Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемwww.egpu.ru
1 РЕАЛИЗАЦИЯ БАЗОВЫХ ПРИНЦИПОВ БОЛОНСКОГО ПРОЦЕССА В ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТАХ КАЗАНСКИЙ ( ПРИВОЛЖСКИЙ ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ, ОКТЯБРЬ 2010 Г. Е. Н. Ковтун д. ф. н., профессор, заместитель Председателя Совета по филологии УМО по классическому университетскому образованию ( МГУ имени М. В. Ломоносова )
2 Компетенции, модули и кредиты в структуре Болонского процесса Болонский процесс – попытка создания единого образовательного пространства в Европе, конкурентоспособного по отношению к образовательным пространствам Америки, Азии и иных регионов планеты. Е динство образовательного процесса – не унификация, а прозрачность ( понятность ) образовательных систем разных стран по отношению друг к другу.
3 Компетенции, модули и кредиты в структуре Болонского процесса из документов об образовании каждой страны ( от законов об образовании до приложений к диплому и учебных планов отдельных учебных заведений ) должно быть ясно, ЧЕМУ именно, КАК именно и на КАКОМ УРОВНЕ ( с какой глубиной ) обучено то или иное лицо Главная задача :
4 Компетенции, модули и кредиты в структуре Болонского процесса единая СИСТЕМА УРОВНЕЙ образования ( бакалавр – магистр – доктор ) « прозрачные » классификаторы образовательных программ разных уровней, сопоставимые с соответствующими профессиональными стандартами единый набор критериев для характеристики разных уровней образования ( Европейская рамка квалификаций, ЕРК ) Для этого необходимы :
5 Компетенции, модули и кредиты в структуре Болонского процесса основным критерием оценки образовательных программ становится ответ на вопрос : какие именно профессиональные действия способно совершать обученное лицо ? то есть оценка приобретенных выпускником КОМПЕТЕНЦИЙ
6 Компетенции, модули и кредиты в структуре Болонского процесса « прозрачный » ( понятный для всех участников образовательного процесса ) способ приобретения компетенций – МОДУЛЬНАЯ СТРУКТУРА образовательных программ унифицированная оценка сроков обучения – учет трудоемкости учебных программ в КРЕДИТАХ ( ЗАЧЕТНЫХ ЕДИНИЦАХ ) А следовательно :
7 Компетенции, модули и кредиты в структуре Болонского процесса КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ, МОДУЛЬНЫЙ и КРЕДИТНЫЙ подход – единый и неразрывный принцип создания образовательных программ в рамках Болонского процесса Таким образом :
8 Компетенции, модули и кредиты в структуре Болонского процесса Наиболее последовательно базовые принципы Болонского процесса на данный момент реализованы в масштабном международном проекте Tuning Educational Structures in Europe Настройка европейских образовательных структур
9 Краткая характеристика проекта Tuning Educational Structures in Europe Начался в 2000 г. по инициативе ряда университетов европейских стран, поддержанной Европейской Комиссией. Ныне в проекте заняты свыше 200 университетов из примерно 50 стран - участниц Болонского процесса, расположенных на двух континентах – в Европе и Латинской Америке, а также Кыргызстан, Украина, Грузия и Турция. Термин « настройка » в названии проекта ( от англ. tuning) определяет его главный принцип : университеты стремятся не к унификации программ, но к согласованию параметров, лежащих в их основе и облегчающих их понимание вузами - партнерами.
10 Краткая характеристика проекта Tuning Educational Structures in Europe На первом этапе (2000–2002 гг.) в рамках проекта TUNING началась разработка моделей образовательных программ по девяти предметным областям : бизнес - подготовка, физика, химия, геология, педагогика, европейские исследования, история, математика, сестринское дело ( уход за больными ). В дальнейшем спектр направлений расширился и на третьем этапе проекта (2004–2006 гг.) включал уже 18 позиций. Российская Федерация присоединилась к проекту TUNING в 2006 г. по инициативе Государственного университета – Высшей школы экономики ( ГУ – ВШЭ ), который разработал проект « Настройка образовательных программ в российских вузах » («Tuning Education Programmes in Russian HEIs» – TUNING–Russia).
11 Краткая характеристика проекта Tuning Educational Structures in Europe Для всех предметных областей были определены пять основных направлений работы : Формулировка общих ( универсальных ) компетенций, независимых от предметной области ( направления подготовки ВПО ). Формулировка профессиональных компетенций, специфических для каждой предметной области ( направления подготовки ВПО ). Разработка алгоритма учета трудозатрат студентов на обучение в кредитных единицах ECTS (European Credit Transfer System - « Европейская система перевода и накопления кредитов »). Выработка новых образовательных технологий и принципов оценки результатов обучения. Выработка систем повышения качества образования ( создание вузовских структур контроля качества образования ).
