Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемaitt.md
1 1 Тема: Стратегические направления инновационной деятельности в Республике Молдова
2 2 Эффективность национальной экономики во многом зависит от результатов ее структурных преобразований, основанных на непрерывном процессе замены устаревших технологий в производстве и управлении последним на более эффективные технологии, которые отвечают требованиям времени.
3 3 Ядром структурных изменений национальной экономики является инновационная сфера, ее характеристики определяют скорость и качество протекающих экономических преобразований. Обеспечение вовлечения максимально большого числа людей в инновационный процесс – в этом состоит в развитых странах понимание мотиваций и стимулов развития инновационной сферы.
4 4 В своих инновационных стратегиях США, Японии, Европейский Союз в качестве приоритетных целей ставят на первый план вопросы активизации вовлеченности всех заинтересованных слоев населения в инновационный процесс. Так, в США организована массовая переподготовка кадров и повышение их квалификации корпораций в соответствии с требованиями НТП, в Японии это «кружки качества» и т.д.
5 5 Можно выделить несколько видов национальных стратегий инновационного развития, основываясь на опыте высокоразвитых стран добившихся на этой основе больших достижений в реализации нововведений, производства и экспорта наукоёмкой продукции.
6 6 Прежде всего, следует выделить так называемую «стратегию «переноса», суть которой состоит в перенесении зарубежного научно-технического потенциала и нововведений в собственную экономику. В качестве примера, можно привести Японию где эта стратегия была использована впервые после окончания второй мировой войны.
7 7 Весь инновационный цикл в Японии обеспечивался по такой схеме: от фундаментальных исследований и разработок до внедрения инноваций и выход с продукцией наукоемких производств на отечественный и мировой рынки. Экспорт японских технологий в настоящее время превысил объемы их приобретения за рубежом.
8 8 В европейских странах (Англии, ФРГ, Франции), США, Канаде получила развитие стратегия наращивания. Она основана на том, что создание наукоёмкой продукции и высоких технологий базируется на использование собственного научно-технологического потенциала, привлечении зарубежных ученых и конструкторов, интеграцией фундаментальной университетской науки и прикладной фирменной науки. Обеспечивается постоянное наращивание инноваций.
9 9 В странах Юго-Восточной Азии, Китае используется стратегия «заимствования» –- суть которой состоит в освоении производства продукции, производившейся ранее в индустриально развитых странах. Имея собственную рабочую силу и заимствованные технологии и нововведения, налаживается производство наукоемкой продукции с последующими наращиваниями собственного инженерно-технического потенциала, который может уже в дальнейшем самостоятельно проводить НИОКР.
10 10 Особенностью этой стратегии является и то, что обеспечение активизации инновационной деятельности осуществляется на основе сочетания государственной и рыночной форм экономики. В качестве примера можно привести создание южнокорейской автомобильной промышленности, бытовой электроники, высокоэффективных средств вычислительной техники и т.д.
11 11 В развитых странах стратегии инновационного развития основывается на процессах «постиндустриальности». Суть такого подхода состоит в том, что происходит сворачивание или же вообще отсутствие в национальной экономике традиционных отраслей промышленности и в стратегическом плане делается ставка на развитие исключительно интеллектуальных производств – НИОКР, совершенствование сферы разнообразных услуг, управление финансовыми рынками, постоянное совершенствование систем образования и здравоохранения, увеличение внимания к исследованиям окружающей среды и космоса.
12 12 Меняется в нынешних условиях и представление о том, какие отрасли экономики считать традиционными, а какие наукоемкими, технологичными. Главным критерием отнесения является сейчас удельный вес расходов на научно-исследовательские работы в стоимости продукции. К наукоемким относятся те отрасли, где расходы непосредственно на НИОКР составляют не менее 7-8%, если же этот показатель превышает 15%, то это уже сверхнаукоемкая отрасль.
