Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемplaneta.tspu.ru
2 ВИРТУАЛЬНАЯ ЭКСКУРСИЯ Артамонова Елена Александровна, Вагайцева Елена Сергеевна, учителяо МБОУ «СОШ 24» г. Кемерово,
3 ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА ЭКСПОЗИЦИИ МУЗЕЯ-ЗАПОВЕДНИКА ИСТОЧНИКИ ВВЕДЕНИЕ ДРЕВНЕЕ СВЯТИЛИЩЕ СВЯЩЕННЫЕ ЗВЕРИ ЗАГАДОЧНЫЕ ЛИЧИНЫ СОВА И ЖУРАВЛЬ ОБРАЗЫ «ПОДЗЕМНОГО МИРА» 2 из 17
4 ВВЕДЕНИЕ К какому же времени относятся рисунки Писаных скал? Где находится музей-заповедник «Томская писаница»? Известны ли другие писаницы? Кто и когда открыл писаные скалы в Сибири? Что же изображали древние люди на скалах? Кем же и как же созданы наскальные рисунки? 3 из 17
5 Это было так давно, когда в Сибири еще не было людей, а мир носил печать первозданности, туманно описанной в библейских легендах. Двадцать пять тысяч лет назад, а возможно и того раньше, у томских скал появились первые обитатели Сибири - люди древнекаменного века, охотники на чудовищных мамонтов и сибирских носорогов. Их потомки - люди конца каменного века и эпохи бронзы - оставили на скалах замечательные произведения творчества, своеобразный окаменелый эпос, застывшие на тысячелетия в рисунках сказания из своей жизни. На правом берегу Томи, между деревней Писаной и городом Юргой, известны три большие группы древних наскальных рисунков. Писаные скалы тянутся вниз по течению реки Томь примерно на метров. Известны Томская писаница, Новоромановская и Тутальская. Самая большая и наиболее интересная - Томская писаница. 4 из 17
6 «Томская писаница» – первый в Сибири музеефицированный памятник наскального искусства, уникальный комплекс истории и культуры народов Евразии. Очень давно, в конце каменного века, в конце IV - начале III тыс. до н. э., охотники выбрали скалы Притомья и создали здесь святилище. В 1735 г. русский историк В. Н. Татищев посылает геодезиста В. Шишкова с заданием «увидеть,описать,… ознаменовать» древности. Так были открыты писаные скалы. В 1988 создан музей–заповедник «Томская писаница». Музей-заповедник «Томская Писаница» удостоен Почетного статуса «Национальное достояние России – 2010». Древнее природно-историческое святилище содержит около 280 рисунков. ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА 5 из 17
7 1.Древнее святилище «Томская Писаница» 2.Архитектурно-этнографический комплекс «Шорский улус Кезек» 3.«Мифология и эпос народов Сибири» 4.Комплекс «Археодром» 5.Музей наскального искусства Азии «Славянский мифологический лес» 7.Комплекс «Время и календари» 8.Музей естественной истории 9.Архитектурно-этнографический комплекс «Русское сибирское село» 10.Зона «Сказка», в зимний период - «Резиденция сибирского Деда Мороза» 11.«Монгольская юрта» 12.Животный мир музея-заповедника 13.«Часовня в честь Святых Равноапостольных Кирилла и Мефодия» ЭКСПОЗИЦИИ МУЗЕЯ-ЗАПОВЕДНИКА 6 из 17
8 ДРЕВНЕЕ СВЯТИЛИЩЕ «ТОМСКАЯ ПИСАНИЦА» Самые ранние рисунки относятся к концу неолита 3-4 тыс. до н.э. – это лоси, медведь, антропоморфные существа, знаки солнца, птицы, лодки. Рисунки эпохи бронзы 2 тыс. до н.э.: олень-солнце, личины, птицелюди. Многие изображения уникальны и являются шедеврами первобытного искусства. Рисунки нанесены на камень при помощи камня. Очевидно, специальными каменными резцами, сначала прочерчивался контур будущего рисунка, а уже потом прорисовывался весь рисунок, он выбирался мелкими ударами. Рисунки необычно реалистичны, в них воплощена вся глубина знаний первобытного человека. Картины характеризуются динамизмом. Все лоси быстро шагают или бегут, лань скачет, многие звери стремятся вверх. Рисунки передают не только фрму тела животного, но и значительно больше – звериную душу, пугливую настороженность, настроение. 7 из 17
9 СВЯЩЕННЫЕ ЗВЕРИ 8 из 17