12 Зачем нужны компетенции ? Компетенции выражают идущие в мировом образовании процессы – переход от понятия « квалификация » к понятиям « результат обучения » и « компетентность » ( документы ЮНЕСКО « Реформирование и развитие высшего образования », 1995; « Образование : сокрытое сокровище », 1997; Всемирная конференция по высшему образованию ЮНЕСКО, 1998)
13 Новые цивилизационные процессы и требования рынка: в современных видах профессиональной деятельности усиливается информационный и творческий подход ; однотипность и взаимозаменяемость работников уступает место персонализации задач ; возрастает роль гибких краткосрочных проектов и коллективов ( временный состав вместо кадрового ); исчезают рабочие места, на которых находятся в течение всей жизни ; разрушается профессиональная замкнутость, нарастает динамика профессий, их глобализация ; профессиональное образование утрачивает ориентировку на единственную дальнейшую специализацию ;
14 Выводы для системы образования: происходит изменение профессиональных качеств, востребованных на рынке труда ; ценится не квалификация, а компетентность, т. е. обладание определенными способностями ; компетенция не означает отказа от категории « квалификация », компетенция включает квалификацию, т. е. профессиональные знания и умения ( по : Байденко В. И. Проектирование федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования : экспериментальная учебная авторская программа. М., 2007)
15 «Вечный» конфликт вузов и работодателей Дядюшка : Скажи, что ты знаешь, к чему чувствуешь себя способным ? Александр : Я знаю богословие, гражданское, уголовное, естественное и народное права, дипломацию, политическую экономию, философию, эстетику, археологию … Дядюшка : Постой, постой ! А умеешь ли ты порядочно писать по - русски ? Теперь пока это нужнее всего … Александр : Вот начало другого проекта. Дядюшка : Отобедай у меня дважды, да только не дописывай другого проекта. Александр : Почему же ? Дядюшка : Да так, ты теперь хорошего ничего не напишешь, а время уйдет. Александр : Как ! Слушавши лекции ? Дядюшка : Они пригодятся тебе со временем, а теперь смотри, читай, учись да делай, что заставят. И.А.Гончаров «Обыкновенная история»: ( Собр. соч.: В 8 т. Т. 1. С , 54)
16 Методология проекта TUNING: алгоритм построения образовательных программ Компетенции – это ожидаемые и измеряемые результаты обучения - конкретные достижения студентов ( выпускников ), которые определяют, что будет способен делать студент ( выпускник ) по завершении всей или части образовательной программы Компетенции – интегральная характеристика обучающегося, т. е. динамичная совокупность знаний, умений, навыков, моделей поведения и личностных качеств, которую студент обязан продемонстрировать после завершения всей или части образовательной программы.
17 Методология проекта TUNING: алгоритм построения образовательных программ Компетенции делятся на две группы : общие ( универсальные ); предметно - специализированные ( профессиональные ). К универсальным компетенциям относятся инструментальные, межличностные и системные.
18 Методология проекта TUNING: алгоритм построения образовательных программ Инструментальные компетенции включают когнитивные способности : умения понимать и использовать идеи и умозаключения, управлять окружающей средой, организовывать время, выстраивать стратегии обучения, принимать решения и разрешать проблемы ; навыки работы с компьютером и управления информацией ( способность извлекать и использовать информацию из различных источников ), а также лингвистические и коммуникативные навыки. Межличностные компетенции подразумевают умения осознанно выражать и мотивировать свое отношение к чему - либо, способность к критическому мышлению и самокритике, а также включают социальные навыки, связанные с процессами социального взаимодействия и сотрудничества : умение работать в группе, принимать на себя социальные и этические обязательства. Системные компетенции описывают основные характеристики мышления, позволяющие осознавать, как различные факторы соотносятся друг с другом, оценивать роль отдельных компонентов в системе, планировать изменения в системе и конструировать новые системы.
19 Методология проекта TUNING: алгоритм построения образовательных программ Модуль – … 3) перен. Вообще отделяемая, относительно самостоятельная часть какой - нибудь системы, организации ( Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1999). Различные понимания модуля : часть дисциплины ( дидактическая единица, раздел, глав, тема ), изучение которой заканчивается определенным видом контроля ; учебная дисциплина ( совокупность дидактических единиц ; курс, рассчитанный на несколько семестров ); группа родственных дисциплин, объединенных по тематическому принципу.