13 13 Следует отметить, что происходит вообще изменение набора отраслей и отдельных отраслей, входивших в различные периоды в число наукоемких. К примеру, еще в 80-е годы ХХ века эталоном наукоёмкости считались отрасли изготовлявшие персональные компьютеры. Удельный вес затрат на наукоёмкую продукцию в них превышал 15%, что ставило эту отрасль в один ряд с авиаракетостроением и точным специальным приборостроением. Сейчас же процесс производства компьютерами относится почти, что к традиционным отраслям.
14 14 В свободном рыночном хозяйстве наблюдается устойчивая тенденция – все отрасли переходящие в разряд традиционных, сокращают объемы производства под влиянием сокращения прибыльности. В таких странах как США нерентабельно заниматься традиционным наукоемким производством из-за высоких накладных расходов (налоги, тарифы на энергию, отчисления на соцстрахование, высокие заработанные платы, амортизационные отчисления и др.).
15 15 Поэтому, производство таких наукоемких товаров переносится в те страны, где эти затраты ниже (Южная Корея, Аргентина, Китай и т.д.). По вышеуказанными причинам аналогичная продукция, изготовленная, например в США, на американском же рынке будет неконкурентоспособной. Поэтому сегодняшний внутренний рынок США только на 47% представлен продукцией изготовленной в США.
16 16 Вместе с тем США по-прежнему самая высокоиндустриальная страна в мире. То что промышленная продукция этой страны по прежнему востребована во всем мире связано в первую очередь с наличием разветвленной по всему миру и постоянно совершенствующееся сервисной базы, привлекающей потенциальных покупателей, не боящихся, что купив дорогой товар, они в результате политики или аварии останутся один на один с дорогостоящим агрегатом.
17 17 Развивать подобную базу обслуживания могут только американские корпорации, имеющие мощную финансовую базу и способные конкурировать с успешными японскими и европейскими промышленными гигантами. Кроме того, американцы используют агрессивные способы захвата рынков, в том числе изощренную рекламу, не имеющую аналогов в мировой практике.
18 18 Однако все же нужно признать, что первопричиной американской гегемонии является высокая степень наукоёмкости, высокотехнологичности производства. Главной причиной лидерства, как на мировом, так и на внутреннем рынке выступает элемент технической новизны, производимой продукции, элемент исключительности, элемент изменения привычного представления о назначении и способностях промышленных товаров. В качестве примеров можно привести: систему Интернет, управление электротехническими и электронными приборами с помощью дистанционного пульта, мобильная сотовая связь вместо сетевой и т.д. В США все имеющиеся в её распоряжении ресурсы, как государственные, так и частнопредпринимательские используются для сохранения лидерства в гонке технологий.
19 19 Не инвестируя в большинство традиционных промышленных отраслей национальной экономики (эта сфера исключительно частных инвестиций) государство вкладывает большие средства в развитие высоко наукоёмких и сверхпередовых производств как непосредственно, так и опосредовано, через представление налоговых льгот, политику протекционизма, вплоть до запрета на ввоз аналогичной иностранной продукции и т.д.
20 20 Государство в США выделяет большие средства на проведение НИОКР множеству правительственных научных центров и лабораторий, финансируемых из государственного и местного бюджетов. Средства выделяются на оборонные разработки, изучение проблем энергетики, проведения природоохранных мероприятий.
21 21 Результатами этой работы могут быть и нововведения в промышленности. К результатам этих исследований государство представляет доступ частным национальным производителям, что позволяет последним осуществить быстрое внедрение нововведений в производство.
22 22 Поучителен опыт разработки и реализации стратегии инновационного развития в Канаде. Там, в 90-е годы ХХ столетия отказались от многих программ, с помощью которых ранее делались попытки целенаправленного воздействия на развитие целых отраслей и регионов.
23 23 Разрабатывая инновационную стратегию, государство четко обозначило несколько ключевых сфер деятельности, где необходимо проводить более активную политику с использованием разнообразного инструментария и новых форм взаимодействия с частнопредпринимательским сектором. В качестве приоритетной была избрана сфера НИОКР и стимулирование инновационной деятельности.
