Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемnsportal.ru
1 Научно-исследовательская работа «Удивительный мир научных открытий» «Мы такие разные, но, всё таки, мы вместе!» Автор: Болтухина Оля ученица 4 «а» класса МОУ «Турочакская СОШ» Республики Алтай Руководитель: Черепанова Н.С. с. Турочак 2013 г.
2 О, Алтай мой, с белых твоих вершин, От застывших стен ледяных белков Я, твой в вечные цепи закованный сын… Сквозь пыль веков, столпотворенье лет, Отбрасывая отблески и тени, Летит по кругу благодатный свет, Нам возвращая память поколений. А.А.Адаров
3 1. Введение Выбор и обоснование темы: Все мы дети! Что здесь необычного? Просто одни белокурые, другие темнокожие. Почему говорят на разных языках и носят разные одежды? Почему Новый год у всех народов в нашем районе в разное время? Это ещё одно чудо природы, которое подарил нам этот удивительный мир! Эти и многие другие вопросы я задаю своим родителям. Моя исследовательская работа посвящена изучению традиций, культуры и вопросов воспитания среди малочисленных коренных народов моего района, моей малой Родины. Цель исследования: выяснить, какие малочисленные коренные народы проживают на территории нашего района и кто из одноклассников относится к ним. Задачи исследования: Изучить различия культуры и традиций коренных народов. Уметь применять на практике полученные знания. Развитие мышления и познавательных способностей.
4 Объект исследования: одноклассники и население Турочакского района Методы исследования: Изучение литературы по данной теме. Метод наблюдения и сравнения. Интервью среди одноклассников Актуальность и практическая значимость работы: С каждым годом становится меньше детей, которые заинтересованы в помощи по дому родителям, уходу за животными, растениями. Всё меньше читают книги и знают историю своих предков, своей Родины. Мое исследование – это попытка привлечь внимание моих сверстников к познанию нового, а прежде всего внутреннего я. Материалы могут быть использованы на уроках «Светской этики».
5 2. Основная часть Наш многонациональный класс Республика Алтай занимает площадь 92,6 тыс. км. По занимаемой площади она превосходит многие европейские государства. В Турочакском районе проживают человека, из которых 28 учатся в нашем классе. Мы - многонациональный класс, наши предки - это русские, украинцы, поляки, немцы, алтайцы, челканцы, шорцы и др. Коренными жителями Горного Алтая являются алтайцы. Однако такое наименование утвердилось лишь после Октябрьской революции 1917года. В настоящее время на территории РФ проживают 36 народов, говорящих на языках тюркской группы алтайской языковой семьи. В Турочакском районе это шорцы, кумандинцы, челканцы и тубалары.
6 Почему возвращают коренную национальность своих предков В советское время все коренные жители потеряли ряд льгот, которыми они пользовались прежде: уменьшенное налогообложение, отсутствие воинской повинности и т.п. В этом отношении их положение ухудшилось. В то же время, почти все народы приобрели свою письменность, больше возможностей для получения образования, в том числе и на родных языках, современное медицинское обслуживание и т. д., что создавало условия для роста их численности. Для дальних таёжных народов, где занимаются охотничье-промысловым хозяйством, создавались интернаты для детей, на льготных условиях продавалось продовольствие, снаряжение и т. п. В наши дни население, преимущественно в глубинках района, знают о своей принадлежности к определённому роду. Каждый знает свои традиции и обряды, своё национальное блюдо и элементы одежды. Своей коренной принадлежности могут не знать только обрусевшие алтайцы, а так же те, кто с детства жил вне алтайской среды.
