Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемold.ineu.edu.kz
1 Лекция 1. ФИНАНСОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВА Вопросы: 1.Понятие финансов 2.Понятие финансовой деятельности государства 3.Финансовая система государства 4.Методы осуществления финансовой деятельности государства
2 ЛИТЕРАТУРА 1. Худяков А.И. Учебник Финансовое право Республики Казахстан. Алматы Найманбаев С.М. Учебник Финансовое право Республики Казахстан. Алматы Худяков А.И. Основы теории финансового права. Алматы Конституция Республики Казахстан от года, с последующими изменениями и дополнениями.
3 Вопрос 1. Понятие финансов Термин «финансы» произошел от латинского fіnіs - конец дела, срок уплаты чего-либо, прекращение тяжбы. К этому примыкает латинский глагол (finіге) - окончить, урегулировать спор (обычно денежный). В средневековой латыни появились слова finansіо, finanсіа, означающие наличность, доход, обязательный денежный платеж. В Германии слово finans в XVI и XVII веках носило негативный характер и означало взяточничество, ростовщичество, хитрость, обман, коварство.
4 Однако уже в XVIII веке Французское finansе стало означать совокупность государственного имущества, государственное хозяйство, приходы и расходы государства. В этом значении, а оно в конце XIX века было воспринято и некоторыми представителями юридической науки, термином «финансы» охватывались не только денежные средства, но и материальные ценности, принадлежащие государству (что-то сродни понятию «казна»). Но со временем финансы все более и более рассматривались как исключительно денежная категория.
5 Хотя эта точка зрения разделяется и не всеми, но большинство специалистов полагает, что финансы имеют две грани своего проявления: в материальном смысле и как экономическая категория. Рассматривая категорию «финансы» в их материальном значении и в отношении с понятием «деньги» можно выделить три значений этой категории. В широком значении понятие «финансы» выступает в качестве синонима понятию «деньги». Собственно говоря, в бытовом обиходе мы так и воспринимаем слово: говорим «финансы» - подразумеваем «деньги».
6 Например, когда человек говорит, что «у него с финансами туговато», то любому ясно – этот человек испытывает денежные затруднения. Некоторые экономисты также принимаются такого понимания. Поэтому можно встретить высказывание, по которому финансы подразделяются на финансы граждан, финансы юридических лиц, финансы государственно-территориальных образовании и финансы государства в целом, т. е. охватывается вся денежная масса, оборачивающаяся в стране. Однако существование такой категории, как «финансовое право», безусловно производной от понятия «финансы», ставит под сомнение такое отождествление с деньгами. Действительно, если бы понятия «финансы» и «деньги» были бы просто синонимами, то финансовое право мы в полном соответствии с законами грамматики могли бы именовать «денежным правом) такое переиначивание названия даже на уровне речевой интуиции воспринимается как нечто режущее слух и не соответствующее истинному положению дел.
7 Скажем, с деньгами имеет дело гражданское право, регулируя товарно-денежные отношения, трудовое право, при регулировании заработной платы, право социального обеспечения, при решении вопросов с пенсиями, и т.д. И разумеется все это не «денежное» и тем более не финансовое право. Поэтому, что совершенно очевидно, сам термин «финансы» несет в себе еще некое специальное значение, отличающее его от понятия «деньги». С точки зрения большинства экономистов из всех четырех стадий воспроизводственного процесса (производство, распределение, обмен и потребление) финансовые отношения возникают лишь на стадии распределения. И с этим следует согласиться.
8 Таким образом, далеко не все денежные отношения могут быть признаны финансовыми (даже при признании существования таких финансов, как частные финансы). Ими не будут отношения, возникающие в таких сферах общественного воспроизводства, как обмен и потребление. К их числу относятся отношения, опосредующие акты Д-Т и Т-Д, т.е. отношения купли-продажи, которые возникают между предприятиями и организациями, причем независимо от формы их собственности. В силу этого существует узкое значение понятия «финансы», которым охватываются денежные средства государства и юридических лиц. В дореволюционной финансово- правовой литературе их называли «денежные средства публичных союзов».
9 Здесь отнесение денежных отношений к разряду финансовых основано на использовании двух критериев: а) субъекты денежных операций - государство и юридические лица; б) сфера проявления - стадия распределения. Поскольку юридические лица могут быть как государственными, так и негосударственными, а денежные фонды - соответственно частными и государственными, возникло деление финансов на частные и государственные. Категория «частные финансы» сопряжена с деньгами, имеющими частную форму собственности, категория «государственные финансы» - с деньгами, находящимися в государственной собственности.