24 24 Инновационной стратегией предусмотрены государственные мероприятия в двух направлениях: во-первых, создаются благоприятные условия для привлечения средств частных инвесторов в НИОКР, эффективного использования технологий и внедрения инноваций фирмами; во-вторых, государство резко увеличило собственные инвестиции в фундаментальную науку, образование и подготовку научных и инженерно-технических кадров.
25 25 Государственные инвестиции направляются прежде всего на осуществление долгосрочных проектов, имеющих высокую общественную значимость и требующих больших затрат и не дающих быстрые результаты и имеющих повышенный риск. Большие льготы стратегия предусматривала для студентов, около 1,5 млрд. долл. предусматривалось на создание 2-х тысяч исследовательских центров при Университетах. Приоритеты в стратегии обозначены в развитии биомедицины, биотехнологии, генетики.
26 26 Государством осуществляется финансирование инвестиций в частно- предпринимательском секторе через Федеральный фонд технологических партнерств – который представляет частным предпринимателям гранты и НИОКР и внедрение новейших технологий в размере 30% от собственных затрат на эти цели. Государство осуществляет модернизацию крупных инфраструктурных объектов, выделяет средства на разработку технологий по охране окружающей среды.
27 27 Эталоном разработки и реализации стратегий инновационного развития для малых стран может служить государство Израиль, где на НИОКР на протяжении уже нескольких десятилетий направляются значительные финансовые и материальные ресурсы. Объемы этих средств из года в год растут, что позволяет этому государству по данному показателю занимать одно из первых мест в мире.
28 28 В Израиле на НИОКР расходуется около 3% ВВП, что больше чем в США, Англии, Франции и примерно на одном уровне с Германией и Японией. На НИОКР в Израиле ежегодно расходуется порядка 350 млн. долл., из которых 100 млн. долл. – государственные ассигнования. Финансированием НИОКР занимаются около 150 иностранных компаний. Страна имеет договоры о сотрудничестве в области науки и техники со многими иностранными государствами.
29 29 Стратегией инновационного развития Израиля намечено и осуществляется переход от интенсивных, фундаментальных к прикладным исследованиям и приоритетному производству наукоёмкой и высокотехнологичной продукции. Оно стало основой израильского промышленного экспорта в области средств защиты растений, агротехнологий, химических удобрений, средств телекоммуникаций, компьютеров, промышленной и медицинской электроники, средств преобразования солнечной энергии, программного обеспечения.
30 30 В связи с бедностью природных ресурсов и высокой стоимостью рабочей силы разработке и реализации инновационных стратегий в Израиле придается первостепенное значение. Нормативным документом регулирующим реализацию инновационной стратегии является Закон о поощрении промышленных исследований и разработок, а исполнительным правительственным органом практической стратегии является Ведомство Главного Ученого (ВГУ) входящего в структуры Министерства промышленности и торговли.
31 31 Стратегией инновационного развития предусмотрено, что ВТУ предоставляет промышленным компаниям широкий спектр грантов на исследование и разработки, при этом стандартным является уровень поддержки – 50% стоимости инновационного проекта. При особых условиях – уровень может быть повышен до 60%. Эти условия финансирования аналогичны банковским низкопроцентным ссудам.
32 32 Если взять в качестве показателя количество патентов по отношению к объему затрат на НИОКР, то израильские университеты получили патентов в 2 раза больше патентов, чем университеты США и в 9 раз больше, чем в университетах Канады. Удельный вес израильских корпораций в финансировании научных исследований – 9%, а в США и Канаде – 6-7%.
33 33 Стратегией инновационного развития Израиля предусмотрено учреждение финансируемой правительством холдинговой компании для создания совместных предприятий с внедренческими фирмами, а также с вновь создаваемыми инновационными фирмами. Планируется также увеличение удельного веса государственного финансирования малых внедренческих фирм с 12% до 40-45%.
34 34 В области инновационной политики в основу инновационной стратегии Евросоюза положен курс на создание конкурентоспособной экономики. Поставлена задача увеличить, на основе инноваций и новых технологий не только валовой внутренний продукт (ВВП), но и улучшение его качественной структуры.