20 Методология проекта TUNING: алгоритм построения образовательных программ В TUNING: Модуль - совокупность всех видов учебной работы, необходимых для формирования у студента определенной компетенции или группы родственных компетенций Модуль – относительно самостоятельная ( логически завершенная ) часть образовательной программы, отвечающая за формирование определенной компетенции или группы родственных компетенций Модульная образовательная программа – совокупность и последовательность модулей, направленных на формирование компетенций, необходимых для присвоения определенной квалификации
21 Классификация модулей основные модули поддерживающие модули модули организационных и коммуникационных компетенций специализированные модули ( профилирующие / непрофилирующие ) обязательные / факультативные / элективные
22 Методология проекта TUNING: алгоритм построения образовательных программ Специфика понятия « модуль » в методологии TUNING: Модуль объединяет различные виды учебной работы – лекции, семинары, практики, самостоятельную работу студента, процедуры отчетности ( контрольные работы, рефераты, зачеты и т. п.). Каждому модулю назначается ограниченное число кредитов в стандартизованных ( для данной программы или для ряда программ ) кратных числах ( например 5, 10, 15 – или 3, 6, 12 и т. п.). Освоение каждого модуля завершается аттестацией ( оценкой результатов ).
23 Методология проекта TUNING: алгоритм построения образовательных программ Кредитные ( зачетные ) единицы ECTS При освоении студентами модулей за каждый из них начисляется определенное количество кредитных ( зачетных ) единиц, выступающих в качестве меры трудоемкости обучения. Европейская система перевода и накопления кредитов (European Credit Transfer System, ECTS) – одно из важнейших средств, обеспечивающих мобильность студентов и сопоставимость образовательных программ. В кредитах ECTS учитывается количество времени ( аудиторных занятий, самостоятельной работы, практик и т. п.), необходимое студенту для достижения результатов обучения. Кредиты начисляются в случае успешного освоения студентом определенной части программы ( модуля ) и не зависят от полученной оценки или степени важности модуля для профессиональной подготовки.
24 Методология проекта TUNING: алгоритм построения образовательных программ Кредитные ( зачетные ) единицы ECTS Кредит отражает пропорциональное соотношение отдельных модулей в общей структуре образовательной программы. Распределение кредитов осуществляется « вертикально », « сверху »: от общей нагрузки образовательной программы или года обучения к нагрузке циклов обучения и отдельных модулей. Один кредит в оценках проекта TUNING соответствует 25–30 астрономическим часам учебного времени. Трудозатраты студента на протяжении одного академического года не могут превышать 60 кредитов ( зачетных единиц ).
25 Методология проекта TUNING: алгоритм построения образовательных программ Алгоритм разработки образовательных программ в методологии TUNING представляет собой семь последовательных шагов : Шаг 1. Подтверждение социального « заказа » на программу, определение ее профиля ; Шаг 2. Формулировка целей программы и описание результатов обучения в терминах компетенций ; Шаг 3. Определение универсальных ( общих ) и профессиональных ( предметно - специализированных ) компетенций, которые должны быть сформированы при освоении программы ; Шаг 4. Формирование и описание содержания и структуры программы ( состав модулей и их объем в кредитных единицах ); Шаг 5. Проверка взаимного соответствия структуры программы, результатов обучения и набора компетенций ; Шаг 6. Определение соответствующих результатам обучения образовательных технологий и методик обучения и оценки формируемых компетенций ; Шаг 7. Создание системы оценки, обеспечения и повышения качества обучения
26 ФГОС ВПО определяет: Направление подготовки, уровень Сроки реализации ООП Требование к результатам освоения ООП Требования к структуре ООП Требования к условиям реализации ООП Болонский процесс и ФГОС
27 Особенности ФГОС по сравнению с ГОС и ГОС-21 Нет деления на федеральный и др. компоненты Определены виды и задачи деятельности Разработка совместно с работодателями Возможность модульного построения ООП Ориентация на результаты обучения (компетенции) Трудоемкость ООП в зачетных единицах Базовая часть: Б – не более 50% М – не более 30% С – не менее 70%
28 Основные характеристики ФГОС по направлению «Филология» (бакалавриат) Компетентностная модель филолога – современная концепция филологического образования : филолог - специалист, подготовленный ко всем видам работ с различными типами текстов ( включая и устные, и виртуальные ) - то есть обученный созданию, интерпретации ( анализ языковой и литературной информации ), трансформации ( корректура, редактирование, комментирование, систематизирование, обобщение, реферирование и аннотирование ) и распространению ( осуществление в разнообразных коммуникативных ситуациях устной и письменной коммуникации, как межличностной, так и массовой, в том числе межкультурной и межнациональной ) различных типов текстов ( устное выступление, обзор, аннотация, реферат, докладная записка, отчет и иные документы ; официально - деловой, публицистический, рекламный текст и т. п.).