7 Особенности традиционного воспитания Воспитание детей у коренных народов Западной Сибири имело свои особенности. Девочек с 5-6 лет готовят к роли хозяйки: их помощь используется при наведении порядка в доме, при приготовлении пищи, при заготовке продуктов впрок, забота о младших детях. В шестилетнем возрасте мать изготавливает и дарит дочери специальную коробку для рукоделия (йиныт) из бересты и пихтовой коры. В ней девочка сначала хранит своих кукол, а когда подрастёт и начинает учиться шить, складывает все вещи, необходимые для рукоделия. Коробка «йиныт» сопровождает женщину всю жизнь, а после смерти её кладут в гроб. Мать и старшие сёстры показывают девочке, как разминать шкурки животных, выкраивать их, нанизывать бисер, подбирать кусочки кожи для аппликаций Сыновей с 5-6-летнего возраста отец всюду берёт с собой. Уже к 8-9 годам мальчик самостоятельно рыбачит и проверяет силки, неплохо обращается с ножом и вырезает из дерева, запрягает коня. С лет ему разрешают пользоваться ружьём и за ним ухаживать, стрелять в цель. Перед первой самостоятельной охотой обязательно устраивают проверку: подросток доказывает свою способность метко стрелять, считается недопустимым оставлять раненого зверя на мучения. Мальчика знакомят с правилами поведения в лесу. Воспитывая мальчиков, они стремятся выработать в них смелость, находчивость, упорство. Если в семье не было взрослых мужчин, мальчики в меру своих сил заменяли их в охоте на пушных зверей и птиц.
8 Главные воспитатели ребёнка – это мать, отец и ближайшие родственники. На примерах из жизни своей семьи, рода, общины, дети усваивают основные знания, навыки, правила. С ранних лет начинается трудовое воспитание. Совсем маленьких детей уже учат помогать матери: они приносят дрова, убирают в доме, собирают и чистят ягоды. Очень рано приучают детей почтительно относиться к старшим. Дети не должны обсуждать поступки взрослых, вмешиваться в их разговоры, обязаны беспрекословно выполнять их просьбы. Ребёнку запрещается поднимать руку на взрослого даже в шутку, и дети верят, что в наказание за такой поступок у драчуна в будущем будут трястись руки, он не сможет стать хорошим охотником. В свою очередь, и взрослые относятся к детям ласково. При обращении к ним используются ласковые прозвища, шутливые сравнения с медвежонком, росомахой.
9 Тубала́ры (самоназвание туба) люди леса, тюркоязычный народ живущий в Республике Алтай.Республике Алтай
10 Челка́нцы (чалканцы) народ, живущий на Алтае. Историческое название челканцев - ку-кижи (ku-kiši), или лебединцы. Это говорит о том, что предки челканцев поклонялись птице лебедю и проживали вдоль реки Лебедь.Алтае Мы – потомки челканцев.
11 Куманди́нцы (самоназвание къуманды, къувандыг) народ, живущий в Алтайском крае, Республике Алтай и Кемеровской области.Алтайском краеРеспублике Алтай Кемеровской области
12 Шо́рцы (шорск. шор-кижи, тадар-кижи) народ, живущий в юго-восточной части Западной Сибири, главным образом на юге Кемеровской области, а также в некоторых смежных районах Республики Хакасия и Республики Алтай, Красноярского и Алтайского краёв. Шорцев принято относить к уральскому типу большой монголоидной расы.шорск.Кемеровской областиРеспублики ХакасияРеспублики Алтай КрасноярскогоАлтайского Наши предки – шорцы.
13 Жилище Обеспеченные алтайцы жили, как и большинство тюрок, в юртах, а так же в чаадырах, конусообразных жердевых постройках, крытых корой лиственницы или берёзы. Летом – одаг, коническая постройка из молодых деревьев и веток, крытая берестой. Зимой- агыс, низкие четырёх угольные срубы (юрты) с берестяной крышей. Избы русского типа, полуземлянки, с очагом в центре. Пища Мясо зверей и птиц (похлёбки – урге, кочо), кушанья из внутренностей животных (дергом), рыба и пища растительного происхождения (талкан). Напитками служили чаи, молоко.
