей ( сайт, стенд ) Место для предложений ( «Корзина идей», «Стена идей » ) Перечень организаций, учреждений во внешней среде для сотрудничества Любимый уголок города, села Атмосфера - обеспечивающей достижение целей и высокое качество образования, доступность и открытость для обучающихся, их родителей (законных представителей), духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся; гарантирующей охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся; преемственной по отношению к начальному общему образованию. (с ФГОС ООО)
19 Управление Совет дела Временная творческая группа Временная инициативная группа Классное собрание Общий Сбор Сбор – старт Организационный комитет Родительский комитет Совет класса Педагогический совет Малый педсовет Отчетно – перевыборная конференция УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ: - технология психолого – педагогической поддержки - мониторинг качества воспитательного процесса Управление
20 Информация о результатах: откуда? Персонифицированные Итоговая оценка на основе системы заданий, включающей учебно – познавательные и учебно – практические задания (ситуации) Уровень заданий: - базовый (ученик научится…) - повышенный (ученик получит возможность научиться...) Необходимо наличие информации о каждом учащемся по каждому ожидаемому результату, заявленному в цели образовательной программы! Неперсонифицированные (анонимные) результаты «К результатам индивидуальных достижений обучающихся, не подлежащим итоговой оценке, относятся ценностные ориентации обучающегося и индивидуальные личностные характеристики. Обобщённая оценка этих и других личностных результатов освоения обучающимися основных образовательных программ должна осуществляться в ходе различных мониторинговых исследований». (ФГОС основного общего образования, с. 24) Наличие информации об учащихся класса, школы в целом по каждому ожидаемому результату, заявленному в цели образовательной программы необходимо!
21 Цель: Сбор, обработка, анализ и представление информации о качестве и результатах воспитательного процесса в ОУ области. Участники : – Учащиеся 9,11 классов общеобразовательных школ, – Родители учащихся 9, 11 классов общеобразовательных школ; – Учащиеся – выпускники детских домов; – Студенты выпускного курса УНПО и УСПО, в том числе проживающие в общежитии. Показатели «Удовлетворенность деятельностью в образовательном учреждении» (учащиеся, родители); - «Комфортность самочувствия в образовательном учреждении» (учащиеся, родители) - « Активность в образовательном учреждении» (учащиеся) Методика Интернет-система «Монит» Технология: Планирование, обучение инструкторов, проведение среза, анализ результатов, представление информации Субъекты Кафедра социальных и педагогических технологий НИРО, МОУО, ГОУ. Системный мониторинг «Качество воспитательного процесса»
22 Учащийся: способы оценки Внутренняя оценка: Самоконтроль и самооценка учащихся с использованием информационной среды ОУ( электронный дневник, диалогово – диагностические методики «Огонек, «Итоги года», «Пресс – конференция») Портфель достижений И другие…. Внешняя оценка: Текущие отметки Итоговые отметки ГИА и ЕГЭ Психолого – педагогическая диагностика Качественная промежуточная оценка (олимпиада, конкурс, проект, конференция, с/ соревнование, спектакль, концерт, выставка, фестиваль…)) Экспертная оценка педагога Мониторинговое исследование И другие…
23 Школа: способы оценки Внутренняя оценка Текущая успеваемость Промежуточная оценка (контрольные, проекты, тесты) Психолого-педагогическая диагностика Самообследование Оценка субъектов образовательного процесса (учащихся, родителей, педагогов, выпускников) И так далее Внешняя оценка Итоговая аттестация (ГИА, ЕГЭ) Аккредитация Экспертная оценка специалистов Экспертная оценка социальных партнеров, работодателей Мониторинговое исследование (психологическое, социально- педагогическое и т.п.) Социальное признание (грамоты, благодарности, гранты, призы, публикации в СМИ) И так далее
24 Критерии оценки педагогических работников в процессе аттестации 30. Первая квалификационная категория может быть установлена педагогическим работникам, которые: владеют современными образовательными технологиями и методиками и эффективно применяют их в практической профессиональной деятельности; вносят личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания; имеют стабильные результаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их достижений выше средних в субъекте Российской Федерации.
