Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемrcro.tomsk.ru
1 Проектный метод в развитии экологического воспитания дошкольников.
2 На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия природы и человека выросли в глобальную экологическую проблему. Конец 20 и начало 21 века стали переломными для жителей планеты Земля: катастрофы природные и техногенные, появление новых болезней, исчезновение лесов, засыхание рек и морей. Все это привело к тому, что проблема не только экологической безопасности, но и экологической грамотности встало на первое место.
3 Наши предки, особенно славяне, находились в постоянном контакте с природой, экологические законы усваивались людьми в их обыденной жизни, связь с природой была гармоничной, так как человек ощущал себя её частью. Наступление цивилизации, стремление к обогащению оборвала связь человека с природой. Изменилось поведение людей: они стали брать от природы всё, ничего не давая ей взамен.
4 Чтобы восстановить эту связь, не одно поколение человечества надо научить чувствовать природу, жить с ней в неразрывной связи, и начинать эту работу надо с самого рождения человека. Вот почему усилилось внимание к экологическому воспитанию в дошкольных учреждениях. Природа должна стать для каждого ребенка родной, знакомой и понятной. Дети сельской местности находятся в более выигрышном положении по отношению к детям городов, особенно мегаполисов. Ребенок живет в непосредственной близости с природой, трудится в ней вместе со взрослыми. Поэтому перед педагогами городских дошкольных образовательных учреждений стоит задача: создать соответствующую развивающую среду, в которой человек находился бы с самого раннего возраста. В этой среде он должен непросто жить, но наблюдать за явлениями и событиями, происходящими в ней, задавать природе вопросы и получать на них ответы.
5 Поэтому основной упор в экологическом воспитание должен быть сделан на наблюдение, эксперименты, продуктивную деятельность в природе. Мы все знаем, что детям дошкольного возраста характерно наглядно – действенное и наглядно – образное мышление, значит основным методом экологического воспитания и обучения будут наглядный. Это позволяет ребёнку самостоятельно знакомится с законами природы.
6 В детском саду не должно быть чёткой границы между обычной жизнью ребенка ознакомлением с природой: наблюдением, опытами, экспериментами. Это должно быть гармоничным и естественным. Именно так будут решаться основные задачи экологического воспитания: воспитание любви к природе через прямое общение с ней, восприятие её красоты и многообразия; формирование знаний о природе, развитие осознанного отношения к себе, как активному субъекту окружающего мира; формирование навыков экологически грамотного, нравственного поведения в природе.
7 Чтобы снизить объем интенсивности непосредственно образовательной деятельности, органично вплести в жизнедеятельность ребенка экологическое воспитанность, а так же не снизить интерес к познанию, надо совершенствовать технологии педагогического процесса, что впрочем, в последнее время и наблюдается. Используются все новые и новые формы и методы экологического развития детей. Остановлюсь на опыте нашего дошкольного учреждения….
8 Данная работа ведется в нашем дошкольном учреждении МБДОУ 48 города Томска с 2006 года, фактически с момента открытия. Каково же состояние экологического воспитания у нас сейчас и какие новые формы и методы работы мы используем? Мы взяли на вооружение проектный метод и стали его активно внедрять на практике.
9 Специфика метода проектов заключается в том, что педагогический процесс накладывается на процесс взаимодействия ребенка с окружающим миром. Педагогическое воздействие осуществляется в совместной деятельности взрослого и детей и опирается на их личный опыт, развивает познавательный интерес, любознательность к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества, практические умения детей, что стало особенно актуально в условиях введения ФГТ.
10 Проект это специально организованный воспитателем и самостоятельно выполняемый воспитанниками комплекс действий, направленных на разрешение проблемной ситуации и завершающихся созданием творческого продукта.
11 Работа над проектом проходит несколько этапов: формулирование проблемной ситуации, постановка цели; поиск формы реализации проекта; разработка содержания всего педагогического процесса на основе тематики проекта; определение направлений поисковой и практической деятельности; организация совместной (с педагогами, родителями и детьми) творческой, поисковой и практической деятельности; работа над частями проекта, коррекция; коллективная реализация проекта, его кульминация.
12 Мы предлагаем вашему вниманию исследовательский проект для детей 2-ой младшей группы по экологическому воспитанию Волшебные превращения воды.
13 Цель проекта: Расширить знания детей о воде как объекте неживой природы, ее значении для жизнедеятельности человека, роли в окружающем мире, О изменениях воды при различных погодных условиях.
14 Детская цель: Узнать зачем нужна вода детям, как она изменяется в зависимости от погодных условий, как можно с ней играть.
15 Задачи проекта: 1. Расширять знания детей 2-ой младшей группы (дети 3,5 – 4,5 лет) о воде как объекте неживой природы, ее значении для жизнедеятельности человека, роли в окружающем мире. 2. Познакомить с физическими и химическими свойствами воды в опытно-экспериментальной деятельности. 3. Воспитывать бережное отношение к воде, экономное использование водных ресурсов. 4. Уточнить представления детей об использовании воды для укрепления здоровья. 5. Развивать эстетическое восприятие воды в природе.
16 Подготовительный этап: Консультация для родителей: «Закаливание детей раннего возраста» с использованием ИКТ.