10 СВЯЩЕННЫЕ ЗВЕРИ Среди наскальных рисунков наиболее часто встречаемые – изображение лося. У многих сибирских народов лось и медведь были наиболее почитаемыми персонажами мифологии. Столетиями складывается древнейший культ лося. Лося олицетворяли с плодородием, от которого зависело существование рода: он посылал охотникам удачу, способствовал размножению зверей. Среди массы рисунков животных подавляющее большинство – самки. Значительное количество рисунков передают сцены охоты на лося. Это либо загонная охота, когда звери попадали в особый загон (в этом случае изображена целая группа животных), либо охота при помощи копья или дротика (изображено животное с торчащим из спины орудием убийства). Большая группа изображений посвящена сценам размножения животных. Можно увидеть рисунки лосихи с лосенком во чреве или рождение самого детеныша. 9 из 17
11 СОВА И ЖУРАВЛЬ 10 из 17
12 Необыкновенно искусно на Томской писанице изображены сова и журавль. В виде мелких треугольных выбоин передано оперение совы. Еще более выразителен и изящен журавль. Ювелирно тонкий, длинный нос, такие же тонкие, немного согнутые в коленях ноги, красиво изогнутая шея, волнистая линия спины, передающая оперение птицы. Эти изображения, - несомненно, удачи древних художников. Интересен рисунок утки: голова с характерным клювом, вытянутая шея, немного приподнятое вверх туловище и вскинутые крылья. Она изображена в момент взлета - птица отчаянно машет крыльями, как будто стремится оторваться от воды. СОВА И ЖУРАВЛЬ 11 из 17
13 ЗАГАДОЧНЫЕ ЛИЧИНЫ 12 из 17
14 ЗАГАДОЧНЫЕ ЛИЧИНЫ Среди царства животных встречаем и изображения наделенных человеческими чертами антропоморфных существ, и изображения, передающие в самых общих чертах овал человеческого лица с глазами и линией рта. Таких рисунков на Томской писанице более 60. Сами по себе они не составляют какой-то единой композиции, а, наоборот разбросаны среди других рисунков. Но чаще всего показанные вместе с животными, они представляют с ними органическое единство, связанные с определенными действиями, входят в смысловую композицию, где необходимо участие человека или антропоморфного существа. На писаных камнях мы встречаем и полные таинствености, еле заметные маски-личины сердцевидной формы. Маски- личины то совсем овальные, то в форме сердца, есть на всех камнях. 13 из 17
15 ОБРАЗЫ «ПОДЗЕМНОГО МИРА» 14 из 17
16 ОБРАЗЫ «ПОДЗЕМНОГО МИРА» Древние народы делили мир на три части: верхний мир – мир покровителей (солнце, луна, звезда, птица, светлый дух), средний мир – где жили они сами и животные; и нижний мир – страна мертвых, обитель духов, предков и злых духов. На Томской писанице встречаются и образы «подземного мира», (нижнего), куда, по древним поверьям большинства народов мира, путешествуют по реке мертвых вслед за заходящим солнцем души умерших. С представлениями людей об этом мире связаны изображения лодок. На Томской писанице лодки показаны в виде горизонтальной полосы со стилизованными фигурками, у отдельных фигур заметен рогатый головной убор. С мифами о стране мертвых у таежных жителей были связаны и представления о воскрешении лосей. Именно поэтому на рисунках соединены лодка и голова лося. 15 из 17
17 ЗАКЛЮЧЕНИЕ Богатства писаниц и их ценность очень велики. Древние наскальные рисунки – не просто картинки, а высеченная в камне история наших далеких предков. Рассказ об их образе жизни, верованиях, традициях. Так ли нам, людям XXI века, необходимы эти знания? «Пора нам наконец проснуться к своим древним корням, к своей памяти, к своей культуре. Память и знание прошлого наполняют мир, делают его интересным, значительным, одухотворённым. Если вы не видите за окружающим вас миром его прошлого, он для вас пуст. Вам скучно, вам тоскливо, и вы, в конечном счете, одиноки…» Д. С. Лихачев «Дикость, подлость и невежество не уважать прошедшего, премыкаясь перед одним настоящим» А. С. Пушкин «Если ты выстрелишь в прошлое из пистолета, будущее выстрелит в тебя из пушки» Р. Гамзатов 16 из 17
18 tomskaya-pisanica.html tomskaya-pisanica.html ИСТОЧНИКИ 1.А. Н. Герасимов. История Кемеровской области: книга для чтения.- Кемерово: СКИФ, – 123 с. 2.А. Н. Герасимов. Кузнецкий край в древности и средневековье: учебное пособие для учащихся. - Кемерово: СКИФ, – 112 с. 3.А. Мартынов, Писаница на Томи.- Кемеровское книжное издательство, с. 17 из 17
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.