35 35 После конференции ООН в Рио-де Жанейро в 1992 году термин «Устойчивое развитие» стал общеупотребительным и он предполагает гармонизацию мирового сообщества в целом. «Устойчивый рост» означает не только просто увеличение темпов экономического роста, главное – это качество экономического роста.
36 36 Стратегия Евросоюза в области инноваций приобрела системный характер. В 90-е годы произошло объединение научной, промышленной и региональной политики в инновационную. Поддержание среды, благоприятствующей созданию нововведений стало её главной целью.
37 37 В принятых программах стимулирования инновационной деятельности правительства почти всех западноевропейских стран одно из основных мест отводили институциональным изменениям.
38 38 Несмотря на национальные различия в подходах можно выделить три общих аспекта: Образование новых административных структур, основанных на системном характере инноваций.
39 39 Ряд стран (Великобритания, Германия) изменили функции министерств или создали новые министерства, занимающиеся вопросами инновационной политики. В Финляндии возглавляемый премьер-министром Совет по научной и технологической политике несет ответственность за стратегическое развитие и координацию этой политики, а также инновационной системы в целом. В Испании правительство сформировало в рамках национальной инновационной программы координационную структуру под руководством премьер-министра.
40 40 Признание инноваций на правительственном уровне является жизненно важным фактором экономического развития, что означает проведение широкой правительственной компании по проблемам нововведений, активизацию диалога между научным сообществом, промышленностью и общественностью.
41 41 Использование нового механизма прогнозирования и выработки приоритетов «Предвидение» («Foresight») для формирования национальной инновационной стратегии, цель которой определение стратегических направлений исследований и инноваций, необходимых для повышения конкурентоспособности страны.
42 42 В 2002 году в Европейском Совете произошло объединение советов по внутреннему рынку, промышленности и исследовательских центров в единый Совет по конкурентоспособности. Встречи Группы комиссаров по проблемам роста, конкурентоспособности, занятости и устойчивого развития проходят регулярно в рамках Еврокомисии.
43 43 В Евросоюзе в результате интеграции усилий стран-членов произошло объединение инновационных стратегий в единое инновационное пространство
44 44 Создание единого Европейского исследовательского пространства предусматривает вовлечение в него не только членов ЕС, но и государств, подписавших соглашение о научно- техническом сотрудничестве с Евросоюзом.
45 45 В развитых странах основой инновационных стратегий считается развертывание национальной инновационной системы, то есть создание и совершенствование всех звеньев механизма обеспечения национальной экономики и социальной сферы научными разработками и новыми технологиями.
46 46 Инновационная система должна обеспечить охват таких составляющих, как меры по повышению инновационной деятельности и развитию инновационной инфраструктуры, разработку экономических и финансовых инструментов государственной поддержки инноваций, правовое регулирование инновационной деятельности.
47 47 Подобные же задачи, должны решаться и в процессе разработки и реализации инновационных стратегий в постсоциалистических странах. Прежде всего, стратегия должна отвечать на вопрос, какую экономическую политику собирается проводить государство: инновационную или консервативную, активную или защитную, открытую или закрытую, так как именно этим определяются приоритеты, размеры и темпы роста расходов на научные разработки и их внедрение в производство.
48 48 Можно утверждать, что в большинстве постсоциалистических стран, включая Молдову, существуют некоторые элементы инновационной сферы: приватизированные предприятия освободились от опеки государства в распределении прибыли, существует наработанный десятилетиями научно- технический потенциал, государство участвует в поддержке приоритетных научно-технических проектов, создана система инвестиционных фондов для финансирования инновационных проектов.
49 49 И тем не менее инновационный механизм не сложился: инновационные ресурсы и возможности существуют сами по себе, а процесс структурной перестройки экономики проходит сам по себе, практически не повышая эффективности экономики, то есть не выполняя задачи, ради которой начинались экономические реформы.