29 Основные характеристики ФГОС по направлению «Филология» (бакалавриат) Виды профессиональной деятельности: 1.научно-исследовательская в научных, научно-педагогических и иных учреждениях; 2.педагогическая в системе среднего общего и среднего профессионального образования; 3.прикладная (переводческая, редакторская, экспертная, аналитическая и т. п.) в учреждениях образования, культуры, управления, СМИ; в области языковой и социокультурной коммуникации и других сферах социально-гуманитарной деятельности; 4.проектная деятельность в образовательных и культурно- просветительских учреждениях, литературных и литературно- художественных музеях, в социально-педагогической, гуманитарно- организационной, книгоиздательской, массмедийной и коммуникативной областях; 5.организационно-управленческая деятельность во всех вышеперечисленных сферах.
30 Основные характеристики ФГОС по направлению «Филология» (бакалавриат) Задачи профессиональной деятельности (выдержка): научно - исследовательская деятельность : научные исследования в области филологии с применением полученных теоретических и практических знаний ; анализ и интерпретация на основе существующих научных концепций отдельных языковых, литературных и коммуникативных явлений и процессов, всех типов текстов, включая художественные, с формулировкой аргументированных умозаключений и выводов ; сбор научной информации, подготовка обзоров, аннотаций, составление рефератов и библиографий по тематике проводимых исследований ; участие в научных дискуссиях и процедурах защиты научных работ различного уровня ; выступление с сообщениями и докладами по тематике проводимых исследований ; устное, письменное и виртуальное ( размещение в информационных сетях ) представление материалов собственных исследований ;
31 Основные характеристики ФГОС по направлению «Филология» (бакалавриат) Профессиональные компетенции (выдержка): в научно - исследовательской деятельности : способность применять полученные знания в области теории и истории основного изучаемого языка ( языков ) и литературы ( литератур ), теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста в собственной научно - исследовательской деятельности ( ПК -5); способность проводить под научным руководством локальные исследования на основе существующих методик в конкретной узкой области филологического знания с формулировкой аргументированных умозаключений и выводов ( ПК -6); владение навыками подготовки научных обзоров, аннотаций, составления рефератов и библиографий по тематике проводимых исследований, приемами библиографического описания ; знание основных библиографических источников и поисковых систем ( ПК -7); владение навыками участия в научных дискуссиях, выступления с сообщениями и докладами, устного, письменного и виртуального ( размещение в информационных сетях ) представления материалов собственных исследований ( ПК -8);
32 Основные характеристики ФГОС по направлению «Филология» (бакалавриат) Профессиональные компетенции (выдержка): общепрофессиональные компетенции : способность демонстрировать знание основных положений и концепций в области теории и истории основного изучаемого языка ( языков ) и литературы ( литератур ), теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста, представление об истории, современном состоянии и перспективах развития филологии ( ПК -1); владение базовыми навыками сбора и анализа языковых и литературных фактов с использованием традиционных методов и современных информационных технологий ( ПК -2); свободное владение основным изучаемым языком в его литературной форме ( ПК -3); владение основными методами и приемами различных типов устной и письменной коммуникации на основном изучаемом языке ( ПК -4);
33 Основные характеристики ФГОС по направлению «Филология» (бакалавриат) Общекультурные компетенции (выдержка): владение культурой мышления ; способность к восприятию, анализу, обобщению информации, постановке цели и выбору путей ее достижения ( ОК -1); готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе ( ОК -3); умение использовать нормативные правовые документы в своей деятельности ( ОК -5); стремление к саморазвитию, повышению квалификации и мастерства ( ОК -6); умение критически оценивать собственные достоинства и недостатки, выбирать пути и средства развития первых и устранения последних ( ОК -7)…
34 Основные характеристики ФГОС по направлению «Филология» (бакалавриат) Код УЦ ООП Учебные циклы и проектируемые результаты их освоения Перечень дисциплин для разработки примерных программ, а также учебников и учебных пособий зач. ед. Б.1. Гуманитарный, социальный и экономический цикл Базовая часть В результате изучения базовой части цикла студент должен : История знать : Философия уметь : владеть : Иностранный язык … Вариативная часть (50%), в т. ч. дисциплины по выбору обучающихся ( не менее 30% вариативной части )
35 Основные характеристики ФГОС по направлению «Филология» (бакалавриат) Разделызач. ед. Б.4. Физическая культура 2 Б.5. Учебная и производственная практики Б.6. Итоговая государственная аттестация 12 Общая трудоемкость основной образовательной программы 240 Трудоемкость циклов Б.1, Б.2, Б.3 и разделов Б.4, Б.5 включает все виды текущей и промежуточной аттестаций
36 Работодатели во ФГОС: 4.3. Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится бакалавр, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно - педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей ; 8.1. Высшее учебное заведение обязано обеспечивать гарантию качества подготовки, в том числе путем : o разработки стратегии по обеспечению качества подготовки выпускников с привлечением представителей работодателей ; o регулярного проведения самообследования по согласованным критериям для оценки деятельности ( стратегии ) и сопоставления с другими образовательными учреждениями с привлечением представителей работодателей ; 8.4. Вузом должны быть созданы условия для максимального приближения программ текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся к условиям их будущей профессиональной деятельности – для чего, кроме преподавателей конкретной дисциплины, в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться работодатели, преподаватели, читающие смежные дисциплины и так далее.