14 Религия В прошлом тубалары, челканцы, кумандинцы и шорцы формально считались православными, фактически же у них сохранялись шаманизм и анимизм (культ предков, промысловые культы и др. верования). Приняв православие, они не отошли от языческих традиций. Особо почитаются духи – хозяева воды, огня, гор, тайги и пр. Мироздание разделено на три сферы, на «землю Ульгена», нашу землю и «землю злых духов», или подземный мир. Во владениях Ульгена имеется 9 небес; на седьмом небе находятся луна и звезды, на восьмом солнце, а на девятом живёт сам Ульген доброе верховное божество. Наш мир и человека сотворили, по представлению древних, Ульген вместе со своим братом Эрликом (олицетворением злого начала). православнымишаманизманимизмУльгенаУльген
15 Приметы: - От рождения месяца до полнолуния (14 дней) неблагополучные. В это время чистым духам не камлать, никакого дела не начинать, на промысел не пускаться. - Если ноги рябчика оперяются, скоро будет зима. - Кукушка закуковала на талой лесине (почки не распустились) – ворам неудача. - Копыта у коней потеют – к теплу. -- Кони валяются зимой к бурану, летом – к дождю. Пословицы: От окуня - ухи, от дурака - ума не жди. Сухая ложка рот дерёт. Хоть худая, да была бы изба, хоть постныя, да были бы щи. Как только хлеба-соли моей стало мало, так и голова моя стала плешива. Если зверь, то с шерстью; если человек, то с именем. С добрым поведёшься, добро переймёшь; с худым поведёшься, худое переймёшь. Задравши голову, тотчас споткнёшься. Река, вышедшая из берегов, не будет морем, человек бросивший ум, не будет ханом.
16 Загадки: Еду, еду – следу нету; режу, режу – крови нету. (Лодка и весло) Стучит, гремит сивый иноходец наперёд идёт. (Вскрытие реки – лёд идёт) Змея ползёт, за собой ремень волочет. (Иголка с ниткой) Без окон, без дверей полна изба людей. (Кедровая шишка) Где полежит красный козёл, там и трава не растёт. (Пожар) Пну ногой – щепка, в рот возьмёшь – сладко. (Курительная трубка) Занятия Основными их занятиями были рыболовство и пушной промысел, земледелие, скотоводство, торговля и извоз. Ремеслом у коренных жителей занимались женщины - это ткачество, гончарное дело и плетение сетей. Изготовление седел, лыж, лодок-долблёнок, мебели, берестяной посуды и др. вещей домашнего обихода).рыболовство земледелие
17 Праздники Чага-Байам – тюркский Новый год, отмечается 17 февраля. Чыл пажи Новый год, в основном отмечают шорцы марта в день весеннего равноденствия.день весеннего равноденствия Тилгаяк – весенний праздник отмечается только в полнолуние, примерно 24 марта. Мултык праздник всех шорцев, в этот день принято есть пельмени, со спрятанными в них мелкими знаковыми предметами (топор, монета и т.д. и т.п.), отмечается 18 января. Каждая вещь олицетворяет какое-либо событие, которое должно произойти в нынешнем году. Тюрюк-Байрам – праздник Кедра, отмечается в июле. Эл Ойын –праздник игр, состязаний, фольклора. Шор-Пайрам - праздник посвящённый скотоводству и сельскому хозяйству, отмечается точно также, как и у остальных тюрко-язычных народов, исключая некоторые небольшие нововведения (например: у шорцев - конкурс красоты; у кумандинцев на этом празднике совершалось ритуальное жертвоприношение коня и проходили знакомства, смотрины, сговоры родителей молодых.) 9 августа день всех малочисленных коренных народов.
18 Заключение Наше время Сегодня наблюдается постепенное исчез- новение традиционной культуры малочислен- ных народов. Но, начи- ная с 1998 года, возобновляются нацио- нальные праздники коренных народов, сопровождающиеся исполнением эпоса и песен, а также спортивными состязаниями. Стали проводится свадебные обряды – тои, а также имя наречения новорожденного. Жизнь очень сложна и разнообразна, поэтому, люди, будьте к друг другу внимательны, заботливы и уступчивы. Семья – это начало всех начал. Лишь в ней по-настоящему раскрываются самые лучшие стороны человеческой души, она направляет нас к добру и созиданию. Всем известна простая и понятная истина: счастлив тот, кто счастлив в своём доме. Именно здесь мы находим поддержку, понимание, тепло и любовь своих близких. Давайте уважать и чтить традиции наших предков, вернём всё самое лучшее. Ведь будущее- это МЫ!!!
19 Литература 1. Шорский сборник. Историко-культурное и природное наследие Горной Шории. Вып. 1. Кемерово, Тубалары (черневые татары) С.Н.Тарбанакова 2008г.Горно-Алтайск 3. Алтайские инородцы. В.И.Вербицкий 1893г. Москва 4. Атлас культур и религий. Народы России. 2011г. Москва 5. Материалы статистики из архива Отдела ЗАГС Турочакского района Комитета по делам ЗАГС Республики Алтай
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.