25 Критерии оценки педагогических работников в процессе аттестации 31. Высшая квалификационная категория может быть установлена педагогическим работникам, которые: имеют установленную первую квалификационную категорию; владеют современными образовательными технологиями и методиками и эффективно применяют их в практической профессиональной деятельности; имеют стабильные результаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их достижений выше средних в субъекте Российской Федерации, в том числе с учетом результатов участия обучающихся и воспитанников во всероссийских, международных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях; вносят личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания, инновационной деятельности, в освоение новых образовательных технологий и активно распространяют собственный опыт в области повышения качества образования и воспитания.
26 Аспекты рассмотрения системы: Функциональный: место каждого компонента, их иерархия? 1- ? ? ? ? ? ?
27 Аспекты рассмотрения системы: цель субъекты Освоенная среда отношения деятельность Структурный: какие связи и отношения между элементами? отот управление Генетический: происхождение, перспектива развития системы?
28 Декомпозиция и конкретизация цели Реализовать комплекс условий, обеспечивающий позитивную динамику личностных, метапредметных и предметных результатов с учетом потребностей личности, семьи, общества, государства, индивидуальных особенностей учащихся на основе системно-деятельностного подхода Реализовать комплекс условий, обеспечивающий становление гражданской позиции, умения строить гуманные межличностные отношения, патриотического отношения к малой Родине и России, через уклад жизни школы, развитие компетентности родителей, систему психолого – педагогической медико – социальной поддержки всех субъектов образовательного процесса. Обеспечить обогащение опыта заботы о ветеранах, проявления эмоционально-чувственных переживаний в процессе «Костра Памяти».
29 Цель - деятельность Реализовать комплекс условий, обеспечивающий становление гражданской позиции, умения строить гуманные межличностные отношения, патриотического отношения к малой Родине и России, через уклад жизни школы, развитие компетентности родителей, систему психолого – педагогической медико – социальной поддержки всех субъектов образовательного процесса. Костер Памяти Урок по теме «Известные земляки» Ключевое дело школы «Прощальный вальс» Традиция «Вахта у Вечного огня» Деятельность школьного музея
30 Цель – деятельность - субъекты Реализовать комплекс условий, обеспечивающий становление гражданской позиции, умения строить гуманные межличностные отношения, патриотического отношения к малой Родине и России, через уклад жизни школы, развитие компетентности родителей, систему психолого – педагогической медико – социальной поддержки всех субъектов образовательного процесса. Ключевое дело школы «Прощальный вальс» Субъекты – изучить и включить!
31 Критерии определения наличия системы: система – ли это? Критерий фактаКритерий качества 1.Упорядоченность жизни в соответствии с концепцией 2.Коллектив единомышленников 3.Психолого – педагогические условия созданы. 1.Степень реализации целей 2.Реализуются сотрудничество и сотворчество 3.Благоприятный психологический климат 4.Гуманные взаимоотношения 5.Социальная защищенность субъектов 6.Профессионализм учителя и управленческая культура высоки 7.Ценностные ориентации позитивны 8.Динамика личностного развития положительна
32 Вывод: Таким образом, управлять системой – это искусство ставить цель, вырабатывать стратегию (пути достижения цели), организовывать деятельность ( тактика ), осуществлять контроль, оценку качества результатов, процесса, условий и их анализ со всеми субъектами системы.
33 Литература Л.И.Новикова «Теория и практика воспитательных систем», М изд. РАО, 1993г. Н.Л.Селиванова «Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня М, Педагогическое Общество РоссииЮ1998г. « Живая педагогика: открытость, культура, наука, образование.» ( Материалы круглого стола « Отечественная педагогика сегодня – диалог концепций», Ульяновск, 2004г., Народное образование. З И Васильева «Диалог о воспитании ( концепции, взгляды, размышления, опыт), Герценовские чтения – 2006г. – СПб: РГПУ им. А,И,Герцена. Е.В.Титова» Воспитание» ( научные дискуссии и исследования), СПб, РГПУ им. А,И,Герцена.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.