37 Модули во ФГОС (примеры): 6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую ( обязательную ) часть и вариативную ( профильную ), устанавливаемую вузом. Вариативная ( профильная ) часть дает возможность расширения и ( или ) углубления знаний, умений и навыков, определяемых содержанием базовых ( обязательных ) дисциплин ( модулей ), позволяет студенту получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и ( или ) для продолжения профессионального образования в магистратуре Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП подготовки бакалавра, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин ( модулей ), материалы, обеспечивающие качество подготовки и воспитания обучающихся, а также программы учебной и производственной практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии. и т. п. – везде, где речь идет о дисциплинах и курсах
38 Расхождения принципов ФГОС и TUNING Образовательные программы на основе ФГОС структурируются по циклам дисциплин (ГСЭ, ЕН, ПД), а не по модулям, как в TUNING. Перечни компетенций для предметной области (направления подготовки) в TUNING единые для бакалавра и магистра, во ФГОС – раздельные. В TUNING бакалавр и магистр различаются по уровню освоения компетенций. В TUNING перечень компетенций представляет собой МАКСИМУМ для каждой предметной области; ФГОС лимитирует МИНИМАЛЬНЫЙ набор компетенций для направления подготовки. Кредитные (зачетные) единицы во ФГОС приравнены к академическим часам, объем циклов и дисциплин «механически» пересчитывается в соотношении 1:36.
39 Проект Tempus SM_SCM-T035B (RU) Срок реализации МОДЕЛЬ ПОСТРОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПО ГУМАНИТАРНЫМ НАПРАВЛЕНИЯМ ПОДГОТОВКИ НА ОСНОВЕ МЕТОДОЛОГИИ TUNING-ECTS ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПОВ БОЛОНСКОГО ПРОЦЕССА В РОССИИ A Russian Tuning-ECTS based-model for the Implementation of the Bologna Process in Human Sciences (RHUSTE)
40 Алгоритм сопряжения российских ООП с программами в рамках TUNING Имеющиеся во ФГОС дисциплины разделены на проблемно- тематические области, каждой дисциплине присвоен одинаковый объем кредитов. Например: Социально-гуманитарная18 Философия6 Социология3 Политология3 Культурология3 Спецкурсы3 Экономико-управленческая12 Экономика6 Основы менеджмента3 Правоведение3 Коммуникативная27 Русский язык и академическая коммуникация 6 Иностранный язык21 Теоретические основы исторического знания 15 Теория и методология истории6 История исторической науки6 Спецкурс3
41 Алгоритм сопряжения российских ООП с программами в рамках TUNING Показано место каждой области в учебном процессе, например: 1 сем.2 сем.3 сем.4 сем.5 сем.6 сем.7 сем.8 сем. СГ К 1 6 К 2 3 К ЭУ 6 ТОИЗ 6 6 6
42 РЕАЛИЗАЦИЯ БАЗОВЫХ ПРИНЦИПОВ БОЛОНСКОГО ПРОЦЕССА В ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТАХ КАЗАНСКИЙ ( ПРИВОЛЖСКИЙ ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ, ОКТЯБРЬ 2010 Г. Е. Н. Ковтун д. ф. н., профессор, заместитель Председателя Совета по филологии УМО по классическому университетскому образованию ( МГУ имени М. В. Ломоносова )
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.