17 Подготовка методической и художественной литературы по теме.
18 Оформление алгоритма умывания.
19 Конкурс чтецов: «Вот такая вот водица»
20 Основной этап: 1.Постановка познавательной проблемы, создание воспитателем мотивации, принятие задачи детьми. Условия: Достаточная сложность поставленной задачи для детей, требующая мыслительной деятельности для сопоставления известных фактов, выдвижения предварительных выводов. 2. Первичный анализ задачи, выдвижение предположений о возможном явлении природы, причинах явления. Отбор способов проверки предположений, выдвинутых детьми, проверка этих предположений. Условия: Необходимость совместного рассмотрения каждого из предположений (особое внимание уделялось противоречивым предположениям детей). 3.Анализ полученных в ходе проверки предположений результатов и формулирование выводов.
21 Эвристические беседы: «Вода. Какая она?» «Вода зимой».
22 Рассказы воспитателя: «Кому и зачем нужна вода?». «Чем аквариум от речки отличается». «Какие растения любят воду, а какие нет».
23 Праздники и развлечения: «Утро бабушки - Загадушки»
24 Совместная трудовая деятельность:
25 Решение поисковых задач: * Почему что-то тонет, а что-то нет? Цель: Подвести к связи между весом и возможностью держаться на воде. Содержание: Взвешивание на весах предметов, опускание их в воду. *Может ли вода иметь вкус, запах? Цель: Ознакомление со свойствами воды. Подвести к пониманию важности бережного отношения к воде как основе жизни. Содержание: Растворение в воде гуаши, пищевых, ароматических веществ, опыты.
26 Наблюдения в природе: Видели, что можно сделать изо льда для украшения нашего участка. Наблюдали за тем как замерзает вода при заливании в форму на морозе.
27 Образовательная область «Социализация»: Чтение художественной литературы: сказка К.Чуковского «Мойдодыр»
28 Культура общения: «Купаться любят все».
29 Окружающий мир: «Путешествие капельки».
30 Образовательная область «Коммуникация»: «Кто живет в воде?»
31 Образовательная область «Познание»: Мир природы: «Познакомим Маришку с водой»
32 Делаем первые шаги в математику: «Зимняя прогулка».
33 Физическое развитие детей: Комплекс ОРУ: «Моряки - путешественники».
34 Образовательная область «Художественное творчество»: Аппликация: «Снежинки». Цель: учить слушать и запоминать короткое стихотворение, учить отвечать на вопросы по содержанию строчками из стихотворения, развивать память, интонационную выразительность и темп речи, наклеивать полоски белой бумаги в виде снежинки.
35 Лепка «Сосульки – воображульки» Задачи: Учить детей лепить предметы в форме конуса. Вызвать интерес к моделированию сосулек разной длины и толщины. Побуждать самостоятельно сочетать разные приемы для усиления выразительности образов: сплющивать, скручивать, вытягивать, свивать. Показать возможность смешивания в одном комке пластилина цветов. Развивать чувство формы. Воспитывать интерес к природным явлениям и передаче своих впечатлений в изобразительной деятельности.
36 Рисование:"Снеговики подружились и пошли гулять" Цели: Закреплять навыки рисования снеговиков из частей круглой формы, разной величины и деревьев из вертикальных и наклонных линий (ель); воспитывать чувство сопереживания, желание помочь персонажу; учить выбирать пару, создавать вместе рисунок; вызывать радостное настроение от совместного творчества; закреплять умение правильно держать кисть.
37 Конструирование: «Водопад». Льётся водичка с большой высоты, Брызги летят на траву и цветы. Детки вокруг оживлённо галдят, Громче ребяток шумит водопад.
38 Мир музыки. Разучивание танцевальной композиции: «Ручеек».
39 Работа с родителями. Субботник с целью постройки снежной горки, украшения участка фигурками изо льда.
40 Игровое родительское собрание: «Вместе веселее».
41 Игровая деятельность: Сюжетно – ролевая игра «Большая стирка».
42 Сюжетно –ролевая игра «Купание куклы».
43 Дидактические игры:
44 Пальчиковые игры:
45 Подвижные игры:
46 Самостоятельная деятельность детей:
49 Таким образом, мы можем утверждать, что проектный метод актуален и очень эффективен: -позволяет ребенку почувствовать себя исследователем; -помогает максимально раскрыть возможности каждого ребенка: -расширить кругозор, познавательные способности, повысить мыслительную активность и любознательность детей, обогатить их знания; -помогает охватить все уровни воспитательной деятельности, начиная с семьи; -позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний, а это в свою очередь способствует формированию целостному виденью картины окружающего мира; -позволяет задействовать различные виды детской деятельности; -не имеет четких границ, дети свободны в своем творчестве; Результат проекта дает возможность выбора, свободного варьирования; при реализации проекта возникают новые идеи.
50 Итак, внедрение метода проектов в образовательный и воспитательный процессы это на сегодняшний день основной путь в воспитании экологической культуры не только детей, но и родителей воспитанников, который наиболее полно соответствует природе ребенка и современным задачам по реализации «Экологической доктрины Российской Федерации».
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.