50 50 Инновационная деятельность в Молдове недостаточно развита, на наш взгляд, по следующим признакам: отсутствует экономический механизм финансирования инновационной деятельности, в том числе выделение бюджетных и внебюджетных финансовых средств, заемных и привлеченных средств;
51 51 низкий инновационный потенциал экономических агентов, невосприимчивость предприятий к нововведениям, недостаток квалифицированного персонала, недостаток собственных финансовых ресурсов;
52 52 несформированность и, соответственно, низкая емкость национального инновационного рынка; высокая стоимость и длительные сроки окупаемости нововведений; высокий экономический риск; незавершенность законодательной базы, особенно нормативно-правовых актов, регулирующих инновационный цикл в целом.
53 53 К сожалению, действующее в настоящее время в Молдове законодательство в недостаточной мере, как показывает анализ, учитывает рисковый характер инновационной деятельности. В законодательстве не прописаны льготы для инвесторов, венчурных и иных фондов, поддерживающих инновационное законодательство, не определена достаточно четко политика в отношении интеллектуальной собственности.
54 54 Национальная инновационная система в идеале представляет цепочку: Научно- техническа я разработка Проектно- конструкто рская и технологич еская разработк а Опытны й образец наукоемк ого изделия Серийно е производ ство наукоемк их товаров
55 55 Если научно-техническая разработка не претворяется в конструкторский или технологический проект, то это свидетельствует о том, что она остается невостребованной и финансовые ресурсы на нее для национальной экономики потрачены нерационально.
56 56 И еще одна характерная черта свидетельствующая о низкой эффективности национальной инновационной системы. В стране насчитывается около 50 частных ВУЗов, главным образом носящих гордое название – Университет. Однако ни один из них не организовал у себя исследования научно- технического профиля. В то время, как было отмечено выше, в большинстве развитых стран именно частные университеты являются флагманами научно-технического прогресса и внедрения исследований в производство.
57 57 Для обеспечения стабильного и качественного экономического роста Молдова нуждается, по нашему мнению, в продуманной, обоснованной инновационной стратегии развития национальной экономике, как и все страны, стремящиеся к прогрессу и благосостоянию.
58 58 В Стратегии необходимо предусмотреть мероприятия по концентрации на первых этапах ограниченных финансовых ресурсов на важнейших результатах НИОКР.
59 59 Кроме того, в Стратегии должны быть намечены меры на: повышение инновационной активности предпринимательской сферы, ориентацию преимущественно на наукоемкие технологии; ориентации науки на решение задач инновационного развития страны; развитие и углубление кооперации между научно-исследовательским и предпринимательским сообществами, совершенствование механизмов внедрения нововведений в производство;
60 60 Руководство молдавской Академии наук провело пресс-конференцию, на которой представило проект Концепции развития инновационного предпринимательства. Ознакомится с этим документом можно на сайте АНМ, после обсуждения (до 20 сентября) замечания будут систематизироваться, а концепцию передадут в правительство для изучения и утверждения.
61 61 Отмечено, что Концепция является логическим развитием всей деятельности АНМ за последние годы, при которой академия пыталась создать тройственное партнерство между государством, наукой и бизнесом.
62 62 Причём основой инновационной экономики считаются малые предприятия, как наиболее гибкие и восприимчивые.
63 63 В Молдове по данным 2009 года – 43,7 тыс. предприятий, из которых 97,8% малые и средние. В них работает 316,2 тыс. человек. Причём в разных отраслях – разная эффективность труда.
64 64 Например, 20 тыс. человек работают в сфере информационных технологий. Эта отрасль создаёт 10% ВВП, ещё 9% дают телекоммуникации. То есть определённый прогресс в сравнении с традиционными видами бизнеса налицо.
65 65 Однако инновационная экономика рассчитана не только на сферы IT или нанотехнологий. Необходимость в новых разработках есть везде, в том числе и в областях строительства и строительных материалов, виноделий и пр.
66 66 В проекте концепции указано 11 отраслей, которые учёные считают приоритетными для инновационного предпринимательства: IT, продовольствие, сельское хозяйство, туризм, телекоммуникации, виноделие, производство строительных материалов, нанотехнологии и новые материалы, дизайн и индустрия красоты, биотехнологии, медицина.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.