10 Наконец, в специальном значении под финансами (в материальном значении) понимаются лишь государственные деньги, сосредоточенные в процессе распределения совокупного общественного продукта в фондах денежных средств. И это представляется нам наиболее правильным. Однако следует признать, что использование понятия «финансы» в его широком и тем более узком значении - довольно распространенное явление, которое невозможно игнорировать. Поэтому, встречая в литературе выражение «финансы», особенно применительно к финансовому праву, всякий раз необходимо выяснять, какой смысл вкладывает в этот термин тот или иной автор.
11 Для юристов выяснение точного значения термина «финансы» важно, но, во-первых, для определения сферы применения финансового права, во вторых, для отграничения этой отрасли права от смежных отраслей, предметом которых также выступают те или иные денежные отношения. Связано это прежде всего с тем, что финансово-правовое регулирование денежных отношений с юридической точки зрения характеризуется императивностью, а с социальной - определенной жесткостью. Посредством этого регулирования государство, например, отчуждает деньги налогоплательщиков в свою собственность, предписывает, как использовать деньги, и т. п. Поэтому в конечном счете теоретический вопрос о понятии «финансы» - это практический вопрос о границах допустимости применения государством императивных установлений при регулировании денежных отношений и границах экономической свободы граждан и хозяйствующих субъектов.
12 Отличия между государственными и частными финансами заключаются, по его мнению, в следующем: а) государство может в принудительном порядке обеспечить свои доходы посредством системы налогового обложения. Вместе с тем отсутствует принудительное исполнение в отношении самого государства. Что же касается частных лиц, то положение здесь обратное: они не могут в принудительном порядке обеспечит свои доходы и, следовательно, могут оказаться не в состоянии выполнить свои обязательства; б) государственные финансы связаны с денежной системой, которая в большей или меньшей степени управляется государством, тогда как эта денежная система не зависит от воли частных собственников, распоряжающихся своими финансами; в) частные финансы ориентированы на получение прибыли. Государственные финансы, наоборот, - это средства осуществления так называемого общего интереса; г) размеры государственных финансов намного больше, чем размеры частных финансов, которыми распоряжаются отдельные лица.
13 При понимании финансов в их широком или узком значении, что предполагает их деление на частные и государственные, данный вывод представляется вполне обоснованным. К сказанному можно добавить, что определяющим в делении финансов на государственные и частные является форма собственности: в первом случае денежные средства находятся в государственной собственности, во втором - в частной. В итоге в материальном смысле государственные финансы представляют собой совокупность денежных средств, находящихся в собственности государства. При этом следует иметь в виду, что деньги (и естественно - финансы) могут существовать как в налично-денежной форме, когда они представлены определенными бумажными купюрами или металлической монетой с обозначением на них нарицательной стоимости, так и в безналичной форме, когда они представлены в виде записей на соответствующих счетах.
14 В качестве экономической категории финансы обычно определяют как совокупность определенных отношений, именуемых «финансовыми». Следовательно понятия «финансы» (в экономическом смысле) и «финансовые отношения» (как особая разновидность экономических отношений) в общем-то являются, равнозначными. Точнее, финансы представляют собой систему особых экономических отношений, являющихся финансовыми отношениями. То, что финансы являются отношениями, с трудом вкладывается в наше бытовое представление о деньгах. Но чтобы убедиться в том, что это именно так, достаточно вспомнить Робинзона на необитаемом острове, обладающего большим количеством денет (правильнее - денежных знаков), но не имеющего возможности их как-то использовать - не с кем было вступить в отношение купли-продажи. Поэтому экономическая суть денег вообще и финансов в частности есть отношение людей по их поводу.
15 Финансовые отношения традиционно определяют как отношения «по образованию, распределению и использованию денежных фондов». Однако здесь возникают как минимум два вопроса. Первый - о каких фондах - государственных или негосударственных - идет речь. Второй - насколько правомерно отнесение к финансовым отношений, возникающих в процессе использования денежных фондов. Таким образом, в финансовом праве термин финансы определяется в двух категориях: в материальном и в экономической категории.
16 В широком значении понятие «финансы» выступает в качестве синонима понятию «деньги». Но следует отметить, что далеко не все денежные отношения могут быть признаны финансовыми. В силу этого существует узкое значение понятия «финансы», которым охватываются денежные средства государства и юридических лиц. И, наконец, в спец-ном значении под финансами понимаются лишь государственные деньги, сосредоточенные в процессе распределения совокупного общ. продукта в фондах денежных средств. А в материальном смысле – финансы – это лишь денежные средства, принадлежащие государству. В экономической категории – финансы – это совокупность экономических отношений, возникающих в процессе формирования и расходования путем распределения государственных денежных средств.
17 Вопрос 2. Понятие финансовой деятельности государства Финансовую деятельность государства можно определить следующим образом: это деятельность государства, выступающего в целом или в лице уполномоченных на то органов по созданию денежной инфраструктуры страны и по обеспечению её надлежащего функционирования, а также по формированию, распределению и организации использования государственных денежных фондов. Государство осуществляет фин. деятельность и как собственник денежных средств, сосредоточенных в определённых фондах. Финансовая деятельность государства имеет своим объектом деньги различных видов собственности, и оно, осуществляя такую деятельность, действует не только как собственник, но и как властвующий по отношению к чужой собственности субъект в силу принадлежащих ему прерогатив публичной власти. Финансовая деятельность не должна выступать в качестве разновидности предпринимательской деятельности. Коммерциализация деятельности чревата искажением сути и назначения государства и грозит обернуться весьма отрицательными экономическими последствиями.
18 Объёмы финансовой деятельности тех или иных государств различны и зависят от той идеологии и экономических доктрин, которыми эти государства руководствуются, а так же от характера экономики, существующей в данной стране. Главной целью финансовой деятельности должно являться создание благоприятных условий для нормального функционирования социально-экономических структур общества. Осуществляя финансовую деятельность, государство решает три главных задачи: 1. создание денежной инфраструктуры общества и обеспечение её нормального функционирования; 2. добывание денежных средств для обеспечения самого себя и функционирования своей деятельности; 3. воздействие с помощью денежных рычагов на социально–экономические процессы, происходящие в обществе, которые государство полагает благоприятными для этого общества.
19 В идеале финансовая деятельность государства должна строиться на следующих принципах: 1) учёт потребностей общества и подчинённость его интересам; 2) гласность и публичность, подконтрольность и подотчётность обществу; 3) предсказуемость и доступность общественному пониманию; 4)законность; 5) научная обоснованность, рациональность и эффективность; 6) экономичность и бережливость в расходовании денежных средств; 7) плановость и нормативность.
20 Вопрос 3. Финансовая система государства В материальном смысле финансовая система представляет собой совокупность денежных фондов. Под денежным фондом понимается относительно обособленная часть денежных средств, предназначенная для определённых целей и имеющая относительную самостоятельность функционирования. В экономическом смысле каждый фонд опосредован финансово-экономическим институтом, представляющим собой совокупность по формированию, распределению и организации использования денежного фонда. То есть финансовая система представляет собой совокупность определённых финансово- экономических институтов.
21 Понятие финансовой системы в широком значении представлена 3 группами институтов, которые опосредуют: 1. денежные средства населения; 2. денежные фонды юридических лиц; 3. денежные фонды государства. При понимании финансов в узком значении выделяют 3 крупных сферы: 1. финансы предприятий, учреждений, организаций; 2. страхование; 3. государственные финансы.
22 По мнению большинства экономистов и юристов финансовая система включает в себя следующие институты: 1. бюджетная система (республиканский и местные бюджеты) 2. внебюджетные централизованные и децентрализованные целевые фонды 3. финансы предприятий, организаций, учреждений, отраслей народного хозяйства 4. имущественное и личное страхование кредит (государственный и банковский)
23 Вопрос 4. Методы осуществления финансовой деятельности государства По своему материальному содержанию финансовая деятельность государства представляет собой процессы добывания денег и их расходования путём распределения. Эта деятельность осуществляется определёнными методами. Под методами финансовой деятельности понимаются конкретные приёмы и способы, посредством которых государство осуществляет формирование, распределение и организацию использования денежных фондов входящих в состав финансовой системы этого государства.
24 Методы формирования денежных фондов: 1. Принудительно-безвозвратное изъятие денежных средств. 2. Принудительно-возвратное изъятие денежных средств. 3. Добровольно-безвозвратное привлечение денежных средств. 4. Добровольно-возвратное привлечение денежных средств. 5. Привлечение денежных средств на основе реализации государственных услуг. 6. Обращение в доход государства денежных средств, полученных от реализации и использования государственного имущества. 7. Эмиссия (выпуск новых денежных знаков и ценных бумаг).
25 Методы распределения денежных фондов: 1. Финансирование, т.е. безвозвратное предоставление денежных средств (дотация, субвенция, субсидия). 2. Кредитование, т.е. предоставление денежных средств на условиях возвратности. 3. Выполнение государством своих финансовых обязательств. Методы организации использования денежных фондов: 1. Установление назначения денежных фондов. 2. Установление порядка использования средств, полученных из государственного денежного фонда. 3. Установление порядка и нормативов распределения прибыли государственных предприятий. 4. Установление фин. нормативов и лимитов выделения денежных средств. 5. Планирование использования денежных фондов. 6. Осуществление контроля за использованием денежных фондов.
26 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.